Шпаргалки обеспечение прав человека в деятельности овд – 2.Понятие, содержание, система прав человека.

Содержание

Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека. 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2). Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства.  При этом в основном законе отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17). Устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина,  защищен государством от посягательства на них.   
Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами. В частности, 

статья 55 Конституции РФ определяет основные принципы ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:

  • в целях защиты основ конституционного строя, 
  • в целях защиты нравственности, 
  • в целях защиты здоровья, 
  • в целях защиты прав и законных интересов других лиц, 
  • в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства. 

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»

 раскрывает и конкретизирует правовую концепцию ограничения прав и свобод человека и гражданина сквозь призму прав и обязанностей сотрудников полиции. 
Статья 1 Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», закрепляя назначение полиции, отмечает, что в первую очередь полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Таким образом, конкретизируются положения Конституции РФ, которая закрепляет, что защита прав человека является смыслом создания и деятельности всех органов государственной власти в Российской Федерации.
Вместе с тем, в законе отмечаются более конкретные пределы ограничения прав человека применительно к повседневной оперативно-служебной деятельности. Так, 
статья 5
 закрепляет, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. 

Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. 

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с эти м права и обязанности гражданина.  

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Помимо этого, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (статья 6). Сотруднику полиции запрещается провокация на незаконные действия, т.е. подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Кроме того, сотруднику полиции запрещается в оправдание своих действий или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
Особое место в деятельности сотрудника органов внутренних дел должна занимать беспристрастность (статья 7). Данный термин обозначает равное отношение сотрудника при исполнении им свих обязанностей ко всем лицам вне зависимости от их сугубо личностных характеристик. Фундаментом данного требования служат положения Конституции РФ. В частности, статья 19 Конституции РФ определяет, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.  
Положения Конституции РФ в вопросе о беспристрастности конкретизируются Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, статья 7 отмечает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. При этом сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. 
Таким образом, смысл беспристрастности, как одной из неотъемлемых составляющих деятельности сотрудника ОВД, должен заключаться в соблюдении толерантного отношения к представителям любых национальностей, меньшинств, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Также сотрудник обязан воздерживаться от любых, в том числе и личных политических взглядов при осуществлении своей деятельности. Такие убеждения не запрещаются сотруднику, но они не должны влиять на толерантное отношение к людям, соблюдение равенства в защите их прав и свобод.
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», регламентируя обязанности и права сотрудников, подробно останавливается на многих процедурных аспектах, которые так или иначе затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека. В частности, при закреплении вопроса о задержании закон отмечает, что в случае применения данной меры пресечения сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако закон ограничивает данное право, если задержанными лицами являются:

  • лица, совершившие побег из-под стражи, 
  • лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;
  • лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
  • лица, находящиеся в розыске;
  • лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
  • лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
  • лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации,  а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

 

Юрисконсульт правовой группы 
Отдела МВД России по г. Ессентуки
Светлана Коньшина

adm-essentuki.ru

Обеспечение прав человека в деятельности ОВД

План

1.Международные универсальные стандарты в области прав человека и деятельность Организации Объединенных Наций по их защите

2. Особенности и виды ответственности сотрудников правоохранительных органов за неправомерные действия, допущенные в процессе раскрытия и расследование преступлений, нарушающих права и свободы человека

Литература.

Вопрос 1

Международные универсальные стандарты в области прав человека и деятельность Организации Объединенных Наций по их защите

Первоначально приверженность мирового сообщества основным правам человека была выражена еще в Уставе ООН в 1945 году, но наиболее полным, общепризнанным и авторитетным воплощением современной доктрины прав и свобод человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г Генеральной Ассамблеей ООН. Она представляет собой важнейший социально-политический и юридический документ современности, закрепивший в мировом масштабе основополагающие принципы и нормы, определяющие с позиций подлинного гуманизма и демократизма общий современный политический, социально-экономический и духовно-культурный статус личности. В ее преамбуле говорится, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, в то время как небрежение и презрение к правам человека привели к варварским атакам, которые возмущают совесть человечества»1.

Эта Декларация исходит из того, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (ст. 1) и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия (ст. 2). В ней также определяются конкретные личные (гражданские) и политические права и свободы, в том числе права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и безопасность, на равенство всех перед законом, на свободу передвижения по стране, выезд из нее и въезд в нее, на гражданство и его изменение, на свободу мысли, совести и религии, мирных собраний и ассоциаций, на участие в управлении своей страной и др. Декларация закрепляет и многие конкретные экономические, социальные и культурные (духовные) права и свободы, среди которых права на собственность и предпринимательство, труд и свободный выбор работы, социальное обеспечение и отдых, образование и участие в культурной жизни, достойный уровень жизни и др. Вместе с тем она напоминает, что каждый человек имеет и обязанности перед обществом.

edutext.net

Формирование правовой культуры у сотрудников органов внутренних дел. Обеспечение прав человека в деятельности ОВД

Похожие главы из других работ:

Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции

3. Полномочия сотрудников органов внутренних дел в части составления протоколов об административных правонарушениях и подготовки дел об административных правонарушениях к рассмотрению

Поведение людей в обществе может быть правомерным и неправомерным (противоправным). Противоправное поведение выражается в совершении гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных проступков…

Гарантии и компенсации сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей

§ 1. Социальная поддержка сотрудников органов внутренних дел

Основной закон регламентирующий работу органов полиции является Федеральный закон РФ от 7.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014)”О полиции”. Согласно этому закону полиция в РФ – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь…

Денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел для исчисления пенсий в соответствии со ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1

Глава 1. Социально-правовая сущность и структура денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел

Социальное обеспечение – историческая категория, обусловленная общественной необходимостью. В его нынешнем виде оно возникло относительно недавно – во второй половине XIX века. В России вопросу обеспечения военнослужащих в старости…

Денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел для исчисления пенсий в соответствии со ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1

Глава 2. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел

Основным источником правового регулирования пенсионного обеспечения граждан России является Конституция Российской Федерации…

Конституционно-правовой статус РФ и роль МВД в его обеспечении

1.2 Конституционно-правовой статус органов внутренних дел

конституционный правовой внутренний безопасность К обязательным признакам государства относится территория, население и публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом…

Национальная правовая культура России: особенности, проблемы

3. Актуальные проблемы формирование правовой культуры России

Всё чаще и чаще, анализируя, пытаясь понять и осознать всю огромную сферу общественных отношений, регулируемую правом, мы приходим к выводу, что совсем не достаточно создать идеальную, с точки зрения логики, содержания, формы, правовую норму…

Незаконное пересечение государственной границы

§ 3. Проблемы организационно-правовой основы взаимодействия подразделений органов внутренних дел, таможни и органов государственной безопасности

Современная система силовых структур Российской Федерации включает 14 ведомств, наладить взаимодействие между которыми в силу ряда причин сложно.3 Существует проблема несоответствия требований нормативных актов…

Органы внешней разведки Российской Федерации

3. Правовой статус сотрудников органов внешней разведки

Сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации являются военнослужащие и государственные гражданские служащие кадрового состава, а также не входящие в кадровый состав военнослужащие…

Понятие правовой культуры

2.1 Формирование национальной правовой культуры

Правовая культура носит конкретно исторический характер. Необходимо рассматривать в отдельности правовую культуру общества каждого исторического периода, каждого государства. При этом на наш взгляд, можно выделить общий признак…

Понятие, цели и задачи профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД

1. Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. И для того, чтобы определить, какими личностными качествами…

Понятие, цели и задачи профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД

2. Понятие психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников…

Понятие, цели и задачи профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД

3. Методы профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел и принципы его организации

Центральным звеном, стержнем, определяющим специфику психологической подготовки сотрудников, являются методы ее проведения. Здесь имеются в виду приемы…

Правовая культура общества

1.3 Структура и формирование правовой культуры

правовой культура общество Рассматривая структуру правовой культуры, следует коснуться ее состояний и выделить четыре ключевых уровня правовой культуры: § нормативный; § идеологический; § поведенческий; § объективированный…

Правовые основы деятельности нарядов полиции по обеспечению порядка

1.1 Правовое положение сотрудников органов внутренних дел

Статьёй 10 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений от 21.03…

Служба в органах внутренних дел как разновидность государственной службы Российской Федерации

2. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации

Прохождение государственной службы в органах внутренних дел осуществляется на различных должностях. «Каждая должность имеет свой определенный статус…

pravo.bobrodobro.ru

Обеспечение прав и свобод в уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел (стр. 1 из 5)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1.1 Защита прав и свобод

1.2 Гарантии прав

1.3 Равенство прав граждан, участвующих в уголовном процессе

ГЛАВА II. ПРАВОМЕРНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ И ЛИЧНОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Россия, провозгласив себя в соответствии с принятой 12 декабря 1993года всенародным голосованием Конституцией Российской Федерации демократическим правовым государством, заявила тем самым о своих намерениях продвигаться в направлении развития мировой цивилизации, исходя из признания человеческой личности ее прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве

Значительную роль в обеспечении или гарантировании прав и свобод личности в уголовно-процессуальной деятельности играют органы внутренних дел. Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел состоит в производстве дознания и предварительного следствия. Действующее законодательство возложило эту функцию на довольно широкий круг подразделений и служб органов внутренних дел: криминальную милицию и милицию общественной безопасности, службу по борьбе с организованной преступностью, Государственную Инспекцию Безопасности Дорожного Движения, Государственную противопожарную службу, руководителей учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, командиров воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России.

В уголовно-процессуальной деятельности Органов внутренних дел особо важно соблюдение требований законности, т. к. в соответствии со сложившейся в России системой уголовного судопроизводства, допущенные в ходе предварительного расследования процессуальные ошибки и нарушения прав и свобод человека и гражданина восполнить в ходе судебного разбирательства, не всегда представляется возможным. И даже если суд сможет исправить допущенную органом расследования ошибку, то для этого требуется, нередко, весьма длительный срок, исчисляемый иногда годами.

Особенности обеспечения прав и свобод человека и гражданина в уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел в том, что в процессе реализации законодательных норм о защите прав и законных интересов участников уголовного процесса возникают противоречия, обусловленные различными интересами субъектов этих прав, других лиц, общества и государства в целом.

Обеспечение прав человека органами внутренних дел включает две стороны, два направления, которые, выступая как самостоятельные элементы деятельности этих органов, тем не менее, находятся в неразрывной связи друг с другом. Речь идет об ограничении и о защите прав и свобод человека. Правовая категория ограничения прав и свобод проявляется в том, что ограничительные меры реализуются в соответствии с законодательством и подзаконными актами, принятыми во исполнение конституционных предписаний.

ГЛАВА I . ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1.1 Защита прав и свобод

В соответствии с ч.1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет двуединое назначение – защиту прав и законных интересов личности и организаций от преступлений и, одновременно, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.[1]

Поэтому достижение оптимального соотношения интересов личности и государства в решении указанных задач является приоритетной задачей уголовно-процессуальной науки.

На граждан, вовлеченных в уголовно-процессуальные правоотношения, в полной мере распространяются конституционные положения, гарантирующие нерушимость их прав и свобод.

В Конституции Российской Федерации, принятой всеобщим голосованием 12 декабря 1993г., правам и свободам человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства отведено значительное место, в тексте они обозначены в виде системы конкретных норм – предписаний высшей юридической силы.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека.[2] Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с данным правилом в сфере уголовного судопроизводства все лица наделены равным правом на судебную защиту их прав и свобод со стороны государства. Обязанность обеспечивать правами и свободами гражданина и человека в уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел возложена на следователя и орган дознания.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.[3]

При досудебном производстве по уголовному делу запрещены действия и решения, которые унижают честь, умаляют достоинство или создают опасность для жизни и здоровья лиц, участвующих в процессе. Задачей органов внутренних дел в уголовно-процессуальной деятельности является защита прав и законных интересов граждан, должностные лица при производстве по уголовным делам обязаны уважать честь и достоинство участвующих в деле лиц, а также пресекать действия других субъектов, унижающие честь, умаляющие достоинство лица либо создающие опасность для его жизни и здоровья.

При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным лицам, участвующим в уголовном процессе, а также их близким родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные ч.9 ст.166, ч.2 ст.186, ч.8 ст.193, п.4 ч.2 ст.241 и ч.5 ст.278 УПК РФ. В случаях непринятия мер безопасности в отношении лиц, взятых под защиту, или разглашения сведений о мерах безопасности должностные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.[4]

Запрещается производство следственных действий, которые ставят участвующих в них граждан в унизительное положение.

При допросе следователь, дознаватель не должны задавать вопросы в грубой форме, использовать жаргонные выражения. В ходе допроса и иных следственных действий им нельзя применять “тактические приемы”, сводящиеся к незаконному воздействию на участвующих в деле лиц (сообщение заведомо не соответствующих действительности сведений, порождающих чувство страха, недоверия и вражды к другим людям, и тому подобное). В ходе очной ставки следует пресекать попытки психического давления одного из допрашиваемых на другого с целью понудить того к изменению своих показаний.[5]

При производстве различных видов осмотра, освидетельствования, а также обыска, выемки разрешены только те действия, которые непосредственно направлены на получение доказательств. Процедура осмотра, обыска, выемки не должна носить унизительный характер. Личный обыск и освидетельствование, связанное с обнажением тела, производят лица одного пола с обыскиваемым (лицом, подвергающимся освидетельствованию) в присутствии понятых того же пола.[6]

В ходе следственного эксперимента запрещено воссоздавать условия, опасные для жизни и здоровья подозреваемого, обвиняемого и других лиц.

Получение образцов для сравнительного исследования в необходимых случаях должно производиться в условиях, исключающих унижение чести и умаление достоинства граждан, с соблюдением медицинских правил и при участии врача в качестве специалиста.

Моральный ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, подлежит возмещению.[7]

Право каждого на свободу и личную неприкосновенность личности в ч.1 ст.22 Конституции РФ. В соответствии с данной нормой никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления и заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований.

Процедура заключения под стражу и содержания лица под стражей в качестве меры пресечения, а также помещения в медицинское учреждение для производства судебно – психиатрической или иной экспертизы строго регламентирована законом. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.[8]

Никто из участвующих в уголовном процессе лиц не должен подвергаться насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Содержание лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или заключенных под стражу, должно быть организовано в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

В статье 2 Конституции РФ закреплена обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Следователь, дознаватель обнаружив по находящемуся в их производстве делу факты нарушения прав и свобод граждан, обязаны по собственной инициативе принять все предусмотренные законом меры для их восстановления.

Вред, причиненный гражданину в результате нарушения его прав и свобод, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Основанием для возмещения вреда, причиненного незаконными действиями работников дознания и предварительного следствия, является незаконное привлечение в качестве обвиняемого, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде. Данные факты считаются установленными при постановлении оправдательного приговора, прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или при прекращении уголовного преследования ввиду непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления.

mirznanii.com

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ — КиберПедия

основная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по должности служащего «Полицейский» (на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования).

Тематический план

№ п/п Наименование тем Всего часов Теоретич. занятия Практич. занятия Форма контроля
6.1. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел -
  Контрольно-проверочное занятие - -
Всего:

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 6.1. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Международные и российские стандарты в области защиты прав и свобод человека. Механизмы обеспечения и защиты прав человека. Место и роль, задачи и функции органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов. Цели ограничения прав и свобод человека в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации.Права и свободы человека, не подлежащие ограничению при любых обстоятельствах. Защита прав свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом «О полиции».

Особенности защиты и обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, в том числе в особых условиях и при проведении массовых спортивных мероприятий.

Виды уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, их правовой статус, компетенция и взаимодействие с органами внутренних дел. Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с Общественной палатой Российской Федерации, средствами массовой информации, общественными объединениями.

Правовые основы деятельности общественных советов при органах внутренних дел. Порядок организации отчетов должностных лиц органов внутренних дел перед органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты:

 

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/

2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // URL: http://base.garant.ru/2540295/



3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г//URL: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/

4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от
4ноября 1950 г.//URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30222/

5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 27.07.2014 г.)

6. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»
(ред. от 03.07.2016 г.) // СПС Консультант Плюс.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 03.07.2016г. № 354-ФЗ) // СПС Консультант Плюс

8.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. 01.09.2016 № 374-ФЗ)// СПС Консультант Плюс.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г. № 375-ФЗ)

10. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 6.07.2016).

11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 6.07.2016 № 375-ФЗ).

12. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

13. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»// СЗ РФ, 11.04.2005. № 15. Ст. 1277. (ред. от 28.11.2015 г.)

14. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности» (ред. от 28.11.2015 г.) // СПС Консультант Плюс

15. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // СПС Консультант Плюс

16. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 06.07.2016) // СПС Консультант Плюс.



17. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред.28.11.2015 г.) // СПС Консультант Плюс.

18.УказПрезидента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668
«Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» // «Российская газета». Федеральный выпуск № 5489. 27 мая 2011 г. (ред.24.07.2015 г.)

19. Постановление Правительства РФ от 24.10.2002г. № 769 «Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны» (с изм. на 1.07.2012 г.). // СПС Консультант Плюс

20. Приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 939 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668». (ред.17.09.2015 г.)

21. Приказ МВД России от 2 августа 2012 г. № 754 «О порядке посещения без специального разрешения членами общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах помещений, занимаемых органами внутренних дел, а также мест принудительного содержания подозреваемых и подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту». (ред.12.02.2012 г.)

22. Приказ МВД России от 31 августа 2011 г. № 988 «Об утверждении порядка присутствия членов общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан».

23. Приказ МВД России от 30 августа 2011 г. № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России». (ред.10.03.2016 г.)

24. Закон Вологодской области от 28.12.2012 г. № 2947-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области». // СПС Консультант Плюс

Основная:

1. Румянцев Н.В., Кикоть В.Я., Берекашвили Л.Ш., Игнатов В.П., Коршунов Н.М. Обеспечение прав и свобод человека правоохранительными органами Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012.

2. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник в 2 ч. / под общ. ред. В. Л. Кубышко. Часть 1. – М. : ДГСК МВД России, 2014.

Дополнительная:

1. Обеспечение прав человека в деятельности ОВД: учебник / Под общ. ред. Ю.В. Анохина, В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2010.

2. Памятка в помощь гражданину о Федеральном законе «О полиции» // http://mvd.ru/upload/site1/pamjatka_police.pdf

 

Тематический план рассмотрен и утвержден

на заседании цикла Ю и СД

центра профессиональной подготовки

УМВД России по Вологодской области

 

Протокол № ___ от _________ 2016г.

cyberpedia.su

Реферат – Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «обеспечение прав человека в деятельности овд» По специальности 030501. 65 юриспруденция специализация уголовно правовая


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

ПО КУРСУ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД»

По специальности 030501.65 юриспруденция

специализация – уголовно правовая

Предмет, метод и система учебного курса ««Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел»«.

Права человека как отрасль международного права. Источники международного права прав человека.

Система прав и свобод человека и гражданина.

Правовой статус личности: понятие, структура и виды.

Жизнь, свобода, достоинство личности, личная неприкосновенность как объекты естественных прав человека.

Обязанности человека. Понятие, содержание, виды и их соотношение с правами человека.

Права гражданина в эпоху античной цивилизации.

Формирование личных и политических прав человека и гражданина в Англии. Общая характеристика Хартии вольностей, Хабеас Корпус Акта.

Идеи прав человека в трудах французских просветителей. Общая характеристика Декларация прав человека и гражданина 1879 года

Права человека в эпоху возникновения государства США. Общая характеристика Билля о правах (поправки к Конституции США).

Развитие теории естественного права в России. Права человека в феодальной России.

Права человека в Российской империи (до февраля 1917 г.). Акты ограничения монархии в России как источники прав человека.

Развитие прав человека в России после Октябрьской революции 1917 г.

Права человека и Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991 г.

Реформирование правовой системы России и права человека. Закрепление прав человека в Конституции России 1993 г.

Принципы взаимоотношений государства и личности в современной России.

Международно-правовые акты о правах человека. Проблема их имплементации в правовой системе России.

Международные пакты о правах человека и их особенности. Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах и их юридическая сила.

Право на жизнь. Понятие, сущность и обеспечение права на жизнь в России.

Право на уважение достоинства, на свободу от пыток и другого антигуманного обращения или наказания.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Понятие, содержание и проблемы реализации.

Право на неприкосновенность жилища, частной жизни и тайну переписки.

Свобода мысли, совести, религии и убеждений (понятие, содержание).

Свобода мысли и слова в России. Права человека и деятельность средств массовой информации.

Теоретические и правовые основания и пределы правомерного ограничения прав и свобод человека.

Основные принципы гуманитарного права: понятие и содержание.

Обеспечение безопасности как условие охраны прав и свобод личности.

Деятельность органов внутренних дел во время немеждународного вооруженного конфликта.

Понятие механизма гарантий прав человека, его структура.

Характеристика международно-правового механизма гарантий прав человека.

Юридические гарантии (правовые нормы, единство прав и обязанностей граждан, деятельность правоохранительных органов, принцип законности).

Специфика правоохранительных органов и их непосредственная нацеленность на защиту прав и свобод личности.

Судебная защита прав и свобод человека. Проблемы применения российскими судами международно-правовых норм о правах человека.

Прокуратура и ее роль в реализации и защите прав человека и гражданина.

Органы исполнительной власти в области обеспечения, реализации и защиты прав человека.

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Правоприменительные акты ОВД, направленные на обеспечение реализации прав личности.

Сочетание методов принуждения и убеждения в работе органов внутренних дел по защите прав и свобод личности.

Борьба органов внутренних дел с преступностью как общий фактор безопасности личности и обеспечения ее прав.

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел и защита прав и свобод человека и гражданина.

Предварительное следствие и его значение в защите личности, ее прав и свобод, подвергшихся преступному посягательству.

Основные нарушения прав и свобод личности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел.

Правонарушения и юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел.

Значение презумпции невиновности в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве.

Обеспечение прав задержанных и арестованных. Запрет применения пыток и антигуманного обращения и наказания.

Законность: понятие, принципы, а также ее реальное состояние в условиях формирования правового государства.

Причины и условия, способствующие нарушению прав и свобод человека и гражданина, а также законности в работе органов внутренних дел.

Основные нарушения прав и свобод личности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел.

Высокая правовая культура и высокий нравственный уровень сотрудников ОВД – залог законности их деятельности.

Система юридической и социально-экономической защиты сотрудников органов внутренних дел как представителей власти.

www.ronl.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 2007 Конституционное право

ПРЕДИСЛОВИЕ

Российскому государству, строящему новый общественный строй, приходится решать различные по характеру проблемы политического, экономического, социального, духовного характера, связанные с идеями прав человека. Трудный путь России к правовому государству, господству прав человека осложняется рядом негативных факторов прошлого и настоящего: многовековыми традициями деспотизма и крепостничества, всесилием властей и бесправием населения, стойким правовым нигилизмом большинства населения, несоблюдением и неисполнением законов, низкой правовой культурой управляющих и управляемых, в целом общества. В России еще не создано настоящее гражданское общество, а возможности его саморегуляции оказались преувеличенными.

В то же время необходимо признать, что в российском обществе постепенно формируется понимание важности проблем обеспечения прав человека, верховенства прав и свобод человека как основы правового государства. Государство провозгласило, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”, и приняло на себя обязанности по их признанию, соблюдению и защите (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Данные положения составляют основы конституционного строя России, которым не могут противоречить другие принципы, определенные Основным законом. Права и свободы человека являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, осуществляемым только судом (ст. 18 Конституции РФ).

Уровень демократического развития общества определяется не только формальным признанием приоритета прав и свобод человека и гражданина, включая их закрепление в национальном законодательстве и провозглашение общепризнанных норм и принципов международного права в области прав человека частью правовой системы Российской Федерации. В обществе должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.

Особое место в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают органы внутренних дел – специально уполномоченные государственные органы, деятельность которых непосредственно направлена на охрану и защиту этих прав и свобод. К сожалению, на практике использование органами внутренних дел своих полномочий не всегда сочетается с такими принципами, как законность, обоснованность и соразмерность, что нередко приводит к нарушениям прав и свобод личности. Поэтому важную роль в профессиональной подготовке личного состава органов внутренних дел играет общетеоретическая правовая подготовка, непосредственно направленная на формирование у сотрудников и их руководителей системы теоретических и практических знаний, использование которых поможет переосмыслить и скорректировать практику обеспечения указанных прав и свобод.

В этой связи авторами курса лекций поставлена задача рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Лекция N 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА

“ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ”

1. Значение курса для деятельности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

2. Предмет, методы и задачи курса.

3. Место и роль курса в системе общественных и юридических наук.

1. Значение курса для деятельности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Конституция России 1993 г. установила не только основополагающий принцип: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью”, – но и закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы (ст. 2).

Признание прав и свобод человека и гражданина в качестве приоритетных стало важным и значимым условием для создания правовой и нравственной основ развития демократии, четкого определения правового статуса личности в Российской Федерации.

Согласно части 2 ст. 55 Конституции РФ в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 18 Конституции России являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Значение этих норм трудно переоценить, так как они подчеркивают приоритет прав и свобод человека перед другими ценностями.

Учитывая важность прав и свобод человека и гражданина в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, стоит отметить, что без государственного регулирования реализация личностью своих прав была бы невозможной или затруднительной. В связи с этим существенное значение приобретают изучение механизмов и процедур охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, анализ конституционных, судебных, административно-правовых способов их обеспечения.

Деятельность любого органа государственной власти подчинена достижению единой цели – обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Это является его прямой и важнейшей конституционной обязанностью и заключается в создании экономических, организационных, правовых и иных условий для реализации прав и свобод. Вместе с тем в процессе функционирования орган государственной власти решает свои непосредственные задачи, и в конечном счете качественное их выполнение уже служит предпосылкой для реализации прав и свобод личностью, так как создает для этого необходимые условия.

Особую же значимость приобретает деятельность правоохранительных органов (судов, прокуратуры, адвокатуры, органов внутренних дел, государственной безопасности, арбитражей, юстиции, нотариатов и др.), непосредственно создаваемых для обеспечения указанных прав и свобод. Вопросы места и роли органов внутренних дел (милиции) в государственно-правовом механизме, а также стоящих перед ними задач, выполняемых функций, используемых средств и процедур в деятельности по обеспечению прав и свобод личности касаются практически всех граждан России. Это свидетельство того, что милиция по объему, разнообразию регулирующих, контролирующих, разрешающих, упреждающих и ограничивающих функций является самым дифференцированным и действительно ближайшим к народу инструментом государственной власти. В связи с этим справедливо заметить, что о власти и о своем государстве граждане зачастую судят, исходя из оценки деятельности милиции. Вместе с тем организация и деятельность современной российской милиции еще не отвечают современным требованиям гражданского общества, конституционной модели государственной охраны и защиты основных прав и свобод граждан.

Как показывает практика, именно в результате неправильного понимания своих задач, функций и полномочий сотрудниками органов внутренних дел происходит нарушение прав личности, что обусловливается порой узко понятой целесообразностью. При этом нередко игнорируется то обстоятельство, что законность допускает возможность руководствоваться интересами целесообразности лишь в рамках строгого соблюдения закона.

К сожалению, в настоящее время у населения сформировалось мнение о профессиональной беспомощности органов внутренних дел, а также сложился негативный стереотип образа милиционера. В частности, об этом свидетельствуют данные статистики. Так, ежегодно в России регистрируется около 3 млн. преступлений, столько же – на территории всего бывшего СССР. По данным независимых экспертов, в России от преступлений страдает около 40 млн. россиян. Законопослушными представителями гражданского общества не может положительно восприниматься неуклонный рост правонарушений и преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел.

Другим ярким показателем массового сознания, характеризующим отрицательное отношение населения к милиции, выступает утверждение о жестокости сотрудников милиции, необоснованно частом применении ими штрафных санкций, а следственными органами – меры пресечения в виде заключения под стражу. Среди населения распространено убеждение, что в милиции применяют насилие без законных на то оснований. По данным Фонда “Общественный вердикт”, проводившем исследование среди сотрудников милиции 40 российских городов с населением от 200 тыс. человек до миллиона и больше, 63% респондентов честно признались в использовании незаконных методов расследования, грубости к населению <*>. По-видимому, в сознании работников органов внутренних дел по-прежнему действует стереотип мышления, согласно которому любая цель может быть достигнута путем введения всевозможных запретов, ограничений.

——————————–

<*> Аргументы и факты. 2006. N 22.

Поэтому одним из путей повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и одновременно исключения возможности нарушения прав и свобод человека и гражданина видится постоянное обучение сотрудников милиции. Так, например, большинство руководителей органов внутренних дел, не говоря уже о рядовых сотрудниках, имеют высшее образование, полученное в советских юридических вузах, изучавших не конституционное, а государственное право и советское строительство. В учебниках по теории государства и права отсутствовали разделы или главы, посвященные правам человека, правовому статусу личности, ее взаимоотношению с государством. Да и само по себе понятие “права и свободы человека”, их неотъемлемость, универсальность и неотчуждаемость, идеи равенства прав человека, как известно, решительно отвергались. Господствовала теория, что именно государство наделяет правами своих граждан. Политические и личные права и свободы носили декларативный характер; человек был лишен автономии и личной неприкосновенности, его участие в политической жизни было откровенно формальным, механизмы защиты прав и свобод человека – ненадежны, значение судебной защиты – существенно занижено.

Изучение курса “Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел” является необходимым условием для успешной реализации руководителями и рядовыми сотрудниками органов внутренних дел функций по охране и защите прав и свобод человека и гражданина в свете современных требований, предъявляемых обществом к деятельности органов внутренних дел, а также в связи с реализацией задач, поставленных законодательными актами России об укреплении правопорядка в государстве, что требует от сотрудников органов внутренних дел высокого профессионализма, нравственности, общей и правовой культуры, культуры прав человека. Между тем указанная деятельность зачастую не имеет научной основы, хотя ее реализация, безусловно, является управленческим процессом, зависящим от наличия соответствующих знаний, навыков и убеждений. В то же время сотрудники, окончившие учебные заведения МВД России, на практике часто испытывают большие трудности, обусловленные неумением работать с людьми. Нередко, даже имея достаточные профессиональные знания, они оказываются не готовыми к выполнению функций руководителя и организатора в деятельности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Широкие слои населения должны быть уверены в своей защищенности, а значит, органы внутренних дел в целом и его сотрудники в частности должны вызывать к себе и своей деятельности уважение граждан. Для этого необходимо поменять стиль и методы работы сотрудников органов внутренних дел, руководителям органа внутренних дел – четко определить задачи, роль и место каждого подразделения и каждого сотрудника, участвующих в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Названные проблемы требуют глубокого изучения и решения, поскольку без этого невозможно формирование культуры гуманистического мышления, достижение значительных успехов в совершенствовании государственно-правовых форм обеспечения безопасности личности и в конечном счете построение правового государства в России.

2. Предмет, методы и задачи курса. Содержание курса “Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел” определяется его предметом, т.е. кругом рассматриваемых основных, наиболее значимых и существенных вопросов, и обусловливается спецификой подхода к изучению норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе охраны и защиты органами внутренних дел как субъектами государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В теснейшей связи и взаимозависимости с предметом изучения “Обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел” находится метод его изучения, включающий способы, приемы и средства, ориентированный на определенные познавательные подходы и действия для анализа и понимания сущности и закономерностей.

Для достижения цели при решении задач используются современные методы познания явлений и процессов правовой действительности: общенаучные (диалектический, системный) и частные (исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой) и др.

Ведущее место среди общих методов изучения курса “Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел” принадлежит методу исторического материализма, представляющему собой распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Иначе говоря, государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности. Они изучаются в динамике, развитии на основе действия законов перехода от постепенных количественных изменений к коренным качественным преобразованиям, борьбы противоречий между старым и новым, отрицания отрицания в общественной жизни, с которыми связаны возникновение, развитие и функционирование государства и права.

В качестве общих методов изучения используются также анализ и синтез, представляющие собой процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части (позволяет выявить структуру изучаемого объекта – структуру правоохранительных органов, классификацию прав и свобод человека и гражданина) и объединение целого из составных частей (позволяет дать общее определение понятия на основе обобщений основных признаков, например понятий “механизм государственной власти”, “права человека”).

Проблему прав человека, а также деятельности органов внутренних дел по их обеспечению следует изучать в широком контексте философского и научного знания. Для этого необходимо использовать системный метод всестороннего, целостного исследования человека, его неотъемлемых свойств, основных форм жизнедеятельности и общественного сознания. Для социально-гуманитарного знания права человека имеют центральное, системообразующее значение.

Системный подход расширяет границы познания и проблематику прав человека. Он предполагает учет всей совокупности объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование и реализацию прав и основных свобод человека, рассмотрение их исторического, теоретического и практического аспектов в диалектическом единстве и взаимозависимости.

Наряду с общими частнонаучные методы современного познания позволяют уяснить содержание исследуемого нормативного материала (метод формально-юридического анализа), помогают определить эффективность действия конституционно-правовых норм (статистический метод), дают возможность для изучения общественного мнения (конкретно-социологический) и т.д.

Поскольку концепция прав человека весьма объемная и проблемная, задачи, поставленные перед курсом лекций “Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел”, ограничены определением ключевых понятий, связанных с категорией “права человека”; изучением сущности и содержания государственно-правового механизма обеспечения прав личности, места и роли в нем органов внутренних дел, их задач, функций, форм, методов и видов деятельности в обычных условиях и в условиях особых правовых режимов; а также изучением основ международно-правовой защиты прав личности; уроков истории развития прав человека, разработке на их основе рекомендаций, способствующих эффективности функционирования государственно-правового механизма и органов внутренних дел в рассматриваемой сфере.

Основная цель, поставленная создателями настоящего курса лекций “Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел” – преодолеть неверие россиян в основополагающие нравственно-правовые ценности человеческой жизни, сделать их своеобразной единицей качественного измерения всех социально-экономических и политических преобразований в государстве, эталоном функционирования должностных лиц всех органов государственной власти, в т.ч. и органов внутренних дел.

3. Место и роль курса в системе общественных и юридических наук. Исследование прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации предполагает использование междисциплинарных связей и философского осмысления природы человека и его неотъемлемых прав. Поэтому они не являются объектом изучения лишь одной какой-то науки и соответственно при изучении курса “Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел” неизбежно его пересечение с иными юридическими науками – теорией прав человека, теорией государства и права, историей государства и права, историей политических и правовых учений, конституционным, уголовным, административным, международным, международно-гуманитарным правом и др. Так, проблемы правового статуса личности, правоспособности, дееспособности, взаимоотношений человека и государства, концентрирующиеся в правах человека, а также функционирование государственно-правового механизма по обеспечению прав и свобод человека и гражданина изучаются в общей теории государства и права; становление и развитие прав человека – в зарубежной и отечественной истории государства и права, в истории политических учений.

Предметом изучения теории прав человека является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия, – права человека, природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен. Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Право прав человека в первую очередь предназначено не допускать произвола по отношению к человеку со стороны государства, ограничивая его власть над людьми путем установления взаимных прав и обязанностей человека и государства.

Конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право изучают те или иные права индивидов, процедуры и механизмы их защиты, способы восстановления нарушенных прав.

Международное право исследует систему международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.

Международно-гуманитарное право изучает систему международно-правовых актов, обеспечивающих защиту жертв вооруженных конфликтов, ограничивающих возможные страдания, причиняемые войной, и в первую очередь регламентирующих обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятельской стороны.

В настоящем курсе лекций “Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел” исследуется система нормативно-правовых актов, регламентирующих задачи, функции, формы и виды деятельности органов внутренних дел по охране и защите прав и свобод человека и гражданина как в обычное (мирное) время, так и в ситуациях внутренней напряженности, а также в условиях действия особых правовых режимов.

Несмотря на взаимодействие курса “Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел” со многими юридическими науками, рассматривающими те или иные связанные с правами человека проблемы, существуют факторы, обусловливающие его особенность и определяющие необходимость выделения самостоятельной учебной дисциплины и заключающиеся в особой значимости деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав человека как для каждого индивида, так и жизни общества и государства в целом, а также важности самого “человеческого измерения”, формулирующего основные ценностные ориентиры и оказывающего консолидирующее воздействие в современном мире, для таковой деятельности. В связи с этим необходимо определение общих закономерностей этих явлений, позволяющих совершенствовать общественные отношения в рассматриваемой сфере.

Лекция N 2. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА

ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

1. Социальная роль и духовно-нравственная сущность прав человека.

2. Понятие прав и свобод человека и гражданина.

3. Классификация прав и свобод человека и гражданина.

1. Социальная роль и духовно-нравственная сущность прав человека. Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные, общечеловеческие ценности, права и свободы человека стоят на первом месте. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с половиной тысячи лет права человека обрели современную форму и понимание.

Права человека – явление многогранное. С самого начала их осознания людьми права человека выражали протест против угнетения, социальной несправедливости, что получило воплощение еще в первых законах, направленных против рабства, и в стремлении к свободомыслию и веротерпимости.

Права и свободы человека – это, во-первых, система философских, мировоззренческих представлений о предназначении человека, его месте и роли в сообществе других людей; во-вторых, определенный взгляд на устройство мира, т.е. миропонимание, мировоззрение, основанное на принципах гуманизма; в-третьих, система гуманистических ценностей, на которых строятся взаимоотношения в обществе, а также система социальных регуляторов отношений между людьми, состоящая из морально-этических принципов и норм; в-четвертых, правовое понятие, характеризующее закрепленный в нормах права статус личности в ее взаимоотношениях с государством и средство защиты от произвола и насилия со стороны государства.

Понимание сути и путей обеспечения прав человека в огромной степени зависит от внутреннего мира человека, его духовно-нравственного развития. В этом отношении важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. То есть они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. Права человека – это гуманизм современной эпохи.

Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) представляет собой совокупность антропоцентристских воззрений, т.е. взглядов, ставящих человека в центр мироздания, признающих человека главной ценностью. Гуманизм провозглашает право личности на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Благо человека является мерилом и критерием социального прогресса. Гуманизм – это фундамент, краеугольный камень многих современных идеологий. Одновременно гуманизм противостоит многим другим концепциям, мировоззрениям, в которых на первый план выдвигаются иные ценности или социальные институты: коллектив, нация, партия, государство, Бог и т.д. Гуманизм не представляет собой единую устойчивую, неизменную систему взглядов или ортодоксальную целостную науку. По сути дела, любые историко-философские, социально-политические учения либо течения в искусстве, обращенные к человеку, относятся к гуманистическим, в совокупности составляют феномен гуманизма.

Вся доктрина прав человека основана на одной несомненной гуманистической ценности. Эта ценность – достоинство человека. Оно является исходным началом его прав и свобод. Только через отношения, только через совместную жизнь людей, через сравнение с чем-то другим может быть выражено достоинство человека. Достоинство – категория, имеющая несколько планов, уровней. В самом широком, философском смысле достоинство – неотъемлемое позитивное качество человека в собирательном его значении как представителя рода человеческого. В теории естественного права, в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм данного подхода сформулирован во Всеобщей декларации прав человека и заключается в безусловном утверждении, что все люди – члены одной человеческой семьи и они рождаются, уже обладая достоинством. И в человеческом достоинстве все равны. По природе люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения достоинства, прав и свобод другого человека. Здесь заложена важная нравственно-гуманистическая идея о преобладании в человеке добрых начал, альтруизма, солидарности, терпимости, заботы о себе подобных.

Достоинство как объективная общечеловеческой характеристики, оно персонифицировано, воплощено в конкретных людях. И здесь есть еще два важных аспекта. Во-первых, достоинство – это оценка конкретного человека со стороны других людей, признание обществом тех нравственных, интеллектуальных, деловых качеств, степени ответственности, которыми этот человек обладает. Чем больше у человека социально значимых, позитивных качеств, тем выше его достоинство. Точкой отсчета, сравнительной шкалой, по которой мы измеряем достоинство данного человека, является некий идеал достойной личности. Важно подчеркнуть, что понятие достоинства исторически конкретно, обусловлено социокультурными и ценностными установками социума. Во-вторых, достоинство есть субъективная нравственная самооценка, самосознание человеком своей связи с обществом, т.е. своего значения, роли, вклада, влияния (чувство собственного достоинства) в этом обществе. В личном достоинстве заложены притязания на определенное отношение к себе, требование (право) на уважение со стороны других, со стороны общества <*>.

——————————–

<*> См.: Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов // Под ред. д.ю.н., проф. О.И. Тиунова. М., 2005. С. 9 – 10.

Суть и основное практическое значение прав человека состоит в вычленении личности из тотальности, что делает ее автономным и свободным индивидом, свобода которого ограничена такой же свободой другого человека. Однако права и свободы не только выделяют человека из определенной социальной общности, но и объединяют людей на основе их приверженности общечеловеческим ценностям. Права человека возможны только в обществе, ибо они представляют собой особый вид общественных связей и отношений, которые формируются под влиянием не только природы человека, но и конкретных социально-исторических условий, то есть их содержание во многом обусловлено той или иной ступенью исторического развития общества.

Это означает, что права человека носят и абсолютный и исторический характер. С одной стороны, основные права и свободы представляют для всех людей абсолютную ценность, она безусловна. С другой стороны, потребности и интересы, а также связанные с ними права и свободы, их содержание и значимость для конкретных людей изменяются от одного периода развития общества к другому. На этом историческом фоне идет дифференциация в подходе к правам человека и на уровне отдельных людей. Все это придает относительный характер правам человека вследствие того, что люди различаются и всегда будут отличаться друг от друга как индивиды по своим способностям, запросам, характеру, потребностям и интересам.

Права человека – это сложное многогранное явление, носящее дуалистический, двойственный характер. Это обусловлено тем, что, во-первых, они выражают неотъемлемые свойства человека и, во-вторых, являются духовно-нравственной основой права вообще и прав гражданина в частности. Они неразрывно связаны поэтому не только с государством и правом, но еще в большей мере с культурой, моралью, философией, то есть с гуманитарным знанием, раскрывающим прежде всего суть и природу общечеловеческих ценностей и интересов.

Права человека выступают в качестве феномена мировой культуры и цивилизации, являются их важнейшим результатом. Можно сказать, что культура выражает степень развития человека как личности, а цивилизация – уровень материального и культурного развития общества. Они неразрывно взаимосвязаны.

Цивилизационная роль прав человека проявляется прежде всего в упорядочении социальных отношений, обеспечении автономии и свободы личности. Потребность в общепризнанном порядке и справедливости закономерна для любого человеческого общежития. Право и права человека устанавливают определенные нормы поведения людей, которые не должны нарушаться, чтобы не возникало конфликтов и ущемления прав и свобод других членов общества. Поэтому права человека выражают всеобщий масштаб и равную меру свободы и ответственности. Права человека как феномен мировой культуры отражают жизнь человека в особом качественном состоянии, связанном с утверждением в общественном сознании и практике идеи свободы личности. Они призваны в нормативной форме закреплять духовно-нравственные ценности и социальные достижения человечества в данной области общественного развития. Это специфическое осознание действительности отражается в таких категориях и понятиях, как демократия, социальная справедливость и равенство, право и закон, права и свободы, обязанности и ответственность человека, милосердие, гуманность, солидарность и т.д.

Их объективирование в общественных явлениях и процессах способствует преодолению произвола, социальной несправедливости, дискриминации людей.

Для реализации прав человека большое значение имеет правовая культура как часть общей культуры человека и общества. Она представляет собой сочетание знаний о праве и правах человека, духовно-нравственных установок, определяющих уважительное отношение человека к праву и закону, а также умение и стремление реализовать права человека. Важной составной частью правовой культуры является также понимание того, что права и свободы неразрывно связаны с ответственностью человека перед другими людьми, обществом и мировым сообществом за последствия своей деятельности. Ответственность еще более очевидно обусловлена необходимостью выполнения людьми своих обязанностей, определенных конституцией, законодательством данной страны и международно-правовыми нормами в области прав человека.

Правовая культура создает важные интеллектуальные и субъективно-психологические предпосылки для осуществления одного из основных прав современного человека – права знать свои права и иметь возможность их цивилизованно защищать.

2. Понятие прав и свобод человека и гражданина. Содержание проблемы взаимоотношений государства и человека с необходимостью предусматривает и анализ понятий “человек”, “гражданин”, “личность”, “индивид”, “права человека”, “права гражданина”, “правовой статус личности”, используемых в общеюридической практике, внутригосударственном и международном праве. Каждая из этих категорий в научной литературе рассматривается неоднозначно и, хотя общее смысловое значение этих терминов неодинаково, применительно к человеку как члену общества, обладающему правовым статусом, их нередко используют в качестве синонимов. Однако, как представляется, указанные понятия нельзя использовать как абсолютно различные. Они употребляются во многих случаях как взаимозаменяемые, между ними существуют тесные взаимосвязи.

Если человек – это разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие “личность” как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое конкретно-историческими условиями и отличающееся определенным уровнем отношения с обществом.

law29.ru

Оставить комментарий