В финляндии ученик может не ходить по субботам в школу – 14 доказательств того, что вы прямо сейчас захотите отдать своего ребенка в финскую школу

Финская школа глазами русской мамы / Newtonew: новости сетевого образования

Наш колумнист Ева Резван поговорила с Анной Данцевой, мамой двоих детей. Анна работает топ-менеджером крупной международной компании и почти 20 лет живёт в Финляндии.

 — Аня, в российской прессе появилось множество материалов, восхваляющих финскую систему образования. Только ленивый не приводит её в пример нашей, хронически реформируемой школе.  Как мама двоих детей, которые ходят в финскую школу, скажи: так ли это на самом деле?

— Когда разговор заходит о финской школе, я люблю цитировать своего мужа:

Большое преимущество западной системы образования — это то, что она relaxed. Недостаток — то, что она too relaxed.

То, что у вас пишут, на 75% правильно. Финская система доводит всех до среднего уровня. Больший упор делается на то, чтобы помочь отстающим. Если ребёнок не успевает, на него выделяются дополнительные пара часов в неделю, ребёнку будут помогать.

С тех пор, как финские школьники оказались в первых строчках рейтингов по результатам PISA, многие страны посмотрели критично на свою систему образования. В России такая рефлексия только началась.

Источник: emaze.com

Если же ребенок умный, способный, и учёба ему дается легко, то здесь выплывают оставшиеся 25%. Такому ребёнку дают недостаточную нагрузку. Те, кто думает о поступлении в университет на серьезные специальности вроде врача или юриста, часто берут репетиторов, занимаются дополнительно. Сейчас идёт дискуссия, как эту ситуацию исправить на уровне школы. Учительница по математике моего старшего сына даёт успевающим детям книжки с дополнительными задачами. Но делать их или нет — зависит только от желания учеников.

В младших классах задания небольшие. Но никто в ребёнка знания не вдалбливает. Прошли тему, написали контрольную. Вникать, повторять, запоминать — исключительно на совести ученика. И родителей. 

Расписание уроков одного из семестров для 7 класса. Через два месяца оно снова поменяется, и дети станут изучать совсем другие предметы.

 

В старших классах совсем круто получается. У ребенка за год 5 семестров, каждый состоит из своего набора предметов. Получается, что расписание занятий меняется пять раз в год. Например, два месяца ты учишь историю или естествознание, а потом четыре месяца этого предмета нет. Урок длится 70 минут. В них входит и объяснения учителя, и контрольные работы, которые бывают довольно часто. Опять же, предполагается самостоятельная работа ребенка. На уроке дали большой кусок материала, а ты дома учи и переваривай.

Сейчас думают ввести в старших классах комплексное преподавание предметов.

Учителям даётся полная свобода, они могут комбинировать предметы в один урок. Скажем, объединять тематически литературу, историю и естественные науки. В принципе у них есть план, что надо дать детям в течении всего курса, но как это делать — каждый учитель решает сам.

Отдельно стоит сказать о религии. Предмет «Религия» посвящен конфессии, которую исповедует семья ученика. Если родители не хотят вносить какой-либо религиозный аспект в обучение своих детей, то учитель может посвятить это учебное время чему угодно, по своему усмотрению.

Финские школьники в 1968 году.

Источник: flickr.com

Получается, что они меньше давят, но пытаются вовлечь детское миросозерцание, развить умственные способности, мышление и способность думать комплексно.  Всё построено на самосознании учеников. Даётся тема, и ты должен её сам «обглодать» со всех сторон. Но дети разные.

Если у ребёнка пытливый ум, то, наверно, это будет хорошо. А если нужно с ребёнком сидеть, чтобы он делал домашнюю работу — то всё не так радужно.

— Как ты отслеживаешь, что твои дети знают и что не знают?

— Отслеживание на уровне домашней работы — сделано или не сделано. Математику проверяю. Финский и немецкий проверяет старший у младшего. Есть оценки за контрольные работы. Но я не могу, отлеживая, что они сейчас делают по финской программе, сравнивать с тем, что учила я сама.

Общее впечатление русских родителей, живущих в Финляндии: «Боже, какой ужас. Воспитывают дебилов». Я пыталась, весьма неудачно, просить привезти мне из России дополнительные книги по математике.  Но я не могу использовать их, потому что здесь всё по-другому.

Вот учебник — новая тема на двух страницах разбирается на примере. Не знаю, объясняет ли учитель это в школе, или дети, следуя примеру, сами должны думать. Домашнее задание — половина страницы. А остальные три четверти темы — задания, которые можно сделать дома или в классе, если осталось время. Но можно и не делать. Контрольные работы состоят из базовой части, которая соответствует тому, что было пройдено в классе, и части заданий посложнее. Если ты не делал те добровольные дополнительные задания, то, скорее всего, ты не сможешь решить ту маленькую часть контрольной работы и не получишь максимальную оценку.

Если ребёнок просто сам делает домашнее задание, то «провальным» он не будет. Но чтобы ребёнок был в числе лучших, нужно прикладывать усилия и детям, и родителям.

Общая оценка за предмет складывается из нескольких составляющих: результаты контрольных, сделанные дополнительные задания, хорошо оформленная тетрадь, активность в классе. Для максимального балла надо быть успешным во всех этих частях. Кроме того, учителя часто сравнивают детей между собой. Ты можешь всё хорошо написать по родному языку или истории, но максимальную оценку не получить, потому что ряд детей написали больше и лучше.

— Присутствует ли в школе социальное неравенство?

В отличие от Америки или Британии, где есть «хорошие» и «плохие» районы, Финляндию застраивают так, чтобы клоак не было. Расслоение всё равно есть, и противостоять этому сложно, особенно когда экономика не пышет здоровьем. Но там, где дают участки под индивидуальные дома, там же строят многоэтажки и студенческие общежития. В одном районе специально перемешивают людей из разных слоёв. Не сказать, чтобы это было суперуспешно, но идеи всеобщего равенства реализуются и таким образом тоже.  Они работают и на уровне школьников. Конечно, доктор зарабатывает шесть тысяч евро, а медсестра — две тысячи, но чтобы дети стыдились своих родителей или, наоборот, кичились ими — такого нет.

Ещё здесь в школе нет поборов с родителей. Как было у нас: дети едут в поездку, значит, определённую сумму родители должны выложить. На каждом родительском собрании собирали на что-нибудь деньги. Здесь понимают, что такие вещи вызывают у родителей стресс, особенно если у них маленькая зарплата и они не могут себе позволить постоянно платить.

Поэтому практикуются совсем другие схемы. Например, учительница или воспитательница сотрудничает с фирмами-продавцами конфет. Когда приходит время собирать деньги на очередную поездку, учительница даёт малообеспеченным родителям эти конфеты, чтобы они продали их друзьям или кому-то ещё и заработали на поездку.

Такая же система практикуется в хоккейных секциях. Стоят они недёшево — в районе 1 000 евро за сезон. Желающим уменьшить плату за занятия раздают для продажи сувенирку, шарфики и наклейки с логотипом.

Хоккей в Финляндии чрезвычайно популярен, но водить ребёнка в хоккейную секцию — дорогое удовольствие.

Источник: wikimedia.org

В том же духе воспитывают детей. Хочешь что-то получить — заработай. Например, музыкальный класс выступает в университете, в компаниях вроде «Нокиа» или на рыбном базаре, что проходит два раза в год, и получает за это деньги. Потом заработанными средствами оплачиваются классные поездки и мероприятия. Класс моего сына выступал в университете, и все дети получили по два билета в кино.

Ещё помогает государство, спонсоры или городские власти. Таким образом, совместными усилиями не дают малоимущим семьям страдать.

— Насколько участвуют родители в школьной жизни?

— В середине года учитель встречается с каждым родителем для обсуждения успехов или сложностей ребёнка.

Есть родительские комитеты на уровне школы, а не класса. Школа моих детей в старом рабочем районе со своими традициями. У нас активный родительский комитет — они устраивают после уроков кружки музыки, танцев, языков, работы по дереву. Обычно кружки стоят 20 евро за семестр. Деньги символические. Так что в основном это волонтёрская работа.

Но так не во всех школах. Где-то вообще нет никаких кружков.

Современные финские школьники

Источник: independent.co.uk

— Финляндия страна многоязычная. Как происходит обучение иностранным языкам?

— Для меня мистика, как они вообще ухитряются их учить. В моём понимании изучение языка — это долбёжка. Здесь я этого не вижу. Дети не учат язык с алфавита, как у нас принято. Упор делается на практику, а не на грамматику.

Начинают с элементарных вещей, близких к твоей жизни. И в процессе как-то наращивается словарный запас. Как грамматику объясняют — не понимаю.

Первый иностранный язык начинается с третьего класса. Английский, немецкий и французский — самые распространённые, предлагаются почти везде. Есть ещё испанский, русский и китайский.

Система такая: чтобы состоялась группа по определённому языку, нужно набрать двенадцать желающих. В нашей школе директор проделала колоссальную работу с родителями, говоря, что в этой стране ребёнок должен владеть английским языком как родным. Поэтому не считайте английский язык иностранным. Вы должны ребёнка обучить ещё и другим языкам.

Эта юная жительница Финляндии ведёт свой канал на Youtube и рассказывает о своей стране, в том числе о школьной жизни.

Если ты выбрал первым языком английский, то в 4 классе можно выбрать ещё один язык. Если нет, то обязан английский вторым. С 6 класса — обязательный шведский, потому что страна двуязычная. С 8 класса есть возможность выбрать ещё один дополнительный язык. Получается, что в школе можно выучить родной язык и ещё четыре иностранных.

Кроме того, если для одного из родителей финский не родной, есть возможность отправить ребёнка на факультативные занятия по родному языку этого родителя.

И всё это ухитряются успешно преподавать. Финн с высшим образованием, говорящий на четырёх языках — норма. Да и любой продавец в магазине свободно говорит на английском и шведском. Это — базовое школьное образование плюс телевизор. В дублированном виде идут только детские фильмы. Остальные программы на языке оригинала, с субтитрами или без. Это тоже сильно помогает в изучении языков.

 

25 февраля 2016, 19:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Правда о финской школе – Это Финляндия

Новый способ обучения и преподавания может понизить рейтинг Финляндии в международной программе Pisa, но финнов это мало интересует. Самая главная цель – развить у детей навыки, которые пригодятся им в будущем.

Утверждение 1: Ученики больше не будут обучаться в классах. Преподавание основывается на изучении явлений природы и повседневной жизни, для чего учитель постоянно гуляет с учениками на улице, проводя «опыты».

Ответ:
Да и нет.

«Изучение явлений – это лишь один из способов обучения. Важно использовать разнообразные педагогические приемы. Учителя становятся проводниками, помогают каждому ребенку найти свой собственный путь обучения», – говорит советник и глава Управления образования Аннели Раутиайнен.

Новый учебный план означает, что ученикам больше не придется сидеть тихо в классе. Ребенок может сам выбрать, где и как ему учиться. Традиционные закрытые классы в будущем необязательны.Фото: Рику Исохелла / Velhot Photography Oy

Утверждение 2: Классы будут отменены и заменены на «открытые рынки», где дети будут «покупать» подходящие для них предметы и курсы.

Ответ:
Да и нет.

«Детей больше не учат исключительно в четырех стенах, это зависит от того, как школа будет осуществлять обучение. Методика меняется таким образом, что дети не будут тихо сидеть на одном месте, каждый ребенок сможет сам выбрать, где и как ему учиться. Уже построены новые школы без коридоров. Традиционные закрытые классы в будущем необязательны. Обучение будет осуществляться повсеместно», – рассказывает Аннели Раутиайнен.

Утверждение 3: Ученики принимают решения, «неправильные» в долгосрочной перспективе, выбирая, например, вместо языка математику и наоборот.

Ответ:
Нет.

«В Финляндии в отличие от таких стран, как например, Великобритания и США, не считают, что есть важные и менее важные предметы. Все они играют одинаково важную роль. Цель состоит в том, чтобы дать молодежи широкое образование, а не заставлять их учить один предмет», – говорит эксперт в сфере образования, в настоящее время приглашенный профессор Гарвардского университета Паси Салберг.

В Финляндии, в отличие от других стран, короткий школьный учебный день, поэтому у детей есть и будет домашнее задание.Фото: Мохаммад Алфарай

Утверждение 4: Ученик сам определяет тот уровень, к которому будет стремиться. Он получит набор заданий, позволяющих успешно пройти обучение. Опасность заключается в том, что ученик, знающий материал на «отлично», на экзамене будет претендовать лишь на «удовлетворительно» или «хорошо», чтобы не испытывать трудностей при сдаче экзамена.

Ответ:
Нет.

«Цели обучения и критерии оценки определены учебным планом. С учеником беседуют о целях, которые он хочет перед собой поставить. До сих пор существует проблема, которая заключается в том, что школьник не всегда знает, почему он получил именно такую отметку. Если идти ученику навстречу и поддерживать его, то мотивация растет», – объясняет Аннели Раутиайнен.

Утверждение 5: В школе больше не будет традиционных групп, учеников будут объединять по интересам.

Ответ:
Нет.

«Учитель всегда несет ответственность за учеников. Обучающихся объединяют в группы для достижения целей учебной программы. Мы надеемся, что школы будут формировать эти группы по учебным интересам. Некоторые ученики активно говорят во время обучения, а кто-то, наоборот, молчит», – отмечает Аннели Раутиайнен.

Утверждение 6: Оценки отличников могут ухудшиться, потому что отменят зубрежку.

Ответ:
Да и нет.

«Утверждение, что раньше отличную оценку получали только благодаря зубрежке, похоже на правду. Иногда стоит заучивать что-то наизусть, как например, таблицу умножения, но в новом учебном плане особое внимание уделяется таким понятиям, как умение учиться, критическое мышление, взаимодействие с одноклассниками и технические знания, которые пригодятся в будущем. Мир меняется, и школа, и образование должны меняться вместе с ним», – считает Аннели Раутиайнен.

В финских школах считают, что все предметы одинаково важны для получения широкого образования.Фото: Андреас Мейхснер / Verstas

Утверждение 7: Хорошие наглядные методы обучения совсем не применяются, школа становится только развлечением.

Ответ:
Нет.

«Похоже, в некоторых странах сложилось впечатление , что Финляндия – социалистическая страна, где в Хельсинки есть патрон, который решает, что делать. Учителя, школы и муниципалитеты Финляндии могут в значительной степени решать сами, что и как преподавать, что существенно отличает Финляндию от других стран», – рассказывает Паси Салберг.

Утверждение 8: Домашние задания никогда не задают.

Ответ:
Нет.

«В Финляндии достаточно короткий школьный учебный день, поэтому мы считаем, хорошо бы немного повторить материал дома», – отмечает Аннели Раутиайнен.

Многие финские подростки мечтают стать преподавателями, поэтому между поступающими на педагогический факультет существует жесткая конкуренция. Согласно новому учебному плану, учитель становится «помощником», который будет не только передавать ученикам знания, но и направлять, помогая познавать мир.Фото: Аманда Сойла

Утверждение 9: Экзамены и контрольные работы отменяют.

Ответ:
Нет.

«Ученика постоянно оценивают, направляют и поддерживают. На отметки влияют баллы за контрольные работы, которые являются частью обучения, но они не имеют решающего значения. Умения можно продемонстрировать и с помощью проектов или устных презентаций. Если контрольная работа была выполнена неудачно, предоставляется возможность исправить оценку, заодно улучшив свои знания», – говорит Раутиайнен.

Утверждение 10: Учителя станут новаторами, которые уже этой осенью должны будут применять другие методы и обучать новым дисциплинам, таким, как программирование.

Ответ:
Нет.

«Новый учебный план заставит учителей изменить свои педагогические методы. Это требует времени. Самой большой проблемой является изменение ролей. Учитель больше не является единственным источником информации, а ученик не пассивный слушатель. Мы хотим, чтобы школа стала коллективом, где все обучают друг друга, в том числе дети взрослых. Технические навыки и программирование будут преподаваться в контексте других учебных дисциплин. На помощь учителю придут тьюторы, владеющие цифровыми технологиями», – объясняет Раутиайнен.

В Финляндии почти все подростки (99,7 %) осваивают учебную программу и оканчивают общеобразовательную школу.Фото: Рийтта Суппери / Keksi / Finland Promotion Board

Утверждение 11: Из-за того что ученики будут сами отвечать за свои успехи, останутся невыявленными трудности в обучении.

Ответ:
Нет.

«У нас высококвалифицированные преподаватели, которые всегда готовы поддержать учеников. Несмотря на то, что школьники станут более активными, это не значит, что они полностью будут отвечать за свое обучение. Наоборот, учитель, как никогда прежде, станет ближе к ученику», – рассказывает Аннели Раутиайнен.

Утверждение 12: После введения нового учебного плана высокие достижения Финляндии в международном исследовании PISA канут в Лету.

Ответ:
Может быть, ну и что?

«Рейтинг Финляндии в PISA в финском сознании не является значимым. Это сродни измерению артериального давления, которое иногда позволяет нам задуматься о том, куда мы движемся, но не находится в центре внимания. Решения, связанные с обучением, не принимаются на основе результатов PISA. Вместо этого существенным фактором являются знания, которые понадобятся детям и подросткам в будущем», – считает Паси Салберг.

Текст: Нинни Лехтниеми, август 2016 г.

9 фактов о финской школе

1. Обязательное школьное образование начинается с 7-летнего возраста и заканчивается в 17 лет. Кроме того, все дети имеют право на дошкольную подготовку, длительностью один год.

2. Обучение, учебники, школьные принадлежности и учебные материалы – бесплатные в основной школе (1–9 классы).

3. Ежедневно ученикам предлагают бесплатное школьное питание

4. У первоклассников и второклассников школьный день длится максимум пять часов, у старшеклассников – семь часов. Каждый урок – по 45 минут.

5. В Финляндии нет общенациональных экзаменов или тестов.

6. В общей сложности финский учебный год насчитывает 190 школьных дней. Учебный год начинается в середине августа и заканчивается в конце мая. Помимо летних каникул, которые длятся 10 недель, школьники отдыхают осенью, на Рождество и обычно в феврале.

7. В Финляндии почти все подростки (99,7 %) осваивают учебную программу и оканчивают общеобразовательную школу.

8. Преподаватели с 1-го по 6-го классы – магистры педагогики. Учителя 7-9 классов имеют степень магистра по учебной дисциплине, которую они преподают, а также являются высококвалифицированными специалистами в сфере образования.

9. Педагогические учебные заведения пользуются популярностью, поэтому туда трудно поступить. Например, в 2014 в Хельсинский университет были приняты лишь 9 % из тех, кто сдавал вступительный экзамен на педагогический факультет.

 

finland.fi

“Без уроков, без экзаменов, одна большая перемена”

НАВЫКИ ВМЕСТО ЗУБРЕЖКИ

В финских школах больше не будет ни предметов, ни уроков. А от экзаменов и других проверок там отказались еще раньше. Сложно представить, как будут учиться финские дети, и что получится в итоге. Но факт есть факт: Финляндия из года в год занимает лидирующие места в международных рейтингах качества образования. Может, и нам пора у северных соседей чему-нибудь научиться?

Финны решили – старая система с отдельными предметами больше не актуальна. Простой пример: раньше в школах были уроки черчения. Но сейчас от руки никто не чертит! Для работы используются компьютерные программы, и стоять у кульмана с карандашом больше нет нужды.

Можно возразить – черчение полезно, оно развивает пространственное мышление, мелкую моторику и кучу всего остального. Поэтому во всем мире (и в России в том числе) стараются учить уже не конкретным знаниями, которые устаревают, забываются да и вообще находятся в интернете под рукой. А навыкам и умениям, которые останутся на всю жизнь.

– То, что было хорошо 40 лет назад, уже не действует, – рассказывает Марьо Киллонен, глава Департамента образования Хельсинки. – Дети, которые пошли в 2016 году в 1 класс, будут активными игроками рынка труда через несколько десятков лет. При этом мы не знаем, каким будет мир к этому времени и какую работу им придется выполнять.

Поделиться видео </>

Необычная школьная реформа в Финляндии: “Без уроков, без экзаменов, одна большая перемена”.

Поэтому финские специалисты разобрали традиционные предметы на навыки и умения, выделили все самое важное, и заново пересобрали в отдельные предметные области – “феномены” и “процессы”. Например, дети будут изучать “Европейский союз”: явление одно, а предметов в нем сразу несколько – это и история, и экономика и география Европы, и языки… А как вам тема “Питание” – тут и физика, и химия, и биология, и домоведение, и ЗОЖ.

Какие именно «феномены» изучать – будет решать сама школа. Государство лишь оставляет заказ: надо, чтобы к выпуску дети умели то-то и то-то. А как этого достичь, определяют уже школы и учителя. В конце концов, именно они лучше знают своих учеников и как с ними работать – а не чиновники и министерства… Полностью перейти на новую систему страна планирует к 2020 году.

ПАРТЫ ВЫКИНУЛИ, СТЕНЫ СЛОМАЛИ

Одно такое занятие (назвать его уроком язык не поворачивается) длится три с лишним часа с небольшими перерывами. Дети не сидят на месте, а общаются, сами выбирают актуальную тему урока, ищут в интернете информацию, делают и показывают презентации, сценки и доклады. Задача учителя – направлять все это в образовательное русло.

– Обучение будущего – это открытый и гибкий процесс, – объясняет Марьо Киллонен. – Центральное место занимают ученики, поэтому для нас важно, чтобы каждый из них мог выстроить свою индивидуальную траекторию обучения и научился сотрудничать с другими.

Под новую программу пришлось переделать и сами школы! Старые классы с партами просто не годятся для нынешних занятий: то детям нужно свободное пространство, которое трансформируется под конкретную задачу. Иногда нужен лекторий со сценой, а другой раз – столы и стулья для работы с планшетами и книжками.

– Мы разработали концепцию новой школы для образовательного центра Опинмяки, – рассказывает Томас Миаукки, специалист архитектурного бюро Esa Ruskeepaa Architechs в Хельсинки. – Для этого мы спросили местных жителей и сообшество, что им нужно и какой бы они хотели видеть школу. Мы провели несколько обсуждений и постарались воплотить все пожелания.

Школа получилась похожей на цветок – в центральном здании находятся общий зал и рекреация, а к нему, словно лепестки, пристроены тематические корпуса. Заниматься там могут не только ученики – школа открыта для всех местных жителей, и проводит дополнительные занятия и факультативы.

Похожие проекты сейчас появляются по всей стране, как грибы после дождя. Но и старые школы никто сносить не собирается. В прежних кабинетах математики и английского парты и стулья заменяются столами и пуфиками, а в коридорах появляются полки для обмена интересными книжками.

Финны решили – старая система с отдельными предметами больше не актуальнаФото: Ксения КОНЮХОВА

К ДОСКЕ НЕ ВЫЗЫВАЮТ

– Школа в том виде, в котором она существует сейчас, с классами, уроками и переменами, появилась в период развития фабрик, – рассказывает Марьо Киллонен. – Детей, чьи родители работали на производствах, нужно было чем-то занять. И школа учила их тому, что было необходимо будущим рабочим: слушаться начальство, жить по расписанию, делать то, что тебе велят. Традиционная школа и сама похожа на фабрику – ряды парт, задание одно для всех, разговаривать нельзя, не то учитель накажет.

Открываем учебник мировой истории: промышленная революция началась еще в середине XIX века – почти 150 лет назад! За это время сотню раз успели поменяться и заводы, и страны, и сами люди. Но школа – в глобальном смысле – осталась все той же. Лишь учебники распухли от новых фактов и цифр. А парты рядами и учеба от звонка до звонка никуда не делись.

– Современные технологии уже очень сильно изменили нашу жизнь, сам способ мышления, – продолжает Марьо Киллонен. – Раньше у учеников был только один источник знаний – это учитель. Но сегодня детям доступны сотни ресурсов, и учитель не должен пересказывать информацию из них, стоя у доски.

Проблема еще и в том, что мир быстро меняется, и непонятно, чему учить ребенка, чтобы это точно пригодилось ему в будущем. Старые профессии умирают в один миг, а какие придут им на смену, можно только гадать. Школьные знания устаревают или становятся неактуальными – Плутон больше не планета, планетарная модель атома вызывает лишь смех, да и татаро-монгольское иго больше не фигурирует в учебниках.

Полностью перейти на новую систему страна планирует к 2020 годуФото: Ксения КОНЮХОВА

РАСПИСАНИЕ НА ПОСЛЕЗАВТРА

Может быть, и нам надо снести границы между предметами и сломать в школах лишние стены? Частично, что-то подобное происходит и у нас – по новым образовательным стандартам, детей в российских школах тоже учат навыкам, а не фактам.

А вот выкидывать учебники по математике и русскому языку пока рано. Отказ от предметов в ближайшие годы нам не грозит! Дело в том, что для этого нужно совершенно по-другому готовить учителей. Например, как в Финляндии. Эта профессия там считается очень престижной – конкурс в финские педвузы бешеный! Например, в 2014 году педагогический университет Хельсинки принял лишь 9 процентов от числа всех желающих. У нас же педагогические вузы только-только начинают набирать обороты.

Другой секрет успеха финских школ кроется в отказе от тотального контроля и ревизий. Школы сами составляют себе планы и сами решают, как оценивать прогресс учеников – общенациональных экзаменов там тоже нет. Для небольшой страны с маленьким населением это не проблема. Может, и нам стоило бы для начала снизить отчетность для учителей – пусть занимаются детьми, а не бумажками.

Задача учителя – направлять все это в образовательное руслоФото: Ксения КОНЮХОВА

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Что финну здорово, то русскому школьнику неуд

Посмотреть со стороны – так в Финляндии не школа, а мечта! И результаты хорошие, и дети умные… Однако, не все эксперты считают финскую систему образцом для подражания.

Например, несмотря на все заботы властей об учениках, дети вовсе не чувствуют себя счастливыми в школе. Об этом говорят данные последнего международного исследования PISA. Лишь 67 процентов финских школьников сказали, что счастливы – это один из худших показателей в мире! В России счастливых детей 72 процента. И как бы не ругали азиатские страны за огромную программу и сложную учебу, но счастливых школьников там значительно больше: в Гонконге счастливы 86 процентов ребят, в Сингапуре – 88 процентов. А ведь и эти страны добились общепризнанных успехов в сфере образования – китайские школьники так и вовсе увозят медали пачками на всевозможных научных конкурсах и олимпиадах…

Есть у финнов и другие претензии к своим школам:

– Почти 10 тысяч школьников каждый год оказываются в зоне риска – им сложно продолжать свое обучение, – приводит цифры Йени Валиярви, директор Финского института исследований образования. – Это происходит потому, что школа не научила их достаточно хорошо читать, писать, считать и учиться. Они понимают слова и цифры, но не могут понять статью в газете.

www.kp.ru

Образование в Финляндии: без экзаменов и строгих учебных планов

Финские учителя самостоятельно решают, по каким учебникам преподавать, местные органы власти и директор отвечают за содержание учебной программы, а ученики после окончания основной школы вообще не сдают никаких экзаменов – эти и другие особенности системы финского образования интересовали российских журналистов в ходе образовательного пресс-тура в Хельсинки.

МОСКВА, 9 ноя – РИА Новости, Ирина Горюнова. Финские учителя самостоятельно решают, по каким учебникам преподавать, местные органы власти и директор отвечают за содержание учебной программы, а ученики после окончания основной школы вообще не сдают никаких экзаменов – эти и другие особенности системы финского образования интересовали российских журналистов в ходе образовательного пресс-тура в Хельсинки, состоявшегося в конце октября.

Образование для всех

Финляндия славится высоким качеством образования, которое является одним из лучших в Европе. По данным PISA (Programme for International Student Assessment – международное сравнительное исследование образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста), в Финляндии – наивысший уровень грамотности среди всех стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). В рейтинге стран, наиболее выгодных для получения образования Суоми находится на первых позициях.

В Финляндии основное, среднее и высшее образование – бесплатное, и основная цель его – предоставление равных возможностей для всех граждан независимо от возраста, места жительства и экономического положения. В стране действует принцип пожизненного обучения, когда люди могут учиться в любом возрасте, и этот принцип охватывает все ступени образования.

На данный момент в Финляндии насчитывается около 4 тысяч общеобразовательных школ, в которых обучается более полумиллиона детей, также более 700 гимназий и профтехучилищ, 20 университетов и 30 политехнических институтов. Также в стране существуют сотни других образовательных учреждений, которые предлагают обучение взрослым.

Школа

Учебный год в Финляндии длится с середины августа до начала июня. Как и российские сверстники, юные финны идут в школу с семи лет. До 13 лет обучение проходит в младшей школе, затем они переходят в старшую, где продолжают учиться до 16 лет. В финских школах принята 10-балльная система оценки знаний. Отсутствует ежедневный контроль и наказание за невыполненное домашнее задание. Вместо этого школьники через определенное время сдают тесты, которые и являются контролем усвоения материала.

В финских школах очень гибкий учебный план, согласно которому ученики могут выбирать те предметы, которыми они интересуются. Частные предприятия отвечают за издание учебников, и учитель самостоятельно принимает решение, какими он будет пользоваться в своей работе. Школьные учебники, принадлежности, питание, медицинское обслуживание и транспорт – все это для финских ребят предоставляется бесплатно.

После окончания школы ученик получает свидетельство. Интересная особенность – в отличие от российских школьников, усердно готовящихся к ЕГЭ, финские ученики по окончании школы вообще не сдают никаких выпускных экзаменов. В средние профессиональные образовательные учреждения они поступают по среднему баллу свидетельства. Также у них существует такое понятие как добровольный десятый год обучения, в течение которого ученик может улучшить свои оценки и окончательно определиться с будущей профессией.

Гимназия

Около 54% выпускников школ выбирают для дальнейшего обучения гимназию и 36% – профессиональное учебное заведение, оставшиеся 10% сразу идут на работу. В гимназиях и лицеях идет серьезная подготовка к поступлению в вуз, поэтому принимают школьников только с хорошей успеваемостью, учитывается средний балл школьного свидетельства.

Обучение в гимназии завершается экзаменом. Ребята проходят итоговое испытание по родному языку, по второму государственному языку, которым является шведский, по иностранному языку, а также по математике или по естественным предметам. Еще выпускник может сдать экзамен и по факультативным предметам.

Выпускники, успешно сдавшие экзамены, получают белые студенческие фуражки и право на поступление в вуз. Также как и для основного, национальное управление образования устанавливает только цели и основное содержание среднего образования. И уже опираясь на национальный учебный план, каждое учебное заведение подготавливает свой собственный план обучения.

Профтехучилища

Финское профессионально-техническое образование может быть как средним, так и высшим. Обучение длится от двух до шести лет – в зависимости от специальности и уровня образования.

На выбор учащихся обычно представлено более 200 предметов. Помимо теоретических знаний профессиональная подготовка включает производственное обучение в мастерских и стажировку по месту будущей работы, которая проводится на основе специального договора между организаторами обучения, работодателем и будущим работником. В нем определены сроки обучения, обязанности и права каждой из этих сторон.

В стране существует много профессиональных учебных заведений, которые работают под определенную отрасль и готовят студентов только по одной специальности.

Обучение в профтехучилищах, как и в остальных учебных заведениях Финляндии, бесплатное. Половина училищ принадлежит муниципалитетам, треть – государству, остальные – частным лицам.

Университет

Высшее образование в Финляндии получают в университетах или профессиональных вузах. В университетах преобладает теоретический и научно-исследовательский подход, в профессиональных вузах главную роль играет практическая подготовка.

Студенты зачисляются по результатам вступительных экзаменов. После окончания университета в зависимости от результатов сданных экзаменов присваивается ученая степень бакалавра или магистра. При продолжении обучения можно защитить диссертацию на степень лицензиата (промежуточная ступень между магистром и доктором) и доктора наук. Для получения степени бакалавра, как правило, требуется три года обучения, магистра – 5-6 лет.

Особенностью обучения в академических вузах являются учебные планы, которые ограничиваются лишь самым необходимым набором дисциплин и представляют возможности для выбора. Каждый студент разрабатывает свой индивидуальный план и сроки сдачи экзаменов и зачетов. Учащимся предлагается несколько вариантов комбинаций изучаемых дисциплин.

В политехнических институтах студенты получают практические знания и навыки для работы. В них, в отличие от университетов, обучение длится 3,5-4 года и обязательно включает практику. Диплом таких образовательных заведений отличается большим профессиональным уклоном.

Самые популярные направления в политехнических институтах: технологии, здравоохранение, образование, природные ресурсы и транспорт.

ria.ru

Как поступить в школу Финляндии

Сегодня мы можем выбирать, в какой стране и в какой школе могут учиться наши дети. Для того, чтобы учиться в зарубежной школе, не нужно иметь миллионы или обладать обширными связями. Некоторые страны, например Финляндия, Швеция и Норвегия, предоставляют возможность учиться в школах иностранцам на бесплатной основе.

Наверное, самый главный вопрос, который задают родители, на каком языке будет учиться ребенок и какие предметы он будет изучать.

Школы, принимающие иностранцев, работают по программе, которая называется IB (международный бакалавриат).

*Справка: «Международный бакалавриат (International Baccalaureate) — образовательная огранизация.  Основана в 1968 году. Штаб-квартира расположена в Женеве, Швейцария. Основанный в 1968 году, Международный Бакалавриат работает сейчас с 3557 школами в 144 странах мира, обучая более 1 090 000 учащихся в возрасте от 3 до 19 лет по своим четырем развивающим программам».

В Финляндии обучение по этой программе возможно для школьников от 16 лет, которые на момент начала обучения закончат 9 класс, также на программу могут поступить выпускники 10 или даже 11 класса. Особое внимание в этой программе уделяется математике, иностранным языкам, а также естественным наукам. В обязательную практику входит участие в социальных проектах. Программа насыщенная и довольно сложная. Прежде всего потому, что обучение проходит на английском языке. Первый год обучения – это пре-IB программа, на которой школьники адаптируются к новой стране, новым требованиям обучения. После обучения на пре-IB, школьники в течении двух лет проходят непосредственно IB программу. В некоторых случаях при отличном знании английского языка и математики, школьники могут быть зачислены сразу же на IB программу.

Школы, которые имеют право работать по IB программе, работают по единым стандартам. Не имеет значения, в какой стране находится школа, в Великобритании, Германии, Норвегии или Финляндии. IB является одной из наиболее гибких образовательных программ. Каждые три года в нее вносятся изменения с учетом замечаний и предложений педагогов, экспертов и студентов. Ежегодно финские преподаватели принимают участие в конференциях по программе, повышают уровень квалификации, делаться опытом преподавания.

Помните, что в школе IB нужно не только сдавать экзамены, но и учиться почти полностью на английском языке, то есть: слушать преподавателя, читать учебник, выполнять задания, писать тексты, отвечать на вопросы, выступать перед классом. Необходимо не только умение бегло читать, но и хорошо понимать речь и говорить на разнообразные темы, то есть развитые коммуникативные навыки.

Выпускной экзамен по программе IB сдается по всем шести основным предметам в конце второго года обучения. Ежегодно во всем мире экзамен IB сдают около 36 000 человек. Только 80% из них получают дипломы. Выпускник программы получает две оценки по семибалльной шкале: внутреннюю – ее выставляет учитель школы, и внешнюю – ее определяют зарубежные экзаменаторы. В проверке работ IB задействовано в общей сложности более 3500 экзаменаторов. Внутренняя и внешняя оценки складываются в определенную сумму баллов по каждому предмету – от 1 до 7.

Если у вас остались вопросы по учебной программе, то вы можете обратиться в «Центр «Инициатива», опытные менеджеры ответят на ваши вопросы.

Как выбрать школу и как поступить?

Если вы хотите, чтобы ребенок учился по IB программе бесплатно, то можете выбрать одну из школ в Финляндии, Норвегии или Швеции. Обучение для российских граждан возможно в 4 школах Финляндии. Обучение в этих школах не требует наличие опекуна (родителя), который должен постоянно проживать в Финляндии. К сожалению, в крупных городах Финляндии, таких как Хельсинки, Тампере, Турку, Ювяскюля, Оулу и Куопио для обучения в школе необходим опекун, это должен быть мать или отец ученика.

Подготовку к поступлению в финскую школу нужно начинать заранее, за год, а то и за два до начала обучения. Абитуриент должен иметь хорошие оценки, знать английский язык на уровне В 2, разбираться в математике. Примерно за 6 месяцев до начала обучения вы должны подать заявку в школу, приложить отметки об успеваемости, рекомендации и портфолио и отправить все эти документы в выбранную вами школу. В апреле вас пригласят на вступительный экзамен, где вы сможете показать свои знания в английском языке и математике. Имейте в виду, что конкурс будет не маленьким, так как наравне с иностранными абитуриентами на IB программу поступают и финские школьники.

Результаты экзаменов будут известны уже в июне и затем начинается процесс оформления студенческой визы.

Если вам необходима консультация по выбору школы, подготовке документов, оформлению студенческой визы приходите или звоните в «Центр «Инициатива»: (8142) 67-18-93.

В Центре «Инициатива» вы можете записаться на курсы  «Английский для поступления в зарубежные школы» . Занятия проходят по адресу: пр. К. Маркса, 20 или по SKYPE.

 Какие расходы несет студент IB программы в Финляндии?

Во-первых, это расходы на проживание, аренда комнаты в общежитии квартирного типа может стоить от 220 до 300 евро за месяц. Общежитие квартирного типа в Финляндии – это 2- или 3-комнатные квартиры, где в каждой из комнат живут по одному школьнику. На несколько комнат имеется санузел и оборудованная кухня. Студенческие квартиры расположены в разных районах города. От места проживания до школы учащиеся ездят на велосипедах круглый год.

Во-вторых, это питание. Обеды в будние дни школы предоставляют бесплатно, а завтраки и ужины, а также питание в выходные дни школьник обеспечивает себе сам. Эта сумма может варьироваться от 50 до 150 евро в месяц.

В-третьих, это учебники. Школьнику будет выдан список необходимых учебников, которые он должен купить. Некоторые учебники можно взять в библиотеке. В среднем сумма на учебники может составить около 200 Евро за год.

Ну и, конечно, личные расходы.

Перспективы после окончания программы

Программа IB – это путь к поступлению в зарубежные вузы. Обязательно решите, какие иностранные языки вы будете изучать во время обучения в финской школе. Например, после окончания IB программы вы можете поступить в один из вузов Финляндии с обучением на финском языке. При желании вы сможете учиться в Финляндии на врача или инженера. Также вы можете выбрать вуз Германии или Франции.

Если вам нужна помощь в поступлении в вузы Финляндии с обучением на английском или финском языке, вузы Германии, Австрии или других стран вы можете обратиться за консультацией в «Центр «Инициатива».

Если у вас есть мечта учиться в зарубежной школе, знайте, это реально. Мы работаем по образованию за рубежом с 2003 года и среди наших клиентов есть те, кто закончил финские школы и поступил в зарубежные вузы.

Приглашаем вас на информационное собрание по поступлению в школы Финляндии, на котором вы узнаете о требованиях для поступления, сроках и документах, а также подробнее узнаете о школах и процессе обучения. Будем рады видеть вас 3 декабря по адресу: пр. К. Маркса, 20. Тел. (8142) 67-18-93. Участие бесплатное, запись обязательна ввиду ограниченного количества мест.

gubdaily.ru

Финская школа

К сожалению, школьное образование является ахиллесовой пятой нашего государства. Каждый год министерство выпускает всё новые законы, от которых у многих родителей начинается нервный тик.

Напрашивается вопрос: везде ли творится такой бардак в сфере образования, как у нас? И есть ли на этой планете школы, которые действительно дают полезные знания?

Ответ положительный! Узнав, что творится в школах Финляндии, хочется сегодня же упаковать чемоданы и отвезти свое чадо в северный край к лучшим финским учителям.

Финская школа

  1. Бесплатное образование
    Наше бесплатное образование в корне отличается от финского. Дело в том, что в Финляндии государство обеспечивает детей буквально всем: от школьных принадлежностей до еды и транспорта в школу. При этом всё абсолютно бесплатно! На образование ежегодно выделяют 12,2 % бюджета страны.
  2. Индивидуальный подход к каждому
    Отличительной чертой финских школ является возможность каждого ученика оставаться самим собой. Здесь нет умственной уравниловки, которая пропагандируется в наших учебных заведениях.

    Дети с разными умственными и физическими возможностями учатся вместе, но выполняют разные по сложности задания. Если кто-то не справляется, учителя обязательно проводят индивидуальные занятия.

  3. Особая система оценки знаний
    Представь, на протяжении всей учебы об успеваемости ребенка не знают его родители, только сам ученик! Причем до конца третьего класса оценки вообще не ставят. С третьего по седьмой класс учителя устно отмечают успехи учащихся, не записывая ничего в журналы.

    Никто даже не подумает ругать ребенка за плохой ответ или доклад, оценки нужны для того, чтобы мотивировать школьника на успех.

  4. Отсутствие школьной формы
    Комфорт — негласное правило, которым руководствуются финские школы. Именно поэтому ученикам дается свобода в выборе собственной одежды. Здесь ты не встретишь детей, которые мечтают избавиться от ненавистной школьной формы.
  5. Необязательно всё время сидеть за партой
    Во время урока каждый ученик может выбрать для себя удобное место. Это необязательно должна быть парта, ведь в финской школе можно сидеть на диване, в кресле или прямо на полу.
  6. Небольшие домашние задания
    В Финляндии детей не заставляют заниматься дома и страдать от бесконечного потока письменных упражнений. Учителя считают, что свое личное время дети должны проводить в компании родителей, а не учебников. На выполнение домашнего задания финские дети тратят не более 15–30 минут в день.
  7. Отсутствие экзаменов
    В Финляндии школы готовят детей не к череде экзаменов, а к жизни. Поэтому в финских школах нет экзаменов. По своему усмотрению каждый учитель может провести небольшую контрольную, обязательным считается лишь стандартный тест, который все ученики проходят в 16 лет.
  8. Некоторые школы отменили все предметы
    Такое решение было принято для того, чтобы дети имели возможность изучать определенную тему с разных сторон в течение длительного периода времени.

    Вместо шести уроков каждый день — недельные разделы по одной теме. К примеру, феномен эмиграции дети изучают с точки зрения истории, географии, культуры. Зачастую дети сами придумывают вопросы и ищут на них ответы.

  9. Перемена в 15 минут
    Каждые 45 минут финские школьники имеют возможность отдохнуть в течение 15 минут. К сожалению, во многих наших школах дети отдыхают совсем мало — по 5–10 минут.
  10. Учителя
    В Финляндии быть учителем не просто почетно, но и очень престижно. Ведь заработная плата учителя колеблется в пределах 3 500 евро. В университете Хельсинки при поступлении на педагогический факультет всегда огромный конкурс — 20 человек на место.

    Именно поэтому учителя в Финляндии самые лучшие. При этом в школах не существует жесткой программы обучения: каждый учитель сам решает, каким образом будет вести уроки.

  11. Питание
    Питание в финских школах более разнообразное, чем в наших учебных заведениях. На сайте каждой школы раз в месяц публикуется меню, каждый ребенок может выбрать любимые продукты и блюда. В меню учтены разнообразные диеты, а также предпочтения вегетарианцев.

Тема свободного образования уже давно будоражит умы и на просторах нашей родины. А как ты относишься к подобным школам? Обязательно поделись своим мнением в комментариях!

Автор статьи

Виктория Поплавская

Считает, что искусство не знает отдыха! Увлекается рисованием, привыкла смотреть на жизнь взглядом художника. Уборку в доме и приготовление различных блюд считает не работой, а удовольствием: ведь к любому делу можно подойти творчески! Обожает нестандартные методы решения проблем. Любимая книга Виктории — «Три товарища» Э. М. Ремарка.

takprosto.cc

В Финляндии школьники изучают не предметы, а явления

 Финская школа: своими глазами

Стоило журналистам написать, что Финляндия отменила предметы в школах, и мир буквально сошел с ума. Новость перепечатали на всех языках мира, а толпы людей бросились выражать свое восхищение и непонимание. Что в действительности произошло в Финляндии можно было выяснить только одним способом: стать учеником самому.

Что я и сделал в школе Ressu в Хельсинки, раньше всех в стране применившей новый метод преподавания.Более того, в августе 2016 года в школе приняли еще более экспериментальную программу и уже сейчас можно понять, к чему она привела. Опережая события, я позволю себе спойлер: то, что я увидел, просто снесло мне голову.

Фото: Александр Мурашев

Начиная с этой строчки будет очень много слов, которые с трудом поддаются адекватному переводу на русский. Первое из них — само название новой методики. Финны называют ее phenomenon based learning, и в реальности школьники действительно изучают не предметы, а явления. Математика, история и прочая школьная классика никуда не делась, но уроков в традиционном понимании теперь действительно нет. Их место заняли «разделы» (units): в течение шести недель школьники изучают определенную тему с помощью разных дисциплин.

«Явлением может быть тема мигрантов, — объясняет мне директор школы Лина Лиусваара. — То есть — социология. К ней добавляется география: откуда приехали эти люди? Почему они приехали? Потом добавляется история: что произошло перед этим? Что может произойти дальше? Есть ли какие-то повторяющиеся события в истории человечества, когда люди перемещаются по миру в поисках прибежища? Сюда же легко добавить экономику: культуру еды, которую привозят эти люди вместе с собой. Ведь мы, финны, сами кочевники с берегов Волги. Сейчас у нас есть СМИ, и мы можем открыто об этом говорить. Семьсот лет назад у нас не было таких средств, но «явление» было: люди в поисках лучшего меняют место жительства. В этом и есть «феномен»: изучать не предмет, а смысл через предмет».

Школьники создают солнечную систему из упаковки для яиц и красок/ фото: Александр Мурашев
С нуля

Перед моей одиссеей по школе, Лина чертит на листе что-то похожее на египетскую наскальную живопись. По сути, с этого рисунка начинается та самая революция, ради которой в эту страну приезжают перенимать опыт учителя со всего мира. Финны начали с нуля, ответив на самые пугающие вопросы нынешней системы образования: какая информация и знания нам сейчас могут действительно пригодиться в жизни? Как эти знания на нас влияют? Наконец, самый важный: для чего нужна школа в век, когда от информации тяжелее защититься, чем ее получить? «Это — голова ученика, — говорит Лина, расставляя в круге точки и соединяя их между собой. — Мы задаем этому миру вопросы и получаем на них ответы из самых разных источников. Ученики пытаются найти связь между тем, что они уже знают и той информацией, что приходит из внешнего мира.А учитель нужен для того, чтобы помочь эту связь найти. Скажем, мама чему-то меня научила. Затем я прочел об этом сам. Появляется связь. Затем об этом говорит учитель в школе. Теперь у меня есть полное понимание. Так появляется цельный «феномен».

Рисунок директора школы Лины Лиусваары/ фото: Александр Мурашев

Много раз позже я увижу это своими глазами: вопросы ученикам не задаются — они должны придумать их сами. А учитель помогает им прийти к собственным заключениям. Для финской школы именно в этом основа всего образовательного процесса. Школьные коридоры и стенки классов увешаны рисунками и табличками с нашими «запросами»: «Кто мы?», «Как это устроено?», «Как происходят изменения?». «Такой подход мы начинаем практиковать с первого класса, — рассказывает Лина. — Тема для всех одинаковая, но какие запросы они делают и как к ней подойти — дети решают сами. Вот это раздел четвертого класса. Сейчас тема «кто мы такие?». Каждый год подход к феномену меняется. В первом классе — это кто я такой? Откуда я? Каков мой родной город Хельсинки? Мои корни, откуда мои родители и ближайшее окружение, жил ли я в другой стране и как мы прибыли в Финляндию? Теперь же центральная идея — изменения, через которые проходят люди на разных этапах жизни, и как они влияют на то, как мы воспринимаем «себя». Физические, социальные, психологические изменения. Как вы себя воспринимаете? Как это влияет на ваши отношения с другими? Это ключевые концепции, платформа ученика. Начиная с пятого класса все идет еще глубже. Мы начинаем искать связи между вопросами, рассматриваем как вещи сочетаются определенным образом, больше и больше создаем сеть связей в своем мозгу».

Тема раздела “Кто мы такие” на стенке в школьном коридоре — так, чтобы родители тоже видели, что в этот самый момент проходят их дети/ фото: Александр Мурашев

Мигранты — тема хоть и актуальная, но не самая острая. В прошлом году восьмиклассники захотели обсудить вопрос абортов, что наверняка повергло бы в шок россиян, напуганных историями о сексуальном воспитании в западных школах. «Девочки объясняли дилемму внутри этого феномена: «в мире есть такое явление, как «аборт». Но что за ним стоит? Как мы принимаем это явление и как нет? — говорит Лина. — И дискуссия, и письменные работы на эту тему были глубокими. Учителя помогали детям правильно подойти к этическим дилеммам и ресурсам, которые они искали. На подготовку такой работы уходят недели. Это были не только эссе, кто-то делал презентации и видео. Рамок в выборе тем фактически нет — главное этика. А этично то, что ты сам считаешь хорошим и плохим, правильным и неверным».

Все как в жизни

Первый же шестинедельный раздел, который я вижу своими глазами — «механизмы и изобретения». «Это что-то вроде естествознания?» — пытаюсь я перевести финские инновации на понятный для классического школьного мышления язык. «Может быть, — отвечает Лина. — А еще это может быть искусство. История: как вещи вокруг нас развивались и менялись с древних времен. И главное — как эти механизмы и изобретения влияют на нашу повседневную жизнь».

Фото: Александр Мурашев

За что я готов устроить финнам стоячую овацию — так это за то, что абсолютно все получаемые в школе знания неразрывно связаны с реальной жизнью. Детям все время предлагают задать себе вопросы, что лично им дает каждый изученный раздел. В классе работы по текстилю (факультативное, но весьма популярное занятие как среди девочек, так и мальчиков) Лина наклоняется к восьмилетней школьнице, что-то увлеченно печатающей на iPad: «Не хочешь рассказать русскому журналисту мистеру Мурашеву, чем ты тут занимаешься?». На идеальном английском школьница рассказывает мне о том, что фиксирует свои ощущения от работы с «изобретением» — швейной машинкой. Записывает, что она чувствует в процессе выполнения работы, насколько легко ей это дается, как именно изобретение может пригодиться в жизни… Ее не смущает ни один из вопросов, который задает ей незнакомый человек с камерой наперевес. Но это отсутствие благоговения перед учителем и стеснения перед посторонними вообще объединяет всех школьников в Ressu. Здесь ощущается вежливое и уважительное отношение, но нет затравленных взоров в сторону директора. Учителя и ученики общаются на равных: дети могут называть взрослых по имени, свободно с ними советоваться и перешучиваться. «Есть ли кто-то, кто не хочет фотографироваться для материала о финском обучении?», — спрашивает у детей Лина. Этот вопрос будет повторяться в каждом классе и каждый раз дети будут давать взвешенные ответы (откажется только три ребенка). Может, в этом общении на равных с детства и скрывается секрет того, что в разговорах со мной школьники выражали мысли глубже и мудрее, чем многие мои тридцатилетние знакомые.

Вот он, ответственный момент работы на уроке:

На другом из уроков третьеклассники изучают новые слова на английском: reuse и recycle (повторное использование, вторичная переработка). Тема раздела, который они проходят в течение шести недель — разумное использование природных ресурсов. С первых классов дети узнают о влиянии наших действий на окружающее пространство. В процессе языковой практики учительница Анна Харт рассказывает им о том, что используемые нами бумажные полотенца на самом деле сделаны из дерева. После чего детей побуждают самих искать причинно-следственные связи: как наши действия могут помочь уменьшить количество мусора на планете и сэкономить драгоценные ресурсы? За неделю до моего визита у детей была горячая дискуссия на эту тему и все выступали со своими предложениями. Так, для начала школьники сами решили разрезать бумажные салфетки надвое, а затем придумали сшить вместо них полотенца из ткани. Все просто: зачем тебе новое слово, если ты не понимаешь что за ним стоит? И зачем тебе новые знания, если ты не понимаешь, как применить их в реальной жизни?

Дети сидят в круге, учительница Анна Харт вместе с ними/ фото: Александр Мурашев

«Говоря о вторичном использовании и переработке мы обсуждаем материалы, которые используют люди, — говорит Анна. — Дети изучают их, описывают ощущения, проводят собственные тесты — например, на водонепроницаемость. А потом мы вместе разбираем результаты в классе. В пример приводятся игрушки: какие материалы используются для их создания? В качестве задания дети приносят старые игрушки из дома и составляют план как их можно использовать вторично — например, перекрасить или сделать из них что-то новое».

Во время урока дети сидят на ковре в круге, а учительница — рядом с ними. Когда школьники начинают слишком громко между собой общаться, Анна переходит на шепот. «Я поняла, что это более действенный метод для привлечения их внимания, чем повышать голос», — объяснит мне она позже. Еще один элемент — наушники для каждого ребенка. Как только кто-нибудь из ребят в классе чувствует, что его отвлекают звуки, он просто надевает звуконепроницаемые наушники и удаляется для самостоятельной работы. Так, один очень серьезный мальчик взял их и целиком погрузился в процесс шитья полотенца.

Фото: Александр Мурашев

Почти каждой фразой Анна обращается к детям, побуждая их выносить собственные суждения. После занятий она показывает мне конспект того, как проходят занятия: Анна старается фиксировать, какие вопросы дети задают, к каким выводам приходят и как это влияет на обучение. «Я делаю это, чтобы они видели: от личного вклада каждого выигрывают все, — говорит Анна. — И еще я поняла, что детей прекрасно мотивирует принятие собственных решений. Даже если я придумала какую-то идею, куда действеннее, если они додумаются до нее сами. Я могла бы предложить им сшить эти полотенца, потому что сама считаю это более экологичным способом вытирать руки. Но они дошли до этой мысли в процессе бурной дискуссии. У нас до сих пор есть школьники, которые просят им сказать, что делать. Но наша цель в том, чтобы ребенок сам осознал свои навыки и таланты, сам понял как их можно использовать. Когда я училась в школе, все было иначе. Самым важным считались академические успехи и вам не нужно было быть независимым мыслителем. Не нужны были социальные навыки или понимание как делиться мыслями с другими. Вы должны были просто слушать учителя и делать так, как он говорит. Но когда вы заканчиваете школу, что вы можете сделать с таким багажом? Особенно учитывая, что мы не знаем, какие профессии будут у этих детей через много лет. Возможно, еще будут учителя и врачи, но все остальные виды деятельности могут совершенно отличаться».

Даже если ученик отказывается отвечать на какой-то вопрос учителя, это остается его выбором — и преподаватель его уважает:

Видео: Александр Мурашев

Перед уходом я подмечаю еще один момент: Анне приходится буквально уговаривать детей выйти на переменку и побеситься на улице. Многие школьники просят у нее разрешения остаться в классе и продолжить работу.

Шитье полотенец — часть обучения в рамках раздела “Разумное потребление ресурсов”/ фото: Александр Мурашев
Что нам действительно нужно

«Сегодняшние первоклассники будут работать через двадцать лет, когда мир будет совершенно другим, — подтверждает позднее Лина. — Мы не знаем, какие предметы или знания будут нужны через пятьдесят лет, когда сегодняшние школьники еще еще будут активно работать (в Финляндии мы выходим на пенсию в возрасте 70 лет). Правда в том, что обучение через «традиционные предметы» не отражает настоящую жизнь. Попадая в какой-нибудь новый город мы не идем в уме за разделом «история», доставая все свои знания по этой дисциплине. Нужно очень точно понимать какая информация действительно потребуется во взрослой жизни. Например, я не помню названия растений или птиц у себя во дворе. Но к счастью, на этот случай у меня под рукой есть интернет. Да, некоторые вещи не так легко освоить в пятьдесят лет: скажем, выучить язык. Поэтому школа — правильное место для изучения языков и взаимодействия с их носителями. Точно также в школе вы узнаёте, как устроена базовая математика, но вам необязательно зубрить интегралы. Я учила их тридцать пять лет назад, когда они были нужны для подготовки к экзамену. Но с тех пор я их ни разу не использовала. Так зачем мне тратить столько времени на вещи, которыми я никогда не воспользуюсь в жизни?».

Запросы на стенках класса/ фото: Александр Мурашев

Формулы и интегралы заменило понимание причин и следствий каждого решения в нашей жизни. В этом смысле у классических школьных предметов появляется конкретная цель: если вы станете политиком, вам потребуется изучить историю и узнать последствия определенных поступков. «Детям нужно научиться самому процессу обучения — так, чтобы во взрослой жизни они всегда могли адаптироваться к новому. — говорит Лина. — Они должны уметь работать друг с другом и быть открытыми самым разным людям: разного цвета кожи, с разными ограничениями… ведь эти люди вокруг нас. Они должны знать об экологичных решениях, ведь у нас на всех только одна планета и нам нужно жить соответственно».

Фото: Александр Мурашев
Экономика на кухне

Навязшее в зубах и донельзя исковерканное понятие «толерантности» в финской школе носит такой же прикладной характер: три часа в неделю у семиклассников проходят уроки экономики. Практические занятия проводятся… на кухне. Дети готовят вместе еду, а затем вместе ее едят. Я замечаю девочку в хиджабе, которая бок о бок с финнами готовит какое-то блюдо. Знакомство с другими культурами через еду и традиции сервировки блюд — часть обучения через явления. «Восприятие международных элементов — один из процессов обучения, на которой мы делаем упор, — говорит Лина. — Детям нужно понимать и уважать, что не все в мире одинаково. Выезжая за пределы страны, они увидят, насколько отличается мир». Единственный вопрос, который у меня остается — как все это связано с экономикой? Оказывается, в рамках раздела у школьников есть один предмет на выбор — и они решили «создать» кафетерий. «Теперь им нужно рассчитать финансовые затраты, определить какие ингредиенты закупать, по каким ценам продавать и как выйти на прибыль, — говорит Лина. — Фактически, они тренируются друг на друге».

Совместное обучение — важная часть «изучения явлений»: в процессе занятий один ребенок может обучать другого. «Вспомните старомодный класс — учитель перед детьми, сидящими в ряд. Нам бы хотелось видеть, как дети сотрудничают в группах. Мы называем этот метод коллаборативным обучением, — рассказывает Лина. — Эта возможность поделиться знаниями с другими отлично ложится в концепцию обучения на основе феноменов. Так мы создаем больше связей в уме».

Впрочем, часть увиденных мной занятий все еще проходит в той самой «старомодной» манере. «В прошлом есть много хорошего и мы не хотим это просто так отбрасывать, — объясняет Лина. — Школа, которую мы хотим видеть — это комбинация нового и старого. Если какие-то приемы из пролшлого работают — не нужно от них избавляться просто из принципа. Поменяйте их так, чтобы было лучше ученикам. Но не лучше системе образования, не лучше школе как институту. Потому что школа — это дети. По крайней мере, я это вижу именно так».

В перерыве между занятиями я чувствую себя Болтуном Кинтом в «Обычных подозреваемых»: сижу в учительской, внимательно изучая стены и запоминая информацию. Старая истина: все складывается из мелочей. Вот на стенке результаты преподавательского коллоквиума по психологическому самочувствию каждого из учеников. Вот список детей, у которых диабет — с фотографиями и рекомендациями по питанию. А вот фотография девочки, у которой аллергия на укусы пчел и подробная инструкция, что делать в случае анафилактического шока (лекарство для нее всегда есть в учительской). «Это муниципальная, не частная школа», напоминаю я самому себе.

Записка на стене от учителя: “Дорогие ученики, я верю в вас. К вам прислушиваются, о вас заботятся. Вы важны. С любовью, миссис Харт” / фото: Александр Мурашев

В тот день я увижу еще много уроков. Изучающие солнечную систему второклассники будут создавать планеты из яичных упаковок и красок. Темой раздела окажется вращение земли и влияние этого явления на смену сезонов и на всех живых существ. Группы детей создавали свои модели (каждая группа — свою планету), а потом рассказывали классу о собственных открытиях. В каждой группе ученики распределялись по ролям: один — лидер, второй — писатель, фиксирующий процесс. Третий отвечает за все материалы. А четвертый следит, чтобы все было сделано вовремя. В качестве другого раздела дети проходят то, как безопасно делиться своей информацией в интернете — своеобразный онлайн-этикет. К слову, у школьников есть своя интернет-платформа, где к их блогам есть доступ только у одноклассников и родителей. Считайте это тренировкой перед осознанным вступлением во взрослый мир «Фейсбука».

Вот одна из групп создает солнечную систему:

Когда нет никаких рамок

Напоследок настоящим ударом под дых для меня станет урок труда — вернее, как здесь это называют, «мастерство». Такие занятия начинаются с восьмого класса: они факультативны, но отбоя от желающих заниматься нет. Хватит нескольких минут, чтобы понять причину популярности этих уроков: трудно удержаться от зависти, когда видишь, что у этих школьников нет абсолютно никаких рамок того, что они могут создать. Огромный сварочный и лакокрасочный цех, набор инструментов во всю стенку, 3D-принтеры — размаху позавидовала бы IKEA.

Лакокрасочный цех/ фото: Александр Мурашев

Перед уроком длинноволосый восьмиклассник показывает мне сделанную им электрогитару — с дизайном, который разработал он сам. «Это факультативный курс, поэтому я не собираюсь говорить им что сделать. Я хочу, чтобы у них была свобода. — рассказывает мне учитель Пааво Пелтомаа. — Я прошу их сделать какие-то обязательные вещи только первые два года. Какие? Дверной звонок, радио, аудиоколонки, настенные часы…». Пааво показывает мне усилители звука с разным дизайном, которые создавали школьники. Дети могут делать что-то в одиночку, а могут объединяться — если проект большой и интересен кому-то еще из одноклассников. При мне одна из девочек с азартом занималась сваркой огромного педального веломобиля — из тех, что ездят по городским паркам. Задача учителя — обеспечить возможность и безопасность процесса. А еще ненавязчиво разряжать атмосферу. «Я бы повесил такую вещь дома, — говорит Пааво, любуясь очередными дизайнерскими настенными часами. — Когда автор этих часов придет ко мне их забирать, я скажу: «Прости, они где-то потерялись». Я бы не удивился, если бы кто-то выложил за эти часы круглую сумму на аукционе».

Учитель Пааво Пелтомаа показывает сделанную учениками колонку. Дизайн тоже создан школьниками/ фото: Александр Мурашев

«Мы могли бы заканчивать свои проекты раньше, просто мы ленивые, — объясняет мне другой школьник во время экскурсии, которую сам же решил мне провести. — Я вот закончил колонку, но мне не понравился дизайн — так что я его переделал. Это маленький проект, на один-два месяца». Так я и провожу остаток вечера в финской школе — за обсуждением достоинств и осмысленности обучения. С четырнадцатилетними ребятами.

Это — лишь десять процентов пространства и оборудования:

Видео: Александр Мурашев
Домашняя работа 2.0

«Хотел бы я чтобы у меня в детстве была такая школа», — вздыхаю я, выходя из очередного кабинета. «Да… Я тоже», — говорит мне ее директор Лина. Даже домашние задания (которые, вопреки популярным слухам, в Финляндии все-таки есть) отличаются от того, к чему мы привыкли. И дело не только в том, что школьники могут выбрать день, когда его сделать. «Весь вопрос почему им дается работа и какая именно, — объясняет Лина. — Это может быть интервью. Или помощь маме по работе на кухне: скажем, вынести мусор. Успех измеряется тем, насколько ребенок помог маме. На уроках истории школьникам задают узнать, как жили их бабушки в пятидесятые, какой в то время была школа. Им нужно сравнить и оценить как изменилась система образования, как учеба помогла семье создать что-то большее. Или это может быть два-три простых математических примера, просто чтобы поддерживать практику. Ничего больше. Если вы спросите школьников, они скажут: я делаю домашнюю работу максимум 20 минут. Или иногда даже так: «Если я делаю работу, то на это уходит не больше двадцати минут».

В этом еще один, совсем простой, но невероятно важный секрет финской школы. Прямо сейчас все больше родителей в мире обвиняют школу в том, что за подготовкой к экзаменам и кучей домашних заданий дети лишаются главного — своего детства. «У детей есть возможность учиться за пределами школы, — говорит Лина. — Эта учеба — их социальная жизнь и семья. Я как директор хочу, чтобы дети проводили время с родителями. Мама и папа — это не просто люди, которые приводят детей в школу, они участвуют в их жизнях. Вполне достаточно хотя бы спросить как прошел твой день в школе. Покажи свой интерес, но не встревай. Сейчас их очередь учиться, не твоя».

Дерево — метафора формирования нашей личности/ фото: Александр Мурашев

По результатам международной программы по оценке качества обучения PISA финские школы остаются в первой пятерке сильнейших. Но за этими результатами в Ressu никто не гонится и никто им не следует. С оценок и соблюдения школьной программы всю систему развернули в сторону самого ученика и его собственное познание мира — решение, которое лично у меня вызывает настоящее восхищение. «Технологии меняются, но школьная система осталась фактически неизменной с шестнадцатого века, — говорит Лина. — И мы должны постоянно бросать этому вызов. Зачем нам нужны школы как институты? На мой взгляд, нам все еще нужно собирать детей вместе, потому что они должны учиться друг у друга. Это правило коммуникации — ты не можешь научиться чему-то только при общении с людьми старше тебя на тридцать лет. Сейчас мы смотрим в будущее: будут ли в нем дети все еще ходить в здание, которое называется «школой»? Или школа просто останется понятием, некой платформой, в которую ты можешь выходить из любого места с помощью очков виртуальной реальности?».

Я не знаю, верный ли ответ на вопрос «для чего нужна школа» нашли в Финляндии: это мы увидим через те самые двадцать лет, когда сегодняшние финские школьники будут создавать совсем другой мир. Но я уходил из школы Ressu с очень сильным ощущением: предложенные здесь ответы остаются для меня одними из самых убедительных.

Рекомендуем:

  1. Велопрогулка по южной Финляндии
  2. Блошиные рынки Финляндии
  3. Маленькие музеи Финляндии
  4. «Зеленые» технологии в Финляндии
  5. Почему туристам удобно отдыхать в Финляндии

nordicdesign.ru

Оставить комментарий