Сша занятие населения – Население США – ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ – География 10 класс Поурочные планы по учебнику Максаковского В. П. – разработки уроков – авторские уроки

Разработка урока на тему “Население США”

Тема: «Население США»

Цель: формирование понятия о населении США

Задачи: сформировать понятие о населении США, изучить его особенности: численность, воспроизводство, расовый и национальный состав, религиозный состав, плотность населения и уровень урбанизации, научиться показывать мегалополисы США, привитие интереса к предмету.

Оборудование: учебник, физическая карта США, атласы, видеоролик «Статуя свободы», презентация Power Point, опорные схемы, тестовые задания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Опрос домашнего задания

Устами младенца: о чем говорят дети? (видео)

        1. Торнадо.

        2. Президент США – Барак Абама.

        3. Американцы.

  1. Изучение нового материала

Учитель: Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня. Тема нашего урока: «Население США». Мы рассмотрим численность, особенности воспроизводства, состав и размещение населения страны.

Видео: «Статуя свободы»

Представители населения США гордо называют себя американцами. Так кто же они – американцы? А поможет нам узнать это наша гостья.

Гостья: здравствуйте, меня зовут Джейн. Я – корреспондент «Нью-Йорк таймс». Очень рада видеть вас. США – страна иммигрантов. Современная американская нация – результат смешения переселенцев из разных частей света. Коренное население – индейцы и эскимосы – составляет лишь 1 % населения страны. Первоначально основную часть иммигрантов составляли выходцы из европейских стран: англичане, испанцы, немцы, французы. Они составили ядро американской нации. Европейцы для работы на плантациях завозили рабов-африканцев. Иммиграция и сейчас оказывает огромное влияние на население страны. Однако, современные иммигранты, в основном, – латиноамериканцы и азиаты.

Учитель: итак, ребята, давайте вспомним, какова численность населения Соединенных Штатов Америки? Какое место в мире занимает страна по численности? (численность населения США – 310 млн.человек, по этому показателю занимает 3 место в мире).

Работа в группах:

читаем с пометками.

Задание 1 группе:

Определите особенности расового, этнического, религиозного состава населения США.

Задание 2 группе:

Рассмотрите особенности размещения населения страны, определите районы с наибольшей плотностью населения и редкозаселенные районы. Определите крупнейшие мегалополисы страны.

Учащиеся с четными номерами меняются и сообщают другой группе прочитанное.

«Тихий опрос»: учащиеся шепотом опрашивают друг друга.

Учитель: вы можете задать нашей гостье свои вопросы.

Вопросы учащихся:

  1. Какие штаты можно выделить по показателям населения?

(Самый многочисленный штат – Калифорния, а малочисленный – Вайоминг. Вермонт – самый «европейский» (95%), Миссисипи – самый «африканский» (37%), Гавайи – самый «азиатский» (38%). Самый многоязычный выделяется штат Калифорния (207), самый «однообразный» – Вайоминг (56).

  1. Скажите, пожалуйста, каковы особенности американского города.

(Для городов США характерна четкая прямоугольная планировка. Обычно выделяется центральный деловой район, или «даунтаун», где концентрируются органы управления, банки, средства массовой информации и обслуживания. В больших городах его облик обычно определяют здания-небоскребы, которые как бы подчеркивают силу и мощь города, и свидетельствуют о его процветании. В остальных городских частях преобладает малоэтажная (3-5 этажей), а дальше от центра – индивидуальная застройка.)

  1. Расскажите об интересных фактах из жизни американцев.

(Во многих американских семьях есть такая традиция – дети по достижению 18 лет переезжают жить отдельно и обретают финансовую независимость. Если вы пригласили американца к себе домой, то он будет считать, что ему довольно многое позволено. В Америке многие придерживаются мнения, что все, что не съедено за столом, должно быть выброшено. Например, в семье после обеда могут спокойно выбросить половину вкусной курицы, индейки или дорогой рыбы. Автомобилей нет только у 0,2 процентов американских семей. У 82% семей имеются по две машины: легковая и мини-вен. В каждой третьей американской семье есть домашние животные. 4 американца из 5 поют, когда они за рулем. В США телевизоров больше, чем в Японии жителей.)

  1. Какой из городов США самый крупный? (Самый крупнейший город США – это, конечно, Нью-Йорк. В нем проживают более 8,3 миллионов человек, и это без учета пригородов. Нью-Йорк – это город небоскребов, воплощение американской мечты и равных возможностей. Динамичный и неутомимый, роскошный и бедный, ни на минуту не засыпающий, этот город настолько впитал в себя черты жизни американцев, что знакомство с ним, это все равно, что знакомство со всей Америкой.) 

Видео «Нью-Йорк»

Учащиеся заполняют опорные схемы.

  1. Закрепление

«Кладезь мудрости»: учащиеся пишут вопросы и кладут в ящик. Вопросы перемешиваются. Учащиеся по очереди вытягивают вопрос и отвечают. Если учащийся затрудняется с ответом, отвечает автор вопроса.

Игра: «Население США».

Тест (тестовая оболочка VIP TEST):

1. Урбанизация – это:

А) естественный прирост населения;

B) рост городского населения;

C) рост сельского населения;

D) миграция населения;

E) население крупного города.

2. Коренное население Северной Америки:

А) англичане и индейцы;

B) испанцы и мексиканцы ;

C) индейцы и эскимосы;

D) французы и кубинцы;

E) эскимосы и англичане.

3.Удельный вес городского населения – это показатель …

А) степень индустриализации и урбанизации;

B) эффективности труда;

C) национального состава;

D) трудовых ресурсов;

E) производительности труда.

4.Город США, имеющий наибольшую численность населения:

А) Вашингтон;

B) Лос- Анджелес;

C) Чикаго;

D) Даллас;

E) Нью- Йорк.

5.Город Вашингтон расположен на:

А) Приатлантической низменности;

B) Амазонской низменности;

C) Великих равнинах;

D) Миссисипской низменности;

E) Оринокской низменности.

6.Мегаполисы США расположены:

А) на севере вдоль границы с Канадой;

B) на побережье крупных рек;

C) в центральной части страны;

D) в приокеанских и приозерных районах;

E) в предгорных районах.

7.Приозерный мегаполис США протянулся между городами:

А) Сиэтл и Солт – Лейк – Сити;

B) Хьюстон и Новый Орлеан;

C) Бостон и Вашингтон;

D) Сан – Франциско и Сан – Диего;

E) Чикаго и Питсбург.

8.Гавайские острова – это территория:

А) Канады;

B) Японии;

C) Стран Океании;

D) Мексики;

E) США.

9.Этнос- это…

А) исторически сложившаяся общность людей;

B) экономически активное население;

C) трудовые ресурсы;

D) миграция;

E) племена народов мира.

10.Перемещение населения из одного района в другие районы страны:

А) миграция;

B) эмиграция;

C) депопуляция;

D) иммиграция;

E) ассимиляция.

11.Иммиграция- это…

А) выезд людей из своей страны на постоянное местожительство;

B) принудительное выселение граждан из одной страны в другую;

C) выезд из села в город;

D) перемещение людей из одной страны в другую в поисках работы;

E) въезд людей в страну на постоянное местожительство;

12.Самое большое государство по численности населения из перечисленных

А) Мексика;

B) Панама;

C) США;

D) Куба;

E) Канада.

  1. Рефлексия

Гостья: Я приехала к вам не с пустыми руками. Я привезла с собой американскую секвойю с пожеланиями. (На доске висит нарисованная секвойя, на ней листья с пожеланиями. Учащиеся по очереди выходят и вытягивают пожелание).

Вы, ребята, не ленитесь, на пятерочки учитесь.

– Я хочу вам пожелать ЕНТ успешно сдать.

– Вот мое вам пожеланье: самых вам глубоких знаний.

– Здоровья тебе и терпенья, и на экзамене везенья!

– Пусть знания будут крепкими, и отличными отметки!

– Написать вам на ура тест по теме: «США».

– Будьте счастливы, друзья, как никто и никогда.

– Хороших друзей, свежих идей!

– Будьте счастливыми, здоровыми, красивыми!

Нам, американцам, присуще особое чувство гордости за свою страну. Каждый американец с детства воспитан в духе патриотизма. Я желаю, чтобы и вы также любили свою Родину и гордились ею!

  1. Подведение итогов, выставление оценок: оценочные листы.

Оценочный лист учащегося _________________________________

Этап урока

Самооценка

Оценка учителя

  1. Опрос домашнего задания

  1. Изучение нового материала

  1. Закрепление

  1. Тест

Итоговая оценка: ______

  1. Домашнее задание: § 37, подготовить презентацию об одном из городов США.

infourok.ru

Урок географии на тему: «Население США»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Психологический настрой учащихся. Учитель объясняет правила работы на уроке. Раздает опорные схемы и оценочные листы.

 

2. Опрос домашнего задания

Работа с картой (слайд 1). Проверка учителем знание физической карты мира и умение правильно показывать географические объекты.

Учащийся называет географические объекты, показывает их на физической карте мира.

Найдите соответствие (слайд 2). Учитель проверяет знание политической карты мира.

Великобритания                 Оттава

Турция                                      Амстердам

Афганистан                         Рабат

Филиппины                           Лондон

Канада                                    Кабул

Нидерланды                         Манила

Марокко                                Анкара

Учащиеся стрелкой проводят соответствие «страна – столица».

Работа с географическими фактами «Да или нет» (слайд 3). Учитель проверяет знание географических фактов по теме: «США», изучаемых на предыдущих уроках.

По площади США  занимает 3-е место в мире.

Государственное устройство – монархия.

США состоит из 50 штатов и округа Колумбия.

Независимость государство обрело 4 июля 1770 года.

Столица – город Нью-Йорк.

Самая крупная горная система страны – Аппалачи.

Высшая точка Северной Америки – гора Мак-Кинли.

Самая крупная речная система – Макензи.

 Недра США богаты нефтью, газом, железными и другими рудами.

Учащиеся на доске отмечают верные и неверные утверждения и дают пояснения.

Работа с контурной картой (слайд 4). Учитель предлагает учащимся нанести на контурную карту географические объекты США: Кордильеры, Миссисипи, Великие равнины, Флорида, Аппалачи, Мак-Кинли, Макензи.

Учащийся наносит на контурную карту предложенные объекты.

Работа с терминами (слайд 5). Учитель предлагает учащимся заполнить пробелы в таблице. Все термины связаны с темой: «Население» (демография, воспроизводство, иммиграция, эмиграция, агломерация, урбанизация, субурбанизация, мегалополис).

Учащиеся дополняют таблицу. Определяют отсутствующие в таблице термины или определения.

Устами младенца (слайды 6-9). Учитель предлагает учащимся прослушать детские рассказы и отгадать, о чем идет речь (торнадо, президент, американцы).

Учащиеся прослушивают и дают свои ответы.

Подведение итогов проверки домашнего задания. Внесение  результатов ответов в оценочные листы (приложение 1).

3. Изучение нового материала

Озвучивание темы, цели и задач урока

(слайд 10).

 

Просмотр видео «Статуя свободы» (наглядный метод).

 

Учитель представляет  гостью – американскую корреспондентку Джейн, которая поможет больше узнать об американцах.

Рассказ Джейн (словесный метод):

США – страна иммигрантов. Современная американская нация – результат смешения переселенцев из разных частей света. Коренное население – индейцы и эскимосы – составляет лишь 1 % населения страны. Первоначально основную часть иммигрантов составляли выходцы из европейских стран: англичане, испанцы, немцы, французы. Они составили ядро американской нации. Европейцы для работы на плантациях завозили рабов-африканцев. Иммиграция и сейчас оказывает огромное влияние на население страны.  Однако, современные иммигранты, в основном, – латиноамериканцы и азиаты.

Учащиеся слушают и делают пометки в тетрадях.

Работа в группах.

Работа с текстом учебника (методический прием «Чтение с пометками»).

1 группа определяет особенности расового, этнического, религиозного состава населения США.

2 группа рассматривает особенности размещения населения страны, определите районы с наибольшей плотностью населения и редконаселенные районы.

Учащиеся читают текст учебника и отмечают главное.

Учитель предлагает учащимся с четными номерками перейти в противоположную группу (методический прием «Ажурная пила»).

Учащиеся делятся полученной информацией с представителями противоположной группы.

Интервью с гостьей (словесный и наглядный методы):

  1. Какие штаты можно выделить по показателям населения?

(Самый многочисленный штат – Калифорния, а малочисленный – Вайоминг. Вермонт – самый «европейский» (95%), Миссисипи – самый «африканский» (37%), Гавайи – самый «азиатский» (38%). Самый многоязычный выделяется штат Калифорния (207), самый «однообразный» – Вайоминг (56).

(слайд 14)

  1. Скажите, пожалуйста, каковы особенности американского города.

(Для городов США характерна четкая прямоугольная планировка.Обычно выделяется центральный деловой район, или «даунтаун»,где концентрируются органы управления, банки, средства массовой информации и обслуживания.В больших городах его облик обычно определяют здания-небоскребы, которые как бы подчеркивают силу и мощь города, и свидетельствуют о его процветании. В остальных городских частях преобладает малоэтажная(3-5 этажей), а дальше от центра – индивидуальная застройка.) (слайд 15)

  1. Расскажите об интересных фактах из жизни американцев.

(Во многих американских семьях есть такая традиция – дети по достижению 18 лет переезжают жить отдельно и обретают финансовую независимость. Если вы пригласили американца к себе домой, то он будет считать, что ему довольно многое позволено. В Америке многие придерживаются мнения, что все, что не съедено за столом, должно быть выброшено. Например, в семье после обеда могут спокойно выбросить половину вкусной курицы, индейки или дорогой рыбы. Автомобилей нет только у 0,2 процентов американских семей. У 82% семей имеются по две машины: легковая и мини-вен. В каждой третьей американской семье есть домашние животные. 4 американца из 5 поют, когда они за рулем. В США телевизоров больше, чем в Японии жителей.)

  1. Какой из городов США самый крупный?

(Самый крупнейший город США – это, конечно, Нью-Йорк. В нем проживают более 8,3 миллионов человек, и это без учета пригородов. Нью-Йорк – это город небоскребов, воплощение американской мечты и равных возможностей. Динамичный и неутомимый, роскошный и бедный, ни на минуту не засыпающий, этот город настолько впитал в себя черты жизни американцев, что знакомство с ним, это все равно, что знакомство со всей Америкой.) 

(слайд 15 – гиперссылка на видео  «Нью-Йорк»)

 Учащиеся задают вопросы, заслушивают информацию и делают пометки в тетрадях.

 

4. Первичная проверка усвоения нового материала

Учитель предлагает учащимся приступить к взаимоопросу (методический прием «Тихий опрос»).

Учащиеся шепотом опрашивают друг друга.

Учитель предлагает учащимся заполнить опорные схемы (приложение 2).

Учащиеся заполняют схемы.

5. Закрепление нового материала

Письмо с ошибками (слайд 16)

Учащиеся читают письмо и находят ошибки в тексте.

Методический прием «Кладезь мудрости»

Учащиеся пишут вопросы (приложение 3) и кладут в ящик. Вопросы перемешиваются. Учащиеся по очереди вытягивают вопрос и отвечают. Если учащийся затрудняется с ответом, отвечает автор вопроса.

Игра  «Население США» (слайды 17-29).

Учащиеся отвечают на вопросы.

6. Обобщение и систематизация

Тест «Население США» (тестовая оболочка VIP Test).

 Учащиеся садятся за компьютеры, выбирают тест и отвечают не вопросы. Оценку заносят в оценочные листы.

7. Подведение итогов занятия и выставление оценок

Домашние задание: §37, подготовить презентацию об одном из городов США

(слайд 30).

Учащиеся записывают задание и сдают оценочные листы.

8. Рефлексия

Гостья:

Я приехала к вам не с пустыми руками. Я привезла с собой американскую секвойю с пожеланиями.

Нам, американцам, присуще особое чувство гордости за свою страну. Каждый американец с детства воспитан в духе патриотизма. Я желаю, чтобы и вы также любили свою Родину и  гордились ею!

Учащиеся подходят к секвойе, отрывают лист и зачитывают пожелания:

– Вы, ребята, не ленитесь, на пятерочки учитесь.

– Я хочу вам пожелать ЕНТ успешно сдать.

– Вот мое вам пожеланье: самых вам глубоких знаний.

– Здоровья тебе и терпенья, и на экзамене везенья!

– Пусть знания будут крепкими, и отличными отметки!

– Написать вам на ура тест по теме: «США».

– Будьте счастливы, друзья, как никто и никогда.

– Хороших друзей, свежих идей!

– Будьте счастливыми, здоровыми, красивыми.

www.azbyka.kz

План-конспект урока по географии на тему “Население США”

2. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания будет проходить в письменной форме ( географический диктант).

 

1. Площадь территории США?

 ( 9, 4млн км2)

2. Форма государственного устройства?

 (федеративная республика)

3. Административно-территориальные единицы страны?

( штаты и федеральный округ)

4. Какие штаты, входящие в состав США, не имеют сухопутных границ с основной частью страны?

 (Аляска и Гавайи)

5. В скольких часовых поясах находится США? Перечислить с запада на восток.

 (5, тихоокеанское, горное, центр., восточное и атлантическое время).

6. Дата образования государства Соединенных Штатов Америки.

 ( 4 июля 1776г.)

7. В каком городе впервые была провозглашена независимость США?

( Филадельфия)

8. В каком году США сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки?

(в августе 1945г.)

9. Самая высшая точка Кордильер?

(Мак-Кинли)

10. В какой части страны лежат обширные Великие и Центральные равнины?

(в центральной)

11. Самая крупная река Северной Америки, протекающая по территории США?

(Миссисипи)

12. Река, обеспечивающая прямой выход из портов на побережье Великих озер к Атлантическому океану.

( река Святого Лаврентия)

13. Какие почвы в основном распространены в США?

(плодородные черноземные и бурые, а в низменностях юга – красноземы)

14. Сколько процентов территории страны занимают леса?

( 25%)

15.  В скольких штатах ведется добыча угля?

(15)

16. Сколько процентов добываемого в стране каменного угля дает Аппалачский бассейн?

(80%)

17. Где обнаружены важнейшие месторождения нефти и газа?

( на побережье Мексиканского залива, в калифорнии, на Аляске)

18. На каких реках построены самые крупные каскады ГЭС?

( Теннеси и Колумбия)

19. Территорию каких штатов занимает Аппалачский угольный бассейн?

(Кентукки, Пенсильвания, Теннесси)

20. Где находится Долина гейзеров?

(в Калифорнии)

Учащиеся на листочках отвечают на вопросы географического диктанта.

 

3.Изучение нового материала:

а) введение в тему:

 

 

 

в) изложение новой информации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Закрепление

 

 

 

5. Домашнее задание

 

 

Приступим к изучению новой темы.

Сегодня мы будем изучать население США.

 

 

 

1. Какое место в мире по численности населения занимает США?

2. После каких стран?

Да верно, США занимает 3 место в мире по численности населения, здесь проживают около 310 млн.человек. Рождаемость очень низкая, средняя продолжительность жизни мужчин составляет – 75, женщин- 80 лет.

 

1. Расовый и этнический состав.

США- многонациональная страна. Официально все ее граждане, несмотря на происхождение, объединяются в единую нацию – американцев. По расовым  особенностям американцы делятся на 3 группы: европейцы – 84% населения, африканцы – 12% и азиаты – 4%. Также имеются представители  новых этнических груп (метисы, мулаты и самбо).

В настоящее время доля коренного населения– индейцев – 1%, основную часть населения составляют переселенцы. Только в конце 19в.из 70 стран земного шара прибыло в США около 55 млн. Во второй  половине 20в. доля европейских иммигрантов сократилась, а количество переселенцев из Азии, Латинской Америки и бывших социалистических стран увеличилась ( посмотрите схему15 на стр.155).

-Как вы видите наибольшее количество переселенцев прибыло из Латинской Америки – 55%, из Азии – 30%, из Европы всего 10%, 5% с других регионов.  Ежегодно население страны увеличивается на 1млн. человек благодаря иммигрантам.

Религиозный состав населения достаточно сложный. Религиозная принадлежность американцев определяется их происхождением.

Протестанты составляют 56% верующих, католики 28%, иудаисты 2%, другие религиозные общины составляют 4%. Также в стране проживают приверженцы ислама и буддизма. Коренные жители сохранили свои традиционные верования. В целом в США действуют более 250 церквей различного направления.

 

2. Размещение населения

Население по территории страны размещено неравномерно. Средняя плотность населения США составляет – 32 человека на 1кв.км. (18 место в мире). К густонаселенным районам относятся побережье Атлантического океана, район Великих озер и штат Калифорния на западе. Здесь на 1 кв.км приходится 200-400 жителей. Аляска и горные районы являются редкозаселенными. На севере Аляски имеются незаселенные земли. Плотность населения в горных районах составляет 1 – 10 человек на 1кв.км. В последние годы наблюдается быстрый рост численности населения в южных штатах. Это объясняется активным переселением населения из северных штатов, в южные с более благоприятными природными условиями.

79% населения США проживают в городах, которых в стране насчитывается около 9тыс.

Процесс увеличения территории городов и городского населения привел к появлению городских агломераций и мегалополисов. В настоящее время в США известны 3 крупнейших мегалополиса:

1. Северо- восточный мегалополис, протянувшийся от Бостона до Вашингтона – Босваш;

2. Приозерный мегалополис между Чикаго и Питсбургом – Чипитс;

3. Калифорнийский мегалополис от Сан – Франциско до Сан – Диего – Сан – Сан.

(таблица 5).

 

Ученые США внесли большой вклад в развитие мировой науки и техники. В знаменитых университетах – Гарвардском, Колумбийском, Принстонском и в десятках других высших учебных заведениях получают образование не только американцы, но и студенты из множества других стран мира. В последнее десятилетие талантливая молодежь из нашей республики по специальной программе  «Болашак» также обучается в американских университетах. Библиотеки Конгресса США и Гарвардского университета относятся к числу самых богатых по книжному фонду библиотек мира.

 

Задание: составить по несколько вопросов.

После составления вопросов поднять 1 ученика для задания вопроса другому и так далее.

 

§ 37, выполнить задания в рабочей тетради на странице 19 с 9 по 12. (10 пропустить).

 

 

Записывают новую тему в тетрадь.

 

 

 

Отвечают на заданные вопросы:

(3)

 

(Китай, Индия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают учебник, стр.155

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушивают выступления учителя, делают пометки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

Записывают в дневник

 

multiurok.ru

Население США – ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ – География 10 класс Поурочные планы по учебнику Максаковского В. П. – разработки уроков – авторские уроки

Урок 41. Население США

 

Цели: сформировать представление об общих особенностях населения США. этапах формирования американской нации.

Оборудование: модули, атласы, учебники, карты: физическая, политическая, карта плотности населения, карта народов мира.

Ход урока

I. Опрос

1. Какова площадь территории США?

2. Какое место по площади занимает США?

3. Какая форма правления в США?

4. Какова форма территориально-государственного устройства в США?

5. Сколько штатов входит в состав США?

6. Что означают звезды на государственном флаге США?

7. Каковы особенности ЭГП США?

 

II. Изучение нового материала

Размещение и этнический состав населения

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картами атласа.

Задание 1: В США население размещено неравномерно. Определите среднюю плотность населения (пользуясь картой).

Перечислите основные районы проживания американцев.

Задание 2: Формирование американской нации.

Кого называют:

1) американцами США;

2) переходными иммигрантами;

3) аборигенами;

4) афроамериканцами.

Назовите районы, где преимущественно проживают аборигены, афроамериканцы, почему именно здесь?

 

Волны миграции

Этнический состав волн миграции. (Анализ текста доклада или работа с источниками информации.)

Текст доклада:

США называют страной иммиграции, и это действительно так. США быстро наращивали площадь своей страны и поэтому нуждались в людях, которые будут осваивать новые земли. К тому же социально-экономическая обстановка в Европе, вспышки голода, религиозные гонения создавали условия для удовлетворения таких потребностей. Поэтому рос миграционный приток в США, этому способствовали также успехи в развитии судоходства. Но все-таки миграционный приток не всегда был одинаков. Принято выделять волны миграции.

На первом этапе основную массу мигрантов составляли выходцы из Великобритании, Ирландии. Они представляли собой две совершенно разные социальные ветви. Шотландцы и ирландцы в основной своей массе были крестьянами и ремесленниками, англичане в свою очередь представляли собой аристократическое сословие и являлись роялистами. Колонисты-англичане привозили с собой крестьян, которые должны были отработать свой проезд и бытовое устройство. Когда рабочей силы стало не хватать, начался завоз негров-рабов.

Первая партия негров прибыла в Джеймстаун в 1619 году. Уже в начале XVI II века на континенте было 10 тыс. рабов, в середине XVIII века — 100 тыс. рабов, в 1860 году – 4,5 млн. (25% населения страны).

В XIX веке стали прибывать выходцы из Германии и Ирландии. Причиной эмиграции из Ирландии был картофельный голод, а из Германии — тяжелое экономическое положение. Увеличились потоки и из скандинавских стран.

В начале XX века иммиграция в США снова стала возрастать в основном за счет стран Восточной и Южной Европы: Италия, Австро-Венгрия, Украина, Польша, Россия. Особенно возросла миграция из России, достигнув пика в 1900—1910 годах. Стоит заметить, что выезжали из России в основном поляки, евреи, литовцы, тогда как доля русских была невелика.

В период между двумя мировыми войнами миграция не имела такого массового характера, это объясняется как введением ограничительных квот, так и состоянием экономики страны. В этот период имеет место политическая миграция. В составе этой волны оказались представители дворянства, генералитета, временного правительства, многие представители научно-технической мысли, людей творческих профессий (С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский и т. д.)

Период после второй мировой войны оказался также неоднородным. В первую половину этой миграционной волны въезжали в страну выходцы из Европы (ФРГ, Нидерландов, Италии, Венгрии, Польши). При этом наряду с трудовой миграцией имела место и политическая миграция. К ней можно отнести людей, которые были вывезены фашистами из оккупированных территорий, а также часть военнопленных, не пожелавших возвращаться на родину. Значительную часть таких мигрантов составляли выходцы из СССР.

В 1965 году США приняли дополнительные меры по ограничению миграции. Теперь в страну могло было въезжать не более 290 тыс. человек в год (в том числе 170 тыс. из восточного и 120 тыс. человек из западного полушария). Но такой уровень миграции удержать не удалось, появились нелегальные мигранты.

В период после 70-х годов в доле мигрантов стала расти доля Латинской Америки – около 60%, Азия на втором месте — 22%, доля Европы снизилась до 7%. В основном наибольшую часть выходцев из Европы составляют жители СНГ. Некоторые из них подверглись принудительной эмиграции.

Предполагается, что в перспективе миграция будет составлять 1 млн. чел. в год. Представление о социальной структуре мигрантов могут дать следующие данные (тыс. чел. на 1992 год):

1) близкие родственники граждан, а также супруги и дети постоянно живущих в США – 520;

2) квалифицированные рабочие и члены их семей — 140;

3) граждане стран с небольшой иммиграцией в США — 40;

4) политические беженцы — 141,

5) в том числе из СНГ — 50;

6) нелегальные иммигранты — 200.

Иммиграция в США в 1820-1990 гг.

На доске чертится таблица (заранее).

Задание: Проанализируйте данные таблицы. Какие страны являются основными поставщиками иммигрантов в США?

 

Регионы и страны- поставщики иммигрантов

Иммиграция в тыс. чел.

Иммиграция в %

Европа в целом

36977

66,7

Германия

7071

12,8

Италия

5357

9,7

Великобритания

5100

9,2

Ирландия

4715

8,5

Россия, СССР

3429

6,2

Швеция

1245

2,2

Франция

783

1,4

Норвегия

753

1,4

Польша

588

1,1

Азия в целом.

5697

10,3

Филиппины

955

1,7

Китай

874

1,6

Корея

611

1,1

Япония

456

0,8

Вьетнам

444

0,8

Индия

427

0,8

Турция

409

0,7

Америка в целом.

12071

21,7

Канада

4271

7 ,7

Мексика

3208

5 ,8

Вест-Индия

1168

2,1

Куба

739

1 ,3

Африка

301

0,5

Австралия и Новая Зеландия

144

0,3

 

В чем особенности внутренней миграции в США? (Из северных штатов в южные штаты, из центра города в пригород.)

 

Этнический состав населения США (доклад)

Как указывали сами американцы в переписи 1980 года: 46 млн. указали английское происхождение, 49,2 – немецкое, 40,2 – ирландское, 12,9        — французское, 12,2 — итальянское, 8,2 — польское, 6,3 — голландское, 2,8 — русское. В целом получилось, что американцы европейского происхождения составляют примерно 80 % населения страны. Отмечается компактное проживание немцев в штатах северо-запада, итальянцы сосредоточены в Среднеатлантических штатах, французы живут в Луизиане и Техасе, голландцы в Мичигане, поляки в Иллинойсе, Висконсине, Мичигане.

Второе место занимают американцы африканского происхождения — 12%. До отмены рабства большинство негров жило на юге. После отмены рабства многие негры переселились на север. Сейчас на юге живет 53%, на Среднем Западе – 19, на Северо-востоке – 19, на западе – 9. Характерно, что 84% негров живет в городах. Самые «негритянские» города – Детройт (85% населения), Вашингтон, Чикаго, Нью-Йорк.

Третье место занимают американцы латиноамериканскою происхождения. Доля их особенно велика в населении штатов Техас, Калифорния, Нью-Мексико, Колорадо, Иллинойс.

Четвертое место занимают американцы азиатско-тихоокеанского происхождения (2,9%) немало их проживает в штатах Нью-Йорк, Иллинойс, Техас, Вашингтон.

На пятом месте индейцы, эскимосы, алеуты. В 1980 году они составляли 0,6% всего населения страны. Примерно половина индейцев живет в городах, половина в резервациях. Самые большие резервации находятся в штатах Аризона, Нью-Мексико, Южная Дакота, Юта, Вайоминг и Вашингтон.

Важным последствием современной миграции является то, что 14% населения страны не говорит на английском языке, который является государственным. В штате Калифорния 30% не владеет английским языком, в штате Нью-Йорк — 25%. Согласно долгосрочному прогнозу на 2040 год чернокожее население США будет составлять 30%, испаноязычное — 22%, а лица азиатского происхождения — 7%.

 

Урбанизация

Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните модуль (заранее написан на доске).

1) Определите процент городского населения в США _____________

2) Укажите количество городов миллионеров в США ______________  

3) Назовите город с численностью более 10 млн. человек __________

4) Назовите города с численностью от 1 до 10 млн. человек (расставьте их по мере уменьшения количества населения)      _______________________

5) Перечислите мегалополисы США и города, входящие в них:

а) ______________

б) ______________

в) ______________

6) Сравните мегалополисы США, указанные в учебнике.

а) что такое североамериканский тип города?

б) планировка — ______________    

в) этажность — ______________      

г) даунтаун — ______________

д) стрит, авеню ______________ .

7) Найдите в учебнике определение термина «субурбанизация».

8) В чем особенность сельского типа населенных пунктов в США?

9) Выполните творческое задание в учебнике.

10) Проанализируйте половозрастную пирамиду. Дайте характеристику, полового и возрастного состава населения США ______________

После заполнения модулей проводится проверка качества выполнения задания.

 

III. Закрепление изученного материала Задание: Ответьте на вопросы.

1. Вычеркните города, не лежащие в бассейне Миссисипи: Атланта, Делавер, Индианаполис, Канзас-Сити, Мемфис, Питтсбург, Сиэтл, Тампа, Филадельфия, Хьюстон.

2. Расскажите об изменениях ЭГП в истории США.

3. Почему мегалополисы США имеют приморское и приозерное положение? А где в России и почему?

4. Когда в США появились афроамериканцы? С чем это связано? Где находятся районы их наиболее концентрированного проживания?

5. Почему на западе США самый высокий процент испаноязычного населения?

 

IV. Домашнее задание

1. Блок контроля и самоконтроля.

2. Представьте себе, что вы посетили один из городов США. Опишите его.

compendium.su

Урок 41. Население США | Поурочные планы по географии 10 класс

Урок 41. Население США