Территориальное планирование и региональное управление – , —

Региональное управление и территориальное планирование

Региональное управление и территориальное планирование
Лекции

Направление подготовки бакалавра 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»

1. Теоретические и методические аспекты управления

    1. Теоретические основы управления регионом

Понятие «управление» происходит от латинского слова «directiohe», которое означает «деятельность под руководством, служба в подчинении».

Эволюция управления в его современном понимании как системы начиналась с власти. Предпосылки для выделения его в особый вид деятельности сформировались при переходе от простой к сложной кооперации труда на базе капиталистического производства.

По мере дальнейшего разделения, специализации и обобществления труда, развития научно-технического прогресса управление приобретало все более сложные формы, обосабливалось в иерархически организованные системы, без которых уже не могло функционировать крупное специализированное производство.

Управление своими корнями уходит в политическую и социально-экономическую систему каждой страны. Ему более чем какой-либо другой сферы человеческой деятельности, присущ субъективизм. Роль личности в управлении, как и в истории, политике, огромна. Связано это в основном с тем, что управление имеет иерархическую структуру, т.е. вертикальную соподчиненность органов или отдельных управленческих работников.

Но было бы ошибочным сводить зависимость управления к влиянию какого-либо одного фактора, будь он экономический, политический, личностный и др. Все они находятся в тесной связи и формируют, в конечном счете, методологию и систему управления тем или иным объектом (предприятием, объединением, регионом, государством и т.д.).

Теория управления, имея общую природу своего происхождения — общественный характер труда, развивалась под воздействием двух противоречивых направлений – капиталистического и социалистического.

К. Маркс рассматривает двойственность управления как организационно-техническое, вытекающее из самой природы разделения и кооперации труда и присущее любому способу общественного производства, и как социально-экономическое, вытекающее из отношений собственности. (10). Собственность на средства производства определяет характер отношений управления во всех сферах производства, распределения, обмена и потребления.

Фундаментом социалистической теории управления являлось государственная собственность на средства производства, что предопределило формирование монопольных управленческих структур, слияние в партийных и исполнительных органах идеологических, государственных и хозяйственных функций.

Работы зарубежных ученых по теории управления отличаются прагматичностью и прикладным характером. Так, на уровне хозяйствующих предлагается теория и практика «ситуационного подхода», которая отражает поиск эффективного ведения производства исключительно за счет внутренних резервов предприятия, рассматриваемого как закрытая система. Теория и практика «стратегического управления» рассматривает предприятие как открытую систему, успешная деятельность которой определяется эффективностью внутрифирменного механизма, с одной стороны, и умением приспосабливаться к внешнему окружению, с другой.

На уровне макроэкономики «монетаристская теория» Милтона Фридмана (15) выступает против какого бы то ни было вмешательства государства в экономику, в особенности против использования фискальной политики, сопровождающейся увеличением дефицита бюджета. Согласно подходу монетаристов, жесткая кредитно-денежная политика способна обеспечить саморегулирование рыночных механизмов.

Концепция государственного регулирования экономики Джона М. Кейнса (8) является теоретической основой государственного вмешательства во все сферы производства, распределения и потребления. По этой теории «новая экономика» позволяет ограничить стихийное действие рыночных регуляторов, сгладить противоречия между общественный характером производства и частной формой присвоения прибавочного продукта, обеспечить бескризисное развитие экономики.

В трактовке понятия управления производством в отечественной литературе Г.Х. Попов (11), И.Г. Ушачев (14), Х.О. Репп (13) и др. можно выделить три подхода:

  1. Содержательный подход: управление определяется как система отношений (аспектов), складывающихся в процессе общественного производства.
  2. Структурно-функциональный подход: управление трактуется как система функций и комплекс элементов – органы, кадры, техника управления. Управление в данном подходе определяется как целенаправеленное воздействие на коллективы людей для планирования, контроля и координации их деятельности в процессе производства.
  3. Кибернетический (системный) подход рассматривает общие закономерности, присущие всем видам управления, в том числе и управлению производством.

При этом управление определяется как комплекс целеустремленных действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования управляемой системы. Следовательно, каждый из описанных подходов имеет равное право на существование в теории управления, ибо в комплексе они представляют возможность рассматривать одни и те же проблемы с разных точек зрения.

Управление, как известно, существует во многих процессах в природе и технике. Оно имеет место там, где есть движение. Ибо движение есть процесс, требующий управления, которое обеспечивает его целенаправленное и упорядоченное протекание. Неподвижный же объект не нуждается в управлении. Производство потому и является объектом управления, что главное его содержание – процесс. Однако производственный процесс отличается от всех других управляемых процессов в природе и технике тем, что в нем участвуют люди. Люди являются носителями живого труда, без которого никакой производственный процесс немыслим и невозможен.

Таким образом, при общественном характере производства объектом управления, прежде всего, являются люди. Они же являются и субъектами управления.

Процессы управления, протекающие в природе и в разных областях человеческой деятельности, в самых общих чертах имеют сходство, связанное всем процессам управления.

Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой – потребность и возможность объекта управления выполнять обоснованные управленческие команды.

Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом он преследует. Если цели управления совпадают с целями преследуемыми субъектом в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление.

Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т.п.), во-вторых, наличием у субъектов управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т. е. возможность и готовность объекта управления выполнять управленческие команды.

Иерархическая структура управляющих систем позволяет выделить два основных подхода к исследованию и разработке системы управления: микро- и макроподход. При микроподходе объектом изучения становится внутренняя структура системы внутренне взаимодействие ее элементов в процессе реализации заданной извне зависимости между входами и выходами. При макроподходе система управления рассматривается как часть общей системы управления, т. е. исследуются только ее входы и выходы.

Результатом процесса управления на каждом уровне является принятие определенного решения, которое оформляется в виде постановления, приказа и т.д.

e.120-bal.ru

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Транскрипт

1 РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ методические указания к практическим занятиям и организации самостоятельной работы для студентов направления «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата)

2 1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР) Кафедра автоматизации обработки информации (АОИ) УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой АОИ д-р техн. наук, проф. Ю.П. Ехлаков 2017 г. РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ методические указания к практическим занятиям и организации самостоятельной работы для студентов направления «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата) Разработчик Доцент кафедры АОИ канд. экон. наук А.А. Сидоров 2017 г. 2017

3 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Введение Методические указания к проведению практических занятий Практическое занятие 1 «Федеративный организационноправовой тип государства. Проблемы развития федерализма в России» Практическое занятие 2 «Система административнотерриториального устройства в Российской Федерации: перспективы развития» Практическое занятие 3 «Природные ресурсы и условия: размещение, оценка, использование» Практическое занятие 4 «Демографические особенности развития регионов Российской Федерации» Практическое занятие 5 «Этническая структура населения и ее влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в России» Практическое занятие 6 «Военно-промышленный комплекс Российской Федерации» Практическое занятие 7 «Транспортный комплекс Российской Федерации» Практическое занятие 8 «Территориальные особенности экологической ситуации в Российской Федерации» Практическое занятие 9 «Промышленная политика в России» Практическое занятие 10 «Территориальные особенности рынка труда в России» Практическое занятие 11 «Экономическое районирование и региональная политика в Российской Федерации» Практическое занятие 12 «Институциональная основа управления комплексным социально-экономическим развитием регионов» Практическое занятие 13 «Особенности территориального планирования на муниципальном уровне» Методические указания для организации самостоятельной работы Общие положения Индивидуальная работа «Социально-экономическая характеристика региона (на выбор)» Оформление работ… 20

4 1 Введение Дисциплина «Региональное управление и территориальное планирование» входит в вариативную часть структуры ОПОП по направлению 38.0з.04 «Государственное и муниципальное управление». Целью дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование» является ознакомление студентов с особенностями территориальной дифференциации социально-экономического развития Российской Федерации и формирующейся на ее основе государственной региональной политики, рассматриваемой в разрезе целей, задач, технологий, организационных механизмов, методов и инструментов регулирования регионального развития. Задачи дисциплины: оценка естественных (природно-ресурсных и природноклиматических, физико-географических), политических и социальноэкономических предпосылок территориальной дифференциации развития общественной сферы; развитие представлений о роли отдельных территорий в выработке национальной и региональной политики; определение комплекса региональных проблем и роли различных субъектов управления в регулировании соответствующих процессов; изучение методов и инструментов регулирования регионального развития; выработка навыков применения теоретического инструментария к анализу отдельных направлений региональной политики, вариантов и сценариев развития отдельных регионов, кластеров и территориально-производственных комплексов страны; приобретение навыков работы со статистическим материалом, фактологическими данными и картографическим инструментарием, необходимым для решения задач планирования, прогнозирования и реализации мероприятий регионального развития; выработка перспективного мышления в отношении пространственных факторов, учитываемых при региональном планировании и прогнозировании. 3

5 4 изучение правовых и организационно-технологических основ территориального планирования в РФ. В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями: способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12). По окончании изучения дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование» студент должен: знать основные чертах территориальной организации обществе в экономической, социальной, политической, экологической областях; основные сферы применения полученных знаний в процессе управленческой деятельности при региональном планировании и прогнозировании; основные характеристики административнотерриториального устройства государства, его место в мировом сообществе, особенности природно-ресурсной обеспеченности, специфику демографической ситуации, ключевые моменты, характеризующие систему расселения, характеристики регионов, тенденции современной региональной политики, систему и методы регионального управления, состав и содержание градостроительной деятельности и территориального планирования; уметь анализировать статистические и фактологические материалы; устанавливать связи между различными процессами и явлениями, протекающими в рамках того или иного региона; оценивать влияние различных факторов на региональное развитие; обобщать, интерпретировать полученные результаты; формулировать проблемные ситуации, возникающие в процессе принятия тех или иных управленческих решений; прогнозировать развитие отдельных сфер регионального управления (демография, производство, бюджетно-налоговая сфера и т.д.), а также давать комплексную оценку региона; владеть навыками подготовки управленческих решений (в том числе на нормативном правовом уровне) по вопросам регионального социально-экономического развития с учетом имеющихся целей и ограничений; расчета различных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона; организационного взаимодействия в вопросах управления социально-экономического развития на региональном уровне.

6 2 Методические указания к проведению практических занятий Практическое занятие 1 «Федеративный организационно-правовой тип государства. Проблемы развития федерализма в России» 1. Сравнительная характеристика унитарного и федеративного организационно-правовых типов государства. 2. Модели развития федерализма. 3. Развитие федерализма как формы территориальной организации власти в зарубежных странах (ФРГ, США, Канада, Австралия). 4. Бюджетный федерализм в России. Национальный аспект российского федерализма. Выявить основные принципы построения федеративного и унитарного государства. Проанализировать преимущества и недостатки каждого из типов, учитывая конкретные общественно-исторические и физико-географические основы развития государства. Разобрать модели развития федерализма. Рассмотреть развитие федеративных отношений в различных странах мира. Проанализировать систему построения властных отношений («центр регионы», формирование органов власти с учетом территориального представительства). Изучить финансовые аспекты взаимоотношений различных уровней власти. Определить степень самостоятельности федеративных единиц. Выявить особенности развития федеративных отношений в конкретной стране. Сравнить российский федерализм с федерализмом в других странах. Выявить общие моменты, отметить исключительность организации федеративных отношений в Российской Федерации. Рассмотреть, в чем заключается сущность бюджетного федерализма в России (система межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами). Объяснить, почему в Российской Федерации велико значение национального момента. Предложить сценарии развития федеративных отношений на основе исторических предпосылок и зарубежного опыта.

7 6 2.2 Практическое занятие 2 «Система административнотерриториального устройства в Российской Федерации: перспективы развития» 1. Недостатки современного административно-территориального деления и модели перспективного устройства. Оценка пропорциональности современного административно-территориального устройства. 2. Национальная политика и административно-территориальное устройство. 3. Административно-территориальное устройство в субъекте Российской Федерации на примере Томской области. Рекомендации по подготовке к занятию Соотнести современное административно-территориальное деление с принципами его организации. Проанализировать, какие принципы и в какой степени соблюдаются, а какие нет. Указать недостатки административно-территориального устройства, исходя из теоретических предпосылок его организации и практики управления. Привести модели альтернативного административно-территориального устройства, разработанные учеными, политиками и т.п. Оценить эти варианты. Выбрать наиболее приемлемый вариант, аргументировать позицию. Проанализировать, какое значение в административнотерриториальном устройстве Российской Федерации играет национальный фактор. Рассчитать, какую долю в России занимают национально-государственные и национально-территориальные административно-территориальные единицы по площади занимаемой территории и численности населения. Рассмотреть сценарий, основанный на полном отходе в административно-территориального устройстве от национально-территориальной парадигмы. Привести аргументы «за» и «против» наличия подобного рода административно-территориальных единиц. Рассмотреть систему административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Проанализировать его нормативно-правовые основы. Определить его оптимальность с точки зрения целей и задач управления и принципов построения. Предложить направления совершенствования административно-территориального устройства.

8 2.3 Практическое занятие 3 «Природные ресурсы и условия: размещение, оценка, использование» 1. Влияние природных ресурсов на социально-экономическое развитие территории: мировой опыт и российские особенности. 2. Межстрановое сравнение обеспеченности природными ресурсами. 3. Подходы к экономической оценке различных видов природных ресурсов. 4. Сравнительная характеристика природно-ресурсного потенциала Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. Рассмотреть зависимость между обеспеченностью различных стран природными ресурсами и важнейшими социальноэкономическими характеристиками (ВВП на душу населения, структура хозяйственного комплекса, доля страны в общемировом производстве и т.д.). Выявить взаимосвязь между тем, какими по качеству и количеству ресурсами обладает страна, и тем, каково ее современное положение (к какой группе стран относится: экономически развитые, развивающиеся, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, беднейшие страны мира и т.п.). Подготовить карту Российской Федерации с нанесенными на нее важнейшими месторождениями полезных ископаемых. Выделить ареалы концентрации ключевых полезных ископаемых. Соотнести эти ареалы с субъектами Российской Федерации, на территории которых они находятся. Кратко охарактеризовать социально-экономическое положение этих субъектов. Сравнить их с регионами, не располагающими такими запасами. Рассмотреть, насколько социальноэкономическое положение региона зависит от обеспеченности природными ресурсами. При работе учесть также лесные, водные, агроклиматические ресурсы. Сравнить различные подходы к оценке природных ресурсов. Выявить их основные достоинства и недостатки. Рассмотреть способы сопоставления при оценке различных видов ресурсов. Проанализировать возможность применения при оценке природно-ресурсного потенциала интегрального (комплексного) показателя. 7

9 8 Охарактеризовать состав природных ресурсов Западно- Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. Выявить специализацию районов с точки зрения обеспеченности их природными ресурсами. Рассмотреть степень освоенности природно-ресурсного потенциала. Проанализировать перспективы открытия и освоения новых месторождений и охарактеризовать зависимость экономики этих районов от располагаемого комплекса ресурсов. Рассмотреть территориальную неоднородность в пределах районов. 2.4 Практическое занятие 4 «Демографические особенности развития регионов Российской Федерации» 1. Демографические процессы на территории Российской Федерации: региональная дифференциация. 2. Основные направления миграций в России. Внешняя миграция. Формирование системы расселения. 3. Основные черты демографической ситуации в Западной Сибири. 4. Особенности демографической ситуации в Восточной Сибири. Рассмотреть основные демографические показатели субъектов Федерации, характеризующие естественное движение населения: уровень рождаемости, уровень смертности, уровень естественного прироста. Классифицировать субъекты по этим основаниям: определить границы групп (высокий, средний, низкий уровень), отнести каждый из субъектов к конкретной группе. Определить субъекты с неблагоприятной, относительно благоприятной и благоприятной демографической ситуацией. Выявить факторы, влияющие на такое положение дел. Подготовить карты, характеризующие демографическую ситуацию в Российской Федерации. Охарактеризовать основные направления миграции внутри Российской Федерации. Определить зоны оттока и ареалы, в которых наблюдается приток населения. Отобразить их на карте. Связать процессы миграции с состоянием хозяйственного комплекса территорий. Рассмотреть эмиграцию и иммиграцию. Выявить государства, в которые в основном уезжают жители России и страны, за счет которых численность населения России увеличивается. Выявить сроки и причины

10 внешней миграции. Указать зоны расселения населения, въезжающего на территорию России. Обозначить проблемы, связанные с миграцией, в т.ч. с незаконной миграцией. Проанализировать динамику численности населения субъектов, входящих в состав Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского районов. Отобразить этот показатель на графиках. Выявить регионы, в которых численность населения наиболее значительно изменилась. Рассмотреть вклад естественного и механического движения населения. Охарактеризовать половозрастную структуру населения районов. 2.5 Практическое занятие 5 «Этническая структура населения и ее влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в России» 1. Межэтнические отношения в России: история, современность, будущее. 2. Коренные народы России. 3. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. 4. Национально-культурная автономия: за и против. Выявить кризисные моменты в истории развития Российского государства в XX в., касающиеся межэтнических взаимоотношений и нарушения прав отдельных этносов. Указать последствия принятия конкретных решений в области национальной политики. Проанализировать современное состояние межэтнических взаимоотношений. Показать на карте кризисные регионы. Сформулировать причины возникновения межэтнических конфликтов в конкретных территориях. Рассмотреть ситуацию на Северном Кавказе (восстановить хронологию чеченских событий в 90-х гг. XX в.). Рассмотреть территориальные особенности размещения различных этносов в России. Охарактеризовать народы бассейна Средней Волги, Южного Урала, Северного Кавказа, Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Рассмотреть изменение численности этноменьшинств (малочисленных народов России). Выявить факторы, влияющие на сокращение численности этих групп населения. Рассмотреть нормативно-правовую 9

11 10 базу, направленную на поддержку коренных и малочисленных народов. Проанализировать деятельность органов власти и управления по реализации основных направлений политики по поддержке этноменьшинств. Привести определение «национально-культурной автономии». Связать это понятие с административно-территориальным устройством и этнической составляющей в нем. Сформулировать аргументы, направленные на поддержку позиции, ориентированной на сохранение существующего административно-территориального устройства, построенного с учетом этнического фактора. Рассмотреть возможность замены автономных округов национально-культурными автономиями. 2.6 Практическое занятие 6 «Военно-промышленный комплекс Российской Федерации» 1. Структура военно-промышленного комплекса и специфика размещения отраслей. 2. Развитие военно-промышленного комплекса Российской Федерации. Охарактеризовать особенности размещения авиационной (самолеты, вертолеты, авиадвигатели) и ракетно-космической промышленности. Назвать крупнейшие центры авиационной промышленности России. Указать центры, специализирующиеся на производстве артиллерийско-стрелкового оружия. Рассмотреть специфику размещения бронетанковой промышленности, военного судостроения. Рассмотреть ядерно-оружейный комплекс. Перечислить атомные города и основные отрасли их специализации. Назвать принципы и факторы размещения объектов атомной промышленности. Перечислить характерные особенности экспорта российского вооружения. Рассмотреть проблемы российского военно-промышленного комплекса. Выявить факторы, влияющие на тенденции развития комплекса. Сформулировать основные направления развития военнопромышленного комплекса.

12 2.7 Практическое занятие 7 «Транспортный комплекс Российской Федерации» 1. Концепция развития транспортной системы Российской Федерации. 2. Железнодорожный транспорт Российской Федерации. 3. Перспективы развития трубопроводного транспорта. 4. Развитие автомобильного транспорта России. 5. Россия в системе международного морского судоходства. 11 Рассмотреть систему транспортных магистралей на территории России. Выявить обеспеченность различных территорий объектами транспортной инфраструктуры. Показать на карте районы с густой транспортной сетью (по видам транспорта), транспортные центры и узлы. Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы транспортного освоения России. Раскрыть суть проблем, связанных с транспортным освоением территории страны (региональные особенности). Сформулировать основные направления развития транспортного комплекса (сеть и перевозки). Изучить историю развития железнодорожного транспорта в России. Рассмотреть взаимосвязь размещения железнодорожной сети с системой расселения и рисунком объектов хозяйственного комплекса. Выявить, как развитие железнодорожного транспорта влияет на размещение населения и хозяйства, и какое, в свою очередь, влияние оказывают они на систему железнодорожных перевозок (пассажирских и грузовых) и железнодорожную сеть. Рассмотреть проблемы развития железнодорожного транспорта. Рассмотреть значение трубопроводного транспорта для экономики страны и отдельных регионов. Указать на карте основные нефте- и газопроводы. Выявить проблемы отрасли. Рассчитать объемы транспортируемой продукции по основным направлениям (Запад, Восток). Указать перспективные направления развития трубопроводного транспорта. Выяснить, каким образом развитие трубопроводного транспорта связано с одним из приоритетных направлений в политике страны газификацией.

13 12 Рассмотреть значение автомобильного транспорта в России. Выявить обеспеченность различных территорий дорогами (общая протяженность, качество и т.п.). Сформулировать проблемы, связанные с развитием автомобильной дорожной сети. Изучить основные проекты, связанные с введением в эксплуатацию автомобильных магистралей или конкретных участков. Показать, как развитие автодорожной сети влияет на экономическую ситуацию в конкретной территории. Перечислить основные морские порты России, указав их на карте. Показать, какие из них находятся на крупных международных морских магистралях (с указанием направлений перевозок). Рассмотреть номенклатуру товаров, перевозимых морским транспортом. Проанализировать перспективы освоения Северного морского пути. Рассмотреть основные проблемы морского флота России. 2.8 Практическое занятие 8 «Территориальные особенности экологической ситуации в Российской Федерации» 1. Региональная дифференциация экологической ситуации в России. 2. Экологическая политика в Российской Федерации. Выявить очаги острого экологического неблагополучия. Рассмотреть причины неблагополучной экологической ситуации. Показать, как состояние окружающей среды связано с развитием системы расселения и хозяйственного комплекса. Классифицировать территории с точки зрения сфер экологического неблагополучия (атмосфера, гидросфера и т.д.) и глубины экологического кризиса. Выделить самые неблагоприятные в экологическом отношении виды промышленного производства. Рассмотреть систему органов власти в сфере экологического контроля и управления. Определить систему мер в области экологии на федеральном и региональном уровнях. Выяснить роль и место органов местного самоуправления в системе экологического управления территории. Проанализировать нормативно-правовую базу в сфере экологического менеджмента. Изучить Киотский протокол. Выявить, какую часть бюджета отведено вопросам экологической политики.

14 2.9 Практическое занятие 9 «Промышленная политика в России» 1. Развитие топливно-энергетического комплекса и энергетическая безопасность России. 2. Машиностроение России: перспективные и кризисные отрасли. 3. Территориальный аспект развития отраслей химического комплекса. 13 Нанести на карту основные центры топливной промышленности России. Соотнести центры добычи горючих полезных ископаемых с территориями потребления готовой продукции. Проанализировать электроэнергетический сектор с точки зрения территориальных особенностей выработки и потребления электроэнергии. Рассмотреть систему управления топливно-энергетическим комплексом России (общие условия регулирования и управление естественными монополиями в ТЭК). Рассмотреть понятие энергетической безопасности. Сопоставить объемы добычи горючих полезных ископаемых с объемами их потребления. Проанализировать на какую перспективу хватит собственных запасов горючих ископаемых при различных сценарных условиях (сохранение, увеличение, снижение темпов добычи). Сравнить полученные результаты с другими странами мира. Выделить отрасли машиностроения, которые развиваются наиболее высокими темпами. Выявить причины такого развития. Назвать крупные предприятия. Сформировать карту, на которой отображены центры этих направлений. Выделить отрасли машиностроения, находящиеся в кризисной ситуации. Сделать анализ аналогичный тому, что был проведен в отношении быстроразвивающихся отраслей. Перечислить факторы размещения, влияющие на дислокацию конкретных отраслей химического комплекса. Выявить в каких случаях размещение того или иного объекта обусловлено влиянием факторов размещения, а в каком случае иными причинами. Сформировать карту России, на которой отображены ключевые центры химического комплекса.

15 Практическое занятие 10 «Территориальные особенности рынка труда в России» 1. Демографические основы формирования рынка труда. 2. Сравнительная характеристика рынков труда Западно- Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. Рассмотреть взаимосвязь половозрастной структуры населения и состояния рынка труда. Проанализировать динамику следующих показателей: уровень безработицы, численность экономически активного населения, коэффициенты демографической нагрузки. Выявить кризисные регионы с точки зрения масштабов и структуры безработицы в них, разделить все субъекты по типам. Связать состояние рынка труда с особенности развития хозяйства на конкретной территории. Указать причины развития безработицы по типам регионов. Указать состояние рынков труда Западно-Сибирского и Восточно- Сибирского экономических районов. Построить графики динамики уровней безработицы этих районов. Связать состояние рынка труда с отраслевой структурой хозяйства. Рассмотреть отрасли, отмеченные увеличением численности занятых, и отрасли, в которых наблюдается наиболее значительный спад. Рассмотреть государственную региональную политику в области занятости Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. Предложить систему мер по оптимизации состояния рынков труда районов Практическое занятие 11 «Экономическое районирование и региональная политика в Российской Федерации» 1. Взаимосвязь экономического районирования и административно-территориального устройства. 2. История развития экономического районирования в России. 3. Совершенствование сетки экономических районов России. 4. Особенности развития зоны Севера и приграничных территорий.

16 15 Сравнить принципы административно-территориального устройства и экономического районирования. Выяснить, каким образом (через цели, систему управления и т.п.) соотносятся административнотерриториальное устройство и экономическое районирование. Рассмотреть эволюцию экономического районирования в России. Результаты свести в таблицу. В содержании отразить временные рамки, количество и наименование экономических районов, частные цели экономического районирования на конкретном этапе. Кроме того, перечислить крупнейших специалистов в области экономического районирования. Проанализировать, насколько существующая сетка экономических районов отвечает современным состоянию межрегионального взаимодействия и целям управления. Соотнести сетку экономических районов с системой федеральных округов и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Выявить территории, отнесенные к зоне Севера. Охарактеризовать проблемы развития этих регионов. Сформулировать направления развития. Рассмотреть систему приграничного сотрудничества соответствующих территорий и возникающие в этой связи проблемы. Рассмотреть региональную политику в отношении регионов зоны Севера и приграничных территорий Практическое занятие 12 «Институциональная основа управления комплексным социально-экономическим развитием регионов» 1. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере управления комплексным социально-экономическим развитием региона. 2. Полномочия представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере управления комплексным социально-экономическим развитием региона. Проанализировать действующую нормативную базу с точки зрения распределения функций между региональными органами государ-

17 16 ственной власти в сфере управления комплексным социальноэкономическим развитием. Выяснить, на какой основе региональные власти и в каких объемах должны взаимодействовать с муниципальными органами и с федеральными структурами. Рассмотреть роль негосударственных структур в управлении социально-экономическим развитием Практическое занятие 13 «Особенности территориального планирования на муниципальном уровне» 1. Субъекты территориального планирования на муниципальном уровне. 2. Особенности территориального планирования в муниципальных районах и сельских поселениях. 3. Особенности территориального планирования в городских поселениях и городских округах. Рассмотреть особенности территориального планирования в городской и сельской местности. Выяснить, как объект планирования влияет на содержание процесса управления. Рассмотреть, как муниципальные органы власти взаимодействует с органами власти субъекта Российской Федерации по вопросам территориального планирования.

18 17 3 Методические указания для организации самостоятельной работы 3.1 Общие положения Целями самостоятельной работы являются систематизация, расширение и закрепление теоретических знаний, приобретение навыков исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студента по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование» включает следующие виды его активности: 1. проработка лекционного материала; 2. подготовка к практическим занятиям; 3. выполнение индивидуальных заданий; 4. выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения) 5. подготовка к экзамену (в случае, если он предусмотрен учебным планом). 3.2 Индивидуальная работа «Социально-экономическая характеристика региона (на выбор)» В качестве объекта исследования берется субъект Российской Федерации. Рекомендуемый план исследования региона 1. Административный состав региона. 2. Особенности экономико-географического положения. 3. Место региона в хозяйственном комплексе страны. 4. Оценка природных условий и ресурсов региона. 5. Характеристика населения и трудовых ресурсов. 6. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации. 7. Отрасли, дополняющие территориальный комплекс, и сфера услуг.

19 18 8. Промышленные центры, узлы, территориально-производственные комплексы. 9. Экологические проблемы региона. 10. Основные направления развития региона. В первом разделе приводится перечень административнотерриториальных единиц региона (для субъекта это районы и города) с указанием численности проживающего в них населения. Для районов указывается также площадь занимаемой территории. Необходимо указать административный центр региона, его географическое положение на территории региона. Сложносоставные субъекты рассматриваются с учетом входящих в их состав автономных округов. Числовые данные оформляются в табличной форме. На картосхеме приводится сетка административного устройства с указанием наименований административно-территориальных единиц. Рекомендуемый объем 2 страницы. Во втором разделе необходимо дать характеристику экономикогеографического положения региона. При оценке учитывается положение по отношению к другим территориям, экономическим центрам, транспортным путям, рынкам сбыта продукции отраслей специализации. Здесь же кратко описывается история образования субъекта. Местоположение региона указывается на картосхеме с обозначением основных элементов оценки (транспортные пути, экономические центры и т. д.). Рекомендуемый объем 4 страницы (в том числе история образования региона не более 0,5 страницы). Место субъекта в хозяйственном комплексе страны (третий раздел) определяется через его долю в объеме промышленного и сельскохозяйственного производства, долю занимаемой территории и долю населения. Результаты представить в графическом виде. Рекомендуемый объем 2 страницы. В четвертом разделе при характеристике природно-ресурсного потенциала оценивается наличие и разнообразие природных ресурсов на территории региона. При этом отдельно учитываются потенциаль-

20 ные, оцененные и разрабатываемые ресурсы. Оценка может производиться по доле субъекта в общероссийском объеме. Рекомендуемый объем 2 страницы. 19 Население характеризуется через основные демографические показатели. Оценивается динамика численности населения, уровень рождаемости, смертности и естественного прироста. Рассматривается половозрастная и этническая структура. Отдельно характеризуется механическое движение населения: число прибывших на территорию региона, число выбывших с территории региона, сальдо миграции. Характеризуются основные направления выезда с территории региона и территории, обеспечивающие приток населения. Рассматриваются направления и размеры внутренней миграции. Рынок труда оценивается через численность экономически активного населения, уровень безработицы, структуру занятости населения. Рекомендуемый объем 3 страницы. В шестом разделе указываются основные отрасли специализации субъекта, территориальная локализация их основных производственных мощностей (районы и центры производства внутри субъекта), крупнейшие предприятия, действующие на территории региона. Рекомендуемый объем 4 страницы. В седьмом разделе дается характеристика отраслей, обеспечивающих внутрирегиональные потребности производства и населения. Анализ состояния и развития транспорта и путей сообщения увязывается с вопросами внешних (межрегиональных) и внутрирегиональных производственных и социально-культурных связей. Рекомендуемый объем 3 страницы. Восьмой раздел посвящен крупным промышленным центрам, узлам, территориально-производственным комплексам, в которых происходит концентрация производств, их комбинирование и кооперирование. Рекомендуемый объем 3 страницы. В девятом разделе анализируется воздействие производства и населения на окружающую среду. Оцениваются экологические проблемы региона и предлагаются пути их решения. Рекомендуемый объем 1,5 страницы.

21 20 В заключительном разделе обобщаются результаты проведенного исследования, оцениваются основные тенденции развития экономики и социальной сферы региона, выдвигаются альтернативные прогнозы развития территории. 3.3 Оформление работ Все работы, выполняемые в рамках изучения дисциплины оформляются в соответствии с действующими стандартами. Текст работы должен быть набран на компьютере в редакторе MS Word. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 12 14, межстрочный интервал полуторный. Красная строка 1,25 см. Выравнивание текста осуществляется по ширине. Формат бумаги А4. Поля: верхнее 1,5 см, нижнее 2 см, левое 3 см, правое 1 см. Нумерация страниц в верхнем правом углу. Особо следует обратить внимание на оформление таблиц и рисунков. Следует обратить внимание на стиль и язык изложения, обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность определений, разнообразие употребляемых слов, литературную форму выражения мысли. Важно проявлять соответствующую требовательность к отбору фактического материала, его систематизации, не допуская описательности, изложения однотипного материала, повторов. В библиографический список включаются лишь те источники, на которые есть ссылки по тексту работы. Использованным считается тот источник, на который есть хотя бы одна ссылка. Список формируется в порядке упоминания источников в тексте работы. При отсылке к источнику в тексте работы, после упоминания о нем, проставляется номер в квадратных скобках, под которым он значится в списке источников. При ссылке на источники, расположенные в сети Интернет обязательно указываются автор публикации, название сервера и полный путь расположения ресурса. Вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают основной текст работы, помещаются в приложения. Это могут быть диаграммы, графики, таблицы, картосхемы и т.п.

docplayer.ru

Региональное управление и территориальное планирование

Оглавление

Введение 3

1. Характеристика основных понятий 4

2. Актуальность демографической проблемы в регионах России 7

3. Прогноз и пути решения демографической проблемы 15

Заключение и основные выводы 24

Список используемых источников 26

Введение

Актуальность работы. В условиях сложившихся в современной России демографической ситуации (наметившейся депопуляции, естественной убыли, установления режима суженного воспроизводства населения, снижения ожидаемой продолжительности жизни при рождении и в отдельных возрастных группах, неблагоприятных процессов миграции) возникла необходимость целенаправленной политики народонаселения на федеральном и региональном уровне. Российская Федерация имеет реальную опасность угрозы национальной и экономической безопасности страны, а также возможность дополнительных притязаний на ее территорию.

Цель работы состоит в изучении такой актуальной проблемы региональной экономики России, как демографическая.

Достижение цели работы предполагает решение ряда задач:

1) привести характеристику основных понятий;

2) рассмотреть актуальность демографической проблемы в регионах России;

3) охарактеризовать прогноз и пути решения демографической проблемы.

Для выхода из сложившейся ситуации существует необходимость разработки концепции демографической политики, которая должна привести к постепенной стабилизации численности населения и формированию предпосылок для его дальнейшего роста. Для реализации концепции немаловажную роль играет разработка ее на региональном уровне. Региональная демографическая политика не только должна вобрать в себя основные положения федеральной, но и учесть особенности экономического, социального и демографического развития регионов.

1. Характеристика основных понятий

Демография (др.-греч. δῆμος — народ, др.-греч. γράφω — пишу) — «наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению» [5, с. 138].

Население (народонаселение) — совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, области и т. д. Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе воспроизводства.


referatbox.com

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛ 3



РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – РАЗДЕЛ 3 Канд. экон. наук, доцент В. И. Гуштан (Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург)



Градостроительный кодекс РФ от 29. 12. 2004 N 190 -ФЗ Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде: § территориального планирования, § градостроительного зонирования, § планировки территории, § архитектурно-строительного проектирования, § строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, § эксплуатации зданий, сооружений;



Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности: • Обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; • обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; • обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;



Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности: • осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; • участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;



Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности: • ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;



Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности: • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; • ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности; • возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме. • Градостроительный кодекс РФ от 29. 12. 2004 N 190 -ФЗ (Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности)



§ § § Территориальное планирование – это: планирование развития территорий установление функциональных зон, планирование размещения: • объектов федерального значения, • объектов регионального значения, • объектов местного значения. Гл. 3 Градостроительный кодекс РФ от 29. 12. 2004 N 190 -ФЗ



Территориальное планирование Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании : • стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, • приоритетных национальных проектов, • межгосударственных программ, • программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, • планов и программ комплексного социальноэкономического развития муниципальных образований (при их наличии) • с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,



Территориальное планирование Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании : • решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, • инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования • (введено Федеральным законом от 20. 03. 2011 N 41 -ФЗ — ч. 5, ст. 9 ГК)



Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения: • устойчивого развития территорий, • развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, • обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.



Территориальное планирование Документы территориального планирования подразделяются на: 1) документы территориального планирования Российской Федерации; 2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; 3) документы территориального планирования муниципальных образований.



Территориальное планирование Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов РФ. Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: 1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; 3) образование; 4) здравоохранение; 5) физическая культура и спорт; 6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.



Территориальное планирование Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации К схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем 1. в текстовой форме и 2. в виде карт. 1. Материалы в текстовой форме содержат: 1) сведения о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения; 2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования; 3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории.



Территориальное планирование Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации 2. На картах, включаемых в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, отображаются: 1) границы муниципальных образований — городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации; 2) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе: а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения



Территориальное планирование Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации б) особые экономические зоны; в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения; г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения; д) зоны с особыми условиями использования территорий; е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.



Территориальное планирование Подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов Российской Федерации Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации до ее утверждения подлежит обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, • высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта схемы территориального планирования, и • органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Кодекса.



Документы территориального планирования муниципальных образований 1. Документами территориального планирования муниципальных образований являются: • 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; • 2) генеральные планы поселений; • 3) генеральные планы городских округов. 3. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 4. Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке. Статья 18.



Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа 1. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. 2. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. 3. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. 4. Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории). 5. Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации с учетом положений части 5. 1 настоящей статьи. 5. 1. Проект региональных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте субъекта Российской Федерации не менее чем за два месяца до их утверждения. Региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах такого субъекта Российской Федерации.



Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа 6. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования. 7. При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса. 8. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Статья 24.



Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа 11. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса. 12. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа. 13. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением. 15. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. 16. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ генерального плана города Екатеринбурга • http: //www. ekburg. ru/construction/gen-plan/

present5.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о