Совмещение учебы на дневном отделении и работы – некоторые вопросы трудового и налогового законодательства — Новости — Новости компании — КонсультантПлюс Свердловская Область

Содержание

некоторые вопросы трудового и налогового законодательства — Новости — Новости компании — КонсультантПлюс Свердловская Область

Совмещение работы и учебы: некоторые вопросы трудового и налогового законодательства

12 января

Автор: Брызгалин Аркадий Викторович, генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук

Соавтор: Аникеева Ольга Евгеньевна, главный специалист по юридическим вопросам Группы компаний «Налоги и финансовое право»

Глава 26 Трудового кодекса РФ устанавливает гарантии для работников, совмещающих работу с обучением. Состав указанных гарантий зависит от того, образование какого уровня получает работник (высшее, среднее профессиональное и т.д.) и в какой форме он обучается (очной, вечерней или заочной).

Условно все гарантии можно разделить на три группы: дополнительные отпуска, оплата проезда к месту учебы и обратно, сокращение продолжительности работы.

Гарантии обучающемуся работнику предоставляются в соответствии со следующими правилами.

Правила предоставления гарантий обучающимся работникам

1. По общему правилу все гарантии, предусмотренные гл. 26 Трудового кодекса РФ, полагаются работникам только при получении ими образования соответствующего уровня впервые. Это следует из положений ст. 177 Трудового кодекса РФ. Из этого правила есть одно исключение. Так, все гарантии сохраняются, если работник, уже имеющий профессиональное образование соответствующего уровня, вновь учится по направлению работодателя. Однако необходимость такого обучения должна быть предусмотрена в трудовом договоре или специальном соглашении об обучении, заключенном между работником и работодателем в письменной форме.

Например, работодатель не обязан предоставлять гарантии работнику, получающему по своей инициативе второе высшее образование. Вместе с тем, если в трудовом договоре с работником закреплена его обязанность получить второе высшее образование, работодатель обязан предоставить ему соответствующие гарантии, установленные законом.

Обязан ли работодатель предоставлять гарантии работнику, который, имея диплом бакалавра, обучается в магистратуре? Да, обязан, т.к. это повышение квалификации в рамках одного высшего образования, а не получение второго высшего образования. В настоящее время в РФ действует двухуровневая система получения высшего профессионального образования и по окончании первой ступени учащемуся присваивается квалификация бакалавра, по завершении второй – квалификация магистра (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

В п. 5 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ указаны случаи, когда обучение в высшем учебном заведении является получением второго высшего профессионального образования:

— гражданин имеет дипломы бакалавра, специалиста, магистра и учится по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста;

— гражданин имеет дипломы специалиста, магистра и учится по программам магистратуры.

Таким образом, обучение лица, имеющего диплом бакалавра, для того, чтобы получить квалификацию магистра, не является получением второго высшего образования. Иными словами, последовательное обучение по разным ступеням высшего профессионального образования, не приравнивается к получению второго высшего образования.

Например, если работник организации имеет диплом о высшем образовании по специальности «маркетинг» (квалификация – бакалавр) и заочно обучается по программе магистратуры, работодатель в силу закона обязан предоставить ему соответствующие гарантии.

2. Если работник учится одновременно в нескольких учебных заведениях, гарантии предоставляются ему в связи с обучением только в одном из них. В каком именно – выбирает сам работник. Льготы по обучению во всех учебных заведениях работодатель предоставлять ему не обязан. Это следует из положений ст. 177 Трудового кодекса РФ.

3. Установленные льготы полагаются работникам только по основному месту работы. Поэтому работодатель не обязан предоставлять учебный отпуск и другие льготы лицам, работающим у него по совместительству.

4. Все льготы в связи с обучением предоставляются только в том случае, если учебное заведение, в котором учится работник, имеет государственную аккредитацию в соответствии с законодательством РФ.

Если работник обучается заочно в образовательном учреждении иностранного государства, не имеющем государственной аккредитации в РФ, предоставлять гарантии, установленные гл. 26 Трудового кодекса РФ, работодатель не обязан.

Например, если работник заочно обучается в Минском госуниверситете, работодатель не обязан предоставлять ему соответствующие гарантии.

5. Гарантии полагаются работнику независимо от того, по какой специальности он учится и связана ли она с его нынешними должностными обязанностями. Например, работодатель обязан предоставлять соответствующие льготы бухгалтеру, который учится по специальности «психолог».

Право работодателя учитывать затраты, связанные с предоставлением гарантий обучающимся работникам, в составе расходов также не зависит от того, связана ли получаемая работником специальность с его должностными обязанностями. Поэтому организация вправе включить в расходы суммы отпускных, начисленных сотруднику за время учебного отпуска, и оплату проезда даже в том случае, если он обучается по специальности, не соответствующей его трудовым функциям (Письмо Минфина от 24.04.2006 № 03-03-04/1/389).

6. При предоставлении льгот не важно, по чьей инициативе обучается работник: сам решил повысить свой образовательный уровень или был направлен работодателем.

7. Отдельные виды льгот (например, оплачиваемый учебный отпуск и оплата проезда) предоставляются только успешно обучающимся сотрудникам. При этом Трудовой кодекс РФ не разъясняет, что понимается под термином «успешно обучающиеся».

На практике, как правило, считается, что студент обучается успешно, если не имеет академической задолженности за предыдущий семестр, т.е. выполнил все работы, сдал зачеты по всем дисциплинам и был допущен к очередной сессии. Возникает резонный вопрос: как работодатель узнает о том, что его работник обучается именно успешно и имеет право на соответствующие гарантии? Узнает он об этом из справки-вызова, которую работник предоставит для того, чтобы получить учебный отпуск. Т.е. подтверждением успешности обучения является наличие справки-вызова из учебного заведения.

8. Если работник обучается в вузе экстерном, гарантии, установленные гл. 26 Трудового кодекса РФ, работодатель предоставлять не обязан. Получение образования в форме экстерната осуществляется не в учебном заведении, а самостоятельно. Гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, предоставляются только работникам, получающим образование в образовательных учреждениях.

Учебные отпуска

Работникам, совмещающим работу с обучением, в установленных гл. 26 Трудового кодекса РФ случаях предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи экзаменов, прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и т.д.

Право на учебный отпуск не зависит от стажа работы у работодателя. Неважно, сколько времени работник проработал у работодателя до того, как попросил учебный отпуск. Даже если он проработал всего 1 день и принес справку-вызов, работодатель обязан предоставить такой отпуск. Таким образом, право на учебный отпуск не зависит от времени, отработанного в организации (в отличие, например, от ежегодного оплачиваемого отпуска).

Условие трудового договора о том, что оплачиваемый отпуск для сдачи экзаменов предоставляется работнику только после истечения 6 месяцев с момента начала работы у работодателя, является незаконным.

Работник, который находится на испытательном сроке, также вправе уйти в учебный отпуск, т.к. на него в полной мере распространяются положения Трудового кодекса РФ. Однако период его отсутствия на работе не будет засчитываться в испытательный срок.

Продолжительность учебного отпуска определяется периодом, указанным в справке-вызове, и меньше быть не должна. По собственной инициативе работодатель имеет право предоставить обучающемуся работнику учебный отпуск большей продолжительности по сравнению с той, которая установлена гл. 26 Трудового кодекса РФ, меньше – не вправе.

По просьбе работника и с согласия работодателя к учебному отпуску может быть присоединен ежегодный оплачиваемый отпуск. Это следует из ст. 177 Трудового кодекса РФ. Однако это право, а не обязанность работодателя, поэтому он вправе отказать в таком присоединении отпусков.

При присоединении учебного отпуска к основному возможна следующая ситуация. Например, учебный отпуск по справке учебного заведения с 01.04.2011 по 20.04.2011, далее — с 21.04.2011 по 13.05.2011 — у работника ежегодный оплачиваемый отпуск. Работник вылетел к месту учебы 30 (31) марта, а возвращается 14 мая 2005 г., что подтверждается датами вылета (прилета) в проездном документе (билете). Возникает вопрос: можно ли принять в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с оплатой стоимости проезда от места нахождения учебного заведения, если дата окончания учебного отпуска и дата в проездном документе (билете) не совпадают из-за присоединения к учебному отпуску ежегодного оплачиваемого отпуска.

Учесть затраты в расходах можно, т.к. ст.177 Трудового кодекса РФ разрешает присоединять учебный отпуск к основному по согласованию с работодателем (письмо Минфина РФ от 06.02.2006 № 03-03-04/4/24).

Следует иметь в виду, что в отличие от ежегодного основного оплачиваемого отпуска учебный отпуск не продлевается на нерабочие праздничные дни, приходящиеся на его период, при этом они оплачиваются как обычные календарные дни. Статья 120 Трудового кодекса РФ касается только ежегодного основного оплачиваемого отпуска, который является временем отдыха, применять ее по аналогии нельзя, т.к. учебный отпуск – это не время отдыха, он предназначен для сдачи экзаменов, предоставляется на число дней, указанных в справке-вызове. Отпуск в связи с обучением предоставляется именно на то количество дней, которое указано в справке-вызове. По этой же причине учебный отпуск нельзя разделить на части (даже при наличии согласия руководителя и работника).

Нельзя продлить учебный отпуск на дни болезни – гл. 26 Трудового кодекса РФ не предусматривает такую возможность. Поэтому, если работник во время учебного отпуска заболеет, отпуск на число дней болезни, подтвержденных листком нетрудоспособности, не продлевается.

Кроме того, в период временной нетрудоспособности, который совпадает с учебным отпуском (полностью или частично), соответствующее пособие не выплачивается. Однако если после окончания учебного отпуска работник так и не выздоровел, то, начиная со дня, когда он должен был выйти на работу, ему начисляется пособие по временной нетрудоспособности.

Например, работник, находясь в учебном отпуске (с 1 по 26 июня), заболел. Больничный лист ему выдан с 21 по 30 июня 2011 г. Пособие по временной нетрудоспособности ему должно быть начислено и выплачено за период с 27 по 30 июня. За время болезни, приходящееся на учебный отпуск, пособие работнику не начисляется.

Работодатель не вправе отказать работнику в предоставлении учебного отпуск (по любым причинам). Предоставление учебного отпуска на основании справки-вызова – это обязанность работодателя и гарантия, установленная трудовым законодательством. Поэтому работник вправе воспользоваться таким отпуском даже в случае несогласия работодателя.

По данному вопросу есть соответствующая судебная практика. Так, суд указал, что предоставление дополнительного отпуска работнику на основании выданной справки-вызова является обязанностью работодателя, т.е. не зависит от его усмотрения. Поэтому отсутствие работника на работе в связи с подготовкой и сдачей экзаменов в высшем учебном заведении не может быть расценено как прогул, даже если работник не оформил учебный отпуск в установленном порядке (Определение Московского городского суда от 17.06.2010 по делу № 33-14935).

Работник вправе использовать учебный отпуск не полностью, а частично. Например, при продолжительности отпуска 15 календарных дней, указанных в справке-вызове, работник может оформить учебный отпуск на 10 календарных дней, указав это в заявлении о предоставлении отпуска. Отпускные начисляются на дни фактически предоставленного отпуска. Более того, работник может учебный отпуск вообще не брать – это его право.

Работодатель не вправе отзывать работника из учебного отпуска (даже при наличии согласия последнего), положения ст. 125 Трудового кодекса РФ касаются только ежегодного оплачиваемого отпуска и на учебные отпуска не распространяются.

Как быть в ситуации, когда учебный отпуск совпадает с очередным оплачиваемым отпуском по графику. Полагаем, что работодатель в этом случае обязан предоставить учебный отпуск, поскольку он целевой, предоставляется в определенное время. Поэтому переносить учебные отпуска на другие сроки нельзя. Очередной отпуск следует перенести на другое время, согласованное с работником. При этом основной отпуск на число дней учебного отпуска не продлевается.

Учебные отпуска не заменяют собой ежегодный оплачиваемый отпуск. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска нельзя уменьшать на количество дней учебного отпуска.

Учебные отпуска нельзя заменять денежной компенсацией, поскольку учебный отпуск – это целевой отпуск. Трудовой кодекс РФ допускает возможность замены денежной компенсацией только часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 дней.

Учебный отпуск может предоставляться работникам как для сдачи вступительных экзаменов, так и в процессе обучения (для сдачи сессий, для защиты диплома и т.п.). При этом обращаем внимание: на время «установочной» сессии работодатель не обязан предоставлять учебный отпуск.

Учебные отпуска бывают оплачиваемыми (с сохранением за работниками среднего заработка) и не оплачиваемые (без сохранения заработной платы).

Например, если работник успешно учится в вузе заочно, на время учебных отпусков за ним сохраняется средний заработок. Если он учится очно в вузе, ему полагаются лишь неоплачиваемые учебные отпуска (ст. 173 Трудового кодекса РФ).

Нередко у работодателей возникает вопрос: когда оплачивать учебные отпуска – до их начала или после? В Трудовом кодексе РФ порядок оплаты учебного отпуска не определен. Поэтому многие специалисты считают, что можно оплачивать либо до, либо после.

В то же время, есть мнение, что учебный отпуск следует оплачивать по аналогии с основным ежегодным отпуском – за 3 дня до его начала (на основании справки-вызова).

Продолжительность учебного отпуска исчисляется в календарных днях (как и основного оплачиваемого отпуска). Она зависит:

— от вида образовательного учреждения, в котором обучается сотрудник;

— от целей, на которые предоставляется учебный отпуск.

Например, согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, успешно обучающимся заочно в вузах, для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах предоставляются отпуска продолжительностью по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно – по 50 календарных дней.

Документы, являющиеся основанием для предоставления «учебного» отпуска

Если отпуск необходим для сдачи вступительных экзаменов, — это только заявление работника.

Факт сдачи вступительных экзаменов подтверждается справкой, выдаваемой образовательным учреждением после прохождения абитуриентом всех вступительных испытаний.

Если отпуск необходим в процессе обучения (для сдачи сессии, подготовки диплома и т.п.), — это заявление и справка-вызов.

Т.е. для получения учебного отпуска обучающийся работник должен написать заявление о предоставлении ему отпуска в связи с обучением и приложить справку-вызов из образовательного учреждения.

Важный момент: Приказами Минобразования России (от 13.05.2003 N 2057 и от 17.12.2002 № 4426) утверждены формы справки-вызова только для высших и средних специальных учебных заведений. Поэтому работники, обучающиеся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, представляют указанные документы по формам, самостоятельно разработанным названными учреждениями.

Справка-вызов состоит из двух частей: непосредственно справки-вызова и отрывной части к ней – справки-подтверждения, которая заполняется образовательным учреждением после окончания сессии и является оправдательным документом.

Важный момент: организация получает данный документ с заполненной первой частью. В ней, в частности, указывается полное наименование образовательного учреждения, сведения о государственной аккредитации, вид учебного отпуска (для прохождения вступительных испытаний, промежуточной аттестации, сдачи итоговых государственных экзаменов и др.), а также продолжительность учебного отпуска.

Если есть справка-вызов, от работника не нужно требовать копию свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения, т.к. в ней есть вся необходимая информация.

После возвращения из учебного отпуска работник должен подтвердить, что он действительно находился в образовательном учреждении, т.е. использовал учебный отпуск по назначению. Для этого ему следует представить работодателю справку-подтверждение за подписью руководителя учебного заведения (как правило, ректора или иного уполномоченного лица). В случае непредставления данного документа, подтверждающего целевое использование отпуска, период отсутствия сотрудника на работе может квалифицироваться как прогул с соответствующими негативными последствиями.

Иными словами, справка-подтверждение является документом, подтверждающим реальное нахождение работника на обучении, т.е. то, что сессия работника действительно состоялась.

Для подтверждения обоснованности понесенных работодателем затрат на оплату учебного отпуска и правомерности предоставления такого отпуска необходимо наличие и справки-вызова, и справки-подтверждения.

Налог на прибыль

Все затраты, связанные с предоставлением гарантий, установленных гл. 26 Трудового кодекса РФ, работодатель вправе учесть в расходах. Так, средний заработок, сохраняемый за работником на время учебного отпуска, и оплата проезда к месту учебы и обратно, произведенные в соответствии с требованиями закона, относятся к расходам на оплату труда на основании п. 13 ст. 255 НК РФ.

Средний заработок, сохраненный за время освобождения от работы в силу гл. 26 Трудового кодекса РФ, относится к расходам на оплату труда по п. 6 ст. 255 НК РФ.

В трудовом или коллективном договоре могут быть предусмотрены иные, дополнительные меры поддержки работников, совмещающих работу с обучением (например, увеличение продолжительности оплачиваемых учебных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы, оплата проезда к месту учебы в полном размере и т.п.).

Все затраты, связанные с предоставлением гарантий обучающимся работникам, сверх установленных Трудовым кодексом РФ, работодатель не вправе учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Например, если организация оплачивает учебный отпуск и проезд к месту учебы работнику, обучающемуся в учебном заведении, не имеющем государственной аккредитации, соответствующие расходы нельзя учесть при расчете налога на прибыль.

Или, например, при сокращении продолжительности рабочей недели работнику, обучающемуся в вузе, в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, должно выплачиваться 50% среднего заработка. Если организация решит оплачивать дополнительный свободный от работы день в полном размере (например, закрепив это правило в трудовом или коллективном договоре), в целях налогообложения она будет вправе учесть выплаты лишь в размере, установленном законом, т.е. 50% среднего заработка работника. Остальные 50% заработка в расходах учесть нельзя.

Если работодатель предоставляет гарантии работнику, получающему второе образование соответствующего уровня, соответствующие затраты он не вправе включить в состав расходов.

Если же гарантии предоставлены работнику, получающему второе образование соответствующего уровня в связи с тем, что его направил на обучение работодатель и соответствующее положение закреплено в трудовом договоре или соглашении об обучении, затраты можно учесть в расходах.

НДФЛ

Средний заработок, сохраняемый за работником на период учебного отпуска, а также выплачиваемый за время освобождения от работы в связи с сокращением продолжительности рабочего времени, является его доходом, облагаемым НДФЛ.

При этом не важно, на основании какого документа предоставляется учебный отпуск и сокращается рабочая неделя – на основании гл. 26 Трудового кодекса РФ или трудового (коллективного) договора. В любом из указанных случаев данные суммы облагаются НДФЛ.

Важный момент: удержанный НДФЛ организация как налоговый агент обязана перечислить в бюджет не позднее дня получения в банке средств на выплату отпускных.

Есть судебные решения, из которых следует, что если обучение необходимо в производственных целях, оплата учебных отпусков не облагается НДФЛ (например, Постановление ФАС УО от 27.02.2006 № Ф09-857/06-С7). Следовательно, работодатель может не удерживать НДФЛ с сумм оплаты учебного отпуска. Однако такая позиция является налоговым риском и ее, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.

Оплата стоимости проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно (один раз в учебном году) относится к компенсационным выплатам, связанным с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников. Подобные выплаты не облагаются НДФЛ согласно п. 3 ст.217 НК РФ (Письмо Минфина от 24.07.2007 № 03-04-06-01/260).

При этом надо иметь в виду следующее: работнику, который учится заочно в высшем или среднем специальном учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, стоимость проезда к месту учебы и обратно работодатель обязан компенсировать один раз в учебном году. В п. 3 ст. 217 НК РФ идет речь только о тех компенсациях, которые установлены законом. Поэтому, если работодатель не обязан оплачивать работнику стоимость проезда к месту учебы и обратно, но делает это добровольно (например, в силу коллективного договора оплачивает проезд не один раз в год, а чаще), с выплаченных сумм он должен удержать НДФЛ.

Страховые взносы

Такие выплаты работнику, как оплата отпуска, средний заработок, сохраняемый за дни освобождения от работы, облагаются страховыми взносами на общем основании, т.к. это выплаты в пользу работника.

Оплата проезда к месту учебы страховыми взносами не облагается, т.к. это компенсационная выплата. Так, в Письме Минздравсоцразвития от 20.04.2010 № 939-19 сказано: «суммы производимой в соответствии с вышеприведенными положениями ТК РФ оплаты работодателем один раз в учебном году проезда работников, которые успешно обучаются по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к месту учебы и обратно не подлежат обложению страховыми взносами на основании подпункта «е» пункта 2 части первой статьи 9 Закона № 212-ФЗ».

Если оплата проезда произведена в повышенном размере – разница облагается страховыми взносами.

Сотрудник обучается в аспирантуре или докторантуре

Работники, которые обучаются в аспирантуре или докторантуре, также имеют определенные гарантии. Однако такие гарантии установлены не главой 26 Трудового кодекса РФ, а ст.19 Федерального закона от 22.08.1996

№ 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Так, например, согласно п.п. 5,7 ст.19 Федерального закона № 125-ФЗ лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы.

Все расходы, связанные с предоставлением гарантий, предусмотренных законом, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль по п. 13 ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина от 03.08.2010 № 03-03-06/1/514).

Опубликовано по материалам Журнала «Налоги и финансовое право», www.cnfp.ru

 



Вернуться к списку новостей

www.consultant-so.ru

Как совмещать работу и учебу: практические советы

Возможно ли совмещать работу и учебу? Этот вопрос всегда интересует студентов при поступлении. Кушать хочется всегда, но не будет ли решение материального вопроса мешать качественному обучению? У специалистов по тайм-менеджменту есть несколько практических советов. Они помогут оптимизировать деятельность и разумно управлять временем, чтобы все успевать.

Как совмещать работу и учебу? Предупредите преподавателей

Задаваясь вопросом о том, как совмещать работу и учебу, многие молодые люди начинают выбирать, сомневаться. Не стоит. Во-первых, образование всегда поможет построить карьеру и обеспечить вас. Поэтому шанс получить его нужно использовать. Во-вторых, преподаватели уважают работающих студентов. Именно по этой причине часто идут на уступки на экзаменах и зачетах. Стоит предупредить их заранее, чтобы в течение семестра не возникло недопонимания и конфликтов.

Выберите удобную работу

Еще один актуальный вопрос для студентов. Какую работу можно совмещать с учебой? Конечно, первой мыслью будет обратиться в специальный раздел на сайтах по трудоустройству или в газетах. Однако там вы найдете только вакансии официантов, промоутеров, курьеров, продавцов-консультантов и т. п. Стоит ли на это тратить свое время и силы? Тем более, доход здесь нестабильный, да и никакого карьерного роста не предвидится. Ночную работу также лучше исключить из списка вариантов. Студент, как и любой другой человек, должен высыпаться и следить за своим здоровьем.

Разумнее попробовать устроиться внештатным сотрудником в хорошую организацию. Желательно, по своей специальности. Журналист, помощник юриста, младший аналитик, радиоведущий – вариантов здесь намного больше. Так вы приобретете необходимый опыт, отточите навыки на практике, да и преподаватели точно с одобрением отнесутся к такой деятельности.

Если вам самостоятельно трудно определиться, какую работу совмещать с учебой, можно обратиться в кадровое агентство. Там помогут подобрать вакансию с неполной занятостью (или гибким графиком) и с требуемыми условиями труда. Правда, эта услуга платная, и необходимо какое-то время для поиска подходящего рабочего места (месяц или два).

Распишите свой день по часам

После того, как работа, которую можно совмещать с учебой, найдена, можно переходить к следующему пункту. Необходимо произвести точный арифметический расчет, сколько времени у вас будет уходить на работу, на учебу и на дорогу. Затем прибавьте к этому 8 часов, которые необходимы для полноценного сна. И не забудьте выделить время на прием пищи и бытовые потребности. Суммируйте все показатели. И если цифра превысит 24 часа, то следует подумать, на чем можно «сэкономить». Например, сократить график работы. Это заранее необходимо обсудить с начальством. А можно тратить меньше времени на подготовку к учебе. И какие-то предметы перенести на выходные. Только ни в коем случае не стоит ущемлять себя в естественных потребностях отдыха и питания. Распишите обычный будний день по часам.

Специалисты по тайм-менеджменту советуют оставлять один час на непредвиденные обстоятельства. В случае отсутствия таковых время можно потратить на отдых, рабочие дела или подготовку к следующему учебному дню.

Составьте расписание дня

Далее. Так как совмещать работу и учебу необходимо по строгому разделению дел и обязанностей, необходимо составить четкое расписание. Оно может быть разным в какие-то дни, потому что будет зависеть от учебного расписания и других факторов.

Купите толстый ежедневник. В него следует записывать список дел. В этом тоже есть свои тонкости. Первые пункты должны обязательно быть связаны с учебой и работой. И лишь потом можно вписывать те дела, которые касаются бытовых вопросов, либо не имеют срочности в решении и реализации.

В конце дня обязательно выделите пять минут для подведения итогов. Уложились ли вы в график? Успели ли выполнить все запланированное? И уже, составляя план на будущий день, попробуйте вписать туда нерешенные пункты, чтобы заполнить пробелы. И помните, чем дольше вы откладываете дела, тем больше времени потом придется потратить на их выполнение. А это может существенно навредить рабочему или учебному процессу.

Учитесь без «хвостов»

Система накопления касается и образования. Некоторые люди удивляются возможности, как совмещать работу и учебу на очном отделении. Все реально, если не «раскачиваться» долго и не отмахиваться пустыми отговорками, а просто брать и делать. Не стоит откладывать на завтра то, что может превратиться в длинный «хвост». Долги по учебе, в лучшем случае, создадут стрессовую ситуацию и отразятся на оценках. А в худшем могут привести к отчислению, либо потере работы из-за неуспеваемости.

Эксперты советуют использовать помощь однокурсников. Они могут объяснить пропущенные темы, помочь подготовиться к экзаменам, поделиться необходимым учебным материалом. Так процесс пойдет не только веселее, но и эффективнее. Также не стоит все оставлять на ночь перед экзаменом, пытаясь потом весь материал «впихнуть» в голову. Доказано давно, что техника долгосрочного запоминания намного полезнее и эффективнее. Необходимо выделять ежедневно хотя бы час времени для усвоения учебного материала. А перед экзаменом останется только все повторить.

Используйте свободное время с пользой

Для того, чтобы все успевать, необходимо научиться рационально использовать время. Например, выполнять несколько дел параллельно. Только посчитайте, сколько часов ежедневно вы тратите на дорогу. Примерно, час или два? А сколько всего полезного можно успеть сделать за это время! Не игнорируйте такую возможность. Читайте учебник, учите иностранный язык, слушайте аудиокниги, отправляйте электронные письма по работе клиентам, составляйте новые планы, записывайте идеи и предложения по работе или учебе. Так вы не только освободите себя от мелочей. Но и разовьете полезные навыки, которые в будущем помогут держаться уверенно и легко подстроиться под быстрый ритм жизни.

Еще один успешный прием, как совмещать работу и учебу, — это правильное использование возможностей. Бывают моменты, когда образуются так называемые «окна». Например, не пришел преподаватель на лекцию, или рабочие обязанности выполнены быстрее, чем вы рассчитывали. Не «просиживайте» освободившееся время впустую. Откройте ежедневник и пробегитесь глазами по списку дел. Возможно, что-то можно сделать прямо здесь и сейчас.

Не пренебрегайте общением с родными и друзьями

Чтобы быть активным и всегда находиться в отличном настроении, необходим отдых и позитивные эмоции. Все это можно получить при встрече с родными людьми или друзьями. Идеальным временем являются выходные дни, когда план дел снижен до бытовых вопросов и подготовки к новой неделе. Также можно попробовать прием удобного совмещения. Например, поход в бассейн или тренажерный зал можно объединить со встречей с друзьями, позвав их с собой.

Иногда отдых расслабляет. А вам нужны правильные установки и мотивация. Чтобы привести себя в эмоциональное равновесие, полезнее будет побыть в одиночестве. В это время можно послушать музыку, почитать любимую книгу, посмотреть интересный фильм. Просто найдите то, что вас вдохновляет. И энергия будет бить неиссякаемым ключом.

Совершенствуйте навыки

Как совмещать работу и учебу? Просто научитесь управлять своим временем, а не быть его рабом. Если вы изучаете иностранные языки, посещая курсы или занимаясь с репетитором, подумайте, на что вы тратите ценные ресурсы. Ведь, сидя дома и общаясь с тем же репетитором посредством скайпа, гораздо выгоднее и не менее эффективно. Плюс — вам не надо тратить время и деньги на дорогу.

Если по учебе или работе вам требуется обрабатывать большой объем информации, можно обучиться технике скорочтения. Это заметно сократит время на самостоятельную подготовку к семинарам и экзаменам, а также выполнение рабочих обязанностей. Кроме того, учеными доказано, что при быстром чтении информация усваивается лучше, как бы парадоксально это ни звучало.

Также полезно будет развить мышление и память. Сегодня для этого есть много специальных упражнений, книг, программ-тренажеров. Те студенты, которые быстро думают, читают и запоминают, работают более продуктивно и успевают реализовать намного больше дел.

Пробуйте предугадать результаты

Можно ли совмещать работу и учебу? Специалисты по тайм-менеджменту уверены, что да. А чтобы этот процесс происходил интереснее, анализируйте список выполненных дел. Устраивайте сами себе соревнования. Ведь вам постоянно необходима здоровая мотивация. Например, на этой неделе сделано столько-то. А возможно ли больше? Постарайтесь предугадать результаты. И не забывайте премировать себя за любой успех. Так, за скорость и находчивость можно купить шоколадку, или освободившееся время потратить на просмотр любимого фильма.

Помешать сосредоточиться на самоанализе и выполнении важных домашних дел могут отвлекающие факторы в виде телевизора, телефона, музыки. Постарайтесь пользоваться ими только при необходимости, либо в период отдыха.

fb.ru

Как совместить работу и учебу? Советы и рекомендации

Вопрос, касающийся того, как совместить работу и учебу, является актуальным для многих современных студентов. Стипендии маленькие, родители могут и вовсе не помогать, а деньги ведь нужны. Приходится трудоустраиваться, и успевать не только зарабатывать, но и учиться. Как же справиться с такой нагрузкой? Об этом сейчас речь и пойдет.

Отказ от прокрастинации

Как совмещать работу и учебу на дневном отделении? Непросто, но можно привыкнуть. Самое главное – начать ответственно относиться к своему времени. Понять, что теперь нет возможности тратить его впустую – бесцельно лежать на кровати, часами сидеть в социальных сетях, играть в телефон и т. д. Конечно, некоторые не отказываются от такой прокрастинации, но потом они либо спят на учебе, что отражается на их успеваемости, либо страдают от упавшей продуктивности на работе.

Соблюдение режима

Свой день нужно расписать чуть ли не по минутам. Начиная с подъема, заканчивая отбоем. В расписании должно быть много пунктов, и каждый нужно подробно описать. Например: «15:00-15:30 – еду на работу на метро. Параллельно нужно прочитать два параграфа по предмету».

Каждое свободное окошко посреди дня надо задействовать с пользой. Если настроиться на продуктивность, то получится все успеть, и еще останется время на отдых и развлечения.

Подбор подходящей вакансии

Это тоже важно в вопросе о том, как совместить работу и учебу. Вот что надо усвоить каждому студенту, подыскивающему источник дохода:

  • Не надо устраиваться на полноценные 8 часов. Иначе времени на выполнение домашних заданий не останется. Более того, даже высыпаться будет получаться не всегда.
  • Вакансии с тяжелым трудом лучше отмести в сторону. Умственная усталость на учебе + физическая загруженность на работе = истощенность организма.
  • Лучше поискать пассивную работу. Продавцом в магазинчике, вахтером, администратором. Да, часто эта работа противоречит по условиям первому пункту, но зато, пока нет клиентов/покупателей, можно делать задания, читать и т. д.
  • Идеальным вариантом станет удаленная работа. Сейчас таких вариантов много. Это удобно, так как можно работать в любое комфортное для студента время, и не покидать дома.
  • Можно обратиться за помощью в профком, на кафедру, к преподавателям или декану. Во многих университетах входят в положение студентов, и помогают им найти подработку, причем по специальности.

Одно можно сказать с уверенностью – не надо спешить соглашаться на первую попавшуюся вакансию. Нужно перебрать максимум доступных вариантов и выбрать лучший. Лучше пожертвовать неделей-другой поиска, чем согласиться на кота в мешке.

Учебный отпуск

Оформляясь на работу, студент должен быть готов к тому, что его ему придется взять. Потому устроиться лучше в начале года, чтобы до зачетной недели и сессии успеть встать на хороший счет. Работодатель, в свою очередь, обязан предоставить сотруднику учебный отпуск, если он совмещает трудовую деятельность с:

  • Получением высшего бакалаврского образования.
  • Прохождением программы специалитета или магистратуры.
  • Поступлением в вуз по указанным программам.
  • Прохождением курсов подготовки кадров высшей квалификации.
  • Получением среднего проф. образования или же поступлением в техникум/училище.
  • Обучением в школе.

Обязанность предоставления отпуска оговорена в статьях Трудового Кодекса под номерами 173, 174 и 176. Именно поэтому важно оформляться на работу официально. Будучи трудоустроенным не по закону, на отпуск можно не рассчитывать – его предоставление остается на выбор руководителя. Удобно ли совмещать работу и учебу в таких условиях? Вряд ли. Скорей всего, студент просто останется без работы.

Самое главное – сон

И с этим нельзя поспорить. Многие впадают в панику, когда перед ними возникает вопрос, касающийся того, как совместить работу и учебу. Ведь когда занимаешься двумя видами деятельности одновременно, есть риск, что на сон практически не останется времени. Это не совсем верно. В сутках 24 часа, и выспаться за свободный промежуток реально. Вот действенные рекомендации:

  • Вставать и ложиться строго в одно и то же время. Даже переспанные или недобранные 15 минут могут отразиться на бодрости. Нужно приучить свой организм к строгому режиму сна, если хочется высыпаться.
  • За 3-4 часа до отбоя нужно поесть.
  • Не пить перед сном чай и прочие напитки. Воду можно, и даже нужно, но в небольшом количестве.
  • Засыпать не под музыку в наушниках, а в тишине и с выключенным светом.
  • Стоит раскошелиться на удобный матрас и подушку.
  • Утро начинать с зарядки, кратковременной пробежки и контрастного душа.

Еще желательно нормализовать режим питания – есть полезную пищу, богатую витаминами и минералами, пить чистую воду. И, конечно, все в одно и то же время. Если все режимы будут налажены, то организму будет проще справиться с умственно-физическими нагрузками – ведь ему при таких условиях не надо еще и привыкать к физиологическим изменениям.

Отдых и перерывы

Их важность нельзя не отметить вниманием, рассказывая о том, как студенту совмещать учебу с работой. Продуктивность быстро сведется на ноль, если он будет находиться в режиме белки в колесе.

Допустим, пары длятся с 8:30 до 15:30. На работе надо находиться с 16:30 до 21:30. Домой студент приходит примерно к 22:30. До полуночи можно успеть поесть, привести себя в порядок, и немного позаниматься. А потом позволить себе около часа посмотреть сериал, проверить социальные сети и т. д. Шесть часов на сон, конечно, мало, но при соблюдении вышеупомянутых рекомендаций и их хватит для высыпания. В конце концов, расслабиться можно будет на выходных.

И да, раз речь идет о том, как совмещать работу и учебу в магистратуре, бакалавриате и т. д., нужно отметить, что по возможности лучше работать не каждый день. Среди недели должны быть разгрузочные сутки. Пусть это будет либо самый легкий в вузе день, чтобы получился мини-выходной, либо наиболее тяжелый, дабы ничем дополнительно себя не нагружать.

Лучший вариант: договориться в вузе

Как совместить работу и учебу? Нужно все вопросы, связанные с сочетанием двух деятельностей, решить в университете. Вот что придется сделать:

  • Оформить свободное посещение, принеся справку о трудоустройстве в деканат. Студенту выдается справка, официально позволяющая посещать не все пары. Обычно нужно появляться на 50%, но многие пренебрегают этим порогом, и появляются в вузе раз в неделю. Но тут все индивидуально. В одних вузах на это закрывают глаза, в других отчисляют.
  • После получения справки, надо лично поговорить с каждым педагогом. Объяснить им свою ситуацию, рассказать о том, что приходится работать, и что деканат одобрил это. Договориться приходить за заданиями и сдавать их. Человеческое отношение – это важно. Нельзя просто пропасть без объяснений, а потом прийти за зачетом.
  • Сдавать все лучше пораньше. Не откладывать на конец семестра. Это – демонстрация ответственности и уважения к педагогам. Да и без хвостов жить легче. Многие оправдывают себя свободным посещением, и откладывают все напоследок. Так нельзя. Надо помнить, что учеба – основная деятельность.

Может, на словах все сложно, но на деле намного проще. Повезло тем, кто на заочном – как совмещать работу и учебу им вообще не нужно думать. Но и числясь на дневном, можно везде успеть. Главное – собранность, ответственность и желание.

fb.ru

Как студенту совмещать учёбу с работой на полный день?

Три года назад, разочаровавшись в системе современного высшего образования, я устроился работать программистом на полный рабочий день. В то же время, мне не хватило смелости или наглости совсем забросить университет, поэтому формально я продолжал числиться студентом дневного отделения. Три недели назад я с отличием защитил диплом магиcтра, и марафон бессмысленности под названием «украинское высшее образование» для меня закончился. При этом, в отличии от большинства своих сокурсников, я уже имею достойный опыт работы, приличную зарплату, и массу предложений от работодателей.

В этом посте я хочу поделиться советами о том, как совмещать учёбу в вузе на дневном отделении с работой на полный рабочий день. Философский вопрос о необходимости этого совмещения, равно как и дискуссию о проблемах современного образования, давайте отложим на другой раз.

В первую очередь, в деканате своего вуза узнайте, можно ли оформить т.н. «свободное посещение». В моём случае, это была бумажка, которую в начале каждого семестра нужно было подписать у всех преподавателей, и их подпись говорила о том, что они согласны с тем, что я буду посещать лекции «по свободному графику» (заметьте, про практические занятия ни слова). По факту, смысла от этой бумажки было мало, а практическая польза ровно одна (о ней чуть дальше). Но наличие подобного документа у вас в случае каких-либо разногласий с кафедрой или деканатом может сыграть вам на руку («видите, вы же сами тут подпись поставили»). Это бюрократия, детка.

Если вдруг в вашем вузе ничего подобного нет — не страшно. Будет чуть сложнее, но вполне осуществимо.

Упомянутая практическая польза от документа о свободном посещении в том, что это очень удобный повод подойти к преподавателю и начать разговор о вашем отсутствии на парах (есть разница между «я не буду ходить на ваши пары» и «подпишите, пожалуйста, вот тут»). А провести этот разговор очень важно для успешной сдачи предмета в конце семестра.

Самый важный момент этого разговора, как и любого дальнейшего разговора с преподавателями (а по хорошему, с кем угодно :)) — будьте вежливыми. Нет, не так — БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫМИ!!! Многие студенты, начиная работать, чувствуют себя хозяевами жизни, открывают дверь в аудиторию с ноги и с преподавателями говорят сквозь зубы. Не прокатит. Если вы всё ещё хотите получить диплом о В/О, любой преподаватель может вам в этом хорошенько навредить, и если не помешать окончательно, то попортить достаточно нервов.

Объясните преподавателю, что так уж сложилось, что вам необходимо работать, и у вас, может быть, не получится присутствовать на всех лекциях, хотя вы и постараетесь. Если эта часть была воспринята более-менее благосклонно, можно закинуть удочку про то, что и с практическими занятиями не всё так гладко, как хотелось бы, и, возможно, часть из них тоже придётся пропустить, и т.п. Главная цель этого диалога — выяснить, как с наименьшими затратами получить положительную оценку по окончанию курса. Некоторые преподаватели предлагают сделать реферат/доклад/контрольную работу/whatever вместо посещения лекций — соглашайтесь, это в любом случае займёт меньше времени и сил, чем каждый раз отпрашиваться с работы. Некоторые могут согласиться на то, что вы пропустите лекции, но потребуют обязательного присутствия на практике — соглашайтесь, даже если у вас не получиться ходить на все практики, преподаватель, по крайней мере, будет помнить, что вы ему про что-то такое говорили. Бывают клинические случаи, которые требуют посещения всех лекций, проверяют конспект и так далее — если такой зверь у вас один, то можно и перетерпеть, но чаще всего вежливыми (это важно) уговорами можно добиться некоторых послаблений.

Зачем вообще это нужно — говорить с каждым преподавателями в начале семестра? Это такой трюк против формата их мышления. Если преподаватель видит одни сплошные «энки» в журнале напротив какой-то фамилии, он автоматически заносит этого человека в разряд двоечников и разгильдяев, с которыми будет много мороки. Естественно, когда этот человек покажется на глаза во время сессии, к нему сразу будут настроены агрессивно.

У меня была ситуация, когда я забыл поговорить в начале семестра с новой преподавательницей по английскому, и пришёл первый раз на её пару только перед зачётной неделей. В начале пары я выслушал 15-минутную лекцию о том, что она меня не знает и знать не хочет, о том, что я должен идти к завкафедрой объяснять кто я и что делал весь семестр, и прочую ерунду. Я мужественно остался сидеть на задней парте. За 15 минут до конца пары, когда все остальные студенты группы уже сдали всё, что хотели, и ушли, я ещё раз попросился сдать перевод текста. Она, ворча, согласилась. За 15 минут я перевёл ей 4 текста, на которые у других студентов моей группы уходило в 3 раза больше времени. Мгновенно подобревшая преподавательница назначила мне сдачу теста на следующий день, после которого я получил свои 97 из 100 и мы расстались друзьями.

Что произошло, я думаю, понятно, — хорошим переводом я быстро перевёл себя в её голове из категории «разгилдяи, ничего не знают, на пары не ходят» в категорию «предмет знает, всё остальное не важно». Если бы я начал с ней скандалить, мне бы не дали возможности сделать это так просто. Поэтому, я считаю, вежливость и терпение — две очень важные вещи при общении с преподавателями, и особенно в решении конфликтных ситуаций.

Этот совет озвучивают практически все преподаватели всем студентам, но его стабильно никто не слушает. Но для тех кто работает, он приобретает критическую важность. Во-первых, у среднего студента во время сессии есть время на то, чтобы провести весь день в очереди на сдачу конкретной лабораторной конкретному преподавателю, а у работающего — нет (если, конечно, он не берёт отпуск на время сессии, что само по себе неприятно). Во-вторых, преподаватели, как правило, гораздо лояльнее относятся к тем, кто сдаёт работы раньше дедлайна, и, соответственно, не заставляет его (преподавателя) сидеть в аудитории допоздна. Так что за раннюю сдачу работы вам могут простить и непосещение пар, и не идеальное знание предмета.

Написание диплома (бакалавра, магистра, специалиста — не важно) — процесс долгий, утомительный и связанный с большими временными затратами. Если мы ориентируемся на то, чтобы тратить на это как можно меньше времени, нам просто необходима помощь научрука. И я не говорю про то, что он за вас будет писать диплом, нет. Но, например, промежуточные версии диплома можно отправлять своему руководителю по электронной почте, вместо того, чтобы бегать каждый раз с флешкой в универ. Так что не лишним будет убедиться, что преподаватель умеет и готов её использовать (к сожалению, таких в наших вузах пока далеко не 100%).

Самый главный опыт, который я вынес за три года совмещения работы и учёбы заключается в том, что вежливостью и терпением от людей можно добиться гораздо большего, чем скандалами — по крайней мере, от преподавателей в вузах. Не стоит доказывать каждому преподавателю, что он ничего не понимает ни в своём предмете, ни в жизни вообще — даже если вы уверены, что это так. Будьте милым и пушистым — и вам ничего не помешает получить заветный диплом о высшем образовании параллельно с зарплатой и опытом работы.

Фото: Shutterstock

lifehacker.ru

Рабочий день студента: как совместить учёбу и работу

Решение подработать во время учебы возникает чаще всего на «экваторе» обучения. Это связано с тем, что в начале обучения студент должен адаптироваться к новым условиям жизни, привыкнуть к новым правилам, распорядку дня, что порой нелегко. Поэтому мало кто рискует устроиться на работу на первых курсах учебы.

Если, все-таки принято решение усесться сразу на два стула (совместить работу с учёбой), то нужно оценить свои силы, ведь рабочий день студента очень загружен. Прежде всего, потребуется пожертвовать личным временем.

Чтобы совмещение работы и учёбы было успешным, потребуется лояльное отношение к студенту со стороны работодателя. Для студентов, обучающихся на вечернем и заочном отделениях, эта проблема менее выражена, а вот если учишься на дневном, то работа на полный день автоматически отпадает, остаётся неполный рабочий день или работа с гибким графиком.

Интересным фактом является то, что законом не установлена минимальная продолжительность рабочего дня или недели для студентов. Рабочий день студента будет зависеть от того насколько выгодно он сумеет договориться об этом с работодателем.

Зачастую режим рабочего дня для студентов дневного отделения устанавливается по соглашению сторон для каждого работника индивидуально. Мнения работодателей на этот счёт неоднозначно: кто-то без проблем предоставляет студенту свободный график работы (лишь бы работал качественно), а для кого-то это неприемлемо.

Ситуация с преподавателями немного сложнее – большинство отрицательно относятся к работе во время учёбы, делая акцент на важности получения диплома и знаний. Поэтому если студенту разрешено выборочно посещать занятия и досрочно сдавать сессию – он счастливчик.

Как все успевать?

По рассказам самих студентов, большинству из них было сложно совмещать работу и учёбу – сказывалась нехватка времени. Поскольку рабочий день студента и сам режим дня расписан буквально по минутам, приходилось уметь расставлять приоритеты, и в большинстве случаев предпочтение отдавалось в пользу работы. Тем более, если работа была в солидной фирме, и студент надеялся на продолжение карьеры после окончания обучения.

Вариантами совмещения работы и учёбы являются:

  1. Оформление свободного посещения. Закон предполагает такое право для студентов, начиная с 3-го курса, причём такая возможность должна быть определена статусом учебного заведения;
  2. «Крутиться как белка в колесе»;
  3. Перевод на заочное отделение – наиболее радикальная мера, которая предполагает полноценную постоянную работу.

Вопрос о совмещении работы и учёбы не имеет универсального решения. И многим студентам в силу большого желания и упорства удаётся успешно учиться и работать.

life-students.ru

Как студенту совместить работу и учёбу?

Если тебе интересно, как студенту совместить работу и учёбу, давай поразмышляем на эту тему вместе, ведь выход всегда имеется. К сожалению, сегодня очень сложно прожить на стипендию, даже на повышенную студенту – отличнику. Сказать, что это нонсенс, не скажешь, поскольку наши «желания очень редко совпадают с возможностями».

Однако и мириться с участью «бедного студента» тоже не стоит, поскольку работа поможет не только расплатиться с долгами и «не влезать в новые», но и почувствовать финансовую независимость от государства и родителей.

Важно! Работа или подработка ни в коем случае не должны мешать учебе, поскольку отсутствие высшего образования – слишком высокая цена за временную финансовую обеспеченность.

Дополнительная работа для студентов

Для начала давай различать студентов очников и заочников, поиск работы для которых – понятия различные. Рассмотрим в отдельности каждую категорию учащихся.

Если студент обучается на заочном отделении, то работа становится его основным занятием, а учеба появляется на горизонте время от времени, в период очередной сессии. В данном случае важно ответственно подойти к выбору работы, поскольку именно она станет основным источником доходов и позволит получить высшее образование.

Советуем почитать: Способы заработка для школьников и студентов

Как известно: все «заочники» учатся только по контракту, то есть платно; да чего уж там скрывать – даже за сессию дополнительно приплачивают в случае острой необходимости.

Для студентов дневного отделения найти дополнительный заработок гораздо сложнее, поскольку рабочий день не должен продолжаться более 3 – 4 часов. Это вполне объяснимо, поскольку важно еще оставлять время на посещение занятий, домашнюю подготовку к парам и отдых, наконец.

Да уж, объявлений с пометкой «частичная занятость» гораздо меньше, но они также не являются редкостью. В данном вопросе главное – задаться целью, а работа обязательно найдется.

Важно! Есть у тебя подработка или нет ее, ты всегда должен помнить следующее: основная цель – получить высшее образование с дальнейшим трудоустройством и высокой заработной платой.

Так что на работе во время учебного процесса лучше всего не зацикливаться, но и не игнорировать возможность проявить себя и несколько обогатить собственную копилку.

Распространенные проблемы в университете

Студент, я надеюсь, ты понимаешь, что мир крутится не только вокруг твоей персоны, поэтому в университете вряд ли обрадуются известию, что ты нашел подработку. Хотя преподаватели делятся на две категории:

1.​ Одни приветствуют желание студента приобрести финансовую независимость и всячески ему содействуют во всех его поползновениях.

2.​ Другие категорически против дополнительного заработка, поскольку уверены, что работающий студент – это только студент заочник. «Хочешь деньги зарабатывать, бросай университет и иди на стройку», — так говорил один из моих преподавателей.

Именно поэтому, прежде чем сообщать эту важную новость и договариваться о свободном посещении, стоит выяснить, а как к такой самодеятельности отнесется преподаватель, вернее – вся кафедра преподавателей.

Как правило, квалифицированные специалисты не препятствуют работе студента в двух случаях: во-первых, если студент уже учится на четвертом или пятом курсе; и во-вторых, если его знания не вызывают сомнений.

Преподаватели почему-то уверены, что совмещать учебу и работу могут только студенты – отличники, хотя, если честно, я с этим рассуждением готова сильно поспорить.

Важно! Если ты решил найти работу и не бросать учебу в вузе, то должен соизмерить свои возможности, иначе погоня «за двумя зайцами» ни к чему хорошему не приведет.

Личный пример из моего студенчества

Когда на пятом курсе я начала работать, причем пришла к выводу, что подработка по окончанию вуза станет основным источником дохода, начала задумываться, а как ее совмещать с учебой, ведь, несмотря ни на что, приоритеты были расставлены еще на первом курсе, а корочка для дальнейшей судьбы была крайне важна.

Вариантов, как совмещать учебу и работу, два: официально оформить свободное посещение или в индивидуальном порядке договориться с каждым преподавателем. Хочу сразу сказать из личного опыта, что одно без другого невозможно, хотя я пыталась.

Если ты приходишь в деканат и аргументированно объясняешь, почему тебе требуется свободное посещение, декан не препятствует, однако настоятельно рекомендует договориться с каждым преподавателем по отдельности.

Советуем почитать: Секрет подхода к любому преподавателю

Это необходимо для того, чтобы со стороны не приписывали пословицу: «Прыгать выше своей головы». Мало ли как отреагирует педагог, а вдруг посчитает, что его ставят перед фактом и рассердится? В данном вопросе лучше не испытывать свою судьбу.

Когда я обсудила этот вопрос со всеми, а после пришла в деканат за официальной бумагой, выяснилось, что в ее оформлении и вовсе отпала необходимость, поскольку все, включая декана и кафедру, были уже осведомлены, по какой именно причине я не являюсь на учебу в университет.

Однако и в этом вопросе есть свои подводные камни. Например, крайне нежелательно отсутствовать на лабораторных и самостоятельных занятиях и пропускать практику, а вот лекции можно игнорировать, однако являться к лектору в индивидуальном порядке и показывать переписанный по пропущенной теме конспект.

Только так «строгий мучитель» идет на контакт и не препятствует прогулам, казалось бы, без уважительной причины.

Ну, по крайней мере, так было в моем случае, и ничего: со свободным обучением на пятом курсе получила диплом с одной четверкой!

Важно! Разрешение на свободное посещение – это одобрение преподавателей, особенно важно мнение лекторов, которые в итоге и выставляют оценку по экзамену или зачет.

Успеваемость в университете при наличии подработки

Я надеюсь, ты понимаешь, что работа должна быть реальной, а не очередной отмазкой после систематических прогулов. Именно поэтому сообщать о желании или уже существующей подработке желательно в начале семестра, чтобы преподаватель смог составить учебный план в индивидуальном порядке и учесть все твои пожелания. Но опять-таки повторюсь: ТОЛЬКО УЧЕСТЬ!

Если же педагог «ни сном, ни духом» о твоей новой работе, а узнает о ней случайно на сессии; то надеяться на поощрение в период сессии вряд ли приходится.

Важно! Преподаватель не будет подстраиваться под твой трудовой график, а всего лишь в некоторой степени пойдет тебе на уступки в плане посещаемости. Это вовсе не означает, что следом последует лояльная система оценки; а некоторые педагоги, наоборот, к работающим студентам относятся гораздо строже, считая, что их знания в таком случае должны быть просто безупречными.

Так что на экзамене можно не ждать поблажек, а подготовиться качественно, чтобы педагог не пожалел о своем разрешении свободно посещать свои пары.

И еще одно золотое правило, которое должно четко отложиться в сознании любого работающего студента: работа – это хорошо, а прилежная учеба в университете – это обязательно.

Требования, предъявляемые к работе в университете

Студент, если ты окончательно решил найти работу, то тебе очень важно учитывать некоторые нюансы, которые помогут беспроблемно сдать сессию.

1.​ Желательно, что бы работа предусматривала свободный график, в противном случае проблем с
учебой и крайне нежелательных прогулов просто не избежать.

2.​ Неполный рабочий день, то есть частичная занятость 2 – 3 часа в день. Это позволит уделять время учебе и отдыха, а не сосредотачиваться на процессе накопления благ.

3.​ Обязательно наличие выходных, поскольку любой организм должен отдыхать; да и когда встречаться с друзьями, если не в свой собственный выходной день.

4.​ Лояльный начальник. Своему работодателю необходимо сразу объяснить, что ты – студент. А обучение в вузе еще не закончено. Если потенциального начальника не устраивает такой сотрудник, то он работы лучше отказаться сразу, а «не разрываться».

5.​ Желательно, чтобы оплата труда была сдельной и своевременной – только тогда дополнительный материальный доход будет ощутим.

Важно! Работа должна не только приносить доход, но и стать своего рода «хобби», моральным удовлетворением и приятным времяпровождением. Только тогда можно безболезненно влиться в столь насыщенный график.

Какая работа совмещается с учебой: варианты

Какая такая работа вообще существует, что ее можно было совмещать с учебой в университете? На самом деле в современном обществе вариантов множество, главное – выбрать занятие по душе и времени.

Советуем почитать: Подработка в стенах ВУЗа: за и против

Ниже представлено несколько альтернативных вариантов:

1.​ Промоутер. Хороший доход, почасовая оплата, а занятость всего 3 – 4 часа до четырех раз в неделю, включая выходные. Преимуществом такой должности является общение с людьми, появление новых знакомых, а также финансовая помощь без особых физических и интеллектуальных затрат.

2.​ Курьер. Работа ответственная, требует определенной физической подготовки и хорошего здоровья,зато не связана с умением общаться, не требует коммуникабельности и не занимает много свободного времени. Может быть также приурочена к месту жительства.

3.​ Копирайтер. Работа на дому при наличии выхода в интернет. График свободный, высокий доход при наличии некого опыта копирайтинга, неограниченное количество работы и возможность контролировать свое свободное время.

И это лишь доля тех возможностей, которые присутствуют у студента в период учебы в университете. Так что совмещать работу и учебу не просто можно, но и нужно.

Вывод: Надеюсь, мне удалось ответить на вопрос, как совмещать работу и учебу в университете. Но главное – донести, что это совсем не сложно при слаженном графике и большом желании. Так что искренне верю, что моя статья, размещенная на страницах сайта советстуденту.рф, окажется полезной и информативной.

Теперь ты знаешь о том, как совмещать работу и учебу.

C уважением, команда сайта советстуденту.рф

Автор: Анна Кислякова

xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai

Как работать, учась на дневном отделении?

05.11.2010 Работа для студента


Вопрос подработки во время учебы всегда стоит остро для студентов, учащихся на дневном отделении. Главная сложность, — совмещение занятий в университете и работы. Оценка важности того или другого в любом случае будет на стороне обучения – это основная деятельность! Каждый студент, устраивающийся на работу, должен об этом помнить! 


Как оптимизировать потери от совмещения учебы и работы?


Для начала определитесь, сколько именно Вам нужно денег. Без ответа на этот вопрос выработать успешной стратегии своих действий не удастся.


Если студент получает помощь от родителей, сумму их вложений можно вычесть из итоговой. Подсчитайте сколько денег уходит на питание. Учитывайте расходы на проезд, на покупку одежды, обуви, гигиенических средств. Отдельная статья – тетради, канцелярские предметы, литература.


В итоговую сумму включите траты на хобби и увлечения. Путем сложения получиться необходимая вам сумма. Можете прибавить небольшой запас на непредвиденные расходы. В общем-то, исходя из этой цифры, и нужно решать, какое количество часов в день или в неделю придется потратить на работу.


Заведите ежедневник – это поможет расписать сутки по часам. Учеба должна стоять на первом месте, поэтому сразу выделите время, которое вам придется проводить на учебе (с запасом на дорогу туда-обратно).


Работа не должна лишать вас сна! Если не высыпаться, то никакая учеба не принесет результата. Поэтому рассчитывая время, которое можете уделить работе, не забывайте про сон (не менее 7ми часов в сутки).


Так, если учеба вместе с дорогой туда-обратно займет около 7ми часов + столько же на сон, то свободными останется примерно 8 часов. Часть этого времени реально посвятить работе.


Помните про выходные, подработки можно организовать и в субботу-воскресенье, при этом не забывайте о выполнении домашних заданий.


Какой должна быть работа? Можно работать и утром до занятий, подыскав вакансию дворника или уборщицы. Пару часов утром и, может, столько же вечером – вот и все рабочее время. Лучше подыскать такую подработку недалеко от места учебы или общежития – это поможет сэкономить время.


Большинство студентов предпочитают работать вечером. Это может быть работа на промо-акциях  различных компаний. Студенческий труд пользуется спросом в ресторанах быстрого питания: достаточно заполнить анкету и ждать приглашения на собеседование. Чаще всего там гибкий график работы.


Курьеры, агенты, грузчики, официанты, продавцы – вакансий для студентов сейчас достаточно много. Объявления можно найти в Интернете, специализированных газетах и журналах.


Оптимально для студента – работа, так или иначе связанная с его будущей специальностью. Так, будущие филологи и журналисты могут писать статьи в газеты, подрабатывать корректорами. Будущие врачи могут подрабатывать в поликлиниках, пусть даже и в должности санитара. Это и практика, и опыт, и деньги одновременно.


В любом случае, для каждого найдется место, в той или иной степени связанное с его будущей профессией.
?xml:namespace>

para.by

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о