Soh химия – Проект урока химии в 8-м классе по теме: “Кислотные гидроксиды. Кислоты”

Словарь химических формул – это… Что такое Словарь химических формул?

Химическая формула Название соединения Номер по классификатору CAS
D2O оксид дейтерия 7732-20-0
Химическая формула Название соединения Номер по классификатору CAS
LaCl3 Хлорид лантана (III) 10099-58-8
LaPO4 Фосфат лантана (III) 14913-14-5
Li(AlSi2O6) Кеатит
LiBr Бромид лития 7550-35-8
LiBrO3 Бромат лития
LiCN Цианид лития
LiC2H5O Этилат лития
LiF фторид лития 7789-24-4
LiHSO4 Гидросульфат лития
LiIO3 Иодат лития
LiNO3 Нитрат лития
LiTaO3 Танталат лития
Li
2
CrO4
Хромат лития
Li2Cr2O7 Дихромат лития
Li2MoO4 Ортомолибдат лития 13568-40-6
Li2NbO3 Метаниобат лития
Li2SO4 Сульфат лития 10377-48-7
Li2SeO3 Селенит лития
Li2SeO4 Селенат лития
Li2SiO3 Метасиликат лития 10102-24-6
Li2SiO4 Ортосиликат лития
Li2TeO3 Теллурит лития
Li2TeO4 Теллурат лития
Li2TiO3
Метатитанат лития 12031-82-2
Li2WO4 Ортовольфрамат лития 13568-45-1
Li2ZrO3 Метацирконат лития
Химическая формула Название соединения Номер по классификатору CAS
PH3 phosphine 7803-51-2
POCl3 phosphoryl chloride 10025-87-3
PO43− phosphate ion
P2I4 phosphorus(II) iodide
P2O74− pyrophosphate ion
P2S3 phosphorus(III) sulfide
P2Se3 phosphorus(III) selenide
P
2
Se5
phosphorus(V) selenide
P2Te3 phosphorus(III) telluride
P3N5 phosphorus(V) nitride 12136-91-3
P4O10 tetraphosphorus decaoxide 16752-60-6
Pb(CH3COO)2·3H2O ацетат свинца — тригидрат
PbCO3 lead carbonate
cerussite
Pb(C2H5)4 tetraethyllead
PbC2O4 lead oxalate
PbCrO4 lead chromate
PbF2 lead fluoride 7783-46-2
Pb(IO3)2 lead iodate
PbI2 lead(II) iodide 10101-63-0
Pb(NO3)2 lead(II) nitrate
lead dinitrate
plumbous nitrate
Pb(N3)2 lead azide
PbO lead(II) oxide
litharge
1317-36-8
Pb(OH)2 plumbous hydroxide
Pb(OH)4 plumbic hydroxide
plumbic acid
Pb(OH)62− plumbate ion
PbO2 lead(IV) oxide
lead dioxide
1309-60-0
PbS сульфид свинца
галенит
1314-87-0
PbSO4 сульфат свинца(II) 7446-14-2
Pb3
(SbO4)2
lead antimonate
PtBr2 platinum(II) bromide
PtBr4 platinum(IV) bromide
PtCl2 platinum(II) chloride
PtCl4 platinum(IV) chloride
PtI2 platinum(II) iodide
PtI4 platinum(IV) iodide
[Pt(NH2CH2CH2NH2)3]Br4 tris(ethylenediamine)platinum(IV) bromide
[Pt(NH3)2(H2O)2Cl2]Br2 diamminediaquadichloroplatinum(VI) bromide
PtO2 platinum(IV) oxide 50417-46-4
PtS2 platinum(IV) sulfide
Химическая формула Название соединения Номер по классификатору CAS
RbAl(SO4)2·12H2O rubidium aluminum sulfate – dodecahydrate
RbBr rubidium bromide 7789-39-1
RbC2H3O2 rubidium acetate
RbCl rubidium chloride 7791-11-9
RbClO4 rubidium perchlorate
RbF rubidium fluoride 13446-74-7
RbNO3 rubidium nitrate 13126-12-0
RbO2 rubidium superoxide
Rb2C2O4 rubidium oxalate
Rb2CrO4 rubidium chromate
Rb2PO4 rubidium orthophosphate
Rb2SeO3 rubidium selenite
Rb2SeO4 rubidium selenate
Rb3C6H5O7·H2O rubidium citrate – monohydrate
Химическая формула Название соединения Номер по классификатору CAS
SCN thiocyanate
SF4 sulfur tetrafluoride
SF6 sulfur hexafluoride 2551-62-4
SOF2 thionyl difluoride 7783-42-8
SO2 sulfur dioxide 7446-09-5
SO2Cl2 sulfuryl chloride 7791-25-5
SO2F2 sulfuryl difluoride 2699-79-8
SO2OOH peroxymonosulfurous acid (aqueous)
SO3 sulfur trioxide 7446-11-9
SO32− sulfite ion
SO42− sulfate ion
S2Br2 sulfur(II) bromide 71677-14-0
S2O32− thiosulfate ion
S2O72− disulfate ion
SbBr3 antimony(III) bromide 7789-61-9
SbCl3 antimony(III) chloride 10025-91-9
SbCl5 antimony(V) chloride 7647-18-9
SbI3 antimony(III) iodide 7790-44-5
SbPO4 antimony(III) phosphate
Sb2OS2 antimony oxysulfide
kermesite
Sb2O3 antimony(III) oxide 1309-64-4
Sb2O5 antimony(V) oxide
Sb2S3 antimony(III) sulfide 1345-04-6
Sb2Se3 antimony(III) selenide 1315-05-5
Sb2Se5 antimony(V) selenide
Sb2Te3 antimony(III) telluride
Sc2
O3
scandium oxide
scandia
SeBr4 selenium(IV) bromide
SeCl selenium(I) chloride
SeCl4 selenium(IV) chloride 10026-03-6
SeOCl2 selenium(IV) oxychloride 7791-23-3
SeOF2 selenyl difluoride
SeO2 selenium(IV) oxide 7446-08-4
SeO42− selenate ion
SeTe selenium(IV) telluride 12067-42-4
SiBr4 silicon(IV) bromide 7789-66-4
SiC карбид кремния 409-21-2
SiCl4 silicon(IV) chloride 10026-04-7
SiH4
силан
7803-62-5
SiI4 silicon(IV) iodide 13465-84-4
SiO2 диоксид кремния
silica
кварц
7631-86-9
SiO44− silicate ion
Si2O76− disilicate ion
Si3N4 silicon nitride 12033-89-5
Si6O1812− cyclosilicate ion
SnBrCl3 tin(IV) bromotrichloride
SnBr2 tin(II) bromide 10031-24-0
SnBr2Cl2 tin(IV) dibromodichloride
SnBr3Cl tin(IV) tribromochloride 14779-73-8
SnBr4
tin(IV) bromide
7789-67-5
SnCl2 tin(II) chloride 7772-99-8
SnCl2I2 tin(IV) dichlorodiiodide
SnCl4 tin(IV) chloride 7646-78-8
Sn(CrO4)2 tin(IV) chromate
SnI4 tin(IV) iodide 7790-47-8
SnO2 tin(IV) oxide 18282-10-5
SnO32− stannate ion
SnS tin(II) sulfide 1314-95-0
SnS2 tin(IV) sulfide
Sn(SO4)2·2H2O tin(IV) sulfate – dihydrate
SnSe tin(II) selenide 1315-06-6
SnSe2
tin(IV) selenide
SnTe tin(II) telluride 12040-02-7
SnTe4 tin(IV) telluride
Sn(VO3)2 tin(II) metavanadate
Sn3Sb4 tin(IV) antimonide
SrBr2 strontium bromide 10476-81-0
SrBr2·6H2O strontium bromide – hexahydrate
SrCO3 strontium carbonate
SrC2O4 strontium oxalate
SrF2 strontium fluoride 7783-48-4
SrI2 strontium iodide 10476-86-5
SrI2·6H2O strontium iodide – hexahydrate
Sr(MnO4)2 strontium permanganate
SrMoO4 strontium orthomolybdate 13470-04-7
Sr(NbO3)2 strontium metaniobate
SrO strontium oxide 1314-11-0
SrSeO3 strontium selenite
SrSeO4 strontium selenate
SrTeO3 strontium tellurite
SrTeO4 strontium tellurate
SrTiO3 титанат стронция
Химическая формула Название соединения Номер по классификатору CAS
T2O оксид трития
tritiated water
14940-65-9
TaBr3 бромид тантала (III)
TaBr5 бромид тантала (V)
TaCl5 Хлорид тантала(V) 7721-01-9
TaI5 Иодид тантана(V)
TaO3 tantalate ion
TcO4 pertechnetate ion
TeBr2 tellurium(II) bromide
TeBr4 tellurium(IV) bromide
TeCl2 tellurium(II) chloride
TeCl4 tellurium(IV) chloride 10026-07-0
TeI2 tellurium(II) iodide
TeI4 tellurium(IV) iodide
TeO2 tellurium(IV) oxide 7446-07-3
TeO4 tellurate ion
TeY yttrium telluride 12187-04-1
Th(CO3)2 thorium carbonate 19024-62-5
Th(NO3)4 thorium nitrate 13823-29-5
TiBr4 titanium(IV) bromide 7789-68-6
TiCl2I2 titanium(IV) dichlorodiiodide
TiCl3I titanium(IV) trichloroiodide
TiCl4 titanium tetrachloride 7550-45-0
TiO2 оксид титана (IV)
рутил
1317-70-0
TiO32− titanate ion
TlBr thallium(I) bromide 7789-40-4
TlBr3 thallium(III) bromide
Tl(CHO2) thallium(I) formate
TlC2H3O2 thallium(I) acetate 563-68-8
Tl(C3H3O4) thallium(I) malonate
TlCl thallium(I) chloride 7791-12-0
TlCl3 thallium(III) chloride
TlF thallium(I) fluoride 7789-27-7
TlI thallium(I) iodide 7790-30-9
TlIO3 thallium(I) iodate
TlI3 thallium(III) iodide
TiI4 titanium(IV) iodide 7720-83-4
TiO(NO3)2 · xH2O titanium(IV) oxynitrate – hydrate
TlNO3 thallium(I) nitrate 10102-45-1
TlOH thallium(I) hydroxide
TlPF6 thallium(I) hexafluorophosphate 60969-19-9
TlSCN thallium thiocyanate
Tl2MoO4 thallium(I) orthomolybdate
Tl2SeO3 thallium(I) selenite
Tl2TeO3 thallium(I) tellurite
Tl2WO4 thallium(I) orthotungstate
Tl3As thallium(I) arsenide
Химическая формула Название соединения Номер по классификатору CAS
Zn(AlO2)2 алюминат цинка
Zn(AsO2)2 арсенит цинка 10326-24-6
ZnBr2 бромид цинка 7699-45-8
Zn(CN)2 цианид цинка 557-21-1
ZnCO3 карбонат цинка 3486-35-9
Zn(C8H15O2)2 каприлат цинка 557-09-5
Zn(ClO3)2 хлорат цинка 10361-95-2
ZnCl2 хлорид цинка 7646-85-7
ZnCr2O4 хромит цинка 12018-19-8
ZnF2 фторид цинка 7783-49-5
Zn(IO3)2 иодат цинка 7790-37-6
ZnI2 иодид цинка 10139-47-6
ZnMoO4 ортомолибдат цинка
Zn(NO2)2 нитрит цинка 10102-02-0
Zn(NO3)2 нитрат цинка 7779-88-6
Zn(NbO3)2 метаниобат цинка
ZnO оксид цинка 1314-13-2
ZnO2 пероксид цинка 1314-22-3
Zn(OH)2 гидроксид цинка 20427-58-1
Zn(OH)42− zincate ion
ZnS сульфид цинка
сфалерит
1314-98-3
Zn(SCN)2 тиоцианат цинка 557-42-6
ZnSO4 сульфат цинка 7733-02-0
ZnSb антимонид цинка 12039-35-9
ZnSe селенид цинка 1315-09-9
ZnSeO3 селенит цинка
ZnSnO3 станнат цинка
Zn(TaO3)2 метатанталат цинка
ZnTe теллурид цинка 1315-11-3
ZnTeO3 теллурит цинка
ZnTeO4 теллурат цинка
ZnTiO3 метатитанат цинка
Zn(VO3)2 метаванадат цинка
ZnWO4 zinc orthotungstate
ZnZrO3 метацирконат цинка
Zn2P2O7 пирофосфат цинка 7446-26-6
Zn2SiO4 ортосиликат цинка 13597-65-4
Zn3(AsO4)2 арсенат цинка 13464-44-3
Zn3As2 арсенид цинка
Zn3N2 нитрид цинка 1313-49-1
Zn3P2 фосфид цинка 1314-84-7
Zn3(PO4)2 фосфат цинка 7779-90-0
Zn3Sb2 антимонид цинка
ZrB2 борид циркония 12045-64-6
ZrBr4 бромид циркония 13777-25-8
ZrC карбид циркония 12020-14-3
ZrCl4 тетрахлорид циркония 10026-11-6
ZrF4 фторид циркония 7783-64-4
ZrI4 иодид циркония 13986-26-0
ZrN нитрид циркония 25658-42-8
Zr(OH)4 гидроксид циркония 14475-63-9
ZrO2 диоксид циркония
бадделеит
1314-23-4
ZrO32− цирконат-ион
ZrP2 фосфид циркония 12037-80-8
ZrS2 сульфид циркония 12039-15-5
ZrSi2 силицид циркония
(ди)силицид циркония[1]
12039-90-6
ZrSiO4 ортосиликат циркония
циркон
10101-52-7
Zr3(PO4)4 фосфат циркония

dic.academic.ru

Проект урока химии в 8-м классе по теме: “Кислотные гидроксиды. Кислоты”

Разделы: Химия


Цель урока:

  • познакомить учащихся с составом, названиями и классификациями кислот;
  • продолжить работу по развитию умения составлять формулы химических соединений;
  • продолжить формирование знаний об индикаторах и технике безопасности.

Оборудование и реактивы: пробирки, подставка для пробирок, кислоты (лимонная пищевая в гранулах, соляная, серная), разбавленные гидроксиды натрия и калия, индикаторы (фенолфталеин, лакмус).

Ход урока

Орг. момент (2 мин).

Создание ситуации “успеха”.

Запись на доске:

Na2O, CO2, CuOH, Mg, N2O5, Zn(OH)2, Fe2O3, NaCL, CL2O7, H2S, MgSO4, SO3, O2, SiO2, P, CaO, H2CO3, Mg(OH)2, CuO, KMnO4.

Слова учителя: Работая самостоятельно, выпишите формулы только оксидов. Их суммарное количество равно относительной атомной массе элемента, который находится во втором периоде второй группы. Назовите оксиды.

Предполагаемый ответ: оксид натрия, оксид углерода, оксид азота, оксид железа, оксид хлора, оксид серы, оксид кремния, оксид кальция, оксид меди. Всего 9 – загаданный элемент бериллий.

Создание ситуации “разрыва”.

Запись на доске: Запишите уравнения химических реакций

Na2O + H2O =

K2O + H2O =

SO3 + H2O =

P2O5 + H2O =

Предполагаемый ответ:

Na2O + H2O =2 NaOH

K2O + H2O = 2KOH

SO3 + H2O = SOH

P2O5 + H2O = POH

(на данном этапе урока создана ситуация “разрыва”, первые два уравнения детям уже знакомы, тема гидроксиды металлов была на предыдущих уроках, но по аналогии дети выполняют все написанные уравнения.)

Слова учителя: Все молодцы, получили гидроксиды, теперь осталось подтвердить экспериментально. На рабочей поверхности лабораторного стола штатив с 4 пробирками, в них растворы, подготовленные для вас учащимися 9 классов, в соответствии с нашими уравнениями. Что еще нам необходимо?

Предполагаемый ответ: Индикаторы

Слова учителя: Перед вами два индикатора. Какой необходимо использовать?

Предполагаемый ответ: Нам надо определить наличие гидроксогруппы, то необходим фенолфталеин, он станет малиновый.

Слова учителя: Если других предположений нет, то приступайте, соблюдая технику безопасности.

(на этом этапе урока учащиеся выполняют лабораторный опыт)

Постановка Учебной Задачи.

Слова учителя: Что же у вас получилось?

Предполагаемый ответ: В 3 и 4 пробирках цвет раствора не изменился.

Слова учителя: Почему, ведь все гидроксиды?

Предполагаемый ответ: Может там нет гидроксогрупп? А если попробовать другой индикатор?

Слова учителя: У вас есть еще один индикатор – лакмус, попробуйте его.

(проводят лабораторный опыт)

Предполагаемый ответ: Цвет изменился на красный, получается там группа H+

Слова учителя: Вернемся к нашим уравнениям

SO3 + H2O = SOH

Раз в полученном соединении есть ионы водорода, а он имеет положительную степень окисления, то он пишется на первом месте

SO3 + H2O = HSO

Расставим степени окисления

SO3 + H2O = H+ S+6 O-2

Осталось только составить правильно формулу, ведь молекула должна быть нейтральной.

Найдем сумму положительных степеней окисления

+1+6=+7

подберем ближайшее четное число = 8(больше суммы)

чтобы наша сумма стала равна 8, необходимо дописать к Н индекс 2

осталось уравнять отрицательный заряд, для этого подпишем к О индекс 4

SO3 + H2O = H+2S+6 O-24

проверим формулу

+2+6=-8

8=-8

Слова учителя: Такие сложные соединения получили названия КИСЛОТ. Как вы думаете почему?

Предполагаемый ответ: Наверно они кислые на вкус.

Слова учителя: Многие кислоты действительно кислые, но стоит ли их пробовать?

Предполагаемый ответ: все -таки нет, они химические вещества.

Слова учителя: Правда, одну кислоту я вам дам попробовать, она пищевая – лимонную.

(учащиеся пробуют лимонную кислоту на блюдцах)

Решение Учебной Задачи.

Слова учителя: Если посмотреть на наши уравнения, получатся, что кислота это тоже гидроксид, так как получен при взаимодействии оксида и воды, только оксид неметалла.

SO3 + H2O = H2 SO4

Тогда давайте, исправим последнее уравнение

Предполагаемый ответ:

P2O5 + H2O = H3 PO4

Слова учителя: Названия кислотам дают КИСЛОТООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ с добавлением суффикса -ная. Попробуйте назвать полученные кислоты.

Предполагаемый ответ: Фосфорная и серная.

Запись на доске: постройте формулу кислоты, если кислотообразующий элемент:

Углерод или хлор?

Предполагаемый ответ:

H2CO3 и HCLO4

Слова учителя: Мы познакомились с новым классом химических соединений КИСЛОТЫ. Обратите внимание на состав кислот. Что их объединяет?

Предполагаемый ответ: наличие атомов водорода.

Слова учителя: Теперь мы можем дать определение новому классу химических соединений?

Предполагаемый ответ: Кислоты – это сложные химические соединения, состоящие из атомов водорода и ::..

Слова учителя: То, что осталось, называют кислотными остатками.

Предполагаемый ответ: Кислоты – это сложные химические соединения, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Подведение итогов работы.

Слова учителя: Подведем итог урока:

Что узнали нового за урок?

Предполагаемый ответ:

Что такое кислоты

Они образуются при взаимодействии оксидов неметаллов и воды способы построения формул кислот

Слова учителя: Оцените свою работу на уроке.

Сообщение домашнего задания.

Слова учителя: Все молодцы.

Запишем домашнее задание: подготовить сообщение о важнейших кислотах нашей жизни: соляной, серной, щавелевой, муравьиной.

(если осталось время на уроке, то можно построить формулы кислот, в состав которых входят элементы со степенью окисления CL+3, N+3, CL+5)

Используемая литература:

  1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. / - М., 1998
  2. Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений /- М.: Дрофа, 2005
  3. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. / – М., 1996
  4. Сатбалдина С.Т., Лидин Р.А. Химия: учебн. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / – М.: Просвещение, 1998.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Основы химии

Глава 1.

Общие химические и экологические закономерности.

С чего начинается химия?

Cложный ли это вопрос? На него каждый ответит по-своему.

В середней школе учащиеся изучают химию в течение ряда лет. Многие довольно хорошо сдают выпускной экзамен по химии. Однако…

Беседы с абитуриентами и затем и студентами первых курсов говорят о том, что остаточные знания по химии после средней школы незначительные. Одни путаются в различных определениях и химических формулах, а другие вообще не могут воспроизвести даже основные понятия и законы химии, не говоря уже о понятиях и законах экологии.

У них химия так и не начиналась.

Химия, по-видимому, начинается с глубокого освоения ее основ, и прежде всего, основных понятий и законов.

1.1. Основные химические понятия.

В таблице Д.И.Менделеева рядом с символом элемента стоят цифры. Одна цифра обозначает порядковый номер элемента, а вторая атомную массу. Порядковый номер имеет свой физический смысл. О нем мы будем вести разговор позже, здесь остановимся на атомной массе и выделим в каких единицах она измеряется.

Следует сразу оговориться, что атомная масса элемента, приведенная в таблице, величина относительная. За единицу относительной величины атомной массы принята 1/12 часть массы атома углерода, изотопа с массовым числом 12, и назвали ее атомной единицей массы /а.е.м./. Следовательно, 1 а.е.м. равна 1/12 части массы изотопа углерода 12 С. И она равна 1,667*10–27 кг. /Абсолютная масса атома углерода равна 1,99*10–26 кг./

Атомная масса , приведенная в таблице, является массой атома, выраженной в атомных единицах массы. Величина безразмерная. Конкретно для каждого элемента атомная масса показывает, во сколько раз масса данного атома больше или меньше 1/12 части массы атома углерода.

Аналогичное можно сказать и о молекулярной массе.

Молекулярная масса – это масса молекулы, выраженная в атомных единицах массы. Величина тоже относительная. Молекулярная масса конкретного вещества равна сумме масс атомов всех элементов, входящих в состав молекулы.

Важным понятием химии является понятие «моль». Моль – такое количество вещества, которое содержит 6,02*1023 структурных единиц /атомов, молекул, ионов, электронов и т.д./. Моль атомов, моль молекул, моль ионов и т.д.

Масса одного моля данного вещества называется его молярной /или мольной/ массой. Она измеряется в г/моль или кг/моль и обозначается буквой «М». Например, молярная масса серной кислоты МН2SO4 =98г/моль.

Следующее понятие «Эквивалент». Эквивалентом /Э/ называют такое весовое количество вещества, которое взаимодействует с одним молем атомов водорода или замещают такое его количество в химических реакциях. Следовательно, эквивалент водорода ЭН равен единице. /ЭН =1/. Эквивалент кислорода ЭО равен восьми /ЭО =8/.

Различают химический эквивалент элемента и химический эквивалент сложного вещества.

Эквивалент элемента – величина переменная. Она зависит от атомной массы /А/ и валентности /В/, которую элемент имеет в конкретном соединении. Э=А/В. Например, определим эквивалент серы в оксидах SO2 и SO3 . В SO2 ЭS =32/4=8, а в SO3 ЭS =32/6=5,33.

Молярную массу эквивалента, выраженную в граммах, называют эквивалентной массой. Следовательно, эквивалентная масса водорода МЭН =1г/моль, эквивалентная масса кислорода МЭО =8г/моль.

Химический эквивалент сложного вещества /кислоты, гидроксида, соли, оксида/– такое количество соответствующего вещества, которое взаимодействует с одним молем атомов водорода, т.е. с одним эквивалентом водорода или замещает такое количество водорода или любого другого вещества в химических реакциях.

Эквивалент кислотыК / равен частному от деления молекулярной массы кислоты на число атомов водорода, участвующих в реакции. Для кислоты H2 SO4 , когда оба атома водорода вступают в реакцию H2 SO4 +2NaOH=Na2 SO+2H2 O эквивалент будет равен ЭН2SO4 = МН2SO4 /nН =98/2=49

Эквивалент гидроксида /Эгидр. / определяется как частное от деления молекулярной массы гидроксида на число гидроксогрупп, вступающих в реакцию. Например, эквивалент NaOH будет равен: ЭNaOHNaOH /nОН =40/1=40.

Эквивалент солисоли / можно рассчитать, поделив ее молекулярную массу на произведение числа атомов металла, вступающих в реакцию, и их валентность. Так, эквивалент соли Al2 (SO4 )3 будет равен ЭAl2(SO4)3Al2(SO4)3 /6=342/2,3=342/6=57.

Эквивалент оксидаок / можно определить, как сумму эквивалентов соответствующих элемента и кислорода. Например, эквивалент СО2 будет равен сумме эквивалентов углерода и кислорода: ЭСО2СО =3+8=7.

Для газообразных веществ удобно пользоваться эквивалентными объемами /ЭV /. Так как при нормальных условиях моль газа занимает объем 22,4л, то исходя из этой величины, легко определить эквивалентный объем любого газа. Рассмотрим водород. Мольная масса водорода 2г занимает объем 22,4л, тогда его эквивалентная масса 1г занимает объем 11,2л /или 11200мл /. Следовательно ЭVН =11,2л. Эквивалентный объем хлора равен 11,2л /ЭVCl =11,2л/. Эквивалентный объем СО равен 3,56 /ЭVCО =3,56л/.

Химический эквивалент элемента или сложного вещества используется в стехиометрических расчетах обменных реакций, а в соответствующих расчетах окислительно–восстановительных реакций применяют уже окислительный и восстановительный эквиваленты.

Окислительный эквивалент определяют как частное от деления молекулярной массы окислителя на число электронов, которое он принимает в данной окислително–восстановительной реакции.

Восстановительный эквивалент равен молекулярной массе восстановителя поделенной на число электронов, которое он отдает в данной реакции.

Напишем окислително–восстановительную реакцию и определим эквивалент окислителя и восстановителя:

5N2 aS+2KMnO4 +8H2 SO4 =S+2MnSO4 +K2 SO4 +5Na2 SO4 +8H2 O

Окислителем в этой реакции является перманганат калия. Эквивалент окислителя будет равен массе KMnO4 деленной на число электронов, принятых окислителем в реакции (nе=5). ЭKMnO4KMnO4 /nе=158/5=31,5. Молярная масса эквивалента окислителя KMnO4 в кислой среде равна 31,5г/моль.

Эквивалент восстановителя Na2 S будет: ЭNa4SNa4S /nе=78/2=39. Молярная масса эквивалента Na2 S равна 39г/моль.

В электрохимических процессах, в частности при электролизе веществ, пользуются электрохимическим эквивалентом. Электрохимический эквивалент определяют как частное от деления химического эквивалента вещества, выделяемого на электроде, на число Фарадея /F/. Электрохимический эквивалент более подробно будет рассмотрен в соответствующем параграфе курса.

Валентность . При взаимодействии атомов между ними образуется химическая связь. Каждый атом может образовывать только определенное количество связей. Количество связей предопределяет такое уникальное свойство каждого элемента, которое называют валентностью. В наиболее общем виде валентностью называют способность атома образовывать химическую связь. За единицу валентности принимают одну химическую связь, которую способен образовать атом водорода. В связи с этим, водород является одновалентным элементом, а кислород – двухвалентным, т.к. с атомом кислорода могут образовывать связь не более двух водородов.

Умение определять валентность каждого элемента, в том числе и в химическом соединении, является необходимым условием успешного усвоения курса химии.

С валентностью соприкасается и такое понятие химии как степень окисления . Подстепенью окисления понимают тот заряд, который имеет элемент в ионном соединении или имел бы в ковалентном соединении, если бы общая электронная пара бала бы полностью смещена к более электроотрицательному элементу. Степень окисления имеет не только цифровое выражение, но и соответствующий знак заряда (+) или (–). Валентность не имеет этих знаков. Например, в H2 SO4 степень окисления: водорода +1, кислорода –2, серы +6, а валентность, соответственно, будет 1, 2, 6.

Валентность и степень окисления в числовых значениях не всегда совпадают по величине. Например, в молекуле этилового спирта СН3 –СН2 –ОН валентность углерода 6, водорода 1, кислорода 2, а степень окисления, например, углерода первого –3, второго –1: –3 СН3–1 СН2 –ОН.

1.2. Основные экологические понятия.

За последнее время понятие “экология” глубоко входит в наше сознание. Это понятие, введенное еще в 1869г Э.Геккелем /происходит от греческого oikos – дом, место, жилище, logos – учение/ все больше и больше тревожит человечество.

В учебниках биологии экологию определяют как науку о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Практически созвучное определение экологии дает Б.Небел в своей книге «Наука об окружающей среде» – Экология – наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. В других источниках можно встретить и более широкое толкование. Например, Экология – 1/. Наука, изучающая отношение организмов и их системных совокупностей и окружающей среды; 2/. Совокупность научных дисциплин, исследующих взаимоотношение системных биологических структур /от макромолекул до биосферы/ между собой и с окружающей средой; 3/. Дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня; 4/. Комплексная наука, исследующая среду обитания живых организмов; 5/. Исследование положения человека как вида в биосфере планеты, его связей с экологическими системами и воздействие на них; 6/. Наука о выживании в окружающей среде. /Н.А.Агиджанян, В.И.Торшик. Экология человека./. Однако под термином «экология» понимают не только экологию как науку, а само состояние окружающей среды и его влияние на человека, животный и растительный мир.

mirznanii.com

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *