Химическая формула | Название соединения | Номер по классификатору CAS |
---|---|---|
D2O | оксид дейтерия | 7732-20-0 |
Химическая формула | Название соединения | Номер по классификатору CAS |
LaCl3 | Хлорид лантана (III) | 10099-58-8 |
LaPO4 | Фосфат лантана (III) | 14913-14-5 |
Li(AlSi2O6) | Кеатит | |
LiBr | Бромид лития | 7550-35-8 |
LiBrO3 | Бромат лития | |
LiCN | Цианид лития | |
LiC2H5O | Этилат лития | |
LiF | фторид лития | 7789-24-4 |
LiHSO4 | Гидросульфат лития | |
LiIO3 | Иодат лития | |
Нитрат лития | ||
LiTaO3 | Танталат лития | |
Li2CrO4 | Хромат лития | |
Li2Cr2O7 | Дихромат лития | |
Li2MoO4 | Ортомолибдат лития | 13568-40-6 |
Li2NbO3 | Метаниобат лития | |
Li2SO4 | Сульфат лития | 10377-48-7 |
Li2SeO3 | Селенит лития | |
Li2SeO4 | Селенат лития | |
Li2SiO3 | Метасиликат лития | 10102-24-6 |
Li2SiO4 | Ортосиликат лития | |
Li2TeO3 | Теллурит лития | |
Li2TeO4 | Теллурат лития | |
Li2TiO3 | Метатитанат лития | 12031-82-2 |
Li2WO4 | Ортовольфрамат лития | 13568-45-1 |
Li2ZrO3 | Метацирконат лития | |
Химическая формула | Название соединения | Номер по классификатору CAS |
PH3 | phosphine | 7803-51-2 |
POCl3 | phosphoryl chloride | 10025-87-3 |
PO43− | phosphate ion | |
P2I4 | phosphorus(II) iodide | |
P2O74− | pyrophosphate ion | |
P2S3 | phosphorus(III) sulfide | |
P2Se3 | phosphorus(III) selenide | |
P2Se5 | phosphorus(V) selenide | |
P2Te3 | phosphorus(III) telluride | |
P3N5 | phosphorus(V) nitride | 12136-91-3 |
P4O10 | tetraphosphorus decaoxide | 16752-60-6 |
Pb(CH3COO)2·3H2O | ацетат свинца — тригидрат | |
PbCO3 | lead carbonate cerussite | |
Pb(C2H5)4 | tetraethyllead | |
PbC2O4 | lead oxalate | |
PbCrO4 | lead chromate | |
PbF2 | lead fluoride | 7783-46-2 |
Pb(IO3)2 | lead iodate | |
PbI2 | lead(II) iodide | 10101-63-0 |
Pb(NO3)2 | lead(II) nitrate lead dinitrate plumbous nitrate | |
Pb(N3)2 | lead azide | |
PbO | lead(II) oxide litharge | 1317-36-8 |
Pb(OH)2 | plumbous hydroxide | |
Pb(OH)4 | plumbic hydroxide plumbic acid | |
Pb(OH)62− | plumbate ion | |
PbO2 | lead(IV) oxide lead dioxide | 1309-60-0 |
PbS | сульфид свинца галенит | 1314-87-0 |
PbSO4 | сульфат свинца(II) | 7446-14-2 |
Pb3(SbO4)2 | lead antimonate | |
PtBr2 | platinum(II) bromide | |
PtBr4 | platinum(IV) bromide | |
PtCl2 | platinum(II) chloride | |
PtCl4 | platinum(IV) chloride | |
PtI2 | platinum(II) iodide | |
PtI4 | platinum(IV) iodide | |
[Pt(NH2CH2CH2 | tris(ethylenediamine)platinum(IV) bromide | |
[Pt(NH3)2(H2O)2Cl2]Br2 | diamminediaquadichloroplatinum(VI) bromide | |
PtO2 | platinum(IV) oxide | 50417-46-4 |
PtS2 | platinum(IV) sulfide | |
Химическая формула | Название соединения | Номер по классификатору CAS |
RbAl(SO4)2·12H2O | rubidium aluminum sulfate – dodecahydrate | |
RbBr | rubidium bromide | 7789-39-1 |
RbC2H3O2 | rubidium acetate | |
RbCl | rubidium chloride | 7791-11-9 |
RbClO4 | rubidium perchlorate | |
RbF | rubidium fluoride | 13446-74-7 |
RbNO3 | rubidium nitrate | 13126-12-0 |
RbO2 | rubidium superoxide | |
Rb2C2O4 | rubidium oxalate | |
Rb2CrO4 | rubidium chromate | |
Rb2PO4 | rubidium orthophosphate | |
Rb2SeO3 | rubidium selenite | |
Rb2SeO4 | rubidium selenate | |
Rb3C6H5O7·H2O | rubidium citrate – monohydrate | |
Химическая формула | Название соединения | Номер по классификатору CAS |
SCN− | thiocyanate | |
SF4 | sulfur tetrafluoride | |
SF6 | sulfur hexafluoride | 2551-62-4 |
SOF2 | thionyl difluoride | 7783-42-8 |
SO2 | sulfur dioxide | 7446-09-5 |
SO2Cl2 | sulfuryl chloride | 7791-25-5 |
SO2F2 | sulfuryl difluoride | 2699-79-8 |
SO2OOH− | peroxymonosulfurous acid (aqueous) | |
SO3 | sulfur trioxide | 7446-11-9 |
SO32− | sulfite ion | |
SO42− | sulfate ion | |
S2Br2 | sulfur(II) bromide | 71677-14-0 |
S2O32− | ||
S2O72− | disulfate ion | |
SbBr3 | antimony(III) bromide | 7789-61-9 |
SbCl3 | antimony(III) chloride | 10025-91-9 |
SbCl5 | antimony(V) chloride | 7647-18-9 |
SbI3 | antimony(III) iodide | 7790-44-5 |
SbPO4 | antimony(III) phosphate | |
Sb2OS2 | antimony oxysulfide kermesite | |
Sb2O3 | antimony(III) oxide | 1309-64-4 |
Sb2 | antimony(V) oxide | |
Sb2S3 | antimony(III) sulfide | 1345-04-6 |
Sb2Se3 | antimony(III) selenide | 1315-05-5 |
Sb2Se5 | antimony(V) selenide | |
Sb2Te3 | antimony(III) telluride | |
Sc2O3 | scandium oxide scandia | |
SeBr4 | selenium(IV) bromide | |
SeCl | selenium(I) chloride | |
SeCl4 | selenium(IV) chloride | 10026-03-6 |
SeOCl2 | selenium(IV) oxychloride | 7791-23-3 |
SeOF2 | selenyl difluoride | |
SeO2 | selenium(IV) oxide | 7446-08-4 |
SeO42− | selenate ion | |
SeTe | selenium(IV) telluride | 12067-42-4 |
SiBr4 | silicon(IV) bromide | 7789-66-4 |
SiC | карбид кремния | 409-21-2 |
SiCl4 | silicon(IV) chloride | 10026-04-7 |
SiH4 | силан | 7803-62-5 |
SiI4 | silicon(IV) iodide | 13465-84-4 |
SiO2 | диоксид кремния silica кварц | 7631-86-9 |
SiO44− | silicate ion | |
Si2O76− | disilicate ion | |
Si3N4 | silicon nitride | 12033-89-5 |
Si6O1812− | cyclosilicate ion | |
SnBrCl3 | tin(IV) bromotrichloride | |
SnBr2 | tin(II) bromide | 10031-24-0 |
SnBr2Cl2 | tin(IV) dibromodichloride | |
SnBr3Cl | tin(IV) tribromochloride | 14779-73-8 |
SnBr4 | tin(IV) bromide | 7789-67-5 |
SnCl2 | tin(II) chloride | 7772-99-8 |
SnCl2I2 | tin(IV) dichlorodiiodide | |
SnCl4 | tin(IV) chloride | 7646-78-8 |
Sn(CrO4)2 | tin(IV) chromate | |
SnI4 | tin(IV) iodide | 7790-47-8 |
SnO2 | tin(IV) oxide | 18282-10-5 |
SnO32− | stannate ion | |
SnS | tin(II) sulfide | 1314-95-0 |
SnS2 | tin(IV) sulfide | |
Sn(SO4)2·2H2O | tin(IV) sulfate – dihydrate | |
SnSe | tin(II) selenide | 1315-06-6 |
SnSe2 | tin(IV) selenide | |
SnTe | tin(II) telluride | 12040-02-7 |
SnTe4 | tin(IV) telluride | |
Sn(VO3)2 | tin(II) metavanadate | |
Sn3Sb4 | tin(IV) antimonide | |
SrBr2 | strontium bromide | 10476-81-0 |
SrBr2·6H2O | strontium bromide – hexahydrate | |
SrCO3 | strontium carbonate | |
SrC2O4 | strontium oxalate | |
SrF2 | strontium fluoride | 7783-48-4 |
SrI2 | strontium iodide | 10476-86-5 |
SrI2·6H2O | strontium iodide – hexahydrate | |
Sr(MnO4)2 | strontium permanganate | |
SrMoO4 | strontium orthomolybdate | 13470-04-7 |
Sr(NbO3)2 | strontium metaniobate | |
SrO | strontium oxide | 1314-11-0 |
SrSeO3 | strontium selenite | |
SrSeO4 | strontium selenate | |
SrTeO3 | strontium tellurite | |
SrTeO4 | strontium tellurate | |
SrTiO3 | титанат стронция | |
Химическая формула | Название соединения | Номер по классификатору CAS |
T2O | оксид трития tritiated water | 14940-65-9 |
TaBr3 | бромид тантала (III) | |
TaBr5 | бромид тантала (V) | |
TaCl5 | Хлорид тантала(V) | 7721-01-9 |
TaI5 | Иодид тантана(V) | |
TaO3− | tantalate ion | |
TcO4− | pertechnetate ion | |
TeBr2 | tellurium(II) bromide | |
TeBr4 | tellurium(IV) bromide | |
TeCl2 | tellurium(II) chloride | |
TeCl4 | tellurium(IV) chloride | 10026-07-0 |
TeI2 | tellurium(II) iodide | |
TeI4 | tellurium(IV) iodide | |
TeO2 | tellurium(IV) oxide | 7446-07-3 |
TeO4− | tellurate ion | |
TeY | yttrium telluride | 12187-04-1 |
Th(CO3)2 | thorium carbonate | 19024-62-5 |
Th(NO3)4 | thorium nitrate | 13823-29-5 |
TiBr4 | titanium(IV) bromide | 7789-68-6 |
TiCl2I2 | titanium(IV) dichlorodiiodide | |
TiCl3I | titanium(IV) trichloroiodide | |
TiCl4 | titanium tetrachloride | 7550-45-0 |
TiO2 | оксид титана (IV) рутил | 1317-70-0 |
TiO32− | titanate ion | |
TlBr | thallium(I) bromide | 7789-40-4 |
TlBr3 | thallium(III) bromide | |
Tl(CHO2) | thallium(I) formate | |
TlC2H3O2 | thallium(I) acetate | 563-68-8 |
Tl(C3H3O4) | thallium(I) malonate | |
TlCl | thallium(I) chloride | 7791-12-0 |
TlCl3 | thallium(III) chloride | |
TlF | thallium(I) fluoride | 7789-27-7 |
TlI | thallium(I) iodide | 7790-30-9 |
TlIO3 | thallium(I) iodate | |
TlI3 | thallium(III) iodide | |
TiI4 | titanium(IV) iodide | 7720-83-4 |
TiO(NO3)2 · xH2O | titanium(IV) oxynitrate – hydrate | |
TlNO3 | thallium(I) nitrate | 10102-45-1 |
TlOH | thallium(I) hydroxide | |
TlPF6 | thallium(I) hexafluorophosphate | 60969-19-9 |
TlSCN | thallium thiocyanate | |
Tl2MoO4 | thallium(I) orthomolybdate | |
Tl2SeO3 | thallium(I) selenite | |
Tl2TeO3 | thallium(I) tellurite | |
Tl2WO4 | thallium(I) orthotungstate | |
Tl3As | thallium(I) arsenide | |
Химическая формула | Название соединения | Номер по классификатору CAS |
Zn(AlO2)2 | алюминат цинка | |
Zn(AsO2)2 | арсенит цинка | 10326-24-6 |
ZnBr2 | бромид цинка | 7699-45-8 |
Zn(CN)2 | цианид цинка | 557-21-1 |
ZnCO3 | карбонат цинка | 3486-35-9 |
Zn(C8H15O2)2 | каприлат цинка | 557-09-5 |
Zn(ClO3)2 | хлорат цинка | 10361-95-2 |
ZnCl2 | хлорид цинка | 7646-85-7 |
ZnCr2O4 | хромит цинка | 12018-19-8 |
ZnF2 | фторид цинка | 7783-49-5 |
Zn(IO3)2 | иодат цинка | 7790-37-6 |
ZnI2 | иодид цинка | 10139-47-6 |
ZnMoO4 | ортомолибдат цинка | |
Zn(NO2)2 | нитрит цинка | 10102-02-0 |
Zn(NO3)2 | нитрат цинка | 7779-88-6 |
Zn(NbO3)2 | метаниобат цинка | |
ZnO | оксид цинка | 1314-13-2 |
ZnO2 | пероксид цинка | 1314-22-3 |
Zn(OH)2 | гидроксид цинка | 20427-58-1 |
Zn(OH)42− | zincate ion | |
ZnS | сульфид цинка сфалерит | 1314-98-3 |
Zn(SCN)2 | тиоцианат цинка | 557-42-6 |
ZnSO4 | сульфат цинка | 7733-02-0 |
ZnSb | антимонид цинка | 12039-35-9 |
ZnSe | селенид цинка | 1315-09-9 |
ZnSeO3 | селенит цинка | |
ZnSnO3 | станнат цинка | |
Zn(TaO3)2 | метатанталат цинка | |
ZnTe | теллурид цинка | 1315-11-3 |
ZnTeO3 | теллурит цинка | |
ZnTeO4 | теллурат цинка | |
ZnTiO3 | метатитанат цинка | |
Zn(VO3)2 | метаванадат цинка | |
ZnWO4 | zinc orthotungstate | |
ZnZrO3 | метацирконат цинка | |
Zn2P2O7 | пирофосфат цинка | 7446-26-6 |
Zn2SiO4 | ортосиликат цинка | 13597-65-4 |
Zn3(AsO4)2 | арсенат цинка | 13464-44-3 |
Zn3As2 | арсенид цинка | |
Zn3N2 | нитрид цинка | 1313-49-1 |
Zn3P2 | фосфид цинка | 1314-84-7 |
Zn3(PO4)2 | фосфат цинка | 7779-90-0 |
Zn3Sb2 | антимонид цинка | |
ZrB2 | борид циркония | 12045-64-6 |
ZrBr4 | бромид циркония | 13777-25-8 |
ZrC | карбид циркония | 12020-14-3 |
ZrCl4 | тетрахлорид циркония | 10026-11-6 |
ZrF4 | фторид циркония | 7783-64-4 |
ZrI4 | иодид циркония | 13986-26-0 |
ZrN | нитрид циркония | 25658-42-8 |
Zr(OH)4 | гидроксид циркония | 14475-63-9 |
ZrO2 | диоксид циркония бадделеит | 1314-23-4 |
ZrO32− | цирконат-ион | |
ZrP2 | фосфид циркония | 12037-80-8 |
ZrS2 | сульфид циркония | 12039-15-5 |
ZrSi2 | силицид циркония (ди)силицид циркония[1] | 12039-90-6 |
ZrSiO4 | ортосиликат циркония циркон | 10101-52-7 |
Zr3(PO4)4 | фосфат циркония |
dic.academic.ru
Проект урока химии в 8-м классе по теме: “Кислотные гидроксиды. Кислоты”
Разделы: Химия
Цель урока:
- познакомить учащихся с составом, названиями и классификациями кислот;
- продолжить работу по развитию умения составлять формулы химических соединений;
- продолжить формирование знаний об индикаторах и технике безопасности.
Оборудование и реактивы: пробирки, подставка для пробирок, кислоты (лимонная пищевая в гранулах, соляная, серная), разбавленные гидроксиды натрия и калия, индикаторы (фенолфталеин, лакмус).
Ход урока
Орг. момент (2 мин).
Создание ситуации “успеха”.
Запись на доске:
Na2O, CO2, CuOH, Mg, N2O5, Zn(OH)2, Fe2O3, NaCL, CL2O7, H2S, MgSO4, SO3, O2, SiO2, P, CaO, H2CO3, Mg(OH)2, CuO, KMnO4.
Слова учителя: Работая самостоятельно, выпишите формулы только оксидов. Их суммарное количество равно относительной атомной массе элемента, который находится во втором периоде второй группы. Назовите оксиды.
Предполагаемый ответ: оксид натрия, оксид углерода, оксид азота, оксид железа, оксид хлора, оксид серы, оксид кремния, оксид кальция, оксид меди. Всего 9 – загаданный элемент бериллий.
Создание ситуации “разрыва”.
Запись на доске: Запишите уравнения химических реакций
Na2O + H2O =
K2O + H2O =
SO3 + H2O =
P2O5 + H2O =
Предполагаемый ответ:
Na2O + H2O =2 NaOH
K2O + H2O = 2KOH
SO3 + H2O = SOH
P2O5 + H2O = POH
(на данном этапе урока создана ситуация “разрыва”, первые два уравнения детям уже знакомы, тема гидроксиды металлов была на предыдущих уроках, но по аналогии дети выполняют все написанные уравнения.)
Слова учителя: Все молодцы, получили гидроксиды, теперь осталось подтвердить экспериментально. На рабочей поверхности лабораторного стола штатив с 4 пробирками, в них растворы, подготовленные для вас учащимися 9 классов, в соответствии с нашими уравнениями. Что еще нам необходимо?
Предполагаемый ответ: Индикаторы
Слова учителя: Перед вами два индикатора. Какой необходимо использовать?
Предполагаемый ответ: Нам надо определить наличие гидроксогруппы, то необходим фенолфталеин, он станет малиновый.
Слова учителя: Если других предположений нет, то приступайте, соблюдая технику безопасности.
(на этом этапе урока учащиеся выполняют лабораторный опыт)
Постановка Учебной Задачи.
Слова учителя: Что же у вас получилось?
Предполагаемый ответ: В 3 и 4 пробирках цвет раствора не изменился.
Слова учителя: Почему, ведь все гидроксиды?
Предполагаемый ответ: Может там нет гидроксогрупп? А если попробовать другой индикатор?
Слова учителя: У вас есть еще один индикатор – лакмус, попробуйте его.
(проводят лабораторный опыт)
Предполагаемый ответ: Цвет изменился на красный, получается там группа H+
Слова учителя: Вернемся к нашим уравнениям
SO3 + H2O = SOH
Раз в полученном соединении есть ионы водорода, а он имеет положительную степень окисления, то он пишется на первом месте
SO3 + H2O = HSO
Расставим степени окисления
SO3 + H2O = H+ S+6 O-2
Осталось только составить правильно формулу, ведь молекула должна быть нейтральной.
Найдем сумму положительных степеней окисления
+1+6=+7
подберем ближайшее четное число = 8(больше суммы)
чтобы наша сумма стала равна 8, необходимо дописать к Н индекс 2
осталось уравнять отрицательный заряд, для этого подпишем к О индекс 4
SO3 + H2O = H+2S+6 O-24
проверим формулу
+2+6=-8
8=-8
Слова учителя: Такие сложные соединения получили названия КИСЛОТ. Как вы думаете почему?
Предполагаемый ответ: Наверно они кислые на вкус.
Слова учителя: Многие кислоты действительно кислые, но стоит ли их пробовать?
Предполагаемый ответ: все -таки нет, они химические вещества.
Слова учителя: Правда, одну кислоту я вам дам попробовать, она пищевая – лимонную.
(учащиеся пробуют лимонную кислоту на блюдцах)
Решение Учебной Задачи.
Слова учителя: Если посмотреть на наши уравнения, получатся, что кислота это тоже гидроксид, так как получен при взаимодействии оксида и воды, только оксид неметалла.
SO3 + H2O = H2 SO4
Тогда давайте, исправим последнее уравнение
Предполагаемый ответ:
P2O5 + H2O = H3 PO4
Слова учителя: Названия кислотам дают КИСЛОТООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ с добавлением суффикса -ная. Попробуйте назвать полученные кислоты.
Предполагаемый ответ: Фосфорная и серная.
Запись на доске: постройте формулу кислоты, если кислотообразующий элемент:
Углерод или хлор?
Предполагаемый ответ:
H2CO3 и HCLO4
Слова учителя: Мы познакомились с новым классом химических соединений КИСЛОТЫ. Обратите внимание на состав кислот. Что их объединяет?
Предполагаемый ответ: наличие атомов водорода.
Слова учителя: Теперь мы можем дать определение новому классу химических соединений?
Предполагаемый ответ: Кислоты – это сложные химические соединения, состоящие из атомов водорода и ::..
Слова учителя: То, что осталось, называют кислотными остатками.
Предполагаемый ответ: Кислоты – это сложные химические соединения, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
Подведение итогов работы.
Слова учителя: Подведем итог урока:
Что узнали нового за урок?
Предполагаемый ответ:
Что такое кислоты
Они образуются при взаимодействии оксидов неметаллов и воды способы построения формул кислот
Слова учителя: Оцените свою работу на уроке.
Сообщение домашнего задания.
Слова учителя: Все молодцы.
Запишем домашнее задание: подготовить сообщение о важнейших кислотах нашей жизни: соляной, серной, щавелевой, муравьиной.
(если осталось время на уроке, то можно построить формулы кислот, в состав которых входят элементы со степенью окисления CL+3, N+3, CL+5)
Используемая литература:
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. / - М., 1998
- Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений /- М.: Дрофа, 2005
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. / – М., 1996
- Сатбалдина С.Т., Лидин Р.А. Химия: учебн. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / – М.: Просвещение, 1998.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Основы химии
Глава 1.
Общие химические и экологические закономерности.
С чего начинается химия?
Cложный ли это вопрос? На него каждый ответит по-своему.
В середней школе учащиеся изучают химию в течение ряда лет. Многие довольно хорошо сдают выпускной экзамен по химии. Однако…
Беседы с абитуриентами и затем и студентами первых курсов говорят о том, что остаточные знания по химии после средней школы незначительные. Одни путаются в различных определениях и химических формулах, а другие вообще не могут воспроизвести даже основные понятия и законы химии, не говоря уже о понятиях и законах экологии.
У них химия так и не начиналась.
Химия, по-видимому, начинается с глубокого освоения ее основ, и прежде всего, основных понятий и законов.
1.1. Основные химические понятия.
В таблице Д.И.Менделеева рядом с символом элемента стоят цифры. Одна цифра обозначает порядковый номер элемента, а вторая атомную массу. Порядковый номер имеет свой физический смысл. О нем мы будем вести разговор позже, здесь остановимся на атомной массе и выделим в каких единицах она измеряется.
Следует сразу оговориться, что атомная масса элемента, приведенная в таблице, величина относительная. За единицу относительной величины атомной массы принята 1/12 часть массы атома углерода, изотопа с массовым числом 12, и назвали ее атомной единицей массы /а.е.м./. Следовательно, 1 а.е.м. равна 1/12 части массы изотопа углерода 12 С. И она равна 1,667*10–27 кг. /Абсолютная масса атома углерода равна 1,99*10–26 кг./
Атомная масса , приведенная в таблице, является массой атома, выраженной в атомных единицах массы. Величина безразмерная. Конкретно для каждого элемента атомная масса показывает, во сколько раз масса данного атома больше или меньше 1/12 части массы атома углерода.
Аналогичное можно сказать и о молекулярной массе.
Молекулярная масса – это масса молекулы, выраженная в атомных единицах массы. Величина тоже относительная. Молекулярная масса конкретного вещества равна сумме масс атомов всех элементов, входящих в состав молекулы.
Важным понятием химии является понятие «моль». Моль – такое количество вещества, которое содержит 6,02*1023 структурных единиц /атомов, молекул, ионов, электронов и т.д./. Моль атомов, моль молекул, моль ионов и т.д.
Масса одного моля данного вещества называется его молярной /или мольной/ массой. Она измеряется в г/моль или кг/моль и обозначается буквой «М». Например, молярная масса серной кислоты МН2SO4 =98г/моль.
Следующее понятие «Эквивалент». Эквивалентом /Э/ называют такое весовое количество вещества, которое взаимодействует с одним молем атомов водорода или замещают такое его количество в химических реакциях. Следовательно, эквивалент водорода ЭН равен единице. /ЭН =1/. Эквивалент кислорода ЭО равен восьми /ЭО =8/.
Различают химический эквивалент элемента и химический эквивалент сложного вещества.
Эквивалент элемента – величина переменная. Она зависит от атомной массы /А/ и валентности /В/, которую элемент имеет в конкретном соединении. Э=А/В. Например, определим эквивалент серы в оксидах SO2 и SO3 . В SO2 ЭS =32/4=8, а в SO3 ЭS =32/6=5,33.
Молярную массу эквивалента, выраженную в граммах, называют эквивалентной массой. Следовательно, эквивалентная масса водорода МЭН =1г/моль, эквивалентная масса кислорода МЭО =8г/моль.
Химический эквивалент сложного вещества /кислоты, гидроксида, соли, оксида/– такое количество соответствующего вещества, которое взаимодействует с одним молем атомов водорода, т.е. с одним эквивалентом водорода или замещает такое количество водорода или любого другого вещества в химических реакциях.
Эквивалент кислоты /ЭК / равен частному от деления молекулярной массы кислоты на число атомов водорода, участвующих в реакции. Для кислоты H2 SO4 , когда оба атома водорода вступают в реакцию H2 SO4 +2NaOH=Na2 SO+2H2 O эквивалент будет равен ЭН2SO4 = МН2SO4 /nН =98/2=49
Эквивалент гидроксида /Эгидр. / определяется как частное от деления молекулярной массы гидроксида на число гидроксогрупп, вступающих в реакцию. Например, эквивалент NaOH будет равен: ЭNaOH =МNaOH /nОН =40/1=40.
Эквивалент соли /Эсоли / можно рассчитать, поделив ее молекулярную массу на произведение числа атомов металла, вступающих в реакцию, и их валентность. Так, эквивалент соли Al2 (SO4 )3 будет равен ЭAl2(SO4)3 =МAl2(SO4)3 /6=342/2,3=342/6=57.
Эквивалент оксида /Эок / можно определить, как сумму эквивалентов соответствующих элемента и кислорода. Например, эквивалент СО2 будет равен сумме эквивалентов углерода и кислорода: ЭСО2 =ЭС +ЭО =3+8=7.
Для газообразных веществ удобно пользоваться эквивалентными объемами /ЭV /. Так как при нормальных условиях моль газа занимает объем 22,4л, то исходя из этой величины, легко определить эквивалентный объем любого газа. Рассмотрим водород. Мольная масса водорода 2г занимает объем 22,4л, тогда его эквивалентная масса 1г занимает объем 11,2л /или 11200мл /. Следовательно ЭVН =11,2л. Эквивалентный объем хлора равен 11,2л /ЭVCl =11,2л/. Эквивалентный объем СО равен 3,56 /ЭVCО =3,56л/.
Химический эквивалент элемента или сложного вещества используется в стехиометрических расчетах обменных реакций, а в соответствующих расчетах окислительно–восстановительных реакций применяют уже окислительный и восстановительный эквиваленты.
Окислительный эквивалент определяют как частное от деления молекулярной массы окислителя на число электронов, которое он принимает в данной окислително–восстановительной реакции.
Восстановительный эквивалент равен молекулярной массе восстановителя поделенной на число электронов, которое он отдает в данной реакции.
Напишем окислително–восстановительную реакцию и определим эквивалент окислителя и восстановителя:
5N2 aS+2KMnO4 +8H2 SO4 =S+2MnSO4 +K2 SO4 +5Na2 SO4 +8H2 O
Окислителем в этой реакции является перманганат калия. Эквивалент окислителя будет равен массе KMnO4 деленной на число электронов, принятых окислителем в реакции (nе=5). ЭKMnO4 =МKMnO4 /nе=158/5=31,5. Молярная масса эквивалента окислителя KMnO4 в кислой среде равна 31,5г/моль.
Эквивалент восстановителя Na2 S будет: ЭNa4S =МNa4S /nе=78/2=39. Молярная масса эквивалента Na2 S равна 39г/моль.
В электрохимических процессах, в частности при электролизе веществ, пользуются электрохимическим эквивалентом. Электрохимический эквивалент определяют как частное от деления химического эквивалента вещества, выделяемого на электроде, на число Фарадея /F/. Электрохимический эквивалент более подробно будет рассмотрен в соответствующем параграфе курса.
Валентность . При взаимодействии атомов между ними образуется химическая связь. Каждый атом может образовывать только определенное количество связей. Количество связей предопределяет такое уникальное свойство каждого элемента, которое называют валентностью. В наиболее общем виде валентностью называют способность атома образовывать химическую связь. За единицу валентности принимают одну химическую связь, которую способен образовать атом водорода. В связи с этим, водород является одновалентным элементом, а кислород – двухвалентным, т.к. с атомом кислорода могут образовывать связь не более двух водородов.
Умение определять валентность каждого элемента, в том числе и в химическом соединении, является необходимым условием успешного усвоения курса химии.
С валентностью соприкасается и такое понятие химии как степень окисления . Подстепенью окисления понимают тот заряд, который имеет элемент в ионном соединении или имел бы в ковалентном соединении, если бы общая электронная пара бала бы полностью смещена к более электроотрицательному элементу. Степень окисления имеет не только цифровое выражение, но и соответствующий знак заряда (+) или (–). Валентность не имеет этих знаков. Например, в H2 SO4 степень окисления: водорода +1, кислорода –2, серы +6, а валентность, соответственно, будет 1, 2, 6.
Валентность и степень окисления в числовых значениях не всегда совпадают по величине. Например, в молекуле этилового спирта СН3 –СН2 –ОН валентность углерода 6, водорода 1, кислорода 2, а степень окисления, например, углерода первого –3, второго –1: –3 СН3 ––1 СН2 –ОН.
1.2. Основные экологические понятия.
За последнее время понятие “экология” глубоко входит в наше сознание. Это понятие, введенное еще в 1869г Э.Геккелем /происходит от греческого oikos – дом, место, жилище, logos – учение/ все больше и больше тревожит человечество.
В учебниках биологии экологию определяют как науку о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Практически созвучное определение экологии дает Б.Небел в своей книге «Наука об окружающей среде» – Экология – наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. В других источниках можно встретить и более широкое толкование. Например, Экология – 1/. Наука, изучающая отношение организмов и их системных совокупностей и окружающей среды; 2/. Совокупность научных дисциплин, исследующих взаимоотношение системных биологических структур /от макромолекул до биосферы/ между собой и с окружающей средой; 3/. Дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня; 4/. Комплексная наука, исследующая среду обитания живых организмов; 5/. Исследование положения человека как вида в биосфере планеты, его связей с экологическими системами и воздействие на них; 6/. Наука о выживании в окружающей среде. /Н.А.Агиджанян, В.И.Торшик. Экология человека./. Однако под термином «экология» понимают не только экологию как науку, а само состояние окружающей среды и его влияние на человека, животный и растительный мир.
mirznanii.com