Soh химия – Проект урока химии в 8-м классе по теме: “Кислотные гидроксиды. Кислоты”

Словарь химических формул – это… Что такое Словарь химических формул?

Химическая формулаНазвание соединенияНомер по классификатору CAS
D2Oоксид дейтерия7732-20-0
Химическая формулаНазвание соединенияНомер по классификатору CAS
LaCl3Хлорид лантана (III)10099-58-8
LaPO4Фосфат лантана (III)14913-14-5
Li(AlSi2O6)Кеатит
LiBrБромид лития7550-35-8
LiBrO3Бромат лития
LiCNЦианид лития
LiC2H5OЭтилат лития
LiFфторид лития7789-24-4
LiHSO4Гидросульфат лития
LiIO3Иодат лития
LiNO3
Нитрат лития
LiTaO3Танталат лития
Li2CrO4Хромат лития
Li2Cr2O7Дихромат лития
Li2MoO4Ортомолибдат лития13568-40-6
Li2NbO3Метаниобат лития
Li2SO4Сульфат лития10377-48-7
Li2SeO3Селенит лития
Li2SeO4Селенат лития
Li2SiO3
Метасиликат лития10102-24-6
Li2SiO4Ортосиликат лития
Li2TeO3Теллурит лития
Li2TeO4Теллурат лития
Li2TiO3Метатитанат лития12031-82-2
Li2WO4Ортовольфрамат лития13568-45-1
Li2ZrO3Метацирконат лития
Химическая формулаНазвание соединенияНомер по классификатору CAS
PH3phosphine7803-51-2
POCl3phosphoryl chloride10025-87-3
PO43−phosphate ion
P2I4phosphorus(II) iodide
P2O74−pyrophosphate ion
P2S3phosphorus(III) sulfide
P2Se3phosphorus(III) selenide
P2Se5phosphorus(V) selenide
P2Te3phosphorus(III) telluride
P3N5phosphorus(V) nitride12136-91-3
P4O10tetraphosphorus decaoxide16752-60-6
Pb(CH3COO)2·3H2Oацетат свинца — тригидрат
PbCO3lead carbonate
cerussite
Pb(C2H5)4tetraethyllead
PbC2O4lead oxalate
PbCrO4lead chromate
PbF2lead fluoride7783-46-2
Pb(IO3)2lead iodate
PbI2lead(II) iodide10101-63-0
Pb(NO3)2lead(II) nitrate
lead dinitrate
plumbous nitrate
Pb(N3)2lead azide
PbOlead(II) oxide
litharge
1317-36-8
Pb(OH)2plumbous hydroxide
Pb(OH)4plumbic hydroxide
plumbic acid
Pb(OH)62−plumbate ion
PbO2lead(IV) oxide
lead dioxide
1309-60-0
PbSсульфид свинца
галенит
1314-87-0
PbSO4сульфат свинца(II)7446-14-2
Pb3(SbO4)2lead antimonate
PtBr2platinum(II) bromide
PtBr4platinum(IV) bromide
PtCl2platinum(II) chloride
PtCl4platinum(IV) chloride
PtI2platinum(II) iodide
PtI4platinum(IV) iodide
[Pt(NH2CH2CH2
NH2)3]Br4
tris(ethylenediamine)platinum(IV) bromide
[Pt(NH3)2(H2O)2Cl2]Br2diamminediaquadichloroplatinum(VI) bromide
PtO2platinum(IV) oxide50417-46-4
PtS2platinum(IV) sulfide
Химическая формулаНазвание соединенияНомер по классификатору CAS
RbAl(SO4)2·12H2Orubidium aluminum sulfate – dodecahydrate
RbBrrubidium bromide7789-39-1
RbC2H3O2rubidium acetate
RbClrubidium chloride7791-11-9
RbClO4rubidium perchlorate
RbFrubidium fluoride13446-74-7
RbNO3rubidium nitrate13126-12-0
RbO2rubidium superoxide
Rb2C2O4rubidium oxalate
Rb2CrO4rubidium chromate
Rb2PO4rubidium orthophosphate
Rb2SeO3rubidium selenite
Rb2SeO4rubidium selenate
Rb3C6H5O7·H2Orubidium citrate – monohydrate
Химическая формулаНазвание соединенияНомер по классификатору CAS
SCNthiocyanate
SF4sulfur tetrafluoride
SF6sulfur hexafluoride2551-62-4
SOF2thionyl difluoride7783-42-8
SO2sulfur dioxide7446-09-5
SO2Cl2sulfuryl chloride7791-25-5
SO2F2sulfuryl difluoride2699-79-8
SO2OOHperoxymonosulfurous acid (aqueous)
SO3sulfur trioxide7446-11-9
SO32−sulfite ion
SO42−sulfate ion
S2Br2sulfur(II) bromide71677-14-0
S2O32−
thiosulfate ion
S2O72−disulfate ion
SbBr3antimony(III) bromide7789-61-9
SbCl3antimony(III) chloride10025-91-9
SbCl5antimony(V) chloride7647-18-9
SbI3antimony(III) iodide7790-44-5
SbPO4antimony(III) phosphate
Sb2OS2antimony oxysulfide
kermesite
Sb2O3antimony(III) oxide1309-64-4
Sb2
O5
antimony(V) oxide
Sb2S3antimony(III) sulfide1345-04-6
Sb2Se3antimony(III) selenide1315-05-5
Sb2Se5antimony(V) selenide
Sb2Te3antimony(III) telluride
Sc2O3scandium oxide
scandia
SeBr4selenium(IV) bromide
SeClselenium(I) chloride
SeCl4selenium(IV) chloride10026-03-6
SeOCl2selenium(IV) oxychloride7791-23-3
SeOF2selenyl difluoride
SeO2selenium(IV) oxide7446-08-4
SeO42−selenate ion
SeTeselenium(IV) telluride12067-42-4
SiBr4silicon(IV) bromide7789-66-4
SiCкарбид кремния409-21-2
SiCl4silicon(IV) chloride10026-04-7
SiH4силан7803-62-5
SiI4silicon(IV) iodide13465-84-4
SiO2диоксид кремния
silica
кварц
7631-86-9
SiO44−silicate ion
Si2O76−disilicate ion
Si3N4silicon nitride12033-89-5
Si6O1812−cyclosilicate ion
SnBrCl3tin(IV) bromotrichloride
SnBr2tin(II) bromide10031-24-0
SnBr2Cl2tin(IV) dibromodichloride
SnBr3Cltin(IV) tribromochloride14779-73-8
SnBr4tin(IV) bromide7789-67-5
SnCl2tin(II) chloride7772-99-8
SnCl2I2tin(IV) dichlorodiiodide
SnCl4tin(IV) chloride7646-78-8
Sn(CrO4)2tin(IV) chromate
SnI4tin(IV) iodide7790-47-8
SnO2tin(IV) oxide18282-10-5
SnO32−stannate ion
SnStin(II) sulfide1314-95-0
SnS2tin(IV) sulfide
Sn(SO4)2·2H2Otin(IV) sulfate – dihydrate
SnSetin(II) selenide1315-06-6
SnSe2tin(IV) selenide
SnTetin(II) telluride12040-02-7
SnTe4tin(IV) telluride
Sn(VO3)2tin(II) metavanadate
Sn3Sb4tin(IV) antimonide
SrBr2strontium bromide10476-81-0
SrBr2·6H2Ostrontium bromide – hexahydrate
SrCO3strontium carbonate
SrC2O4strontium oxalate
SrF2strontium fluoride7783-48-4
SrI2strontium iodide10476-86-5
SrI2·6H2Ostrontium iodide – hexahydrate
Sr(MnO4)2strontium permanganate
SrMoO4strontium orthomolybdate13470-04-7
Sr(NbO3)2strontium metaniobate
SrOstrontium oxide1314-11-0
SrSeO3strontium selenite
SrSeO4strontium selenate
SrTeO3strontium tellurite
SrTeO4strontium tellurate
SrTiO3титанат стронция
Химическая формулаНазвание соединенияНомер по классификатору CAS
T2Oоксид трития
tritiated water
14940-65-9
TaBr3бромид тантала (III)
TaBr5бромид тантала (V)
TaCl5Хлорид тантала(V)7721-01-9
TaI5Иодид тантана(V)
TaO3tantalate ion
TcO4pertechnetate ion
TeBr2tellurium(II) bromide
TeBr4tellurium(IV) bromide
TeCl2tellurium(II) chloride
TeCl4tellurium(IV) chloride10026-07-0
TeI2tellurium(II) iodide
TeI4tellurium(IV) iodide
TeO2tellurium(IV) oxide7446-07-3
TeO4tellurate ion
TeYyttrium telluride12187-04-1
Th(CO3)2thorium carbonate19024-62-5
Th(NO3)4thorium nitrate13823-29-5
TiBr4titanium(IV) bromide7789-68-6
TiCl2I2titanium(IV) dichlorodiiodide
TiCl3Ititanium(IV) trichloroiodide
TiCl4titanium tetrachloride7550-45-0
TiO2оксид титана (IV)
рутил
1317-70-0
TiO32−titanate ion
TlBrthallium(I) bromide7789-40-4
TlBr3thallium(III) bromide
Tl(CHO2)thallium(I) formate
TlC2H3O2thallium(I) acetate563-68-8
Tl(C3H3O4)thallium(I) malonate
TlClthallium(I) chloride7791-12-0
TlCl3thallium(III) chloride
TlFthallium(I) fluoride7789-27-7
TlIthallium(I) iodide7790-30-9
TlIO3thallium(I) iodate
TlI3thallium(III) iodide
TiI4titanium(IV) iodide7720-83-4
TiO(NO3)2 · xH2Otitanium(IV) oxynitrate – hydrate
TlNO3thallium(I) nitrate10102-45-1
TlOHthallium(I) hydroxide
TlPF6thallium(I) hexafluorophosphate60969-19-9
TlSCNthallium thiocyanate
Tl2MoO4thallium(I) orthomolybdate
Tl2SeO3thallium(I) selenite
Tl2TeO3thallium(I) tellurite
Tl2WO4thallium(I) orthotungstate
Tl3Asthallium(I) arsenide
Химическая формулаНазвание соединенияНомер по классификатору CAS
Zn(AlO2)2алюминат цинка
Zn(AsO2)2арсенит цинка10326-24-6
ZnBr2бромид цинка7699-45-8
Zn(CN)2цианид цинка557-21-1
ZnCO3карбонат цинка3486-35-9
Zn(C8H15O2)2каприлат цинка557-09-5
Zn(ClO3)2хлорат цинка10361-95-2
ZnCl2хлорид цинка7646-85-7
ZnCr2O4хромит цинка12018-19-8
ZnF2фторид цинка7783-49-5
Zn(IO3)2иодат цинка7790-37-6
ZnI2иодид цинка10139-47-6
ZnMoO4ортомолибдат цинка
Zn(NO2)2нитрит цинка10102-02-0
Zn(NO3)2нитрат цинка7779-88-6
Zn(NbO3)2метаниобат цинка
ZnOоксид цинка1314-13-2
ZnO2пероксид цинка1314-22-3
Zn(OH)2гидроксид цинка20427-58-1
Zn(OH)42−zincate ion
ZnSсульфид цинка
сфалерит
1314-98-3
Zn(SCN)2тиоцианат цинка557-42-6
ZnSO4сульфат цинка7733-02-0
ZnSbантимонид цинка12039-35-9
ZnSeселенид цинка1315-09-9
ZnSeO3селенит цинка
ZnSnO3станнат цинка
Zn(TaO3)2метатанталат цинка
ZnTeтеллурид цинка1315-11-3
ZnTeO3теллурит цинка
ZnTeO4теллурат цинка
ZnTiO3метатитанат цинка
Zn(VO3)2метаванадат цинка
ZnWO4zinc orthotungstate
ZnZrO3метацирконат цинка
Zn2P2O7пирофосфат цинка7446-26-6
Zn2SiO4ортосиликат цинка13597-65-4
Zn3(AsO4)2арсенат цинка13464-44-3
Zn3As2арсенид цинка
Zn3N2нитрид цинка1313-49-1
Zn3P2фосфид цинка1314-84-7
Zn3(PO4)2фосфат цинка7779-90-0
Zn3Sb2антимонид цинка
ZrB2борид циркония12045-64-6
ZrBr4бромид циркония13777-25-8
ZrCкарбид циркония12020-14-3
ZrCl4тетрахлорид циркония10026-11-6
ZrF4фторид циркония7783-64-4
ZrI4иодид циркония13986-26-0
ZrNнитрид циркония25658-42-8
Zr(OH)4гидроксид циркония14475-63-9
ZrO2диоксид циркония
бадделеит
1314-23-4
ZrO32−цирконат-ион
ZrP2фосфид циркония12037-80-8
ZrS2сульфид циркония12039-15-5
ZrSi2силицид циркония
(ди)силицид циркония[1]
12039-90-6
ZrSiO4ортосиликат циркония
циркон
10101-52-7
Zr3(PO4)4фосфат циркония

dic.academic.ru

Проект урока химии в 8-м классе по теме: “Кислотные гидроксиды. Кислоты”

Разделы: Химия


Цель урока:

  • познакомить учащихся с составом, названиями и классификациями кислот;
  • продолжить работу по развитию умения составлять формулы химических соединений;
  • продолжить формирование знаний об индикаторах и технике безопасности.

Оборудование и реактивы: пробирки, подставка для пробирок, кислоты (лимонная пищевая в гранулах, соляная, серная), разбавленные гидроксиды натрия и калия, индикаторы (фенолфталеин, лакмус).

Ход урока

Орг. момент (2 мин).

Создание ситуации “успеха”.

Запись на доске:

Na2O, CO2, CuOH, Mg, N2O5, Zn(OH)2, Fe2O3, NaCL, CL2O7, H2S, MgSO4, SO3, O2, SiO2, P, CaO, H2CO3, Mg(OH)2, CuO, KMnO4.

Слова учителя: Работая самостоятельно, выпишите формулы только оксидов. Их суммарное количество равно относительной атомной массе элемента, который находится во втором периоде второй группы. Назовите оксиды.

Предполагаемый ответ: оксид натрия, оксид углерода, оксид азота, оксид железа, оксид хлора, оксид серы, оксид кремния, оксид кальция, оксид меди. Всего 9 – загаданный элемент бериллий.

Создание ситуации “разрыва”.

Запись на доске: Запишите уравнения химических реакций

Na2O + H2O =

K2O + H2O =

SO3 + H2O =

P2O5 + H2O =

Предполагаемый ответ:

Na2O + H2O =2 NaOH

K2O + H2O = 2KOH

SO3 + H2O = SOH

P2O5 + H2O = POH

(на данном этапе урока создана ситуация “разрыва”, первые два уравнения детям уже знакомы, тема гидроксиды металлов была на предыдущих уроках, но по аналогии дети выполняют все написанные уравнения.)

Слова учителя: Все молодцы, получили гидроксиды, теперь осталось подтвердить экспериментально. На рабочей поверхности лабораторного стола штатив с 4 пробирками, в них растворы, подготовленные для вас учащимися 9 классов, в соответствии с нашими уравнениями. Что еще нам необходимо?

Предполагаемый ответ: Индикаторы

Слова учителя: Перед вами два индикатора. Какой необходимо использовать?

Предполагаемый ответ: Нам надо определить наличие гидроксогруппы, то необходим фенолфталеин, он станет малиновый.

Слова учителя: Если других предположений нет, то приступайте, соблюдая технику безопасности.

(на этом этапе урока учащиеся выполняют лабораторный опыт)

Постановка Учебной Задачи.

Слова учителя: Что же у вас получилось?

Предполагаемый ответ: В 3 и 4 пробирках цвет раствора не изменился.

Слова учителя: Почему, ведь все гидроксиды?

Предполагаемый ответ: Может там нет гидроксогрупп? А если попробовать другой индикатор?

Слова учителя: У вас есть еще один индикатор – лакмус, попробуйте его.

(проводят лабораторный опыт)

Предполагаемый ответ: Цвет изменился на красный, получается там группа H+

Слова учителя: Вернемся к нашим уравнениям

SO3 + H2O = SOH

Раз в полученном соединении есть ионы водорода, а он имеет положительную степень окисления, то он пишется на первом месте

SO3 + H2O = HSO

Расставим степени окисления

SO3 + H2O = H+ S+6 O-2

Осталось только составить правильно формулу, ведь молекула должна быть нейтральной.

Найдем сумму положительных степеней окисления

+1+6=+7

подберем ближайшее четное число = 8(больше суммы)

чтобы наша сумма стала равна 8, необходимо дописать к Н индекс 2

осталось уравнять отрицательный заряд, для этого подпишем к О индекс 4

SO3 + H2O = H+2S+6 O-24

проверим формулу

+2+6=-8

8=-8

Слова учителя: Такие сложные соединения получили названия КИСЛОТ. Как вы думаете почему?

Предполагаемый ответ: Наверно они кислые на вкус.

Слова учителя: Многие кислоты действительно кислые, но стоит ли их пробовать?

Предполагаемый ответ: все -таки нет, они химические вещества.

Слова учителя: Правда, одну кислоту я вам дам попробовать, она пищевая – лимонную.

(учащиеся пробуют лимонную кислоту на блюдцах)

Решение Учебной Задачи.

Слова учителя: Если посмотреть на наши уравнения, получатся, что кислота это тоже гидроксид, так как получен при взаимодействии оксида и воды, только оксид неметалла.

SO3 + H2O = H2 SO4

Тогда давайте, исправим последнее уравнение

Предполагаемый ответ:

P2O5 + H2O = H3 PO4

Слова учителя: Названия кислотам дают КИСЛОТООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ с добавлением суффикса -ная. Попробуйте назвать полученные кислоты.

Предполагаемый ответ: Фосфорная и серная.

Запись на доске: постройте формулу кислоты, если кислотообразующий элемент:

Углерод или хлор?

Предполагаемый ответ:

H2CO3 и HCLO4

Слова учителя: Мы познакомились с новым классом химических соединений КИСЛОТЫ. Обратите внимание на состав кислот. Что их объединяет?

Предполагаемый ответ: наличие атомов водорода.

Слова учителя: Теперь мы можем дать определение новому классу химических соединений?

Предполагаемый ответ: Кислоты – это сложные химические соединения, состоящие из атомов водорода и ::..

Слова учителя: То, что осталось, называют кислотными остатками.

Предполагаемый ответ: Кислоты – это сложные химические соединения, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Подведение итогов работы.

Слова учителя: Подведем итог урока:

Что узнали нового за урок?

Предполагаемый ответ:

Что такое кислоты

Они образуются при взаимодействии оксидов неметаллов и воды способы построения формул кислот

Слова учителя: Оцените свою работу на уроке.

Сообщение домашнего задания.

Слова учителя: Все молодцы.

Запишем домашнее задание: подготовить сообщение о важнейших кислотах нашей жизни: соляной, серной, щавелевой, муравьиной.

(если осталось время на уроке, то можно построить формулы кислот, в состав которых входят элементы со степенью окисления CL+3, N+3, CL+5)

Используемая литература:

  1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. / - М., 1998
  2. Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений /- М.: Дрофа, 2005
  3. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. / – М., 1996
  4. Сатбалдина С.Т., Лидин Р.А. Химия: учебн. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / – М.: Просвещение, 1998.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Основы химии

Глава 1.

Общие химические и экологические закономерности.

С чего начинается химия?

Cложный ли это вопрос? На него каждый ответит по-своему.

В середней школе учащиеся изучают химию в течение ряда лет. Многие довольно хорошо сдают выпускной экзамен по химии. Однако…

Беседы с абитуриентами и затем и студентами первых курсов говорят о том, что остаточные знания по химии после средней школы незначительные. Одни путаются в различных определениях и химических формулах, а другие вообще не могут воспроизвести даже основные понятия и законы химии, не говоря уже о понятиях и законах экологии.

У них химия так и не начиналась.

Химия, по-видимому, начинается с глубокого освоения ее основ, и прежде всего, основных понятий и законов.

1.1. Основные химические понятия.

В таблице Д.И.Менделеева рядом с символом элемента стоят цифры. Одна цифра обозначает порядковый номер элемента, а вторая атомную массу. Порядковый номер имеет свой физический смысл. О нем мы будем вести разговор позже, здесь остановимся на атомной массе и выделим в каких единицах она измеряется.

Следует сразу оговориться, что атомная масса элемента, приведенная в таблице, величина относительная. За единицу относительной величины атомной массы принята 1/12 часть массы атома углерода, изотопа с массовым числом 12, и назвали ее атомной единицей массы /а.е.м./. Следовательно, 1 а.е.м. равна 1/12 части массы изотопа углерода 12 С. И она равна 1,667*10–27 кг. /Абсолютная масса атома углерода равна 1,99*10–26 кг./

Атомная масса , приведенная в таблице, является массой атома, выраженной в атомных единицах массы. Величина безразмерная. Конкретно для каждого элемента атомная масса показывает, во сколько раз масса данного атома больше или меньше 1/12 части массы атома углерода.

Аналогичное можно сказать и о молекулярной массе.

Молекулярная масса – это масса молекулы, выраженная в атомных единицах массы. Величина тоже относительная. Молекулярная масса конкретного вещества равна сумме масс атомов всех элементов, входящих в состав молекулы.

Важным понятием химии является понятие «моль». Моль – такое количество вещества, которое содержит 6,02*1023 структурных единиц /атомов, молекул, ионов, электронов и т.д./. Моль атомов, моль молекул, моль ионов и т.д.

Масса одного моля данного вещества называется его молярной /или мольной/ массой. Она измеряется в г/моль или кг/моль и обозначается буквой «М». Например, молярная масса серной кислоты МН2SO4 =98г/моль.

Следующее понятие «Эквивалент». Эквивалентом /Э/ называют такое весовое количество вещества, которое взаимодействует с одним молем атомов водорода или замещают такое его количество в химических реакциях. Следовательно, эквивалент водорода ЭН равен единице. /ЭН =1/. Эквивалент кислорода ЭО равен восьми /ЭО =8/.

Различают химический эквивалент элемента и химический эквивалент сложного вещества.

Эквивалент элемента – величина переменная. Она зависит от атомной массы /А/ и валентности /В/, которую элемент имеет в конкретном соединении. Э=А/В. Например, определим эквивалент серы в оксидах SO2 и SO3 . В SO2 ЭS =32/4=8, а в SO3 ЭS =32/6=5,33.

Молярную массу эквивалента, выраженную в граммах, называют эквивалентной массой. Следовательно, эквивалентная масса водорода МЭН =1г/моль, эквивалентная масса кислорода МЭО =8г/моль.

Химический эквивалент сложного вещества /кислоты, гидроксида, соли, оксида/– такое количество соответствующего вещества, которое взаимодействует с одним молем атомов водорода, т.е. с одним эквивалентом водорода или замещает такое количество водорода или любого другого вещества в химических реакциях.

Эквивалент кислотыК / равен частному от деления молекулярной массы кислоты на число атомов водорода, участвующих в реакции. Для кислоты H2 SO4 , когда оба атома водорода вступают в реакцию H2 SO4 +2NaOH=Na2 SO+2H2 O эквивалент будет равен ЭН2SO4 = МН2SO4 /nН =98/2=49

Эквивалент гидроксида /Эгидр. / определяется как частное от деления молекулярной массы гидроксида на число гидроксогрупп, вступающих в реакцию. Например, эквивалент NaOH будет равен: ЭNaOHNaOH /nОН =40/1=40.

Эквивалент солисоли / можно рассчитать, поделив ее молекулярную массу на произведение числа атомов металла, вступающих в реакцию, и их валентность. Так, эквивалент соли Al2 (SO4 )3 будет равен ЭAl2(SO4)3Al2(SO4)3 /6=342/2,3=342/6=57.

Эквивалент оксидаок / можно определить, как сумму эквивалентов соответствующих элемента и кислорода. Например, эквивалент СО2 будет равен сумме эквивалентов углерода и кислорода: ЭСО2СО =3+8=7.

Для газообразных веществ удобно пользоваться эквивалентными объемами /ЭV /. Так как при нормальных условиях моль газа занимает объем 22,4л, то исходя из этой величины, легко определить эквивалентный объем любого газа. Рассмотрим водород. Мольная масса водорода 2г занимает объем 22,4л, тогда его эквивалентная масса 1г занимает объем 11,2л /или 11200мл /. Следовательно ЭVН =11,2л. Эквивалентный объем хлора равен 11,2л /ЭVCl =11,2л/. Эквивалентный объем СО равен 3,56 /ЭVCО =3,56л/.

Химический эквивалент элемента или сложного вещества используется в стехиометрических расчетах обменных реакций, а в соответствующих расчетах окислительно–восстановительных реакций применяют уже окислительный и восстановительный эквиваленты.

Окислительный эквивалент определяют как частное от деления молекулярной массы окислителя на число электронов, которое он принимает в данной окислително–восстановительной реакции.

Восстановительный эквивалент равен молекулярной массе восстановителя поделенной на число электронов, которое он отдает в данной реакции.

Напишем окислително–восстановительную реакцию и определим эквивалент окислителя и восстановителя:

5N2 aS+2KMnO4 +8H2 SO4 =S+2MnSO4 +K2 SO4 +5Na2 SO4 +8H2 O

Окислителем в этой реакции является перманганат калия. Эквивалент окислителя будет равен массе KMnO4 деленной на число электронов, принятых окислителем в реакции (nе=5). ЭKMnO4KMnO4 /nе=158/5=31,5. Молярная масса эквивалента окислителя KMnO4 в кислой среде равна 31,5г/моль.

Эквивалент восстановителя Na2 S будет: ЭNa4SNa4S /nе=78/2=39. Молярная масса эквивалента Na2 S равна 39г/моль.

В электрохимических процессах, в частности при электролизе веществ, пользуются электрохимическим эквивалентом. Электрохимический эквивалент определяют как частное от деления химического эквивалента вещества, выделяемого на электроде, на число Фарадея /F/. Электрохимический эквивалент более подробно будет рассмотрен в соответствующем параграфе курса.

Валентность . При взаимодействии атомов между ними образуется химическая связь. Каждый атом может образовывать только определенное количество связей. Количество связей предопределяет такое уникальное свойство каждого элемента, которое называют валентностью. В наиболее общем виде валентностью называют способность атома образовывать химическую связь. За единицу валентности принимают одну химическую связь, которую способен образовать атом водорода. В связи с этим, водород является одновалентным элементом, а кислород – двухвалентным, т.к. с атомом кислорода могут образовывать связь не более двух водородов.

Умение определять валентность каждого элемента, в том числе и в химическом соединении, является необходимым условием успешного усвоения курса химии.

С валентностью соприкасается и такое понятие химии как степень окисления . Подстепенью окисления понимают тот заряд, который имеет элемент в ионном соединении или имел бы в ковалентном соединении, если бы общая электронная пара бала бы полностью смещена к более электроотрицательному элементу. Степень окисления имеет не только цифровое выражение, но и соответствующий знак заряда (+) или (–). Валентность не имеет этих знаков. Например, в H2 SO4 степень окисления: водорода +1, кислорода –2, серы +6, а валентность, соответственно, будет 1, 2, 6.

Валентность и степень окисления в числовых значениях не всегда совпадают по величине. Например, в молекуле этилового спирта СН3 –СН2 –ОН валентность углерода 6, водорода 1, кислорода 2, а степень окисления, например, углерода первого –3, второго –1: –3 СН3–1 СН2 –ОН.

1.2. Основные экологические понятия.

За последнее время понятие “экология” глубоко входит в наше сознание. Это понятие, введенное еще в 1869г Э.Геккелем /происходит от греческого oikos – дом, место, жилище, logos – учение/ все больше и больше тревожит человечество.

В учебниках биологии экологию определяют как науку о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Практически созвучное определение экологии дает Б.Небел в своей книге «Наука об окружающей среде» – Экология – наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. В других источниках можно встретить и более широкое толкование. Например, Экология – 1/. Наука, изучающая отношение организмов и их системных совокупностей и окружающей среды; 2/. Совокупность научных дисциплин, исследующих взаимоотношение системных биологических структур /от макромолекул до биосферы/ между собой и с окружающей средой; 3/. Дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня; 4/. Комплексная наука, исследующая среду обитания живых организмов; 5/. Исследование положения человека как вида в биосфере планеты, его связей с экологическими системами и воздействие на них; 6/. Наука о выживании в окружающей среде. /Н.А.Агиджанян, В.И.Торшик. Экология человека./. Однако под термином «экология» понимают не только экологию как науку, а само состояние окружающей среды и его влияние на человека, животный и растительный мир.

mirznanii.com

Оставить комментарий