Примерный список тем для социологических исследований
Примерный список тем для социологических исследований.
Адаптация детей – сирот в обществе.
Алкоголизм как массовое явление.
Влияние внедрения деструктивных религиозных организаций в систему образования.
Влияние недостатка общения в семье на развитие девиаций в подростковом возрасте.
Влияние религиозных организаций деструктивного характера на личность.
Влияние рынка труда на социальную напряженность в обществе.
Литературные предпочтения современной молодежи.
Личностная готовность к школе детей – переселенцев.
Мотивация трудовой деятельности.
Мотивы выбора профессии среди молодежи г. Москвы.
Наркомания как массовое явление.
Общественное мнение и легализация проституции в РФ.
Основные причины социального сиротства в современном обществе.
Особенности стрессовых реакций в связи с потерей (увольнением) работы.
Отношение к браку представителей различных полов. Гендерный аспект.
Отношение молодежи к проблеме экстремизма.
Отношение различных возрастных групп к больным наркотической зависимостью.
Отношение современной молодежи к проблеме наркомании (алкоголизма).
Причины детской преступности.
Причины заболевания венерическими болезнями среди подростков.
Причины загрязнения окружающей среды.
Причины разводов и увеличения количества неполных семей.
Причины распространения наркомании среди подростков.
Причины суицидального поведения подростков (других социальных групп).
Проблема беспризорности и безнадзорности в современный период.
Проблема женской безработицы.
Проблемы взаимодействия (родителей, взрослых, специалистов) с «трудными» подростками.
Проблемы социальной адаптации военнослужащих в «горячих точках».
СПИД и общественное мнение.
Статусные коллизии педагогов.
Суицид среди подростков.
Терроризм как массовое явление.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Социология»
Что такое социология? Этимология понятия «социология».
Объект и субъект социологии как науки.
Предмет изучения социологии.
Основные функции социологии.
Специфика социологии как науки.
Характерные черты социологии.
Уровни социологического знания.
Структура социологического знания.
История развития социологического знания.
Социальная мысль Древней Индии.
Социальная мысль Древнего Китая.
Социальная мысль Древней Греции.
Социальные идеи в трудах Платона.
Социальные идеи в трудах Аристотеля.
Социологические теории средневековья (Ф. Аквинский).
Социологические теории Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).
Эпоха Просвещения и социальная мысль (Вольтер, Монтескье, Дидро).
Социальные идеи в немецкой классической философии (Гегель, И. Кант).
Социологический проект О. Конта.
Позитивизм О. Конта.
Социология Э. Дюркгейма.
Понимающая социология М. Вебера.
Органическая социология Г. Спенсера.
Социология П. Сорокина и теория социальной стратификации.
Русская классическая социология (Чернышевский, Бердяев).
Понятие общества и его виды.
Социология в системе наук.
Отрасли социологии.
Общество как система.
Понятие социального статуса.
Понятие социальной роли.
Сущность социальной мобильности.
Социальные институты как элемент социальной системы.
Виды социальных групп.
Социальные процессы.
Социальные изменения.
Социальное взаимодействие.
Социальные отношения.
Социальные коммуникации.
Структура социологического исследования.
Виды социологического исследования.
Программа социологического исследования, ее этапы.
Структура программы социологического исследования.
Структура программы социологического исследования.
Цели и задачи социологического исследования.
Степень научной разработанности как этап составления программы социологического исследования.
Объект и предмет социологического исследования.
Процесс интерпретации понятий в социологическом исследовании.
Процесс операционализации понятий в структуре программы социологического исследования.
Формирование гипотезы и ее значение для социологического исследования.
Применение выборочного метода в социологии.
Виды ошибок в выборочном методе.
Объём выборки.
Характеристика типов выборок.
Свойства выборочного метода (полнота, удобство и др.).
Опрос как метод сбора первичной информации.
Анкетирование как разновидность опроса.
Интервью как метод сбора социологической информации.
Наблюдение как метод социологического исследования.
Эксперимент в социологии.
Традиционный анализ документов как метод сбора первичной информации.
Контент-анализ документов в социологии.
Анализ социологической информации.
Социометрия как вид опроса в социологии.
Техника обработки социологической информации.
Лекции
1 курс, 2 семестр
Лекция 1. Введение в социологию.
Лекция 2. Методологические основы социологии.
Лекция 3. Социология в системе наук. Функции социологии.
Лекция 4. Структура социологического знания.
Лекция 5. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
Лекция 6. Социальные мысли Древней Греции.
Лекция 7. Социальные мысли в философии Древнего Китая и Древней Индии.
Лекция 8. Социальная мысль от средневековья к Новому времени.
Лекция 9. Эпоха Просвещения и развитие социологической мысли.
Лекция 10. Основные этапы развития социологии. Социологический проект О. Конта.
Лекция 11. Позитивизм в социологии.
Лекция 12. Органический позитивизм Э. Дюркгейма.
Лекция 13. Понимающая социология М. Вебера.
Лекция 14. Русская социологическая мысль XIX – XX веков.
Лекция 15. Современные западные социологические теории.
Лекция 16. Общество как система.
Лекция 17. Типология обществ.
Лекция 18.
2 курс, 3 семестр
Лекция 1. Социальные институты. Социальные группы.
Лекция 2. Социальный статус. Социальная роль.
Лекция 3. Социальные процессы.
Лекция 4. Социология личности.
Лекция 5. Проблемы отклоняющегося поведения в социологии.
Лекция 6. Э. Дюркгейм о социальной девиации.
Лекция 7. Социологические исследования и их стратегии.
Лекция 8. Программа социологического исследования и методологическая ее часть.
Лекция 9. Логический анализ понятий.
Лекция 10. Методическая часть программы социологического исследования.
Лекция 11. Выборочный метод в социологии.
Лекция 12. Методы сбора первичной информации. Опрос в социологическом
исследовании.
Лекция 13. Социометрический метод как разновидность опроса.
Лекция 14. Наблюдение как разновидность методов сбора социологической информации.
Лекция 15. Эксперимент в социологическом исследовании.
Лекция 16. Анализ документов как метод сбора первичной информации.
Лекция 17. Техники обработки социологической информации.
Лекция 18. Методы анализа социологической информации. Составление научного отчета.
Тематика семинарских занятий
1 курс, 2 семестр
Семинар 1.
Тема 1. Введение в социологию.
Вопросы к семинарским занятиям:
Что такое социология?
Что являлось предпосылками возникновения социологии как науки?
Что изучает социология?
В чем заключается этимология слова «социология»?
Задание:
Любая наука начинается с правильно поставленных вопросов. Правильно сформулированные вопросы описывают предмет данной науки. Какие социологические вопросы, отражающие сущностные области изучения социологии как науки, поставили бы вы?
а) _____________________________________________________________
б) _____________________________________________________________
в) _____________________________________________________________
Литература
Бабосов Е.М. Социология. Ч. 1. – Мн., 1998.
Гидденс Э. Социология. Ч. 1. Введение в социологию. – М., 1999.
Кравченко А.И. Основы социологии. – М., Академия, 1997.
Комаров М.С. Социология. – М., 2000.
Социология. / Под ред. Лавриненко В.Н. – М., Юнити, 2000.
Харчева В. Г. Основы социологии. – М., Логос, 2000.
Семинар 3-4
Тема 2. Методологические основы социологии.
Вопросы к семинарским занятиям:
Каково определение объекта и предмета социологии?
В чем заключается специфика социологического объекта познания?
Определение субъекта социологии.
В чем суть понятия «социальное»?
Каково определение социологии как науки?
В чем состоит сущность основных функций социологии?
Опишите характерные черты и специфику социологического знания.
Задание:
Проанализируйте определения социологии как науки различными отечественными и зарубежными авторами и выделите предмет изучения социологии как науки с их точки зрения.
Ученые обнаружили связь между психологическим состоянием личности и уровнем безработицы в кризисные периоды развития общества. Попросили психолога и социолога прокомментировать данное явление.
Один из них сказал, что симптомы негативного психологического состояния (плохой сон, отрицательное эмоциональное состояние и т.д.) является следствием, а не причиной безработицы, поскольку перестав реализовывать функцию кормильца семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессивное состояние.
Другой возразил ему – люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному поиску работы и не могут долго сохранить за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние выступает в качестве причины безработицы.
Какая версия принадлежит социологу?
Литература
Бабосов Е.М. Социология. Ч. 1. – Мн., 1998.
Дюркгейм Э. Метод социологии. – Киев, 1999.
Социология. Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. Осипова Г.В. – М., 1995.
Смелзер Н. Социология. – М., Феникс, 1994.
Кравченко А. И. Социология. – М., 2001.
Энциклопедический социологический словарь /Под ред. Осипова Г.В. – М., 1995.
Семинар 4
Тема 3. Структура социологического знания.
Вопросы к семинарским занятиям:
Какова структура социологического знания?
Что представляют из себя теоретические социологические исследования?
В чем заключается сущность общесоциологических теорий?
Основные задачи изучения теорий среднего уровня.
В чем заключается сущность эмпирических социологических исследований?
В чем состоят отличительные особенности макро – и микросоциологии?
Какие отрасли социологии вам известны? В чем состоит предмет их изучения?
Задание:
Соотнесите социологические феномены с тремя уровнями социологического знания – безработица, забастовка на предприятии, социальные реформы, разводы, движущие силы развития общества, методология науки, духовная сфера людей, изучение системы общего полного образования.
К какому уровню (макро- или микроуровень социологии) относятся следующие понятия – межнациональный конфликт, ценности молодежи, борьба классов, увеличение количества поступающих в ВУЗ, семейные конфликты, общечеловеческие ценности.
Составьте таблицу, представляющую объект, предмет изучения отраслей социологии, основной метод исследования и известных представителей данной отрасли.
Таблица №1. Отрасли социологии.
Название отрасли | Объект и предмет изучения отрасли | Метод исследования | Авторы, представители отрасли | Примечания |
Литература
Бабосов Е.М. Общая социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Мн., «ТетраСистемс», 2001.
Гурко Е.Н. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. – Мн., 1982.
Осипов Г. В. Социология. – М., 1996.
Основы прикладной социологии /Под ред. Шереги Ф.Э. – М., МГУ, 1995.
Проблемы теоретической социологии. – СПб, СпбГУ, 1994.
Фролов С.С. Социология. – М., 1996.
Харчева В. Г. Основы социологии. – М., Логос, 2000.
Семинар 5-7
Тема 4. Предыстория и социально-философские
предпосылки социологии как науки.
Вопросы к семинарским занятиям:
Охарактеризуйте предпосылки возникновения социологической науки.
Первые социальные воззрения в работах Солона, Парменида, Гераклита, Страбона, Цицерона, Лукреция.
В чем заключается научный вклад в развитие социологии итальянского философа Дж. Вико?
В чем сущность понимания социальной жизни в религиозных теориях Древней Индии?
Выражение социальной мысли в идеях Конфуция.
Теории Платона и Аристотеля с точки зрения социологии.
Задание:
Проанализируйте социологическую мысль античности. Сделайте сравнительный анализ понимания форм государственности в теоретических социальных моделях общества мыслителей Древней Греции, Древней Индии и Древнего Китая.
Составьте тезисы теоретических воззрений Платона, Аристотеля и Конфуция на проблемы структуры общества.
Литература
Антология мировой философии. – М., Мысль, 1972.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. :Перевод с франц. – М., «Прогресс», 1993.
Асмус В.Ф. Античная философия. – М., Наука, 1976.
История теоретической социологии. – М., Канон, 1997.
Платон. Собрание сочинений. В 4 т. – М., Мысль, 1993.
Харчева В. Г. Основы социологии. – М., Логос, 2000.
Семинар 8
Тема 5. Социальная мысль от средневековья к Новому времени.
Вопросы к семинарским занятиям:
В чем заключается идеология Ф. Аквинского, и ее роль в светской и религиозной жизни средневекового общества.
Эмпирические основы социологии Р. Бэкона.
Человек и его роль в обществе и государстве с точки зрения Н. Макиавелли.
Охарактеризуйте законы правителя с позиции народа и власти.
В чем заключается сущность научного метода в работах Ф. Бэкона?
Причины возникновения гражданского общества и общественного договора в теории Т. Гоббса.
Вклад Дж. Локка в теорию общественного договора.
Задание:
Проанализируйте сущность, содержание и дайте оценку значимости и справедливости Законов поведения правителя Н. Макиавелли с точки зрения правителя и народа. Обоснуйте свой ответ.
Использовав теорию общественного договора, составьте общественный договор члена современного общества с современным российским государством.
Литература
Бакунин М.А. Коррупция. О Макиавелли – развитие государственности // Вопросы философии. 1990. № 12.
Бэкон Ф. Собрание сочинений. – М., Политическая литература, 1938.
Гоббс Т. Избранные сочинения. – М., Академия наук СССР, 1938.
Социальная философия. Хрестоматия. – М., Высшая школа, 1994.
Харчева В. Г. Основы социологии. – М., Логос, 2000.
Кравченко А. И. Социология. – М., 2001.
Семинар 9
Тема 6. Эпоха Просвещения и развитие социологической мысли.
Вопросы к семинарским занятиям:
Социальная мысль в работах Ж.-Ж. Руссо.
Идеи общественного устройства Сен-Симона.
Новый взгляд на общество Д. Дидро, Монтескье и др.
Категорический императив И. Канта.
Сравнение морального и легального поведения в теории И. Канта.
Гегелевская концепция теории общества.
Задание:
Подготовьте доклад (сообщение) об одном из представителей Эпохи французского или немецкого просвещения.
Литература
Введение в философию. В 2 ч. – М., Политиздат, 1989.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1996.
Социальная философия. Хрестоматия. – М., Высшая школа, 1994.
История философии. В 4 т. – М., Издательство АН СССР, 1957.
Кант И. Сочинения. В 6 т. – М., Мысль, 1966.
Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. – М., Соцэгиз, 1959.
refdb.ru
Примерная тематика студенческих исследовательских работ по социологии
Студенчество и мода.
Субкультуры в студенческой среде.
Бюджет времени студентов.
Семья в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи.
Экономические проблемы студенческой семьи.
Жилищные проблемы студенческой семьи.
Дети в студенческой семье.
Конфликт поколений: миф или реальность.
Резервы в организации учебного процесса.
Проблемы досуга студенческой молодежи.
Культура досуга студенческой молодежи.
Студенчество и спорт.
Туризм и его возможности в оценке студента.
Проблемы студенческого общежития.
Проблемы общения в студенческой группе.
Преподаватель вуза: штрихи к портрету.
Преподаватели и студенты: основы общения.
Портрет студента технического вуза.
Культура делового общения студента технического вуза.
Организационная культура будущего специалиста.
Конфликты вузовского пространства глазами студента.
Технический вуз и проблемы мотивации учебы.
Стипендия как стимул учебного процесса.
Оценка и ее роль в представлении студента.
Студент XXI века и проблемы веры.
Отношение студенчества к десяти библейским заповедям.
Милосердие и гуманизм в системе ценностей студенчества нового века.
«Старое» слово – патриот.
Ваше отношение к национализму.
Политическая культура студента технического вуза.
Политическая активность современного студенчества.
Фашизм в России: день сегодняшний или завтрашний?
Предпринимательство в жизненных планах студенчества.
Удовлетворенность специальностью в техническом вузе.
Профессионализм и карьера: оценки российского студенчества.
Проблемы трудоустройства молодых специалистов: день завтрашний.
Отношение к коммерциализации образовательных услуг: день сегодняшний.
Ваше отношение к подработке студентов.
Стоит ли верить в справедливость?
Почему современная молодежь пассивна?
Студенческое самоуправление: границы самостоятельности.
Экономическая независимость молодого специалиста: миф или реальность?
Цвет настроения выпускника вуза.
Романтика студенческой жизни: что это такое?
Библиографический список
Бабосов Е.М. Прикладная социология/ Е.М. Бабосов. – Минск: Тетра Системс, 2001.
Гречихин В.И. Служба социального развития предприятия /В.И. Гречихин, А.И. Кравченко, Н.В. Крылова. – М.: Наука, 1989.
Методы сбора информации в социологическом исследовании / Под ред. В.Г. Андреенкова, O.М. Масловой. – М.: Наука, 1990.– Кн.1.
Рабочая книга социолога.– М.: Наука, 1983.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. – М.: Институт социологии РАН «Добросвет», 2003.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы/ В.А. Ядов. – М.: Наука, 1987.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….3
Как выбрать необходимый для исследования метод? …………………………3
Как эффективно использовать методы сбора социологической
информации? ……………. ……………………………………………………4
Связь методов сбора социологической информации с программой исследования…………………………………………………………………… .16
Несколько рекомендаций по поводу составления анкеты …………. ….23
Несколько рекомендаций по поводу оформления анкеты…………. ….. 31
Примерная тематика студенческих исследовательских работ по социологии……………………………………………………………………………………….33
Библиографический список ……………………………………………. …….35
Учебное издание
studfiles.net
4.3 Направление тем социологического исследования студентов. Социология
Похожие главы из других работ:
Жизненные планы студентов
2.1 Методика организации социологического исследования жизненных планов студентов гуманитарного факультета СевКавГТУ
Для проведения социологического исследования мы использовали метод анкетирования. Анкетирование – это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом…
Качественный подход в социологии
2.2. Методика исследования политической активности студентов в г. Волгодонске
Объектом исследования в данной работе является молодежь как социальная общность. Предметом исследования – социальные процессы, происходящие внутри данной социальной общности (абсентеизм и участие в выборах политической власти страны)…
Культура студенчества
Глава 2. Культура студентов. Социологические исследования
…
Метод наблюдения в социологии
4.2 Программа социологического исследования на тему «Отношение студентов к представителям других национальностей»
Актуальность исследования: на сегодняшний день нашу страну заселяет все больше иностранцев, которые приезжают к нам для обучения или в поисках работы. Так же у нас в стране очень много неформальных организаций…
Методика исследования в социальной работе
1.2 Программа социологического исследования
1.2.1 Специфика социологического подхода в социальной работе Социальная работа является объектом изучения различных наук. Социология рассматривает социальную работу как явление общественной жизни…
Методика исследования в социальной работе
1.2.2 Программа социологического исследования
Исходный пункт социологического исследования – это формирование программы исследования. Результативность социологического исследования во многом зависит от степени разработанности программы…
Методология социологических исследований
1.3 Проведение социологического исследования
Разработка рабочего плана Главными требованиями при разработке рабочего плана исследования являются полнота и продуманность плана, в котором должны отразиться все основные задачи и методы предпринимаемого исследования…
Методы проведения социологического исследования в образовании
2.2 Результаты социологического исследования. Анализ результатов социологического исследования. Выводы
В социологическом исследовании приняли участие 10 человек в возрасте от 14 до 17 лет. Девочки: 5 чел., -2 обучаются в МГПУ и 3 в 9 классе. Мальчики: 5 чел., -2 работают, 2 обучаются в 11 классе и 1 в 9 классе…
Образ идеальной семьи глазами студентов
3. Анализ проведенного исследования “Образ идеальной семьи глазами студентов”
Опираясь на теоретические знания, описанные во второй главе данной курсовой работы, и исходя из предполагаемых в программе исследования гипотез (Приложение 1)…
Особенности трудовой миграции российских студентов в США
2.1 Особенности трудовой миграции российских студентов. мотивы, цели, последствия ( на основе эмпирического исследования)
В соответствие с основной концепцией данной выпускной квалификационной работы, было проведено исследование, направленное на детальное изучение сезонной трудовой миграции российских студентов в США…
Оценка качества общего образования глазами школьников
2.2 Анализ социологического исследования
В рамках данной курсовой работы нами было проведено социологическое исследование на тему «Оценка качества образования глазами молодежи» (Приложение А). В опросе принимали участие молодые люди от 14 до 25 лет…
Перспективы трудоустройства студентов социологического факультета
Глава 1. Теоретический анализ перспективы трудоустройства студентов социологического факультета
…
Социологические исследования в анализе качества жизни населения региона
1.3 Программа социологического исследования
Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса…
Социологическое исследование: понятие, виды, этапы
§ 1. Понятие социологического исследования
На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социологии не только в среде профессионалов – экономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества…
Социологическое исследование: понятие, виды, этапы
§ 3. Этапы социологического исследования
Прежде чем приступать к социологическому исследованию, необходимо подготовить его и основательно продумать логику исследования, разработать теоретическую основу, выбрать методику, определить организационно-техническую сторону…
soc.bobrodobro.ru
Темы проектов социология
Конкретное название проекта может быть выбрано самостоятельно в соответствии с интересами и пожеланиями. Итогом самостоятельной работы является программа прикладного социологического исследования, реализованная на практике и оформленная в виде отчета о полученных результатах.
Примерные темы проектов
Социальные проблемы подготовки специалистов в вузе
1. Мотивация студентов к получению высшего образования.
2. Качество обучения глазами студентов.
3. Проблемы организации самостоятельной работы студентов.
4. Проблемы совмещения обучения и трудовой деятельности студентов.
6. Проблемы студенческой семьи.
7. Трудоустройство выпускника вуза: проблемы и пути их решения.
8. Диагностика взаимоотношений в студенческой группе (социометрический опрос).
9. Проблемы адаптации первокурсников в студенческой группе.
10. Социально-психологический портрет студенческого лидера.
11. Бюджет времени студента.
12. Музыкальные вкусы студенческой молодежи.
13. Готовность выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
14. Востребованность молодых социологов на рынке труда.
15. Организация досуга студентов.
16. Причины социальных девиаций в студенческой среде.
17. Неформальные студенческие объединения: структура и направления деятельности.
Социологические исследования рынка
1. Оценка имиджа товара, предлагаемого конкретной коммерческой фирмой (фокус-групповое исследование).
2. Оценка уровня конкуренции на рынке печатной продукции (массовый опрос потребителей по заказу печатного издания).
3. Социально-психологический портрет покупателя конкретного товара (глубинное интервью).
4. Каналы формирования спроса на товары массового потребления.
5. Отношение студентов к телевизионной рекламе.
6. Влияние СМИ на культурные ориентации молодежи.
7. Контент-анализ политической рекламы (на примере массовых печатных изданий).
8. Оценка результатов рекламной кампании фирмы.
9. Оценка деловых качеств управленческого персонала фирмы (социологическое и социально-психологическое тестирование).
Исследования социальных проблем
1. Проблема терроризма глазами жителей Красноярска.
2. Отношение населения к представителям некоренных национальностей (тестирование, глубинное интервью).
3. Наличие межнациональных противоречий в студенческой среде.
4. Отношение студенчества к обязательной воинской повинности.
5. Мотивация к созданию студенческой семьи.
6. Проблемы взаимопонимания молодежи с родителями и близкими старшего возраста.
7. Сравнительный анализ ценностных ориентаций представителей различных поколений.
8. Представление о счастье в молодежной аудитории.
9. Факторы, влияющие на решение молодежи об изменении гражданства.
10. Отношение молодежи к российской истории.
11. Экологические проблемы в зеркале общественного мнения.
12. Критерии определения среднего класса в общественном мнении населения.
13. Проблемы самоидентификации молодежи в социальном поле современной России.
studfiles.net
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»
Поиск Лекций1. Отношение студентов к обучению на втором уровне высшего образования.
2. Отношение студентов к многоуровневому профессиональному образованию.
3. Отношение студентов к обучению на третьем уровне высшего образования.
4. Отношение москвичей к итогам референдума в Крыму.
5. Отношение студентов к чтению учебной литературы.
6. Отношение студентов к работе в читальном зале библиотеки.
7. Отношение студентов к образовательному процессу в МГУДТ.
8. Отношение студентов к МГУДТ к содержанию учебной практики.
9. Отношение преподавателей к многоуровневому профессиональному образованию.
10. Отношение преподавателей к обучению на втором уровне высшего образования.
11. Отношение студентов разных курсов к мерам по ограничению курения.
12. Отношение студентов к волонтерству.
13. Отношение студентов к европейской рекламе.
14. Отношение студентов к американской рекламе.
15. Отношение студентов к женским образам в отечественной и зарубежной рекламе.
16. Отношение студентов к детским образам в современной рекламе.
17. Отношение молодёжи к семье.
18. Отношение молодёжи к рекламе автомобилей.
19. Отношение молодёжи к употреблению алкогольных напитков.
20. Исследование знаний студентов о зарубежном образовании.
21. Отношение студентов к учебным занятиям после 16:00.
22. Отношение студентов к учебным занятиям по физической культуре.
23. Отношение студентов к воспитательной работе в ИСИ МГУДТ.
24. Отношение студентов к трудовым мигрантам.
25. Отношение студентов к чистоте московских улиц.
26. Исследование особенностей зарубежной рекламы.
27. Отношение молодёжи к зарубежным мультфильмам.
28. Отношение студентов к отечественным молодёжным сериалам.
29. Отношение студентов к зарубежным молодёжным сериалам.
30. Отношение студентов к итогам олимпиады в г.Сочи.
31. Отношение студентов к рекламе в московском метро.
32. Вредные привычки студентов.
33. Исследование причин трудоустройства студентов очного отделения.
34. Отношение студентов к рекламе в газетах.
35. Исследование зрительских предпочтений студентов 1 курса.
36. Исследование читательских предпочтений студентов 3 курса.
37. Исследование досуга студентов.
38. Исследование ценностей студентов 1 курса МГУДТ.
39. Исследование методики подготовки студентов к семинарам.
40. Варианты поиска работы студентами.
41. Проблемы современного студенчества.
42. Исследование отношений студентов с родителями.
43. Жилищные проблемы студентов.
44. Отношение студентов к свободному посещению.
45. Отношение студентов к дистанционному образованию.
46. Материальное положение студентов.
47. Исследование расходов студентов.
48. Психологические проблемы студентов.
49. Экономические проблемы молодёжи.
50. Отношение молодёжи к безработице.
51. Жизненные ориентиры современной молодёжи.
52. Проблемы московского студенчества.
53. Социальные проблемы молодёжи.
54. Цели современной молодёжи.
55. Дополнительное образование молодёжи.
56. Отношение студентов к российскому кинематографу.
57. Интересы современного студенчества.
58. Проблемы трудоустройства студентов.
59. Проблемы адаптации студентов первого курса.
60. Проблемы совмещения работы и учёбы студентами.
61. Отношение молодёжи к театру.
62. Отношение молодёжи к классическому искусству.
63. Отношение молодёжи к памятникам г.Москвы.
64. Исследование знаний студентов об истории России.
65. Исследование знаний студентов об истории г.Москвы.
66. Исследование знаний студентов об отечественных журналах и газетах.
67. Исследование знаний студентов о зарубежных журналах и газетах.
68. Исследование знаний студентами отечественной классической литературы.
69. Исследование знаний студентами зарубежной классической литературы.
70. Исследование знаний студентов по учебной дисциплине «Социология».
71. Исследование проблем московского студенчества (на примере МГУДТ).
72. Исследование представлений студентов о здоровом образе жизни.
73. Исследование представлений студентов о правильном питании.
74. Исследование религиозности студенческой молодёжи.
75. Исследование знаний студентов по истории современной России.
76. Исследований знаний студентов по истории государственных праздников в Российской Федерации.
77. Исследование знаний студентов по истории религии.
78. Исследование отношения молодёжи к потребительским кредитам.
79. Исследование уровня конфликтности студенческой молодёжи.
80. Исследование проблем студенческой молодёжи.
81. Исследование отношений молодёжи к старшему поколению.
82. Исследование отношений молодёжи к семье.
83. Исследование отношений молодёжи к браку.
84. Исследование отношения студентов к уровню жизни в Российской Федерации.
85. Отношение студентов к молодёжным субкультурам.
86. Исследование проблем молодых семей.
87. Исследование профессионального выбора молодёжи.
88. Исследование отношений студентов с родителями.
89. Исследование отношений студентов к отдыху за рубежом.
90. Исследование отношения студентов к ипотечному кредитованию.
91. Исследование отношения молодёжи к политике.
92. Исследование отношения молодёжи к обучению за рубежом.
93. Исследование отношения молодёжи к работе за рубежом.
94. Исследования отношения молодёжи к межнациональным бракам.
95. Исследование отношения к усыновлению.
96. Исследование отношения молодёжи к замещающей семье.
97. Исследование отношения молодёжи к суррогатному материнству.
98. Исследование отношений молодёжи к гендерной дискриминации.
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
Методика и техника конкретного социологического исследования – Васильева Е.Г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… | 3 |
ПРОГРАММА КУРСА ………………………………………………………………… | 4 |
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ |
|
КОНКРЕТНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ………. | 4 |
ТЕМА 1. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА |
|
О КОНКРЕТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЯХ ……………………………………… | 4 |
ТЕМА 2. СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ |
|
В КОНКРЕТНОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ……………….. | 4 |
РАЗДЕЛ 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ КОНКРЕТНОГО |
|
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………. | 5 |
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РАЗНОВИДНОСТИ |
|
КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ……………….. | 5 |
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ |
|
КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ……………….. | 6 |
ТЕМА 3. ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ |
|
КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ……………….. | 6 |
ТЕМА 4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ |
|
ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КОНКРЕТНОГО |
|
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………… | 7 |
ТЕМА 5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ |
|
ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ |
|
В КОНКРЕТНОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ……………….. | 7 |
ТЕМА 6. ПРИМЕНЕНИЕ ВЫБОРОЧНОГО МЕТОДА |
|
В КОНКРЕТНОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ………………. | 8 |
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДЫ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ |
|
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ …………………………………… | 9 |
ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД |
|
СБОРА ИНФОРМАЦИИ В КОНКРЕТНОМ |
|
СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ……………………………………………. | 9 |
ТЕМА 2. АНКЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД |
|
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ………………………………………………………….. | 9 |
ТЕМА 3. СПЕЦИФИКА ПОЧТОВОГО ОПРОСА ……………………………………. | 10 |
ТЕМА 4. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ КАК МЕТОД |
|
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ………………………………………………………… | 11 |
ТЕМА 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ В КОНКРЕТНОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 11
ТЕМА 6. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК …………. | 12 |
Учебное издание
Васильева Елена Геральдовна
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебно-методическоепособие
Главный редактор А.В. Шестакова
Редактор О.В. Изотова
Технический редактор Н.Г. Романова
Художник Н.Н. Захарова
ËÐ ¹ 020406 îò 12.02.97
Подписано в печать 11.02 2000. Формат 60×84/16. Бумага типографская ¹ 1. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 3,7.
Ó÷.-èçä.л. 4,0. Тираж 100 экз. Заказ . «С» 12.
Издательство Волгоградского государственного университета. 400062, Волгоград, ул. 2-ÿПродольная, 30.
studfiles.net
Темы социологических исследований в школе
Проблема профессионального самоопределения является актуальной в современной школе. Программа социологического исследования на тему «Выбор профессии» помогает ребятам делать правильный выбор своего призвания, найти себе работу по душе.
Актуальность исследования
Многие ребята планируют получить востребованные специальности, причем, независимо от наличия к ним склонностей, способностей. Подростки приобретают рекламируемую профессию, но не способны в ней состояться, реализовать свои таланты. Именно поэтому темы социологических исследований, связанные с самоопределением старшеклассников, имеют такое серьезное значение. Важной частью профильной подготовки обучающихся является своевременная диагностика их личностных качеств, индивидуальных способностей и интересов.
Социологическое исследование на тему «Молодежь и профессия» направлено на помощь ребятам в выборе специальности.
Если принимать во внимание то, что при подборе профессии очень важна взаимосвязь между психологическими особенностями подростка и определенными характеристиками профессии, то темы социологических исследований должны быть связаны с изучением темперамента подростков.
Цели и задачи исследования
Цель заключается в поиске взаимосвязи между темпераментом и выбором профессии.
Социологическое исследование на тему «Отношения и самоопределение» предполагает решение следующих задач:
- изучить некоторые исторические сведения о типах темперамента;
- ознакомиться с методиками изучения типов темперамента;
- выявить и мотивировать влияние вида темперамента на выбор профессии;
- подвердить зависимость между темпераментом и выбираемыми школьниками профессиями.
Объект исследования: обучающиеся девятого класса.
Предмет исследования: темперамент.
Методы и основные формы деятельности:
- теоретический анализ психологической, методической и специальной литературы;
- наблюдение, проведение индивидуального тестирования;
- статистический анализ проведенного анкетирования.
Гипотеза: тип темперамента оказывает существенное влияние на выбор будущей профессии в подростковом возрасте.
Темы социологических исследований, касающиеся выбора будущей специальности, предполагают детальное изучение разнообразных методик.
Понятие о темпераменте
Проблемой, о которой пойдет речь, человечество интересуется более 25 столетий. В V в. до н. э. в Греции появилось учение о типах темперамента. В нем утверждалось, что здоровье определяется сочетанием различных жидкостей, которые входят в состав тела человека.
У каждой жидкости есть определенные свойства и предназначение. При их непропорциональном смешивании возможно развитие различных заболеваний. Данное учение господствовало в науке больше двух тысячелетий. Его использовали для выявления индивидуальных особенностей и здоровых, и больных людей.
Если исходить из такой теории, можно выявить типологию темпераментов. С подобной задачей успешно справился Клавдий Гален (II в. до н. э.) Он предположил, что есть связь между количеством жидкостей человека с его определенными психологическими свойствами и спецификой поведения.
Гален определил четыре базовых типа темперамента, ими психологи пользуются и в наши дни.
Научная точка зрения о темпераменте
Постепенно эта теория перестает быть актуальной, появляются версии алхимиков о связи темперамента с ртутью, серой, солями. Были и такие теории, сторонники которой определяли различия между людьми смешением в теле эфира и воздуха. Русский педагог и биолог П. Ф. Лесгафт предполагал, что темперамент человека напрямую связан со строением кровеносных сосудов, их диаметром, толщиной и упругостью стенок.
Общий недостаток всех теорий состоял в том, что они были односторонними, их создатели учитывали только одну одно направление работы организма и не доказывали своих исследований экспериментом.
Заключение
Все темы социологических исследований, касающиеся выявления связи между темпераментом и профессиональной ориентацией школьников, предполагают детальное и серьезное изучение индивидуальности каждого подростка.
Немецкий учёный Иммануил Кант в качестве органической основы выделял качественные особенности крови. Им были обобщены и систематизированы все психологические параметры четырёх общеизвестных типов. Как проводить собственные социологические исследования? Примеры тем можно брать, исходя из особенностей классного коллектива.
Например, можно проанализировать отношение школьников к здоровому образу жизни, правильному питанию, вредным привычкам. Для проведения исследований можно привлекать школьного психолога, педагогов.
fb.ru