Урок метапредметный в начальной школе – Презентация к уроку по русскому языку на тему: Применение образовательных технологий, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов, особенности их использования на уроках русского языка в начальной школе. | скачать бесплатно

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

А.М. Тарасова (Могилев)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности. Он готов впитывать в себя все еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. С приходом в школу, к сожалению, мы наблюдаем, что этот огонек постепенно угасает, а не разгорается, как этого следовало ожидать. Учителя пытаются ответить на непростые вопросы: «Что делать? Как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет увлечь детей в мир знаний; детей, только-только перешагнувших порог школы?»

Мы зачастую учим детей так, как учили нас. Однако сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников. Современные дети растут в мире современных информационных технологий, таких как Интернет и мобильные телефоны. Чтобы знания, переданные детям надолго запомнились, стали прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование, я использую метапредметные технологии. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета, направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью, связана с жизненными ситуациями. [2] Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий, к которым относится технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова», по которой я работала много лет. Поэтому я попытаюсь поделиться методами и приемами, которые использую на своих уроках, чтобы сформировать у младшего школьника целостное представление об окружающем мире.

Научить детей учиться, т.е самим добывать знания – такую задачу я ставлю на каждом уроке. Я стремлюсь обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.

Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.[3] Поэтому с первых уроков в первом классе я организую работу в группах. Вначале – это работа в лидер-группе ( в которой задается образец работы). Совместно с детьми мы принимаем правила работы в группе и нормы коллективного сотрудничества. Использование групповой работы на уроках показало, что:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

  • меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

  • сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и себя;

  • растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

Проектируя свои уроки, я использую:

  • метапредмет»Знание»;

  • метапредмет «Проблема»;

  • метапредмет «Знак»;

  • метапредмет «Задача»

Провожу различные типы уроков, на которых используются данные метапредметы:

  • постановка учебной задачи;

  • уроки моделирования;

  • уроки решения частных задач;

  • уроки контроля и оценки.

На уроках знакомства с новым (постановка учебной задачи), я не даю готовых знаний. Создается ситуация успеха на хорошо известном материале. Далее создается ситуация разрыва. Дается задание, которое дети пока еще не могут выполнить. Учащиеся определяют свою границу знаний-незнаний. Встает вопрос: «Как быть?» Я предлагаю детям выбрать три пути решения данной проблемы:

  • я могу вам об этом рассказать;

  • вы можете прочитать об этом в учебнике;

  • побыть в роли ученых-исследователей и самим найти решение данной проблемы.

Конечно же, дети выбирают третий вариант. Используя поисковые и исследовательские методы, групповую работу, учащиеся пытаются решить данную проблему, учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.

На уроках моделирования использую метапредмет «Знак». Решив проблему, дети пытаются зафиксировать ее на модели. Таким образом,  у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

Например, на уроке русского языка, при изучении существительного , дети на модели фиксируют правило:

Ч (ед. мн.)

П (И,Р,Д,В,Т,П)

название предмета Р (м ,ж, ср.)

кто? что?

На уроках решения частных задач подбираются задания, связанные с другим предметом:

  • математика-человек и мир: У взрослого человека 5л крови, а у ребенка на 2л меньше. Сколько литров крови у ребенка? Или У паука 8 ног, а у рака на 2 больше. Сколько ног у рака? и др.

  • математика – трудовое обучение (при работе в группах, оформляя результат, учащимся приходится пользоваться ножницами, клеем.

  • русский язык – литературное чтение – человек и мир: изучая статью или рассказ прошу назвать 10 слов на различные правила.

  • литературное чтение, человек и мир –изобразительное искусство (зарисовки, иллюстрации к произведениям).

В своей работе использую метод проектных задач в урочное время и проектно-исследовательскую деятельность в неурочное время. Метод проектов позволяет учащимся возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. В образовательной практике использую разные виды задач:

  • учебная;

  • конкретно-практическая;

  • исследовательская;

  • проблемная;

  • творческая;

  • сюжетная;

  • познавательная и др.

Центральной является уебная задача, направленная на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного обобщения. Учебная задача – всегда новая задача. Подобных задач учащиеся раньше не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть решена. Учебная задача – поисковая задача. Именно в ходе организации поиска через определенное время учащиеся смогут ее решить. Результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения частных, конкретно-практических задач, в ходе решения которых происходят изменения в самих младших школьниках. [1]

В основе проектной задачи лежит реальная жизненная ситуация. Эта ситуация сочетает в себе отдельные предметные задачи, которые учащиеся могут выполнять последовательно или параллельно.

Используя данные методы и приемы, можно сказать, что метапредметы соединяют в себя идею предметности одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности:

  • ученик сам узнает способ своей работы с новым понятием на разном предметном материала;

  • создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал.

Значение метапредметного метода состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

Включение метапредметных связей в учебный процесс придаёт качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности ученика; способствует систематизации, углублению знаний учащихся.

Список использованных источников

1. Аксючиц С.А. использование проектных задач в начальной школе/С.А. Аксючиц.-Минск,:АПО, 2010.- 60с

2. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся младших классов. — М., 1998.

3. Щедровицкий П.Г. Содержание образования – это проблема не дидактики, а системы управления // Первое сентября. – 1999, №63.

infourok.ru

Грани педагогического исследования(метапредметность в начальной школе)

«Грани педагогического исследования»

МЦ Романовского муниципального района

Тема: «Метапредметность на уроках в начальной школе»

Выполнила : Щербинина Елена Юрьевна

учитель начальных классов

МОУ «Малощербединская СОШ»

Стаж работы – 24 года

Образование – высшее (БГПИ,педагогика и методика начального обучения)

Декабрь 2014 год

Актуальность.

Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все педагоги! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.

Мир многогранен,

Сложен, гибок,

Но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных

Есть связь – лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не знаний багажом,

А способом познанья.

Эти незамысловатые строки – можно считать своеобразным мотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения.

Метапредметность – это неизбежность, которая стала заботой практически каждого учителя.

Метапредметность соединяет в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.

Формирование метапредметных результатов – одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

В связи с этим целью своей педагогической деятельности обозначила следующее:

Совершенствование образовательного процессса посредством реализации принципа метапредметности.

Для обеспечения достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:

  • осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания в начальной школе и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;

  • разработать и апробировать задания метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;

  • создать методический инструментарий психолого-педагогического мониторинга метапредметных результатов.

Средства и формы.

Для реализации принципа метапредметности предлагаю

– предметный урок + метапредметная тема

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.

Перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план эти предметы.

Одним из направлений, реализующих метапредметность достаточно эффективно, являются исследовательская и проектная деятельность.

Основу обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету.

По надпредметным программам можно работать на уроках по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат.

Метатемы, подобраны таким образом, могут быть применены практически к любой теме любого предмета.

При выборе метапредметной темы учитывала возраст, ступень обучения учащихся.

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом .

Одними из важнейших метаумений являются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).

Проанализировав особенности и акценты технологий, реализующих принцип метапредметности, пришла к выводу, что технология критического мышления в большей степени соответстует стратегии преподавания в начальной школе, так как направлена на формирование этих метаумений.

.

Результатом своей деятельности по реализации принципа метапредметности считаю положительную динамику сформированности метаумений.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Предлагаю работу, в которой постаралась раскрыть метапредметность на уроках в начальной школе.(презентация на диске, эта работа может быть продолжением урока литературного чтения во 2 классе И.Беляков «О чем ты думаешь снегирь»)

www.metod-kopilka.ru

Метапредметность на уроках начальной школы.

МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа №2»

МО – Михайловский муниципальный район Рязанской области.

Учитель начальных классов:

Колесникова Татьяна Викторовна.

2013 год.

Слайд1.

Слайд 2. Современный урок – это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.

Ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

«Я иду на урок» сколько раз за свою педагогическую деятельность произносила я эту фразу. Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»

Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-дебаты, по сути, что когда-то получило определение, «нестандартные уроки» было подходом ,репетицией урока метапредметного.

Итак, я иду на метапредметный урок.

Что я должна учитывать? В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

-Что я делаю?(предмет деятельности)

-Для чего я это делаю?(какова цель?)

-Как я это делаю?(формы, методы.)

-Какой это даёт результат.

Слайд3. Метапредметные результаты включают освоенные уч-ся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Слайд 4. Регулятивные универсальные учебные действия – действия с помощью которых уч-ся организуют учебную деятельность, к ним относятся такие процессы, как 1) целеполагание, 2) планирование, 3) прогнозирование, 4) контроль, 5) коррекция, 6) оценка, 7) саморегуляция.

Слайд 5. Познавательные универсальные учебные действия, действия с помощью которых уч-ся осуществляют процесс познания.

  1. Общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных решений, знаково-символические действия, рефлексия.

  2. Логические (анализ, синтез, доказательство, выбор оснований и критериев для сравнения), постановка и решение проблемы.

Слайд 6. Коммуникативные универсальные учебные действия – действия с помощью которых уч-ся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Чем больше в уроке заданий, направленных на формирование, развитие УУД, тем выше качество урока.

У меня сейчас 2 класс. Могу сказать, что уроки русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения да и другие обладают большими возможностями для личностного развития уч-ся и формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников.

На уроках русского языка часто использую упражнения в группировке слов по различным признакам:

Слайд 7. Сн…жинка, с…ва, б…рёза.

Некоторые ученики говорят, что лишним будет слово сова, так как оно состоит из двух слогов, а другие слова – из трёх слогов.

Другие исключают слово сова – потому что это существительное одушевлённое, а другие неодушевлённые.

Третьи – исключают слово берёза, т. к. это слово с непроверяемой безударной гласной, а другие два слова с проверяемой безударной гласной. Подобные упражнения формируют познавательные УУД, моделируют логическую цепь рассуждений, доказательств.

В заданиях на нахождение корня слова у детей вырабатывается умение выстраивать алгоритм действий, план. Дети проговаривают последовательность действий на уроке, анализируют собственную работу, таким образом формируются регулятивные УУД. Слайд 8. Точно так же по математике при письменном сложении и вычитании ребята работают по алгоритму.

Чтобы сделать уроки интересными и познавательными, я использую упражнения вида: «Собери группы однокоренных слов в корзины» вырабатывается умение классифицировать слова, выделять группу однокоренных, т. е. формируются познавательные УУД.

Слайд 9. По окружающему миру упражнения вида: распределить объекты в две группы: явления живой природы и явления неживой природы.

Слайд 10. По математике: при изучении темы «Единицы длины» даю такие упражнения : в каких единицах удобнее измерять длину или высоту предметов изображённых на рисунке. Помести предмет в соответствующую рамку. (Гриб, рыба, дом, насекомое, дерево)

Почти на всех уроках организую работу в парах, группах, что формирует коммуникативные УУД.

Слайд 11-12. Сначала повторяем правила работы в парах и группах.

1)Один говорит, другой слушает. 1) В группе должен быть ответственный

2)Работать должны оба. 2)Работать должен каждый на общий

результат.

3)Своё несогласие высказывай 3)Один говорит, другие слушают.

вежливо.

4)Если не понял, переспроси. 4)Своё несогласие высказывай вежливо.

5)Если не понял, переспроси.

Работу в парах часто использую при закреплении изучаемого материала. Каждый ученик выполняет задание по карточке, затем меняются карточками. Проверяю правильность выполнения. Если ученик ошибся, старается сам объяснить – в чём ошибка? Если не может объяснить – на помощь приходит товарищ.

Работу в парах во 2 классе использовала и при повторении и обобщении знаний, умений и навыков при завершении полугодия. Предварительно просила ребят повторить пройденный материал за полгода. В классе провела беседу по вопросам пройденного. Далее раздавала учащимся карточки, в которых по четыре вопроса.

Слайд 13. Например:

Карточка № 1.

1) Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

2) Назвать состав числа 13 из однозначных слагаемых.

3) Объяснить приёмы вычислений:

24 + 30, 24 + 3

4) Сколько в одной сотне десятков, единиц?

Карточка № 2.

1) Сказать правило про перестановку слагаемых. Привести примеры.

2) Назвать состав числа 11 из однозначных слагаемых.

3) Сколько десятков и единиц в каждом из следующих чисел:

29, 70, 100.

4) Сколько минут в 1 часе?

Карточка № 3.

1) Названия компонентов при вычитании.

2) Сколько в 1 м, дм, см?

3) Как можно проверить сложение? Привести пример.

4) Объяснить приём вычислений:

70-8

Карточка № 4.

1) Назвать число, которое на 5 больше, чем 19, на 6 меньше, чем 67.

2) Сколько см в отрезке длиной

3 дм, 1 дм 8 см?

3) Как проверить вычитание. Привести пример.

4) Названия компонентов при сложении.

Работа в парах проходила так. Сначала 1 ученик в паре задавал вопросы своему партнёру. Если партнёр затруднялся в ответе, его сосед ему помогал. После этого просил 2-го ученика повторить ответ. Затем ученики менялись ролями.

Работу в парах использую при работе над ошибками, изучении правил, таблицы.

Групповая форма работы требует большой предварительной подготовки от учителя, но она вызывает у детей интерес и приносит эффект в их воспитании и развитии, общение друг с другом формирует у детей умение обсуждать и обосновывать свой ответ.

На уроках литературного чтения читаем по ролям, инсценируем. Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Приём драматизации важен для развития речи и эмоционального развития ребёнка.

Слайд 14. Даю разноуровневые задания:

– выписать из текста глаголы множественного числа;

– выписать из текста глаголы единственного числа;

– выбрать среди слов глаголы единственного числа.

Слайд 15. Даю индивидуальные домашние задания:

– пересказать всю сказку близко к тексту;

– пересказать 1 часть сказки;

– пересказать 2 часть сказки.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать.

По окружающему миру, математике дети выполняют проекты. Подготовка проектов осуществляется детьми вместе с родителями. Они оформляют проекты в рабочей тетради. Слайд 16. У нас в школе также проходит школьный фестиваль проектно-исследовательских работ, в котором принимают участие и уч-ся начальных классов. Из нашего класса в этом году с проектом «Сквернословие» выступил Игнатов Владислав.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности; умениями продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Слайд 17. В настоящее время формирование метапредметных умений становится центральной задачей любого общества.

Слайд 18. Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Метапредметные связи на уроках в начальных классах

ГБОУ СОШ с. Надеждино

Учитель начальных классов: Ананьева В.Е.

Доклад

Метапредметные связи на уроках в начальных классах

Метапредметность в широком значении означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Вооружить таким важным умением, как умение учиться является главной  задачей  новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. 
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.  Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные  результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

И так

Урок русского языка во 2 классе

«Имя существительное»

Цель урока

Метапредметная Расширить изучение предмета “русский язык” через интеграцию с изобразительным искусством и литературным чтением

Предметная

Обобщение знаний обучающихся об имени существительном

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

  1. Решение учебной проблемы (Интеграция с предметом “Изобразительное искусство” )

– Давайте вспомним, какие картины о зиме мы знаем? (Познавательные, коммуникативные, личностные)

Вопросы:

-Приведите примеры имён существительных в

1. названии картин,

2. изображениях

  1. Работа с источниками информации (со словарём)

Учитель зачитывает текст из толкового словаря (и на доске) после вопросов:

-Кто знает, что такое пейзаж? Сани?

8.Продолжение работы над темой урока. Развитие кругозора. Интеграция с предметом “Литературное чтение”

– Какие литературные произведения о зиме вы знаете? – Кто их автор?

– Знаете ли вы произведения Александра Строкина о зиме? А.Строкин –поэт из села Кошки (Книга «Кондурчинское раздолье» Показ). Выпишете из его стихотворения имена существительные, определите их число.

Взаимопроверка (в парах)

Строки стихотворения «Зима пришла, волшебница седая»

Зима пришла, волшебница седая,
Накрыла белой скатертью поля.
И, серебро повсюду рассыпая,
Легла, как пух, на плечи тополям.

Умыла землю ветром и порошей,
Одела речку шубой меховой,
Осиновая задремала роща,
Окутанная светлой пеленой.

Село, надвинув белые береты,
На снег роняет голубую тень.
Стучит в окно своей озябшей веткой
Обсыпанная инеем сирень.

Использование метапредметных связей

на уроке русского языка , окружающего мира и информатики с ИКТ во 2 классе

Цель урока: создать страницу для первоклассников

в информационном пространстве

по теме « Невидимые нити в лесу»

(предмет – окружающий мир)

Детям было предложено: добавить в текст

необходимые имена прилагательные (тема русского языка)

и создать иллюстрацию к полученному тексту

Вставь нужные имена прилагательные, чтобы украсить текст. Если нужно изменяй форму слова. Проверь работу. УДАЧИ!

Только ________________ елочка спасает их от гибели. _______________

белочка лакомится на__________________ ветках семенами из шишек.

________________ зайка спрятался под ________________ елью от

_________________ лисицы.

_____________________________________________________________

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: длинный густой

серый трусливый

беленький пушистый

шустрый зеленый

хитрый колючий

Рассказ составленный учащимися

Зимняя история

Пришла холодная зима. Трещат лютые морозы. Снег укрыл землю пушистым ковром.

Тяжело диким зверям зимой в лесу. Только зеленая елочка спасает их от гибели. Шустрая белочка лакомится на колючих ветках семенами из шишек. Трусливый зайка спрятался под густой елкой от хитрой лисицы.

Не рубите ели! Берегите их!

Выполненная детьми страница к будущей книги

Зимняя история

Пришла холодная зима. Трещат лютые морозы. Снег укрыл землю пушистым ковром.

Тяжело диким зверям зимой в лесу. Только зеленая елочка спасает их от гибели. Шустрая белочка лакомится на колючих ветках семенами из шишек. Трусливый зайка спрятался под й лисицы.

Не рубите ели! Берегите их!

Итоги урока

Учащиеся:

  • поняли возможности использования средств ИКТ в урочное и во внеурочное время;

  • получили представление о том, что в содружестве с родителями и учителями можно: создавать, рисовать, печатать тексты и иллюстрации, использовать полученные знания и умения в жизни;

  • повысили мотивацию к учебе;

  • получили возможность проявить себя с лучшей стороны.

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема урока. Куда текут реки (Изучение нового материала)

Цели урока:

1. организовать деятельность обучающихся для расширения и уточнения представления детей о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде через проведение практических работ и через возможности ИКТ;

2. создать условия для наблюдений, рассуждений, выводов и обмена мнениями посредством вопросов и заданий для формирования познавательных, регулятивных коммуникативных и универсальных учебных действий;

3. способствовать формированию личностных универсальных учебных действий.

Учитель. Ребята, предлагаю посмотреть видеофрагмент (Электронное приложение к учебнику для 1 класса»).

Работа с учебником.

Рассматривание фотографий с. 67.

Ученики сравнивают реку и море. Называют различия.

Учитель. Очень важно помнить правила безопасного поведения на водоёмах.

Ученики перечисляют правила. На доске предупреждающие и запрещающие знаки, плакаты

В 1-3 классах есть диски для уроков русского языка, математики, окружающего мира. Так например, в 1 классе для уроков обучения грамоты есть диски: с мультфильмами, с героями сказок, играми, картинками для составления рассказов. И всё это для каждого урока. При работе в прописях также используются метапредметные связи с рисованием, литературным чтением, например, встречаются ,знакомятся с героями сказок, раскрашивают их.

На уроках окружающего мира кроме использования ИКТ,часто бываем на природе, знакомимся с живой и неживой природой .

Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся.

Литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед кадров / Е.С. Полат и др. Под общей ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008

3. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011.

4. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 2.


5. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

Вставь нужные имена прилагательные, чтобы украсить текст. Если нужно изменяй форму слова. Проверь работу. УДАЧИ!

Только ________________ елочка спасает их от гибели. _______________

белочка лакомится на__________________ ветках семенами из шишек.

________________ зайка спрятался под ________________ елью от

_________________ лисицы.

_____________________________________________________________

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: длинный густой

серый трусливый

беленький пушистый

шустрый зеленый

хитрый колючий

Литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед кадров / Е.С. Полат и др. Под общей ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008

3. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011.

4. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 2.


5. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

multiurok.ru

Сценарий урока с метапредметным подходом в 4-м классе. Программа “Школа 2100”

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

предметные: формировать умения выяснять, как производится деление с остатком на 10,100, 1000.

метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку;

познавательные – ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений при решении задач логического содержания;

личностные: способствовать развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности; расширять исторические знания, воспитывать чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа, любви к Отечеству и своей малой Родине.

Оборудование: Презентация 1, ноутбук, мультимедийный проектор, карточки для моделирования, экран, учебник “Моя математика”, автор Демидова Т.Е.

Ход урока

I. Оргмомент.

Сегодня у нас необычный урок математики, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Присаживайтесь на свои места..

Психологический настрой.

Начать я хочу словами французского философа Жанна Жакка Руссо.

“Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению”.

Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.

А эпиграфом нашего урока станут слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

В начале предлагаю выполнить задание, которое поможет определить тему урока.

II. Мотивация и целеполагание. Устный счёт.

Ваша задача: выполнить данное задание, следуя алгоритму.

Работать будем по рядам.

1. Решение цепочки примеров.

2. Сложите окончательные результаты трёх цепочек примеров.

– Как это удобнее сделать? (Сложить смешанные числа, а потом прибавить круглое число). Какой ответ?

1943 – это дата, которая красными буквами вписана в историю города Ставрополя и которую принято считать днём освобождения от немецко-фашистских войск и помнить о ней – наш долг.

А сколько лет нас отделяет от тех героических времён? Давайте посчитаем.

2012 – 1943 = 69.

Молодцы, вы успешно справились с 1 заданием. Сегодня, в день освобождения нашего города мы вспомним памятную страницу в истории и совершим виртуальное путешествие по памятным местам города на 45 параллели, как называют наш город Ставрополь, а поможет нам в этом математика. Прочитайте тему урока.

III. Освоение нового содержания и его применение.

Отправляемся в путь и побываем у Вечного огня символа памяти всем тем, кто отдал свои жизни за наше счастье, мир и благополучие. Как же это было?

Ты погиб, как тысячи героев
Погибали часто в дни войны –
Честно воевал и пал, как воин,
Сын великой Родины-страны…

Командир 1179-го стрелкового полка Гервасиев, командовавший наступлением, так обратился к красноармейцам:

– Мы находимся на подступах к Ставрополю. О назначении этого города говорить не приходится. Это краевой центр, важный стратегический пункт на Северном Кавказе. На нашу долю выпала великая честь взять этот город. Неужели у нас не хватит сил, чтобы покрыть новой славой боевые знамена нашей части во имя освобождения Родины от немецко-фашистских захватчиков? Это значит, что надо напрячь все силы в борьбе.

     На подступах к городу полкам пришлось несколько раз скрестить оружие с противником. И город был взят. Нужно быть художником, чтобы суметь передать волнующие картины ликования и радости ставропольских жителей, когда части дивизии вступили в город. Слезы радости невольно выступали и у тех, кто встречал, и у тех, кого встречали. Бодрой поступью шли по улицам бойцы-пехотинцы, будто не было большой усталости и упорных боев. Почерневшие на ветру лица людей стали веселей, красивее.

“Слава вам, освободителям Ставрополя!” - радовались мирные жители.

Городу жестокий враг не страшен.
Город, пой под музыку гранат!
Слышишь? Это — наши! Наши! Наши!
Сквозь огонь и смерч к тебе спешат.

Наш город расположен на территории 277355 кв.км.

Давайте поработаем над этим числом.

Найдите, сколько в этом числе:

– десятков;

– сотен;

– тысяч;

– десятков тысяч.

Работа по учебнику.

1. Стр. 58, № 2. Прочитайте задание.

Выделяем десятки, сотни, тысячи, находим остаток.

2. Поработайте в парах по учебнику № 3, найдите частное и остаток по алгоритму.

Проверка. Промежуточная рефлексия

– Чему учились?

– Необходимость дальнейшей работы.

Молодцы, справились с этим заданием и вновь перелистаем страницы истории

В суровые годы войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

Биографию городов можно изучать по их достопримечательностям, памятным местам и, конечно же, названиям улиц. В Ставрополе 25 улиц, переулков названы в честь воинов Великой Отечественной войны. А что мы знаем об этих людях? Выполнив классный проект, нам предстоит узнать о герое ВОВ, в честь которого названа одна из улиц нашего города.

Физминутка.

1. Зрительная

2. Двигательная.

Выразим пожелания нашему дому.

Руки над головой – крыша идеального дома.
Руки на груди – тепло дома.
Руки на пояс – мир дому.
Руки вниз – покой дому.
Руки в сторону – добро дому.
Руки к сердцу – любовь дому.
Руки вверх – свет дому.

Решение задачи № 5, стр. 58.

Решение задачи и проверка.

IV. Выводы и обобщения.

Ключевое слово – помните.

День 21 января 1943 года навсегда вошел в историю города Ставрополя. Именно в этот холодный день 69 лет назад наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Будьте достойны памяти павших и бережно относитесь к живым. Я желаю вам благополучия.

V. Итог урока. Рефлексивно-оценочный этап.

VI. Контроль и оценка достижений.

VII. Творческое домашнее задание (создание ситуации выбора).

Подберите примеры по теме урока, а кто не сможет сам, воспользуйтесь материалом учебника. Дополните имена героев ВОВ, наших земляков, именами которых названы улицы города Ставрополя, может при выполнении задания пользоваться справочной литературой и другими ресурсами.

Нужен мир тебе и мне,
Чистый воздух на заре,
Птичий гомон, детский смех,
Солнце, дождик, белый снег.
Лишь война, лишь война,
На планете не нужна!

Спасибо, урок окончен.

Музыка.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация (мастер-класс) на тему “Метапредметные компетенции на уроках начальной школы”

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Презентация (мастер-класс) на тему “Метапредметные компетенции на уроках начальной школы”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Метапредметные компетенции, формируемые на уроках начальной школы Презентация учителя высшей категории МБОУ СОШ №18 Леньшиной Т.В.

2 слайд Описание слайда:

Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

3 слайд Описание слайда:

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; Голова, где только система знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». К.Д. Ушинский.

4 слайд Описание слайда:

Если нет жизненной необходимости в получении знаний – значит нет интереса и тогда… Если ветер, если ветер В голове ученика, Что ни утро, что ни вечер – Он летает в облаках. Вот была б такая скрепка Или специальный клей, Чтоб они держали крепко Улетающих детей!

5 слайд Описание слайда:

Метапредметность Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

6 слайд Описание слайда:

К метапредметным универсальным учебным действиям относятся: Регулятивные (организация учебной деятельности) Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)

7 слайд Описание слайда:

“Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не запомню, вовлеки меня – и я пойму”.

8 слайд Описание слайда:

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознаёт необходимость их пополнения.

9 слайд Описание слайда:

Вставить пропущенные согласные з//с в приставки. Бе..жалостный, ра..бить, ра..пилить, ра..сыпать, и..дать Обратите внимание на написание приставок без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-. Постарайся определить закономерность и сделай выводы. Сравните свой вывод с выводом в учебнике и алгоритм его применения. з з с с з

10 слайд Описание слайда:

3,6,12, 78, 8, 63, 9, 51 Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, а во 2столбик все двузначные числа и тоже умножьте их на 7. 12 * 7 10 2 10*7 + 2*7

11 слайд Описание слайда:

Цель задания: Проверить усвоение знаний об особенностях фонетической системы русского языка; умение группировки букв; умение определять нерешаемую задачу. Посмотри на группы букв. Допиши пропущенные буквы в тех случаях, когда это возможно.   Ы У Б В З Л О __ И __ П __ С __ Ё Я ю ф а

12 слайд Описание слайда:

Рубрика «Давай подумаем» Сережа написал «Людачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Люда; «Наташинька», потому что сочетания жи – ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

13 слайд Описание слайда:

На какие группы делятся звуки речи? Чем различаются эти звуки?

14 слайд Описание слайда:

Задание. Выберите слово, подходящее к данной модели Звонок, письмо, привет, стебель, свежий. п р и в е т

15 слайд Описание слайда:

ПАМЯТКИ 1. Памятка-алгоритм, в которой рекомендуется работа алгоритмического характера: все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.  2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.  3. Памятка-совет. В ней учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно. Выбрать действия, наиболее подходящие для него лично, – дело самого учащегося.  4. Памятка-показ, в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или иных действий с соответствующим их контролем. 

16 слайд Описание слайда:

Работай так. Прочитай предложение, пойми, о чем говорится в предложении, и запомни его. Повтори предложение, проверь, помнишь ли ты его. Прочитай все слова в предложении так, как они написаны. Произнеси слова в предложении так, как нужно их писать (орфографически). Пиши, диктуя себе орфографически. Проверь себя. Читай написанное и сверяй с печатным текстом.

17 слайд Описание слайда:

Как написать безударное личное окончание глагола? 1. Определить время, лицо и число глагола. 2. Поставить глагол в неопределенную форму и по гласной букве перед –ть определить спряжение. 3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе I спряжение II спряжение -у (- ю) -у (-ю) -ешь -ишь -ет -ит -ем -им -ете -ите -ут (-ют) -ат(-ят)

18 слайд Описание слайда:

Ь после шипящих на конце имен существительных Проверяемое слово – имя существительное? Да Нет Оканчивается ли оно на шипящий? (ж, ч, ш, щ) Да Нет Определи род: женский или мужской Женский: пишется ь Мужской: ь не пишется

19 слайд Описание слайда:

Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки Березка, осень, зелёный, шкаф, старушка, лесной, ученик, гладкий, робкий.

20 слайд Описание слайда:

1. Как части речи: Имя существительное Имя прилагательное берёзка зелёный осень лесной шкаф гладкий старушка робкий ученик

21 слайд Описание слайда:

2. По наличию орфограммы 1. Слова с парными согласными. 2. Слова с безударными гласными. берёзка осень шкаф зелёный старушка лесной гладкий ученик робкий старушка

22 слайд Описание слайда:

Задание. Разделите слова на 2 группы. Докажите свой выбор. Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.

23 слайд Описание слайда:

Мякиш, молодежь, плач, течь, приемыш, брошь, малыш, сушь, кирпич, роскошь. царевич, экипаж,

24 слайд Описание слайда:

Цель задания: проверить умение учащихся использовать знания о различных падежных окончаний существительных 2-го и 3-го склонения в предложном падеже при определении принадлежности географических названий к тому или иному склонению; умение осуществлять поиск необходимого способа действия, находить способ выполнения нестандартного задания; умение объединять объекты в группы по существенному признаку. Определи род приведённых ниже географических названий и запиши их в нужный столбик таблицы. Тебе поможет форма предложного падежа. Именительный падеж: Лебедянь, Мезень, Ивдель, Вымь, Коростень, Нижеголь Предложный падеж: о Лебедяни, о Мезени, об Ивделе, о Выми, о Коростене, о Нижеголи                

25 слайд Описание слайда:

м.р ж.р Ивдель Лебедянь Коростель Мезень Вымь Нижеголь, Т.к. у существительных в П.п. 2 скл. окончание –е, а 3 скл. –и.

26 слайд Описание слайда:

Цель задания: проверить умение учащихся находить ошибки, допущенные при проверке безударных падежных окончаний имён существительных; проверить состояние контроля как компонента учебной деятельности, проявляющего в умении обнаружить ошибки в чужих рассуждениях. Найди и отметь правильные рассуждения. о погоде, потому, что о столе к ветке, потому, что к стене о кровате, потому что о земле на карнавале, потому что на столе  

27 слайд Описание слайда:

Цель задания: проверить знание грамматических признаков имени существительного; умение рассматривать ряд слов с позиции одного грамматического признака; способность к обобщению и выделению существенных признаков; умение определять основание для группировки. В каждой группе найди и подчеркни «лишнее» с точки зрения грамматических признаков имени существительного. Объясни свой выбор. ёлка, ель, сосна, липа; грусть, костёр, журавль, успех; окно, пальто, кресло, зеркало; фасоль, тюлень, пароль, тополь.   ____ ________ _________ __________

28 слайд Описание слайда:

Задание. Знаешь ли ты значения выделенных слов? Если нет, обратись к толковому словарю. Картина, акварель, художник, живописец, масло, холст.

29 слайд Описание слайда:

“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”. По мнению Блонского П.П.  (русского философа и психолога) 

30 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание

31 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

     Цели презентации:               1.Разъяснить смысл метапредметного подхода к образованию учащихся;                2.Показать какие универсальные учебные действия относятся к метапредметным и их значение для успешного развития учащихся;                3.Рассмотреть задания, способствующие развитию универсальных учебных действий на уроках.       План : 1. ФГОС и внедрение метапредметности в процесс образования. 2.Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД. 3.Применение метапредметности на уроках в начальной школе.                Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

 

   

Общая информация

Номер материала: 352618

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Доклад на МО “МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ”

МКОУ Шиткинская СОШ

Тема семинара:

Метапредметный подход в обучении, как основное требование ФГОС второго поколения.

Тема выступления:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель начальных классов

МКОУ Шиткинская СОШ

Рукосуева Т.В.

п.Шиткино 2014 год

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Традиционная отечественная педагогика, добившаяся в XX веке определённых успехов, базировалась на двух основных принципах – это ориентация на знания, умения и навыки и энциклопедический подход. Первое давало возможность технологизировать образование, сделать его действительно массовым. Второе обеспечивало универсальность школьного образования, являющегося базой для профессионального образования различных уровней.

Информационная революция, связанная с внедрением компьютеров и различных информационных технологий в повседневную жизнь, проблемы XXI века (терроризм, техногенные аварии и катастрофы, неизлечимые заболевания), требующие комплексного подхода, обострение проблемы разобщённости научного знания, сделали такую систему недостаточно эффективной.

Возникают новые требования к выпускникам школы. Теперь “отличнику” недостаточно быть “ходячей энциклопедией”, необходимо быть целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.

Если приоритетом общества и системы образования становится способность вступающих в жизнь людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Это и становится одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных (метапредметных)» способностей, качеств, умений. Метапредметный подход – это новый образовательный подход. В его основе лежит особый тип интеграции учебного материала – мыследеятельностный тип интеграции, который предполагает, что дети, осуществляя образовательную работу на разном предметном материале, могут осваивать, универсальные способы мышления, коммуникации и действия.

Как показал опыт работы, реализация метапредметного подхода через программы метапредметов и других форм работы в старшей школе, требует определенной готовности детей к предлагаемой им работе.

Учащиеся должны обладать в определенной степени развитым теоретическим мышлением, пониманием, воображением, коммуникативными и языковыми способностями, владеть разными способами самоорганизации и организации коллективного действия.

Т.е. результатом метапредметного подхода в начальной школе является сформированность на определенном Стандартами уровне Универсальных Учебных Действий.

Безусловно, задачи по развитию мышления, коммуникативных и др. способностей ставились учителями всегда, но традиционный подход к организации урока редко позволяет использовать все возможности учебного материала для развития.

Рассмотрим два урока, один из которых рекомендует провести традиционное методическое пособие, а другой разработан в метапредметной технологии.

Окружающий мир. 4класс. Тема урока «Жизнь древних славян». Как обычно проходит урок? Так, как рекомендовано в специально разработанных методических рекомендациях по работе с учебным комплектом Плешакова А. А. по курсу окружающий мир.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, развивать устную речь, умение работать с картой.

Первое, что предлагается в методичке – это слово учителя, т. е. рассказ, монолог. Учитель излагает информацию, иллюстрирует ее (может быть даже с помощью медиасредств). Затем проходит работа с картой. На карте выделена территория расселения славян, ребята определяют, где жили славяне, какими племенами. Естественно, урок продолжается чтением текста учебника, поиском ответов на вопросы. Обязательна работа в тетради на печатной основе, где, правильно выполнить задания можно, если запомнил сведения, о которых шла речь раньше. Ну, и в конце, устный опрос, который часто превращается просто в пересказ информации, данной в тексте параграфа.

В чем заключалась работа ребенка – чтение, пересказ текста, поиск ответов на вопросы, которые напрямую содержатся в тексте, т. е. дети читали, писали, но главное – запоминали. Но запомнили ли? Неизвестно. Что сумел развить учитель? Это вопрос.

Учитель передал определенный набор сведений и определений по теме урока. А вот взяли ли ученики эту информацию? Если и да, то она скоро забудется.

Что же меняется, если урок по этой теме проводится с использованием метапредметной технологии.

Возвращаясь к уроку по восточным славянам, остановимся на ситуации учения – обучения.

Сегодня нам предстоит узнать о жизни восточных славян в древности.

– Известно ли вам что-то об этих людях, об их жизни?

Что бы вы хотели узнать о жизни восточных славян в древности? (Где жили, чем занимались, что ели, во что одевались, как выглядели – это обычные ответы детей.)

– А какими известными вам способами вы могли получить ответы на те вопросы, которые вы сейчас задали? (Учитель, книга, Интернет, семья, т. е. спросили, прочитали, посмотрели, послушали)

Посмотрите, какие материалы лежат у вас на партах? (карты)

Скажите, помогут ли помогут ли нам карты, получить ответы на наши вопросы? (Да, нет)

Давайте проверим наши предположения, используя карты.

Урок продолжается работой по изучению содержания картографического материала.

Затем начинается само исследование, когда дети вместе с учителем пытаются прочитать карту, изучив условные знаки (легенду) и значение цвета на различных картах (рельеф местности, растительность, территория расселение племен).

Происходит сопоставление карт.

Исследуя, анализируя карту, дети собирают информацию (место проживание, природа, климат). Это позволяет создавать версии описания жизни людей.

Т. е. из-за невозможности получения информации из привычных источников возникла задача, сформулированная в виде вопроса. Результат поиска решения этой задачи (может ли карта быть источником информации) и будет приобретение нового способа деятельности – «чтение» картографического материала.

С помощью текста учебника о славянах ребята проверяют верность своих предположений.

Как окончательное осмысление, понимание происходящего предлагается текст, предположительно о славянах. Соотнеся его с использованными картами, ученики доказывают, что в тексте речь ведется вовсе не о славянах. Вот теперь – понимание достигнуто. Оказалось, карту можно читать как интересную книгу.

Основное, что требует данная технология – это организация учебной деятельности учащихся, которая возникает, если учителю удастся сценировать ситуацию учения-обучения, т.е. подвести ребят к постановке учебной задачи, что является основным для запуска их деятельности.

Ситуация учения-обучения – это ситуация, когда возникает разрыв между тем, что имеешь в своем багаже и тем, что необходимо иметь для того, чтобы выполнить задачу, иными словами, в ситуации, которая предложена ученикам, они не могут действовать имеющимся способом, им нужно искать новый способ, и овладеть им.

На уроке, проведенном в метапредметной технологии, дети освоили новый способ действия и усвоили программный материал о жизни восточных славян в древности.

Нельзя сказать, что это абсолютно новый подход или он никогда не использовался учителями.

Рассмотрим другой пример.

Математика. 2класс. «Порядок действий. Скобки»

Детям предлагается найти значение выражения 7-2+3. Учащиеся называют ответ 8.

У: – Можно ли получить ответ 2?

Д: – Можно, если нарушить порядок действий и сначала найти значение суммы.

У: – Чтобы показать, что действия надо делать не в том порядке, в каком они записаны, в математике существуют скобки. И выражение должно быть записано так: 7-(2+3)

Далее дети читают параграф и выполняют тренировочные упражнения.

В данном фрагменте урока при традиционном подходе мы видим использование частично-поискового метода, когда детям предлагается найти, каким способом можно получить другое значение выражения.

Что можно изменить, что бы внести элементы метапредметного подхода?

Детям предлагается рассмотреть выражение 7-2+3=2

У: – Как можно найти значение выражения?

Д: – Выполнить действия по порядку. – Проверить с использованием счетного материала.

У: – Можем ли мы известными нам способами получить такой ответ?

Учитель показывает ученикам, что имеющихся знаний не хватает, т.е. создает ситуацию учения-обучения.

У: – Проведем исследование. Попробуем изменить алгоритм и выполнить вычисления в другом порядке.

Д: – Получаем ответ 2.

У: – Как показать, что надо изменить порядок действий? (Уч-ся предлагают свои варианты.)

Выдвижение гипотезы.

Учащимся предъявляются выражения со скобками:

10-(3+6)=1

30+4+1=35

11-(4+5)=2

10-3+6=13

11-4+5=12

19-8-7=4

19-(8-7)=18

16-9-2=5

– Рассмотрите выражения и выберите (подчеркните, прочитайте, назовите номера…) те, которые будут верными, если нарушить порядок действий. – Что необычного увидели?

Д: – Скобки.

Учащиеся под руководством учителя формулируют вывод о роли скобок в числовых выражениях и правило выполнения действий в выражениях со скобками.

В данном случае результатом освоения становиться и алгоритм выполнения действий и методы исследования и наблюдения, приемы сравнения и анализа математических выражений с новыми для учащихся знаками.

Учитель должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Естественно, что данные примеры уроков относятся к разным этапам развития метапредметных универсальных учебных действий. Учащиеся проходят путь от выполнения учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действия до применения способа действия в контексте учебной задачи(цели) в течение всего периода обучения в начальной школе.

Впервые объектом оценки становятся сложный комплекс показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка.

Д
ля изучения процесса развития нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во-первых, он должен быть межпредметным, во-вторых, позволять отделять знание или не знание фактической информации от владения или не владения, так сказать, «способом обращения» с этим знанием (УУД), в третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.

Началом системной диагностической работы учителя является программа «Школьный старт», далее осуществляется ежегодное отслеживание процесса формирования УУД на основе единой «линейки» показателей. Комплект для 1 класса включает тетрадь для учащихся с диагностическими заданиями «Учимся учиться и действовать» и методическое пособие для учителя.

Данные пособия формулируют задачи мониторинга, периодичность проведения, рекомендации по обработке, показатели и модули для мониторинга каждого из показателей.

В заключение хочется сказать, что на сегодняшний день создаются условия и возможности для реализации метапредметного подхода, значение которого в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления, культуру формирования целостного мировоззрения и осваивать универсальные принципы и стратегии познания. Именно учитель начальных классов способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ.

  1. Акопова Э.С., Лопатина В.И. «Материнская школа»: Проблемы дошкольного воспитания в столице/ Россия 2010. Столичное образование, №4, – М., 1994

  2. Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий http://www.zankov.ru/

  3. Васина И. В. Метапредметный подход в образовании Мастер – класс учителя физики высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №1» г. Изобильного 2011 г.
    http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Metapredmetnyj-urok/Metapredmetnyj-urok.html

  4. Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005.

  5. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000.

  6. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007

  7. Моргунова Г. Н., Выступление «Метапредметный подход »Алтайский край, с. Волчиха, МКОУ «Волчихинская Средняя школа №1» http://u4eba.net/

  8. http://www.proshkolu.ru/

infourok.ru

Оставить комментарий