Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
Всем нам уже не один раз встречалось выражение «IQ» (ай кью). Особенно часто можно услышать этот термин, когда речь идёт об умственном и интеллектуальном развитии человека. Собственно, «IQ» и означает коэффициент интеллекта. И сегодня мы подробно поговорим о том, что это такое, и с чем, так сказать, его «едят».
Термин «коэффициент интеллекта» происходит от английского словосочетания «intelligence quotient» и представляет собой количественную оценку уровня интеллекта какого-либо человека, т.е. уровень его интеллекта по сравнению с уровнем интеллекта среднестатистического человека того же возраста. Для определения коэффициента интеллекта применяются специализированные тесты. Но о тестах мы поговорим чуть позже, а пока давайте немного углубимся в историю.
Краткая историческая справка
Термин «коэффициент интеллекта» впервые был введён в 1912 году немецким психологом и философом Вильгельмом Штерном. Именно он выдвинул предложение применять в качестве основного показателя интеллектуального развития результаты деления умственного возраста человека на хронологический возраст. Спустя четыре года – в 1916 году коэффициент интеллекта в первый раз использовали в шкале интеллекта Стэнфорда-Бене.
С течением времени интерес людей к тестам на коэффициент интеллекта становился всё сильнее, что послужило причиной к появлению огромного количества всевозможных шкал, среди которых зачастую встречаются ни чем не подкреплённые. Исходя из этого, сегодня сравнивать результаты разных тестов довольно проблематично. Но, несмотря на то, что сам показатель IQ начал утрачивать свою ценность, огромное количество людей по всему миру продолжает проходить всевозможные тесты на определение уровня своего интеллектуального развития.
Тесты на коэффициент интеллекта
Тесты на коэффициент интеллекта разработаны таким образом, что их результаты описываются посредством распределения вероятностей, где средний показатель IQ равен 100, а разброс значений выстраивается так, что IQ 50% всех людей находится между 90 и 110, а оставшиеся 50% распределяются поровну ниже 90 и выше 110. Если показатель коэффициента интеллекта ниже 70 – это является свидетельством умственной отсталости.
Все тесты на IQ содержат в себе множество всевозможных заданий с возрастающей сложностью. В тестах встречаются задачи на пространственное и логическое мышление и некоторые другие. Результаты теста определяют коэффициент интеллекта, причём есть одна особенность: чем больше тестов проходит человек, тем лучше становятся его результаты.
Кроме того, тесты могут быть рассчитаны на разные возрастные группы, показывая развитие интеллекта человека, которое соответствует его возрасту. Например, двенадцатилетний ребёнок и аспирант могут иметь одинаковый показатель IQ, т.к. развитие каждого будет соответствовать конкретной возрастной категории.
Следует также сказать, что большая часть тестов, которые сегодня можно встретить, к примеру, в Интернете, не дают достоверных результатов, т.к. разработаны не профессионалами. Для проверки своего коэффициента интеллекта следует использовать только профессиональные тесты, такие как тест Кеттлера, тест Амтхауэра, тест Равена, тест Векслера и тест Айзенка. Какого-либо одного стандартного теста на IQ на сегодняшний день не существует.
Теперь стоит поговорить о том, какие факторы оказывают воздействие на коэффициент интеллекта людей, ведь у каждого человека этот показатель индивидуален.
Что воздействует на коэффициент интеллекта?
На самом деле, на коэффициент интеллекта человека оказывают воздействие несколько факторов – это наследственность и окружающая среда. Кроме того, разные показатели этого коэффициента могут различаться и у людей разных социальных групп. Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Фактор первый – наследственность
Различные исследования в данной области показали, что разница в коэффициенте интеллекта находится в непосредственной зависимости от генетического фактора. Причём, на развитие интеллекта влияет не какой-то один ген или группа генов, а генетический фонд, в общем и целом, который составляет приблизительно 17 тысяч генов.
В настоящее время данный вопрос изучен ещё недостаточно, однако учёные по всему миру проводят всевозможные исследования, чтобы понять, каковы генетические различия между людьми с разным уровнем интеллекта. Если генетически обусловленные причины, влияющие на интеллект, будут найдены, появится возможность создания средств, рассчитанных на повышение коэффициенты интеллекта.
Фактор второй – окружающая среда
Огромнейшее влияние на развитие интеллекта человека, в частности ребёнка, оказывает окружающая среда, а если быть точнее, семья. Учёные сумели выявить зависимость развития интеллекта от таких факторов, как способы воспитания, микроклимат в семье, финансовое положение, уровень жизни и даже размер дома, в котором семья живёт. Однако по мере взросления ребёнка эта зависимость пропадает, а ко времени совершеннолетия может исчезнуть совсем. Важно также и то, что по причине генетических особенностей, разные дети, даже в одной семье, могут реагировать на одни и те же факторы по-разному.
Обобщая эти два пункта, можно отметить, что коэффициент интеллекта взрослых людей в большей степени обусловлен генетическими факторами, а не окружающей средой, как это наблюдается у детей.
Групповые различия в коэффициенте интеллекта
Под групповыми различиями в коэффициенте интеллекта подразумевается пол человека, раса и страна, в которой он проживает.
Пол
Подавляющее число учёных придерживаются того мнения, что коэффициент интеллекта у мужчин и женщин примерно одинаков. Но, наряду с этим, среди мужчин отмечается большее количество людей либо с очень высоким, либо с очень низким показателем IQ. Также у мужчин и у женщин в разной степени выражены различные стороны интеллекта. Например, начиная с пятилетнего возраста, у девочек начинают активно развиваться вербальные способности, в то время как мальчики превосходят девочек в манипулировании и пространственном мышлении.
Страна проживания
Помимо прочих различий, исследователи смогли найти различия в коэффициенте интеллекта и между людьми, проживающими в разных странах. Причём, некоторые исследования показали, что средний IQ какой-либо страны зависит от показателей её валового внутреннего продукта, рождаемости, преступности, демократичности и религиозности. Негативно сказываются на коэффициенте интеллекта и определённые факторы окружающей среды, болезни и плохое питание.
Резюме
Подытоживая статью, хочется добавить, что, невзирая даже на то, что коэффициент интеллекта во многом обусловлен факторами, которые не зависят от человека (генетикой, окружающей средой, полом, расой и т.д.), интеллектуальные способности практически каждого человека поддаются тренировке, другими словами, их можно развивать.
В настоящее время разработано множество всевозможных развивающих программ, которые способны повысить интеллект человека, например, интеллектуальные игры, головоломки, тесты, различные тренинги. Кроме того, существует масса способов, при помощи которых можно повысить свой IQ, не прибегая к особым программам. Сюда можно отнести банальное чтение книг, разгадывание кроссвордов и сканвордов, просмотр познавательных телепередач и даже общение с умными и развитыми людьми и правильное питание.
Каждый человек в силах повысить уровень своего интеллекта. Главное – постоянно учиться и не стоять на месте. А для дополнительной мотивации нужно всегда вспоминать о том, что люди с высоким коэффициентом интеллекта в гораздо меньшей степени подвержены различным заболеваниям и дольше живут.
4brain.ru
Что такое “ум”, “интеллект”и что измеряют тесты IQ?. Журнал `Компьютерра` N737
Что такое “ум”, “интеллект”и что измеряют тесты IQ?
Автор: Дина Рамендик
Работники агентств по подбору персонала нередко встречаются с запросом типа: “Подберите мне не просто квалифицированного специалиста, а умного и хорошего человека”. С квалификацией все понятно, а как быть с умом? (Определить “хорошего человека” еще сложнее, чем умного, но об этом мы говорить не будем, ограничимся умом.) В таких случаях используют старое проверенное средство — измерение коэффициента интеллекта, IQ. Для этого кандидату предлагают решить некоторое количество задач за строго определенное, относительно небольшое время. Например, в тесте Айзенка сорок задач нужно решить за тридцать минут; краткий отборочный тест (КОТ) состоит из пятидесяти задач, а отводится на его решение всего пятнадцать минут, имеются и варианты на полтора часа.
Человек, проводящий тестирование, имеет не только список правильных ответов, но и нормы, то есть таблицы, в которых показано, сколько задач нужно решить человеку определенного возраста, чтобы получить ту или иную оценку. Нормальной считается оценка 100 (или близкая к ней).
Она означает, что данный человек решил ровно столько же задач (100%), что и большинство людей его возраста (не менее 75%)
Обычно на высококвалифицированную работу или в “элитные” школы предпочитают брать людей с IQ›115, людям с IQ‹95 предлагают низкоквалифицированную работу. Молодые люди, набирающие IQ›150, считаются в некоторых странах чуть ли не национальным достоянием, для них создаются специальные школы (несколько лет назад такая школа появилась и у нас в России), регулярно собираются международные научные конференции по исследованию и решению психологических проблем таких людей. Во многих странах есть специальные клубы, в которых собираются взрослые люди с IQ›145. Однако большинство членов подобных клубов в жизни вполне заурядны, хотя и любят вести умные разговоры. Лишь единицы делают успешную научную или деловую карьеру.
Так что же такое IQ, действительно ли он так важен, или это просто “надувание щек”, инструмент, с помощью которого психологи морочат головы заказчикам и зарабатывают себе на пропитание?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется сначала рассмотреть два других:
1. Что такое интеллект — то же самое, что ум, или что-то другое?
2. Для чего нужен IQ — что мы хотим измерить с его помощью, что собираемся прогнозировать на основе результата?
Интеллект можно определить так:
• “разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образования понятий, суждения, заключения и т. д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания”;
• или так: “совокупность механизмов, позволяющих человеку решать различные жизненные (повседневные, учебные, профессиональные) задачи”;
• а можно еще так: “проявление разумности, состоит в способности тормозить импульсивные побуждения, приостанавливать их реализацию до полного осмысления ситуации и нахождения наилучшего способа поведения”.
Методика Амтхауэра
По методике Амтхауэра созданы очень популярные тесты на интеллект. Вот несколько заданий:
В следующей группе вам даны шесть слов. Из них вы должны выбрать два, которые объединяются одним более общим понятием, например:Нож, масло, газета, хлеб, сигара, браслет.
“Хлеб” и “масло” — это правильное решение, так как они объединяются общим названием продукты питания. Может быть, можно найти и другой вариант, но тот, кто остановится именно на этом, скорее всего, будет легко понимать стандартные учебники и инструкции.
Вот еще пара заданий — уже без ответов. Попробуйте сами.
1. Вам предлагается три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, расположенных ниже, существует аналогичная связь.
Это слово вам следует найти.
“Доверие” и “эксперт” связаны так же, как “неуверенность” и … опыт, ошибка, новичок, любитель, рутинер.
2. Ниже под номерами 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 приведены фигуры, разбитые на части. Вам следует мысленно соединить эти части и определить, какая из фигур — под номерами 1, 2, 3, 4 или 5 — получится.
Приведенные определения взяты из разных словарей, и их список можно было бы продолжить. В любом случае интеллект ассоциируется с решением тех или иных задач. Естественно, возникает стремление измерить эту способность человека и на основе решения человеком стандартных задач прогнозировать, как он будет решать другие задачи впоследствии. Хотя этот вопрос давно интересовал ученых, серьезный толчок развитию исследований дала практическая необходимость, возникшая лишь на рубеже XIX-XX веков.
Во Франции ввели всеобщее обязательное начальное образование — и сразу выяснилось, что способности детей к обучению разные. Учителям, чья квалификация далеко не всегда была высокой, потребовалась простая и быстро работающая методика, которая позволила бы разделить учеников на “сильных”, “слабых” и совсем “не обучаемых”. Французский психолог Альфред Бине (Alfred Binet) и его последователи создали ряд задач, для решения которых, по их мнению, детям нужно было проявить те же психологические качества, что и для школьного обучения: способность к суждению, память, воображение, способность комбинировать и составлять из слов предложения, выполнять простейшие количественные операции с предметами и т. п. Эти задачи решались множеством детей разного возраста, и статистически было выявлено, какие именно задачи доступны детям того или иного возраста.
Было введено понятие “умственного возраста” — возраста, которому соответствовали задачи, решенные ребенком. Само понятие “коэффициент интеллекта” (Intelligence Quotient — IQ) было введено Уильямом Штерном (William [Wilhelm] Stern) в 1912 году как отношение “умственного возраста” к хронологическому возрасту ребенка, выраженное в процентах. Если умственный и хронологический возрасты совпадают, считают, что IQ = 100. Иначе говоря, равенство IQ = 100 означало, что количество задач, решенных ребенком, точно соответствует статистической норме для его возраста.
С аналогичной проблемой, но уже для взрослых столкнулись в США в начале Первой мировой войны. Нужен был быстрый и простой способ из множества армейских новобранцев (недавних иммигрантов, которые не знали английского языка) отсеять умственно отсталых. Для этого были созданы задания, требующие выполнения простых логических и арифметических операций, но выраженные не в словесной, а в наглядной форме. Чтобы ответить, не нужно было ничего писать — достаточно было отметить правильный ответ из нескольких вариантов. Тест мог провести любой капрал — были бы бланки и “ключ” с правильными ответами. Существовали и нормы, тоже статистические, — сколько именно задач должен решить новобранец, чтобы считаться нормальным. Если решал меньше — его считали умственно отсталым.
Современные системы для измерения IQ гораздо сложнее и разнообразнее тестов Бине, но основная задача у них прежняя прогнозировать способность человека (главным образом, молодого) к обучению. Успешно ли она выполняется? Не совсем. Обширная статистика, собранная за многие годы применения IQ, показывает, что соотношение IQ и школьной успеваемости выглядит примерно так (см. график ниже).
Таким образом, люди с низким IQ имеют низкую успеваемость, а вот те, у кого IQ средний или даже высокий, могут учиться как угодно. Приблизительно такие же отношения между IQ и творческими способностями (хотя единого мнения по этому поводу нет). Обладатели очень низкого IQ редко бывают людьми творческими и еще реже достигают успехов на поприще, где творческая жилка очень важна (хотя есть и заметные исключения — например, Томас Эдисон [Thomas Edison] в детстве имел IQ умственно отсталого). Люди со средним или высоким IQ могут быть или не быть творчески одарены. Однако если они проявляют творческие способности, то при высоком IQ скорее добиваются успехов. И все-таки, почему измерение IQ, хоть и не так популярно, как раньше, но довольно широко распространено?
Напомним, какие психологические особенности нужны, чтобы успешно справляться с задачами тестов IQ: способность сосредоточить внимание, выделить главное и отвлечься от второстепенного; память, словарный запас и практическое владение родным языком; воображение и способность мысленно манипулировать объектами в пространстве; владение логическими операциями с числами и словесно выраженными понятиями, усидчивость, наконец. Если сравнить этот список с определениями интеллекта, которые были даны выше, можно заметить, что они не совсем совпадают. Таким образом, то, что измеряют тесты интеллекта, — не совсем интеллект! Придуман даже специальный термин “психометрический интеллект” — то, что измеряют тесты интеллекта.
Но тесты измеряют именно те качества, которые делают ученика удобным для учителей. Полагаю, каждый может вспомнить, что далеко не всегда ученики, получавшие отличные отметки, были действительно самыми умными. И наоборот, те, кого окружающие считали самыми умными, часто не были лучшими учениками, учились очень неровно. Да и работодатели зачастую предпочитают не самых умных (вопреки своим же декларациям), а самых старательных, внимательных, усидчивых и точных. Этого достаточно, чтобы сохранить устойчивый интерес к практическому применению IQ.
(Можно провести аналогию с термометром, на шкале которого были бы не просто цифры, а еще и пояснения: “Нормально для господина Х”, “Слишком жарко для господина Х” и т. п. Затем слова “…для господина Х” стерлись. Осталось только “нормально, жарко, холодно”… Такой термометр будет вызывать недоумение и возмущение у всех, кроме тех, кто знает, в чем дело, и кому надо постоянно иметь дело с господином Х. Им такой термометр очень удобен.)
Матрицы Равенна
Матрицы Равенна — тоже тест на интеллект, но чисто зрительный, без единого слова и без каких-либо предметных ассоциаций. Это позволяет использовать его для людей разных культур. Основная часть теста состоит из шестидесяти картинок (матриц). В каждой из них нужно определить, каким из фрагментов нижней части можно завершить верхнюю часть.

Для этого нужно установить закономерность, связывающую элементы матрицы, причем во всех направлениях: и по строкам, и по столбцам. В отличие от других тестов решать матрицы нужно в заданном порядке. Это создает дополнительную проблему — зачастую бывает трудно сообразить, что принцип связи элементов изменился. В частности, задача Е12 сама по себе очень проста, но она единственная в своем роде, и опыт решения предыдущих 59 матриц мешает отойти от сложившегося стереотипа.
Рассмотрим внимательнее структуру современных тестов IQ.
Как уже было сказано, каждый тест состоит из довольно большого количества разнообразных задач, и для получения оценки 100-120 не нужно решать их все, обычно достаточно примерно половины.
При обычном измерении “общего” интеллекта не имеет значения, какие именно задачи и в каком порядке решены. Поэтому тестируемому человеку важно сразу, при первом прочтении, определить, какую задачу решать, а какую пропустить. К пропущенным задачам можно будет вернуться, если останется время. Тот, кто сумеет выбрать “свои” задачи, получает большое преимущество перед тем, кто попытается скрупулезно решать задачи подряд.
Именно к таким тестам относится тест IQ Ганса Айзенка (Hans Eysenck), задачи которого анализирует в своей статье Виктор Васильев. Отметим, что это довольно старый тест, и любят его в основном издатели популярных книг (вероятно, потому, что нет проблем с авторскими правами; профессионалы предпочитают другие тесты). Васильев нашел грубые, хоть и не очевидные ошибки в ряде задач и недоумевает, почему об этом никто не написал раньше. Но возможно, что эти задачи никто никогда и не решал до конца (кроме автора тестов, но об этом ниже). Ведь и Виктор Васильев отмечает, что можно получить 106 баллов и без этих задач.
Не исключено, впрочем, что дело обстоит несколько сложнее: автор теста значительно менее искушен в логике, чем Виктор Васильев, однако и подавляющее большинство тестируемых, а также заказчиков — тоже не математики. Васильев с явной иронией пишет: “Засчитывается в этой оценке не правильное решение, а совпадающее с авторским… Угадать это при помощи обычного здравого смысла невозможно, вероятно, именно при таком угадывании должны проявляться особые качества психологической проницательности, отличающие “административных и руководящих работников”” (которые должны иметь высокие значения IQ). Он абсолютно прав — тест измеряет не “обычный здравый смысл”, а психометрический интеллект.
Особенно хорошо видна разница между измерением психометрического интеллекта и исследованием мышления на примере задач “Исключение лишнего”, в которых из четырех-пяти слов нужно указать одно, по какому-либо признаку отличающееся от трех-четырех остальных. В тесте предполагается только один правильный ответ без всяких пояснений. При исследовании мышления испытуемого человека всегда просят пояснить свой выбор, и именно это объяснение интересует психолога, поскольку раскрывает способ мышления. Например, даны: “Пила, молоток, клещи, бревно”. В тесте правильный ответ — “бревно”. Так ответит человек, который использует общее понятие “инструменты”. Это стандартный подход, принятый в школьном образовании. Человек, опирающийся на сильное зрительное воображение, может выбрать “пилу”, поскольку только она плоская. Можно найти аргументы и для других критериев выбора. Но человек, который даст “правильный” ответ, проявит более высокий психометрический интеллект.
Вероятно, ему будет легче вписаться в систему образования и общаться с людьми, большинство которых мыслят так же, как он.
Васильев пишет: “Особенно неприятны задачи на продолжение ряда цифр или букв… а также на выделение одного слова, по какому-то признаку выпадающего из перечисленного ряда… Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадает с авторским”. Противоречие между психометрическим интеллектом и умом — явное.
Но что же все-таки значит “быть умным”? В конце статьи академик Васильев дает совет: “Если вы действительно хотите развивать… способность правильно решать задачи и отличать верное рассуждение от неверного, то учите математику и физику, внутренняя логика и проверяемость которых сами покажут вам верный путь и не дадут сильно заблудиться”. Боюсь, что все не так просто и “верный путь” далеко не один. Неужели среди тех, кто не знает физику и математику, нет ни одного умного человека?
Кого можно считать более умным: серьезного математика, который с трудом общается с кем-либо, кроме коллег, или ловкого менеджера, способного организовать кого угодно и что угодно? Как оценить ум блестящего преподавателя, чьи собственные научные достижения не слишком велики? А как быть с ремесленником, образование которого ограничено ПТУ, но “золотые руки” умеют делать замечательные вещи? Чтобы как-то разобраться со всем этим, психологи выделили несколько видов интеллекта: теоретический, практический, социальный и другие. Ни один из них не совпадает с психометрическим. Методы их исследования и измерения существуют, но они отличаются от IQ и широкой популярностью у публики не пользуются.
Однако, кроме научного подхода, существует и обыденное понятие “умный человек”. Именно его несовпадение с психометрическим интеллектом вызывает недоумение и возмущение многих людей, в том числе и Виктора Васильева. Но и взгляд с позиции здравого смысла не так прост и однозначен. Прежде всего, он зависит от культуры, в которой воспитан человек. Уже лет двадцать назад было проведено большое международное исследование, в котором с помощью специально организованного опроса выясняли, какие качества считаются присущими умным людям в разных странах. Выяснилось, что при всех различиях обыденные представления об интеллекте включают две части: “технологическую” и “социальную”, причем соотношение этих частей зависит от особенностей национальной культуры и пола.
В Африке, у представителей традиционных культур, интеллект понятие чисто социальное. Умный — это тот, кто хорошо заботится о семье, не конфликтует с соседями и т. п. Понятно, что подвергать таких людей тестированию на IQ практически бессмысленно.
Матрицы Равенна
В западно-европейской и северо-американской культурах при оценке ума человека большую роль играет “технологический” компонент интеллекта: внимательность, наблюдательность, быстрота обучения, школьная успеваемость и другие познавательные способности, которые позволяют оценивать действительность, держать под контролем окружающую обстановку, принимать правильное решение в сложной ситуации. Однако имеется и социальный компонент, хоть он и менее важен: честность, ответственность, умение общаться, искренность и пр.
В Северной Европе, особенно у мужчин, представление об уме практически сводилось к образованности и умению решать проблемы, то есть было очень близко к психометрическому интеллекту. Не удивительно, что в этих странах результаты тестирования IQ обычно высоки.
У японцев в обыденном понимании интеллекта преобладает социальный компонент, особенно социальная компетентность; в понятие “умный человек” прежде всего входят такие характеристики: “хороший оратор”, “рассказывает с юмором”, “хорошо пишет”, “часто пишет письма домой”, “много читает”. Кроме того, были выделены факторы эффективности и оригинальности деятельности: “работает умело”, “не тратит времени”, “быстро рассуждает”, “заранее планирует”; “оригинальный”, “точный”. Тесты IQ, подобные тесту Айзенка, для таких людей подходят мало, но имеются другие тесты интеллекта, по которым результаты японцев и европейцев близки.
В России результаты опроса позволили выделить пять факторов интеллектуальности:
1. Социально-этический (скромный, порядочный, доброжелательный, добрый, честный, помогает другим). Этот фактор характерен только для России, только здесь, чтобы считаться умным, нужно быть добрым, злой — значит глупый!
2. Культура мышления (эрудированный, хорошо образован, много читает, гибкий ум, творческий).
3. Самоорганизация (не зависим от эмоций, практичный, не повторяет собственных ошибок, хорошо действует в сложной ситуации, стремится к поставленной цели, логичный).
4. Социальная компетентность (умеет понравиться, хорошо говорит, активный, общительный, с чувством юмора, интересный собеседник).
5. Опытность (много умеет, мужественный, работоспособный, мудрый, критичный).
В России социальные факторы занимают относительно больше места, что сближает результаты с японскими, то есть российский стереотип интеллектуальной личности ближе к восточному, чем к западному. Однако в России понятие “ум” значительно шире стандартного понятия интеллекта и неразрывно связано с личностью как целым. (Напомню, что речь идет об усредненных результатах опроса более чем 1500 человек, мнение отдельного человека может быть совершенно другим.)
Во всех случаях, когда обращали внимание на половые различия интеллекта, выявлялось, что мужчинам приписывали относительно больше познавательных, технологических компонентов, а женщинам — социальных. Умная женщина более добрая, больше признает ценность других, более мудра и критична, чем умный мужчина. Умный мужчина успешнее, чем умная женщина, действует в сложной ситуации. (В России эти различия подчеркивали меньше, чем в других странах.)
Прототип умного человека в целом мужской. Женщины, чтобы быть умными, к нему подстраиваются. Поэтому совершенно естественно, что женщины в среднем хуже решают тесты IQ, созданные исходя из мужского, технологического представления об интеллекте. Это означает, что ум женщин (не психометрический интеллект!) не ниже, а сложнее, чем мужской. Но опросы показали, что для того, чтобы считаться очень умным, мужчине недостаточно только уметь решать проблемы и эффективно действовать, ему нужно еще обладать проницательностью и уметь общаться. То есть в обыденном сознании особо умный человек ассоциируется с мужчиной, которому присущи черты как мужского технологичного ума, так и женского социального ума.
Итак, попытка разобраться в том, что такое “ум”, “интеллект” и что измеряют тесты IQ, оказалась делом непростым и весьма далеким от математической логики. Нам пришлось обратиться к истории, педагогике, социальной психологии. И это далеко не все — ведь мы даже не затронули важнейшего вопроса о биологической природе интеллекта. Надеюсь, читателям стало понятно, что измерение интеллекта — задача неоднозначная. Оставим ее профессионалам для особых случаев. Для того чтобы составить представление об уме человека, надежнее пользоваться здравым смыслом, а не популярными брошюрами, в чем мы с профессором Васильевым вполне солидарны.
P.S. Ответы на матрицы Равенна: А12-6, С2-8, D12-5, Е9-6, Е12-2
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
it.wikireading.ru
IQ – Что такое “интеллект” и что измеряют тесты?
Работники агентств по подбору персонала нередко встречаются с запросом типа: “Подберите мне не просто квалифицированного специалиста, а умного и хорошего человека”. С квалификацией все понятно, а как быть с умом? В таких случаях используют старое проверенное средство – измерение коэффициента интеллекта, IQ…
Для этого кандидату предлагают решить некоторое количество задач за строго определенное, относительно небольшое время. Например, в тесте Айзенка сорок задач нужно решить за тридцать минут; краткий отборочный тест (КОТ) состоит из пятидесяти задач, а отводится на его решение всего пятнадцать минут, имеются и варианты на полтора часа.
Человек, проводящий тестирование, имеет не только список правильных ответов, но и нормы, то есть таблицы, в которых показано, сколько задач нужно решить человеку определенного возраста, чтобы получить ту или иную оценку. Нормальной считается оценка 100 (или близкая к ней).
Она означает, что данный человек решил ровно столько же задач (100%), что и большинство людей его возраста (не менее 75%)
Обычно на высококвалифицированную работу или в “элитные” школы предпочитают брать людей с IQ>115, людям с IQ<95 предлагают низкоквалифицированную работу. Молодые люди, набирающие IQ>150, считаются в некоторых странах чуть ли не национальным достоянием, для них создаются специальные школы (несколько лет назад такая школа появилась и у нас в России), регулярно собираются международные научные конференции по исследованию и решению психологических проблем таких людей.
Во многих странах есть специальные клубы, в которых собираются взрослые люди с IQ>145. Однако большинство членов подобных клубов в жизни вполне заурядны, хотя и любят вести умные разговоры. Лишь единицы делают успешную научную или деловую карьеру.
Так что же такое IQ, действительно ли он так важен, или это просто “надувание щек”, инструмент, с помощью которого психологи морочат головы заказчикам и зарабатывают себе на пропитание?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется сначала рассмотреть два других:
1. Что такое интеллект – то же самое, что ум, или что-то другое?
2. Для чего нужен IQ – что мы хотим измерить с его помощью, что собираемся прогнозировать на основе результата?
Методика Амтхауэра
По методике Амтхауэра созданы очень популярные тесты на интеллект. Вот несколько заданий:
В следующей группе вам даны шесть слов. Из них вы должны выбрать два, которые объединяются одним более общим понятием, например:Нож, масло, газета, хлеб, сигара, браслет.
“Хлеб” и “масло” – это правильное решение, так как они объединяются общим названием продукты питания. Может быть, можно найти и другой вариант, но тот, кто остановится именно на этом, скорее всего, будет легко понимать стандартные учебники и инструкции.
Вот еще пара заданий – уже без ответов. Попробуйте сами.
1. Вам предлагается три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, расположенных ниже, существует аналогичная связь.
Это слово вам следует найти.
“Доверие” и “эксперт” связаны так же, как “неуверенность” и … опыт, ошибка, новичок, любитель, рутинер.
2. Ниже под номерами 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 приведены фигуры, разбитые на части. Вам следует мысленно соединить эти части и определить, какая из фигур – под номерами 1, 2, 3, 4 или 5 – получится.
Приведенные определения взяты из разных словарей, и их список можно было бы продолжить. В любом случае интеллект ассоциируется с решением тех или иных задач. Естественно, возникает стремление измерить эту способность человека и на основе решения человеком стандартных задач прогнозировать, как он будет решать другие задачи впоследствии. Хотя этот вопрос давно интересовал ученых, серьезный толчок развитию исследований дала практическая необходимость, возникшая лишь на рубеже XIX-XX веков.
Во Франции ввели всеобщее обязательное начальное образование – и сразу выяснилось, что способности детей к обучению разные. Учителям, чья квалификация далеко не всегда была высокой, потребовалась простая и быстро работающая методика, которая позволила бы разделить учеников на “сильных”, “слабых” и совсем “не обучаемых”.
Французский психолог Альфред Бине (Alfred Binet) и его последователи создали ряд задач, для решения которых, по их мнению, детям нужно было проявить те же психологические качества, что и для школьного обучения: способность к суждению, память, воображение, способность комбинировать и составлять из слов предложения, выполнять простейшие количественные операции с предметами и т. п. Эти задачи решались множеством детей разного возраста, и статистически было выявлено, какие именно задачи доступны детям того или иного возраста.
Было введено понятие “умственного возраста” – возраста, которому соответствовали задачи, решенные ребенком. Само понятие “коэффициент интеллекта” (Intelligence Quotient – IQ) было введено Уильямом Штерном (William [Wilhelm] Stern) в 1912 году как отношение “умственного возраста” к хронологическому возрасту ребенка, выраженное в процентах. Если умственный и хронологический возрасты совпадают, считают, что IQ = 100. Иначе говоря, равенство IQ = 100 означало, что количество задач, решенных ребенком, точно соответствует статистической норме для его возраста.
С аналогичной проблемой, но уже для взрослых столкнулись в США в начале Первой мировой войны. Нужен был быстрый и простой способ из множества армейских новобранцев (недавних иммигрантов, которые не знали английского языка) отсеять умственно отсталых. Для этого были созданы задания, требующие выполнения простых логических и арифметических операций, но выраженные не в словесной, а в наглядной форме.
Чтобы ответить, не нужно было ничего писать – достаточно было отметить правильный ответ из нескольких вариантов. Тест мог провести любой капрал – были бы бланки и “ключ” с правильными ответами. Существовали и нормы, тоже статистические, – сколько именно задач должен решить новобранец, чтобы считаться нормальным. Если решал меньше – его считали умственно отсталым.
Современные системы для измерения IQ гораздо сложнее и разнообразнее тестов Бине, но основная задача у них прежняя прогнозировать способность человека (главным образом, молодого) к обучению. Успешно ли она выполняется? Не совсем. Обширная статистика, собранная за многие годы применения IQ, показывает, что соотношение IQ и школьной успеваемости выглядит примерно так (см. график ниже).
Таким образом, люди с низким IQ имеют низкую успеваемость, а вот те, у кого IQ средний или даже высокий, могут учиться как угодно. Приблизительно такие же отношения между IQ и творческими способностями (хотя единого мнения по этому поводу нет). Обладатели очень низкого IQ редко бывают людьми творческими и еще реже достигают успехов на поприще, где творческая жилка очень важна (хотя есть и заметные исключения – например, Томас Эдисон [Thomas Edison] в детстве имел IQ умственно отсталого).
Люди со средним или высоким IQ могут быть или не быть творчески одарены. Однако если они проявляют творческие способности, то при высоком IQ скорее добиваются успехов. И все-таки, почему измерение IQ, хоть и не так популярно, как раньше, но довольно широко распространено?
Напомним, какие психологические особенности нужны, чтобы успешно справляться с задачами тестов IQ: способность сосредоточить внимание, выделить главное и отвлечься от второстепенного; память, словарный запас и практическое владение родным языком; воображение и способность мысленно манипулировать объектами в пространстве; владение логическими операциями с числами и словесно выраженными понятиями, усидчивость, наконец.
Если сравнить этот список с определениями интеллекта, которые были даны выше, можно заметить, что они не совсем совпадают. Таким образом, то, что измеряют тесты интеллекта, – не совсем интеллект! Придуман даже специальный термин “психометрический интеллект” – то, что измеряют тесты интеллекта.
Но тесты измеряют именно те качества, которые делают ученика удобным для учителей. Полагаю, каждый может вспомнить, что далеко не всегда ученики, получавшие отличные отметки, были действительно самыми умными. И наоборот, те, кого окружающие считали самыми умными, часто не были лучшими учениками, учились очень неровно. Да и работодатели зачастую предпочитают не самых умных (вопреки своим же декларациям), а самых старательных, внимательных, усидчивых и точных. Этого достаточно, чтобы сохранить устойчивый интерес к практическому применению IQ.
(Можно провести аналогию с термометром, на шкале которого были бы не просто цифры, а еще и пояснения: “Нормально для господина Х”, “Слишком жарко для господина Х” и т. п. Затем слова “…для господина Х” стерлись. Осталось только “нормально, жарко, холодно”… Такой термометр будет вызывать недоумение и возмущение у всех, кроме тех, кто знает, в чем дело, и кому надо постоянно иметь дело с господином Х. Им такой термометр очень удобен.)
Матрицы Равенна
Матрицы Равенна – тоже тест на интеллект, но чисто зрительный, без единого слова и без каких-либо предметных ассоциаций. Это позволяет использовать его для людей разных культур. Основная часть теста состоит из шестидесяти картинок (матриц). В каждой из них нужно определить, каким из фрагментов нижней части можно завершить верхнюю часть.
Для этого нужно установить закономерность, связывающую элементы матрицы, причем во всех направлениях: и по строкам, и по столбцам. В отличие от других тестов решать матрицы нужно в заданном порядке. Это создает дополнительную проблему – зачастую бывает трудно сообразить, что принцип связи элементов изменился. В частности, задача Е12 сама по себе очень проста, но она единственная в своем роде, и опыт решения предыдущих 59 матриц мешает отойти от сложившегося стереотипа.
Рассмотрим внимательнее структуру современных тестов IQ.
Как уже было сказано, каждый тест состоит из довольно большого количества разнообразных задач, и для получения оценки 100–120 не нужно решать их все, обычно достаточно примерно половины.
При обычном измерении “общего” интеллекта не имеет значения, какие именно задачи и в каком порядке решены. Поэтому тестируемому человеку важно сразу, при первом прочтении, определить, какую задачу решать, а какую пропустить. К пропущенным задачам можно будет вернуться, если останется время. Тот, кто сумеет выбрать “свои” задачи, получает большое преимущество перед тем, кто попытается скрупулезно решать задачи подряд.
Именно к таким тестам относится тест IQ Ганса Айзенка (Hans Eysenck), задачи которого анализирует в своей статье Виктор Васильев. Отметим, что это довольно старый тест, и любят его в основном издатели популярных книг (вероятно, потому, что нет проблем с авторскими правами; профессионалы предпочитают другие тесты).
Васильев нашел грубые, хоть и не очевидные ошибки в ряде задач и недоумевает, почему об этом никто не написал раньше. Но возможно, что эти задачи никто никогда и не решал до конца (кроме автора тестов, но об этом ниже). Ведь и Виктор Васильев отмечает, что можно получить 106 баллов и без этих задач.
Не исключено, впрочем, что дело обстоит несколько сложнее: автор теста значительно менее искушен в логике, чем Виктор Васильев, однако и подавляющее большинство тестируемых, а также заказчиков – тоже не математики. Васильев с явной иронией пишет: “Засчитывается в этой оценке не правильное решение, а совпадающее с авторским…
Угадать это при помощи обычного здравого смысла невозможно, вероятно, именно при таком угадывании должны проявляться особые качества психологической проницательности, отличающие “административных и руководящих работников”” (которые должны иметь высокие значения IQ). Он абсолютно прав – тест измеряет не “обычный здравый смысл”, а психометрический интеллект.
Особенно хорошо видна разница между измерением психометрического интеллекта и исследованием мышления на примере задач “Исключение лишнего”, в которых из четырех-пяти слов нужно указать одно, по какому-либо признаку отличающееся от трех-четырех остальных. В тесте предполагается только один правильный ответ без всяких пояснений.
При исследовании мышления испытуемого человека всегда просят пояснить свой выбор, и именно это объяснение интересует психолога, поскольку раскрывает способ мышления. Например, даны: “Пила, молоток, клещи, бревно”. В тесте правильный ответ – “бревно”. Так ответит человек, который использует общее понятие “инструменты”. Это стандартный подход, принятый в школьном образовании. Человек, опирающийся на сильное зрительное воображение, может выбрать “пилу”, поскольку только она плоская. Можно найти аргументы и для других критериев выбора. Но человек, который даст “правильный” ответ, проявит более высокий психометрический интеллект.
Вероятно, ему будет легче вписаться в систему образования и общаться с людьми, большинство которых мыслят так же, как он.
Васильев пишет: “Особенно неприятны задачи на продолжение ряда цифр или букв… а также на выделение одного слова, по какому-то признаку выпадающего из перечисленного ряда… Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадает с авторским”. Противоречие между психометрическим интеллектом и умом – явное.
Но что же все-таки значит “быть умным”? В конце статьи академик Васильев дает совет: “Если вы действительно хотите развивать… способность правильно решать задачи и отличать верное рассуждение от неверного, то учите математику и физику, внутренняя логика и проверяемость которых сами покажут вам верный путь и не дадут сильно заблудиться”. Боюсь, что все не так просто и “верный путь” далеко не один. Неужели среди тех, кто не знает физику и математику, нет ни одного умного человека?
Кого можно считать более умным: серьезного математика, который с трудом общается с кем-либо, кроме коллег, или ловкого менеджера, способного организовать кого угодно и что угодно? Как оценить ум блестящего преподавателя, чьи собственные научные достижения не слишком велики? А как быть с ремесленником, образование которого ограничено ПТУ, но “золотые руки” умеют делать замечательные вещи?
Чтобы как-то разобраться со всем этим, психологи выделили несколько видов интеллекта: теоретический, практический, социальный и другие. Ни один из них не совпадает с психометрическим. Методы их исследования и измерения существуют, но они отличаются от IQ и широкой популярностью у публики не пользуются.
Однако, кроме научного подхода, существует и обыденное понятие “умный человек”. Именно его несовпадение с психометрическим интеллектом вызывает недоумение и возмущение многих людей, в том числе и Виктора Васильева. Но и взгляд с позиции здравого смысла не так прост и однозначен. Прежде всего, он зависит от культуры, в которой воспитан человек.
Уже лет двадцать назад было проведено большое международное исследование, в котором с помощью специально организованного опроса выясняли, какие качества считаются присущими умным людям в разных странах. Выяснилось, что при всех различиях обыденные представления об интеллекте включают две части: “технологическую” и “социальную”, причем соотношение этих частей зависит от особенностей национальной культуры и пола.
В Африке, у представителей традиционных культур, интеллект понятие чисто социальное. Умный – это тот, кто хорошо заботится о семье, не конфликтует с соседями и т. п. Понятно, что подвергать таких людей тестированию на IQ практически бессмысленно.
Матрицы Равенна
В западно-европейской и северо-американской культурах при оценке ума человека большую роль играет “технологический” компонент интеллекта: внимательность, наблюдательность, быстрота обучения, школьная успеваемость и другие познавательные способности, которые позволяют оценивать действительность, держать под контролем окружающую обстановку, принимать правильное решение в сложной ситуации. Однако имеется и социальный компонент, хоть он и менее важен: честность, ответственность, умение общаться, искренность и пр.
В Северной Европе, особенно у мужчин, представление об уме практически сводилось к образованности и умению решать проблемы, то есть было очень близко к психометрическому интеллекту. Не удивительно, что в этих странах результаты тестирования IQ обычно высоки.
У японцев в обыденном понимании интеллекта преобладает социальный компонент, особенно социальная компетентность; в понятие “умный человек” прежде всего входят такие характеристики: “хороший оратор”, “рассказывает с юмором”, “хорошо пишет”, “часто пишет письма домой”, “много читает”.
Кроме того, были выделены факторы эффективности и оригинальности деятельности: “работает умело”, “не тратит времени”, “быстро рассуждает”, “заранее планирует”; “оригинальный”, “точный”. Тесты IQ, подобные тесту Айзенка, для таких людей подходят мало, но имеются другие тесты интеллекта, по которым результаты японцев и европейцев близки.
В России результаты опроса позволили выделить пять факторов интеллектуальности:
1. Социально-этический (скромный, порядочный, доброжелательный, добрый, честный, помогает другим). Этот фактор характерен только для России, только здесь, чтобы считаться умным, нужно быть добрым, злой – значит глупый!
2. Культура мышления (эрудированный, хорошо образован, много читает, гибкий ум, творческий).
3. Самоорганизация (не зависим от эмоций, практичный, не повторяет собственных ошибок, хорошо действует в сложной ситуации, стремится к поставленной цели, логичный).
4. Социальная компетентность (умеет понравиться, хорошо говорит, активный, общительный, с чувством юмора, интересный собеседник).
5. Опытность (много умеет, мужественный, работоспособный, мудрый, критичный).
В России социальные факторы занимают относительно больше места, что сближает результаты с японскими, то есть российский стереотип интеллектуальной личности ближе к восточному, чем к западному. Однако в России понятие “ум” значительно шире стандартного понятия интеллекта и неразрывно связано с личностью как целым. (Напомню, что речь идет об усредненных результатах опроса более чем 1500 человек, мнение отдельного человека может быть совершенно другим.)
Во всех случаях, когда обращали внимание на половые различия интеллекта, выявлялось, что мужчинам приписывали относительно больше познавательных, технологических компонентов, а женщинам – социальных. Умная женщина более добрая, больше признает ценность других, более мудра и критична, чем умный мужчина. Умный мужчина успешнее, чем умная женщина, действует в сложной ситуации. (В России эти различия подчеркивали меньше, чем в других странах.)
Прототип умного человека в целом мужской. Женщины, чтобы быть умными, к нему подстраиваются. Поэтому совершенно естественно, что женщины в среднем хуже решают тесты IQ, созданные исходя из мужского, технологического представления об интеллекте. Это означает, что ум женщин (не психометрический интеллект!) не ниже, а сложнее, чем мужской.
Но опросы показали, что для того, чтобы считаться очень умным, мужчине недостаточно только уметь решать проблемы и эффективно действовать, ему нужно еще обладать проницательностью и уметь общаться. То есть в обыденном сознании особо умный человек ассоциируется с мужчиной, которому присущи черты как мужского технологичного ума, так и женского социального ума.
Итак, попытка разобраться в том, что такое “ум”, “интеллект” и что измеряют тесты IQ, оказалась делом непростым и весьма далеким от математической логики. Нам пришлось обратиться к истории, педагогике, социальной психологии. И это далеко не все – ведь мы даже не затронули важнейшего вопроса о биологической природе интеллекта.
Надеюсь, читателям стало понятно, что измерение интеллекта – задача неоднозначная. Оставим ее профессионалам для особых случаев. Для того чтобы составить представление об уме человека, надежнее пользоваться здравым смыслом, а не популярными брошюрами, в чем мы с профессором Васильевым вполне солидарны.
P.S. Ответы на матрицы Равенна: А12-6, С2-8, D12-5, Е9-6, Е12-2
ПРОЙТИ
Тест Айзенека на уровень интеллекта IQ
www.softmixer.com
Что такое IQ-тесты и насколько они достоверны: измеряем интеллект
В современном мире отличным способом оскорбить собеседника по сети является комментарий по поводу его низкого IQ. Но мало кто представляет, что же на самом деле прячется за этой аббревиатурой и как именно можно измерить интеллект человека с помощью математики.
Василий Макаров
Что такое IQ: ума палата
Коэффициент интеллекта (англ. IQ, сокращение от intelligence quotient), иначе коэффициент умственного развития, является количественной оценкой уровня интеллекта человека. Он рассчитывается как отношение так называемого «умственного возраста» индивида к возрасту хронологическому. Иными словами, на одной чаше весов находится ваш биологический возраст, а на другой — уровень знаний, присущий среднестатистическому человеку в этом возрасте. Нельзя сказать, что если численный показатель IQ у одного человека больше, чем у другого, то он умнее своего оппонента: на самом деле все куда сложнее.
Люди предпринимали попытки оценить уровень умственного развития отдельно взятого человека с древнейших времен. С появлением в культуре понятия научного метода познания постепенно стали возникать тестовые системы, призванные сделать подобную процедуру универсальной и привести ее к определенному стандарту. В 1905 году французские психологи Альфред Бине и Теодор Симон разработали тест, предназначающийся для оценки «возраста сознания» субъекта. Он был основан на ответах на ряд вопросов, которые потом сравнивались с биологическим возрастом опрашиваемого.
Во Франции начала XX века эта система оказалась успешной, и вскоре тест был переведен на английский язык. В 1915 году он был улучшен стэнфордским психологом Льюисом Терманом и получил новое название — «тест Стэнфорд-Бине». Он и стал наиболее распространенным методом измерения уровня интеллекта в США первой половины XX века. В 1995 году психолог и психиатр Дэвид Векслер внес собственный вклад, облагородив методику улучшенной структурой и добавив в нее невербальный компонент. Это сослужило тесту большую услугу: теперь пройти его могли даже те, кто не знал английского языка. Этот принцип сохранился по сей день: даже сейчас, когда мы слышим про IQ-тест, скорее всего речь идет именно о варианте Векслера.
Принцип работы IQ-тестирования
Как и большинство современных аналогов, он фиксирует способность субъекта отвечать на широкий спектр вопросов и сравнивает их со средним количеством ответов субъектов того же возраста. Современные онлайн-версии демонстрируют это особенно хорошо: один требует способностей к математике и числовому счету, другой представляет собой логическую головоломку и т. д.Основная идея заключается в том, чтобы измерить уровень критического мышления человека, а не просто его интеллектуальный багаж и способность хранить в памяти факты — это лишь параметр эрудиции.
Исследователи стараются подобрать такой набор вопросов, который отражал бы способности интеллекта в целом ряде категорий мышления, таких как пространственное мышление, вербальное узнавание, «рабочая» память и т. п. Но стоит учесть: как и любая стандартизированная система, тест на IQ не является совершенным способом измерения интеллекта. Она лишь показывает то, насколько хорошо человек отвечает на ряд вопросов, которые лишь косвенно отражают концепцию интеллекта в целом. Это верно хотя бы потому, что и само понятие «интеллект» все еще является предметом бурных дискуссий внутри научного сообщества, так что ни о какой подлинной универсальности речи быть не может.
Критика IQ-системы
Основными причинами несовершенства подобных тестов являются в первую очередь экономические и культурные факторы повседневной жизни в различных регионах Земли. Критики обращают внимание на то, что с 50-х годов система устарела и нуждается в качественном обновлении, да и сама концепция напоминает френологию больше, чем классическую психологию. На сегодняшний день это полезный инструмент для сбора статистики, но не более. Новые исследования раз за разом подтверждают то, что попытка серьезно судить об уровне человеческого разума по его IQ — это подход, от которого давно пора отказаться.
www.popmech.ru
Измеряем интеллект и тестируем IQ |
Добрый день уважаемые читатели блога Прокачай свой мозг. Сегодняшняя тема — IQ. Что это собственно такое и с чем его едят.
Но для начала давайте попробуем измерить наш интеллект.
Человечество утроено таким образом, что все в своей жизни стремится оценивать в количественном виде. И даже свой собственный интеллект мы тоже пытаемся посчитать «IQ равен 135», вот только не совсем понятно, 135 чего?
Что же такое IQ? В психологии используется большое количество самых различных тестов и тест на IQ является одним из самых популярных.
Первый раз подобная технология тестирования была опробована в 1903 году. Тест состоял из задач, которые дети определенного возраста должны уверенно решать. Данный тест (набор задач) предлагался для решения детям именно этой возрастной группы. Если ребенок не мог справиться с какими-либо задачами он считался умственно отсталым. Ну и соответственно, если ребенок решал все задачи более старшей возрастной группы он считался более развитым.
В 1911 году для обозначения уровня развития интеллекта был придуман термин IQ (Intelligence Quotient). А в 1916 году был создан новый вариант теста и предложена формула расчета IQ, В этом варианте средний уровень предлагался равным 100, а более высокие результаты говорили о более развитом интеллекте.
С этого момента тест на IQ широко распространился во всем мире. В 1921 году решили провести проверку данного теста, для этого было отобрано 1500 детей с IQ — 140 и более. За ними наблюдали психологи на протяжении 50 лет. И когда в 1971 году эксперимент завершился он дал обескураживающие результаты. Мало того, что гением никто из них не стал, но эти люди не оставили даже какого-либо заметного следа в истории своей страны.
После этого тест потерял свою ценность для ученых. Причем исследования проведенные в других странах, где образовательная программа отличается, показали существенно более низкие результаты теста на IQ. Оказалось, что результат теста на IQ в прямую зависит от того, что изучается человеком в школе, а не то, насколько он умный.
Чтобы окончательно разобраться с тем, что же показывает IQ возьмем простой пример. Каждый музыкант при обучении играет гаммы — это необходимо для отработки техники игры. То есть, чем больше музыкант тренируется, тем лучше он владеет инструментом. Но это не сделает из него известного музыканта и на концерте гаммы не поиграешь.
Также и тест на IQ – это умственная разминка. И показывает он общую эрудицию, не имея никакого отношения к интеллекту. Адекватно уровень интеллекта можно определить только по реальной жизни и материальным результатам.
Давайте рассмотрим еще несколько фактов, согласно которым тест на IQ не стоит воспринимать всерьез:
1. Во многом это тест «угадай-ка». В подавляющей части вопросов требуется ввести цифру от 1 до 5 или букву от А до Е.
2. Нет какого-либо критерия тестов. Они имеют очень разный набор вопросов, да и шкала по которой определяется уровень интеллекта может иметь очень широкий разброс.
3. Тесты формируются людьми и их мышление накладывает существенный отпечаток на сам тест. Возьмем такую задачу. Дан ряд чисел 2, 4, 16 …. — продолжите его. Ответ предлагаемый автором теста — 256 (каждое число — это предыдущее возведенное в квадрат), но это ответа автора. А ведь можно написать — 65536 (каждое число — это 2 в степени предыдущее) или, например, 38 (к первому числу прибавили 2, ко второму — 12, к третьему -22 и т. д.), но ведь любой из предложенных ответов тоже является верным.
4. 45, 50 или даже 80 вопросов — это мало. Мало данных, велика погрешность. Да и не дают ответы на предлагаемые вопросы информации ни о чем. Поверхностные вопросы из разных областей.
В итоге мы получаем следующие выводы, для корректного тестирования требуется объемный тест, причем в одной области, с прилагающимся к тесту специалистом, способным обсудить с испытуемым каждый его ответ. Тогда в результате их работы можно будет более-менее точно судить о состоятельности испытуемого в той области (одной), в которой проводилось тестирование.
А попытки измерения всего интеллекта в целом посредством известных ныне методик не слишком достоверно и используется в качестве орудия работодателя при приеме на работу. Не стоит безоглядно верить тестам на IQ.
fitnessbrain.ru
В чем измеряется iq — В чём измеряют уровень IQ? — 22 ответа
В разделе Общество на вопрос В чём измеряют уровень IQ? заданный автором Европеоидный лучший ответ это в извилинах )
Ответ от 22 ответа[гуру]Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чём измеряют уровень IQ?
Ответ от Просторечие[гуру]
В баллах
(Так же как и землетрясения, штормы.. . Только шкала разная)
Ответ от ~??Хитрый Лис??~[гуру]
В граммах.
Ответ от Ёергей Васильевич[гуру]
В метрах.
Ответ от Абрикосовый[гуру]
в твоих мозгах….
Ответ от Андрей Журавлев[гуру]
тестами! в попугаях
Ответ от Илья Мальцев[гуру]
в рублях
Ответ от Пупко Василий[гуру]
в соплях
Ответ от Ѓэф[гуру]
В Эйнштейнах 🙂 относительных
Ответ от Keti k[гуру]
Измеряют айкьюметром
Ответ от Karleone[гуру]
в литрах!
Ответ от Моисей моисей[гуру]
косая сажень
Ответ от Gang[эксперт]
эт и есть единица измерения Коэффициента интеллекта человека
Ответ от Џжуткосимпатишный![гуру]
Уровень IQ измеряется в баллах. Обычно среднестатестический уровень составляет 90 баллов. Люди, у которых уровень IQ ниже ста, обычно не интересуются состояние своего интеллекта. Если вы заинтересовались этим вопросом, значит у вас уровень выше ста. Существует множество тестов на определение уровня IQ. Нужно пройти несколько и определить среднестатестический показатель который и будет максимально приближен к реальному состоянию интеллекта. а для повышения уровня интеллекта необходимо много тренироваться. Так же для повышения уровня интеллекта вам поможет вот это:
Ответ от Ole oleg[мастер]
IQ метром
Ответ от Олег Янченко[гуру]
Ты зачем компьютер купил?? ? Это же самая развитая справочная система придуманная человеком на сегодняшний день. . ПОЛЬЗУЙСЯ!!!
Ответ от Hippius[гуру]
В шишках меж рогов ..
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Коэффициент интеллекта на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Коэффициент интеллекта
Ответить на вопрос:
22oa.ru