Влияние музыки на интеллект – Консультация на тему: Консультация для родителей и педагогов “Влияние музыки на интеллект ребёнка” | скачать бесплатно

Содержание

Влияние рок-музыки на интеллект человека.Это интересно!

Интеллект человека зависит от того, какую музыку он слушает … Пока другие ученые исследуют правильное питание для похудения, загадочные «британские ученые» сделали сенсационное заявление о том, что коэффициент развития интеллекта (IQ) напрямую зависит от того, какой стиль музыки нравится человеку. Всем известно, что уровень интеллекта, который давно придумали измерять при помощи коэффициента IQ (intelligence quotient) зависит от музыкальных пристрастий. Ученые подобрали испытуемых, с которыми провели ряд тестов и опросов. Основная суть исследований заключалась в том, чтобы определить, какие стили музыки негативно влияют на умственные способности человека. Скорее всего, британские ученые вступили в заговор с родителями мятежных подростков, поскольку в список потенциально опасных для интеллекта вошли самые распространенные и горячо любимые молодежью направления. Кстати, ученые довольно быстро при помощи тестов определили любопытнейшую тенденцию. Самые низкие результаты в тестах на определение IQ показали те, кто много лет увлекается стилем хип-хоп, а также r’n’b. Таким образом, рэперов назвали самыми «недалекими» среди всех испытуемых. Для тестов использовали классический опросник для определения IQ, так и по традиционный тест по школьной программе, туда был включен основополагающий общеобразовательный материал. Более высокие показатели были у их ровесников, которые предпочитают классическую и симфоническую музыку. К величайшему огорчению родителей, ТЕ ДЕТИ, КОТОРЫМ НРАВИТСЯ ТЯЖЕЛАЯ МУЗЫКА И РОК– ОБЛАДАТЕЛИ ОДНИХ ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА. Существует очень тесная связь между музыкальными предпочтениями людей и разными типами личности, утверждают британские психологи, которые опросили 36 тысяч человек из разных стран мира. Это исследование считается самым крупным из всех когда-либо проводившихся. Судя по его результатам, любители классической музыки — робкие и застенчивые, а поклонники хэви-метал — добрые и непринужденные. В процессе исследования ученые опросили 36 тысяч человек из разных стран мира. Они должны были разместить 104 музыкальных стиля в порядке личного предпочтения и ответить на вопросы, позволяющие определить их характер. Некоторые результаты исследования стали для ученых неожиданными: «Один из фактов, который нас удивил больше всего, тот, что люди, любящие классическую музыку и хэви-метал, очень похожи. И те, и другие — личности творческие и непринужденные, но не очень общительные», — говорит один из профессоров. «В обществе бытует стереотип поклонника тяжелого рока как человека, находящегося в глубокой депрессии со склонностью к суициду, принято считать, что рокеры — опасные элементы общества. На самом деле, они безобидны, и даже полезны для социума в целом. Это очень тонкие натуры», — добавляет ученый. Музыкальные стили и свойственные черты характера их поклонников:


Влияние рок-музыки на интеллект человека.Это интересно!


* БЛЮЗ — Высокая самооценка, творческий, коммуникабельный, мягкий и спокойный.

* ДЖАЗ — Высокая самооценка, творческий, коммуникабельный, спокойный. * КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — Высокая самооценка, творческий, замкнутый, спокойный. * РЭП — Высокая самооценка, коммуникабельный.

* ОПЕРНАЯ МУЗЫКА- Высокая самооценка, творческий, мягкий.

* КАНТРИ — Трудолюбивый, коммуникабельный.

* РЭГГИ — Высокая самооценка, творческий, не труженник, коммуникабельный, мягкий и спокойный. *
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ — Творческий, коммуникабельный.
* ИНДИ — Низкая самооценка, творческий, не труженник, неспокойный.
* РОК/ХЭВИ МЕТАЛ — Низкая самооценка, творческий, не труженник, не общительный, мягкий и спокойный.
* ПОПСА — Высокая самооценка, не созидательный, трудолюбивый, коммуникабельный, мягкий и спокойный.
* СОУЛ — Высокая самооценка, творческий, коммуникабельный, мягкий и спокойный.

**********************************************

Рок повышает интеллект, правда, если звучит негромко. К такому выводу пришли физиологи из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, изучив влияние музыки на работу мозга. Как сообщили в институте, в исследовании приняла участие группа добровольцев в возрасте от 22 до 47 лет. Волонтеры в наушниках слушали классическую музыку (Моцарта, Бетховена, Баха и т.д.) и рок-музыку (в том числе в исполнении “Rolling Stones”). А параллельно испытуемые смотрели на монитор, распознавая, что за картинки на нем демонстрируются. Выяснилось, что под влиянием одних музыкальных произведений работа мозга у людей улучшалась, а от других — ухудшалась. Значение имела даже громкость звучания. Оказалось, что на классические произведения мозг реагирует так же, как на решение задач или прослушивание текстов. Мыслительный процесс улучшается, если такая музыка звучит громко — в диапазоне от 40 до 60 децибел. Рок же стимулирует умственную деятельность и память при тихом звучании — не более 30 децибел. Если же включить его громко, то он усиливает эмоциональное напряжение и тревожность, а также подавляет интеллект.

************************************

Вы до сих пор считаете, что тяжелый рок — музыка для угрюмых подростков? Или что классическую музыку предпочитают люди спокойные и утонченные? А попсу и R’n’B слушают в основном тусовщики, любители повеселиться?

Ученые уже много лет исследуют взаимосвязь музыкальных предпочтений человека с его характером, интеллектом и настроением. Поверьте, результаты их изысканий способны вас удивить. Начнем с того, что рокеры… Это утонченные натуры с высоким IQ. По результатам различных тестов на интеллект и эрудицию они обогнали даже любителей симфонической музыки. А те, кто слушают попсу, трудолюбивы и исполнительны. Неожиданно, правда?

В не столь далекие восьмидесятые годы рокеров в нашей стране приравнивали чуть ли не к сатанистам. Мрачные парни и девушки в кожаных куртках с заклепками наводили страх на окрестных бабушек и молодых матерей. Из-за атрибутики и присущего рокерам бунтарского духа в сознании обывателей укрепился стереотип: поклонники этой музыки опасные, практически асоциальные личности. Ездят на грохочущих мотоциклах, гремят цепями, употребляют алкоголь… В общем, всем было понятно, что приличному человеку следует держаться подальше и от такой компании, и от их грохочущей музыки.

Людям культурным и образованным предписывалось слушать классическую музыку, в крайнем случае — блюз или джаз. К поклонникам незамысловатых песенок «про любовь» и прочей эстрадной музыки относились чуть более снисходительно, однако считали их бездельниками, которые только и могут, что ходить по танцулькам.
Еще одно расхожее мнение гласило, что веселая музыка поднимает настроение, а печальные и мрачные мелодии, напротив, вгоняют в депрессию. Этот миф живуч до сих пор. Попробуйте признаться друзьям и близким, что у вас плохое настроение, депрессия, или на любовном фронте неприятности – а потом включите слезливую песню. Обязательно найдется человек, который скажет вам: «Зачем ты травишь себе душу, включи что-нибудь повеселее!».

Все вышеперечисленное – примеры разнообразных стереотипов о связи музыки, которую слушает человек, с его образом жизни и характером. В какой-то момент вопросом заинтересовались ученые. Они решили проверить, действительно ли существует зависимость между музыкой и характером, эмоциональным состоянием и даже – чем черт не шутит — уровнем интеллекта ее слушателей. И если да — то какая? Результаты их исследований оказались большим сюрпризом.

То, что музыка действительно влияет на настроение, вряд ли кого-то удивит. Но не все знают о том, что в плохом настроении не рекомендуется слушать мажорные мелодии. Нет, существует, конечно, определенная категория людей, которым это и правда помогает – но таких немного. Дело в том, что диссонанс между настроением исполнителя и вашим способен вогнать в еще большую депрессию. А вот надрывные песни, как ни странно, в таком состоянии дают ощущение сопереживания. Так что если ваш друг загрустил и слушает печальные баллады про смерть и тщету бытия, не мешайте ему. Возможно, это его личный способ терапии. Как только ему станет легче, он непременно включит «Don’t worry, be happy».

А как насчет связи музыки и характера? В 2008 году ученые из университета Хэриот-Уотт (Эдинбург) во главе с профессором Адрианом Нортом, главой кафедры прикладной психологии, решили проверить, связаны ли музыкальные предпочтения с интеллектом и характером слушателей. В ходе исследования ученые опросили 36 тысяч человек из разных стран мира. Для определения уровня интеллекта добровольцев использовались классические тесты на IQ, а также перечень вопросов по программе общеобразовательной школы. Возможно, ученые вступили в сговор с родителями и решили доказать подросткам, что слушать тяжелую музыку и рэп небезопасно для их мозга.

Результаты удивили самих исследователей. Связь между музыкой и типом характера действительно существует. Но какая!

«Один из фактов, который изумил нас больше всего, — это то, что поклонники классической музыки и тяжелого рока очень похожи», — признался автор эксперимента Адриан Норт. На радость подросткам и к огорчению родителей, наиболее высокий интеллект продемонстрировали поклонники классической музыки… и рок-н-ролла! Их показатели были равны. Какая брешь в воспитательной практике! Теперь нельзя сказать сыну или дочери: «Не слушай хэви металл, а то поглупеешь, включи лучше Моцарта».

Впрочем, как показывает жизнь, во взрослом возрасте многие рокеры приобщаются к классическим произведениям. Но и рок-н-ролл не забывают. Неудивительно, что характеристики поклонников обоих жанров оказались схожи. «И те, и другие — личности творческие, непринужденные, но не очень общительные», — рассказывают исследователи.

К тому же любители рока оказались тихими, тонко чувствующими интровертами. «В обществе бытует стереотип поклонника тяжелого рока как человека, находящегося в глубокой депрессии со склонностью к суициду, принято считать, что рокеры — опасные элементы общества, — говорит Норт. — На самом деле, они безобидны, и даже полезны для социума в целом. Это очень тонкие натуры».

Самыми недалекими, увы, были признаны поклонники рэпа, хип-хопа и R’n’B. Они показали самые низкие результаты IQ-тестов. Зато они, как и поклонники рэгги, демонстрируют завидно высокую самооценку и хорошую коммуникабельность. Любители джаза и блюза тоже не страдают самоедством. Их сводные характеристики оказались таковы: «Уверенные в себе, творческие, общительные и непринужденные». Причем поклонники блюза в массе своей оказались еще и добрыми, а вот о доброте джазистов ученые почему-то умолчали…

Ценителей классической музыки охарактеризовали как уверенных в себе, творческих и раскованных интровертов, а любителей оперы – уверенных в себе, творческих и добрых. Те, кто любит танцевальную музыку, в большинстве своем оказались креативными и общительными, но жесткими по характеру людьми.

Любители инди, как утверждают исследователи, люди «с низкой самооценкой, творческие, не очень трудолюбивые, жесткие». Кто бы подумал, правда? А слушатели рэгги обладают высокой самооценкой, общительны, добры, но не слишком трудолюбивы. И самое забавное – наиболее трудолюбивыми оказались как раз поклонники попсы. Соперничать с ними в усердии могут лишь те, кто любит кантри-музыку. Словом, советские бабушки были кругом неправы. Рокеры — люди тихие и интеллигентные, а «любители попрыгать по дискотекам», оказывается, самые работящие!

**************************
От себя добавлю что с детства слушаю рок и ни дурой ни сатанисткой не являюсь.

vilingstore.net

популярные мифы и научные гипотезы

Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?

Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?

Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?

Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.

Эффект Моцарта — от научной гипотезы…

В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.

Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.

Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.

Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.

Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.

… к популярному мифу

Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.

Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.

Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.

Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.

Играть — не слушать

Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.

Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.

Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.

Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.


 

Несколько экспериментов

В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).

Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться.

Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.

Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования.

Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.

Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.

Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их. 

Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.

Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная. опубликовано econet.ru  

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Влияние музыки на интеллект ребёнка — WomanWiki

Фото: myrtilleshop/Rusmediabank.ru

Влияние музыки на интеллект ребёнка – воздействие музыкальны произведений на интеллектуальное развитие ребенка.

Актуальность

Интеллектуальная деятельность ребёнка обеспечивается функциональной работой мозга. Эта деятельность связана с восприятием, передачей и переработкой информации. Как говорится, время диктует свои условия, поэтому необходимо, чтобы ребенок максимально влился в «поток», смог с легкостью воспринимать информацию, обрабатывать ее и использовать по назначению с максимальной отдачей. В связи с этим наметилась тенденция раннего обучения деток. К тому же, современная школьная программа более интенсивная и насыщенная, чем раньше. Поэтому чем лучше ребенок будет подготовлен, тем меньше риск того, что могут возникнуть такие проблемы, как повышенное состояния тревожности, стеснительность, отставание от сверстников. И развивать интеллектуальные способности ребеночка «с пеленок» поможет… музыка.

Влияние музыки

Влияние музыки на человека, и особенно на детей, уже давно доказано учёными. Существует огромное количество экспериментальных подтверждений, что «хорошая» музыка (как правило, это классическая музыка, но не только она) благотворно влияет на организм человека. Например, при прослушивании маленькими детьми музыки великого австрийского композитора Моцарта, дети быстрее развиваются интеллектуально.

Ребенок постепенно растет, учится, взрослеет и вливается в нашу жизнь со своими законами, требованиями, большим объемом информации. Поэтому так важно помочь ребенку в познании мира. Современная жизнь связана с постоянной умственной работой, поэтому очень важно, чтобы интеллекту ребенка с раннего детства уделялось большое внимание. В числе так называемых инструментов для развития интеллекта детишек выступает именно музыка. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, следовательно, она оказывает влияние на весь организм и развитие ребёнка.

Музыка и мозг

Когда же речь идет о формирующемся мозге маленького ребенка, то музыкальные воздействия (музыка, звуки, музыкальные инструменты, танцы) могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с рождения, а можно и раньше, имел возможность слышать красивую и «богатую» музыку. Так как ее восприятие доступно человеку еще до его рождения.

Ученые провели ряд экспериментов, связанных с влиянием музыки на интеллект детей младшего и дошкольного возраста. В методике было предложено выполнение заданий под музыку Бетховена. Двум группам детей, состоящих из 10 человек в возрасте 1,5-2 лет, для выполнения задания были предложены материалы, таблицы с нанесенными на них рисунками, разными цветами, проводилась работа со счетом объектов, их характеристиками, сортерами, что требует максимального интеллектуального сосредоточения. Эксперименты показали, что именно под музыку дети лучше усваивают материал, запоминают и выполняют задания. Благодаря прослушиванию музыкальных произведений у них возросла точность выполнения заданий, увеличился объем воспринимаемой зрительной информации, отмечена устойчивость внимания, что повлекло умственную продуктивность детей. Мамочки были очень довольны результатами и продолжили развитие своих детей в игровой форме в домашних условиях с использованием музыки.

Влияние разных видов музыки

Однако не всякая музыка одинаково полезна. Очень важно, какую музыку слушать. Тяжелая и слишком громкая музыка могут навредить ребенку, поскольку негативно влияет на работу нервной системы и эндокринных желез. Это может негативно сказаться на интеллектуальном развитии малыша. Шум мешает сосредоточению на подсознательном уровне.

Доказано, что особое влияние на развитие ребенка, его интеллектуальное развитие, оказывает музыка Моцарта, которую называют «богатой». Произведения прославленного композитора рекомендуется слушать во время игр с ребенком. Они несут мощный энергетический заряд, пробуждают смекалку и креативность, способствуют творческому мышлению, поиску нестандартных решений.

Музыка повышает умственные способности детей, память. Это связано с влиянием музыки на активность определённых генов и образование ряда белков, отвечающих за внимание и память.

После занятий с ребенком, можно прослушать расслабляющие звуки природы, которые помогают снять напряжение, бороться с усталостью после эмоциональных и умственных нагрузок. Причем, это может быть мелодичная трель, чириканье или кудахтанье. Важно, что все эти звуки успокаивают.

Музыка и звукотерапия способствуют концентрации внимания, координации движений, укреплению памяти, увеличению скорости мышления и диапазона восприятия звуков, развитию творческих способностей, а также способностей к изучению иностранных языков.

Раннее развитие ребенка с использованием музыки, песен, музыкальных инструментов способно в целом оптимизировать деятельность мозга, повышают природный интерес к учению, повышают эффективность учебных процессов, что положительно сказывается на физическом, психическом здоровье детей и их интеллектуальном развитии.

Ссылки

womanwiki.ru

популярные мифы и научные гипотезы / Блог компании Аудиомания / Хабр

Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?

Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?

Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.


Фото A Health Blog CC BY-SA

Эффект Моцарта — от научной гипотезы…


В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.

Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.

Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.

Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.

Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.

… к популярному мифу


Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.

Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.

Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.

Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.

Играть — не слушать


Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.

Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.

Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.

Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.


Фото Tristan Loper CC

Несколько экспериментов


В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).

Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.

Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.

Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.

Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.

Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.

Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.



Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

habr.com

Музыка, как она влияет на интеллект человека

Музыка и интеллект — взаимосвязанные понятия. Интеллектуальная музыка ценилась во все времена. Однако с недавних пор все изменилось: все начали слушать «Цвет настроения черный». И это печально. Ведь такая музыка для людей, которые не хотят развиваться и слушают все подряд. Нужно разобраться, какая музыка поможет развить интеллект. Сейчас развею миф, который появился в результате прослушивания той или иной композиции. Эффектом Моцарта названа музыка, повышающая интеллект.

Эффект Моцарта

Эффект Моцарта впервые описан в 1991 году, однако полноценно раскрыл эту тему только Дэниэл Левитин в 2007 в своей книге «This Is Your Brain on Music». Все говорят, что если ребенку дать послушать музыку, то он вырастет талантливым, но это не так. Ученые доказали, что пространственное мышление действительно улучшается почти до 9 баллов из 10, однако действует всего 10 минут.

Потому исследователи только отметили тот факт, что при прослушивании музыки временно улучшается только 1 тип мышления. И также было доказано, что не обязательно слушать какого-то отдельного исполнителя. Можно прослушать аудио книгу Кинга, если вам нравится его творчество. Это не значит, что если вы послушали не Моцарта, а что-то другое, то у вас не улучшиться какой-то навык. Из любого произведения, вы почерпнете что-то полезное.

Характер поклонников разных музыкальных жанров

За основу взяты уровни самооценки и черты характера основных музыкальных жанров.

  • высокая самооценка: соул, попса, рэгги, оперная и классическая музыка, рэп, блюз, джаз;
  • низкая самооценка – рок/хэви метал, инди.

Черты характера:

  • мягкий и спокойный – соул, попса, рок, рэгги, оперная музыка, классика, джаз, блюз;
  • неспокойный – кантри, рэп.

Интеллектуальная музыка

Вы постоянно отвлекаетесь от творческой или любой другой работы? Вам не хватает адреналина на душе или ходите погрустить? Да бросьте, вы просто устали! Чтобы мозг отдохнул и был готов к новым качественным умозаключениям, необходимо прослушать музыку для развития интеллектуальной деятельности. Факт влияния музыки на интеллект подтвердили британские ученые. Они говорят, что спокойная музыка больше всего успокаивает.

Для улучшения деятельности мозга

Вы знали, что ваш мозг каждую секунду обрабатывает много информации, что приводит к сильной усталости, которая не дает вам полностью сконцентрироваться на важном деле. Чтобы немного отвлечься от проблем, рекомендую послушать классическую музыку для развития интеллекта. Такие мелодии имеют простой, успокаивающий и запоминающийся мотив. Для того чтобы лучше насладится процессом и пустить в мозг кислород, проветрите комнату. Для такой цели послушайте Моцарта, Баха, Бетховена и Чайковского.

Для концентрации внимания

Я знаю, что вам постоянно не хватает концентрации внимания. Знаю по себе. Когда хочешь что-то сделать важное, обязательно кто-то, что-то или какая-то неведомая сила внутри тебя, начнет отвлекать. Как же это бесит! Даже когда написал это предложение, сразу отвлекся! Что же делать? А все просто, мне не хватает концентрации внимания. Я для концентрации слушаю Оксимирона, ведь у него в треках много интересных терминов и жизненный путь. Лично меня, и многих других людей, мотивирует его творчество.

Я мгновенно чувствую порыв новых сил и даже повторяю его текст, ведь у меня схожая судьба, но, увы, я пока не жил на окраинах мегаполиса, как он. Зато после прослушивания песен данного исполнителя, у меня начинают генерироваться новые мысли и идеи. Можете послушать мотивирующие песни других жанров:

  • A Walk: «Tycho».
  • Yellow Bird: «Pretty Lights».
  • Ghostwriter Remix: «RJD2».
  • India: «Boombox».
  • Amerimacka: «Thievery Corporation».
  • La Femme D’argent: «Air».

Для улучшения памяти

У вас плохая память? Вы часто забываете? Я вам помогу избавиться от этих проблем. Ищите музыку, которая имеет длинное вибрационное звучание. Они пронзительно попадают в головной мозг и активизируют импульсы, которые способствуют лучшему запоминанию. Эти звуки должны переходить от плавного до резкого звучания. В этом поможет тяжелый метал, где наблюдается обрывчатое звучание бас гитары, которая пропитывает до мурашек. После прослушивания вы сразу почувствуете небольшое головокружение или даже галлюцинации, но через 20 минут после окончания все стабилизируется, и вы вновь станете спокойным и уравновешенным. Также для улучшения памяти учите тексты известных рэперов, а также изучайте иностранные хиты, например, «Despasito».

Влияние классической музыки Вивальди

Вивальди – яркий представитель эпохи барокко. Композиции в этом стиле характеризуются спокойным темпом, примерно 60 ударов в минуту. Музыка здесь наполняется экстравагантным звучанием благодаря высокочастотным гармоническим обертонам. Неспешный ритм успокаивает.

В 2007 году исследователи изучали влияние стиля барокко на мозг с помощью томографа. Выяснилось, что пиковая активность мозга фиксируется в краткие моменты тишины между музыкальными частями.

Это связанно с тем, что в стиле барокко она звучит непредсказуемо. Этот эффект наблюдается не только после просшлушивания произведений Вивальди, но и Альбинони, Генделя, Баха и других композиторов. Вашему вниманию небольшая подборка классической музыки:

  • Концерт для фортепиано с оркестром №1, I часть Святослав Рихтер, Wiener Symphoniker, Герберт фон Караян, Пётр Ильич Чайковский.
  • Тема Одетты из II действия балета «Лебединое озеро» Orchestra of the Mariinsky Theatre, Валерий Гергиев, Пётр Ильич Чайковский.
  • Ария Германа «Что наша жизнь?» из оперы «Пиковая дама» Seiji Ozawa, Пётр Ильич Чайковский, Boston Symphony Orchestra, Tanglewood Festival Chorus.
  • Хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия оперы «Князь Игорь» Оркестр Большого театра, Хор Большого театра, Melik Pashayev, Александр Порфирьевич Бородин.
  • «Africa» — FAUSTO PAPETTI.
  • «Провинившееся счастье» — КАРАЧЕНКО СЕРГЕЙ.
  • L’Autunno, RV 293: III. La Caccia Антонио Вивальди, Fabio Biondi.
  • Concerto A Cinque in B-Flat Major No.1 Op.5: I. Allegro Томазо Альбинони, Zagreber Solisten.
  • Violin Concerto No. 2 in E Major: I. Allegro Иоганн Себастьян Бах.
  • Trio Sonata in D major, Op. 5 No. 2: III. Passacaile Trio Con Brio, Георг Фридрих Гендель.

Благодарность читателю

Спасибо дорогой читатель, что остаешься с нами! Развивайся и совершенствуйся! Мы поможем тебе познать новые возможности вашего мозга! Удачи вам во всех ваших начинаний! И слушайте правильную музыку!

[Всего голосов: 2    Средний: 2/5]

trenermozga.ru

Музыка и интеллект. – PSY-CHO

Интеллект человека зависит от того, какую музыку он слушает …

Пока другие ученые исследуют правильное питание для похудения, загадочные «британские ученые» уже сделали сенсационное заявление о том, что коэффициент развития интеллекта (IQ) напрямую зависит от того, какой стиль музыки нравится человеку.

Всем известно, что уровень интеллекта, который давно придумали измерять при помощи коэффициента IQ (intelligence quotient) зависит от музыкальных пристрастий.

Ученые подобрали испытуемых, с которыми провели ряд тестов и опросов. Основная суть исследований заключалась в том, чтобы определить, какие стили музыки негативно влияют на умственные способности человека. Скорее всего, британские ученые вступили в заговор с родителями мятежных подростков, поскольку в список потенциально опасных для интеллекта вошли самые распространенные и горячо любимые молодежью направления. Кстати, ученые довольно быстро при помощи тестов определили любопытнейшую тенденцию.

Самые низкие результаты в тестах на определение IQ показали те, кто много лет увлекается стилем хип-хоп, а также r’n’b. Таким образом, рэперов назвали самыми «недалекими» среди всех испытуемых. Для тестов использовали классический опросник для определения IQ, так и по традиционный тест по школьной программе, туда был включен основополагающий общеобразовательный материал. Более высокие показатели были у их ровесников, которые предпочитают классическую и симфоническую музыку. К величайшему огорчению родителей, те дети, которым нравится тяжелая музыка и рок – обладатели одних из самых высоких показателей уровня интеллекта.

Существует очень тесная связь между музыкальными предпочтениями людей и разными типами личности, утверждают британские психологи, которые опросили 36 тысяч человек из разных стран мира. Это исследование считается самым крупным из всех когда-либо проводившихся. Судя по его результатам, любители классической музыки — робкие и застенчивые, а поклонники хэви-метал — добрые и непринужденные.

В процессе исследования ученые опросили 36 тысяч человек из разных стран мира. Они должны были разместить 104 музыкальных стиля в порядке личного предпочтения и ответить на вопросы, позволяющие определить их характер.

Некоторые результаты исследования стали для ученых неожиданными: «Один из фактов, который нас удивил больше всего, тот, что люди, любящие классическую музыку и хэви-метал, очень похожи. И те, и другие — личности творческие и непринужденные, но не очень общительные», — говорит один из профессоров. «В обществе бытует стереотип поклонника тяжелого рока как человека, находящегося в глубокой депрессии со склонностью к суициду, принято считать, что рокеры — опасные элементы общества. На самом деле, они безобидны, и даже полезны для социума в целом. Это очень тонкие натуры», — добавляет ученый.

Музыкальные стили и свойственные черты характера их поклонников:

* БЛЮЗ — Высокая самооценка, творческий, коммуникабельный, мягкий и спокойный.
* ДЖАЗ — Высокая самооценка, творческий, коммуникабельный, спокойный.
* КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — Высокая самооценка, творческий, замкнутый, спокойный.
* РЭП — Высокая самооценка, коммуникабельный.
* ОПЕРНАЯ МУЗЫКА- Высокая самооценка, творческий, мягкий.
* КАНТРИ — Трудолюбивый, коммуникабельный.
* РЭГГИ — Высокая самооценка, творческий, не труженник, коммуникабельный, мягкий и спокойный.
* ТАНЦЕВАЛЬНАЯ — Творческий, коммуникабельный.
* ИНДИ — Низкая самооценка, творческий, не труженник, неспокойный.
* РОК/ХЭВИ МЕТАЛ — Низкая самооценка, творческий, не труженник, не общительный, мягкий и спокойный.
* ПОПСА — Высокая самооценка, не созидательный, трудолюбивый, коммуникабельный, мягкий и спокойный.
* СОУЛ — Высокая самооценка, творческий, коммуникабельный, мягкий и спокойный.

Смотрите видео, как Стас Михайлов зомбирует слушателей:)

www.berdof.com

Влияние музыки на интеллект человека

Музыка – это удивительное искусство, влияющее на всех нас по нескольким направлениям. Влияние музыки распространяется не только на настроение человека, на глубину, ритм дыхания и сокращения сердца, но и на его мыслительную деятельность.

Так, определённая музыка создана, чтобы быть фоном и не отвлекать нас от процесса (как например, музыка в ресторанах и торговых центрах). Она поддерживает умеренный ритм дыхания и не призвана глубоко затрагивать эмоциональную и интеллектуальную сферу деятельности человека.

Другой род музыки имеет развлекательную функцию (например, танцевальная и праздничная музыка издревле выполняет эту роль). Эта музыка поддерживает активный ритм сердцебиения и дыхания.

А какая же музыка способна улучшить Вашу мыслительную деятельность, скорость реакции и даже повысить IQ в целом?

Как Вы наверно уже догадались – это качественная классическая музыка.

В наши дни благотворное влияние лучших образцов классической музыки на интеллект живых существ доказан различными опытами и экспериментами.

Влияние музыки на работу мозга

Учёные изучили мозговую активность при прослушивании музыки с помощью МРТ. Исследования выявили, что любая музыка влияет на мозг, так как она воздействует на участок, являющийся слуховым центром. В отдельных случаях также были задействованы участки мозга, связанные с эмоциями. При прослушивании образцов классической музыки активизировалась наибольшая часть коры головного мозга.

Сила воздействия классической музыки на мозг научно доказана по 2 направлениям: частоте смены ритма и частоте звуков.

Это связано с тем, что мозг человека имеет в своей работе определённые циклы. Наша нервная система имеет ритм примерно в 20-30 секунд. Учёные высказали предположение, что резонанс в коре головного мозга могут вызвать волны звуков, колеблющихся с этой же частотой. В Университете Иллинойса проанализировали частотные характеристики музыки 65 различных композиторов, выявляя, как часто в их композициях встречаются волны 20-30 секундной длины.

Итоги исследований заносили в единую таблицу, и большинство авторов современной поп-музыки оказались на нижних строках таблицы, а 1-е место занял В. А. Моцарт. За ним следовали Скарлатти, Вивальди и другие композиторы-классики.

И всё благодаря 30-секундным волнам. В их музыке они встречаются значительно чаще, чем в любой другой, и это соответствует биоритмам нашего мозга, поэтому влияние музыки именно этих композиторов наиболее велико.

Также в ходе опытов выяснилось, что наибольший резонанс в коре головного мозга имеют звуки высокой частоты (3 000-8 000 Гц). И в этом случае вновь произведения Моцарта и Вивальди содержат большое количество звуков высокой частоты. Стоит отметить, что высокие звуки (умеренной громкости) укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что в свою очередь улучшает слух и речь.

Влияние музыки на IQ

Активизация коры головного мозга человека и, как следствие, повышение его умственных способностей – это не научное чудо. Это объективный процесс, стимулирующий мыслительную деятельность и улучшающий память. Американские учёные доказали, что, если слушать произведения классической музыки всего 10-15 минут, то IQ увеличивается минимум на 8-10 единиц.

Так, в Калифорнийском Университете учёные провели очень показательный эксперимент, показывающий влияние музыки на скорость и качество прохождения теста.

Для этого студентов разделили на 3 контрольные группы:

1 – находились в тишине
2 – слушали аудио-книги (беллетристику)
3 – слушали классические произведения (сонаты/симфонии)

Тест проводился до и после звукового воздействия. В результате испытуемые улучшили свои итоги следующим образом:

1 – на 13%
2 – на 11%
3 – на 60%

Интересны исследования Фрэнсис Раушер, виолончелистки, а ныне – доктора наук в области экспериментальной психологии. В 1992 году она приступила к работе в Центре нейробиологических исследований в сфере обучения и памяти Калифорнийского университета, где она с коллегами Гордоном Шоу и Кэтрин Кай провела следующее исследование: 36 студентов, разделённых на группы, в течение 10 минут слушали:

1 – тишину

2 – записанные на плёнку инструкции по релаксации

3 – сонату Моцарта Ре-мажор для 2-х фортепиано

Сразу после этого студенты проходили тест на пространственное логическое мышление, где им было необходимо анализировать фигуры из бумаги, подбирать недостающие элементы и прогнозировать различные конфигурации.

И вот каковы были итоги исследования влияния музыки: средний балл пространственного IQ после 10 минут прослушивания тишины – 110, после записи для релаксации – 111, а после прослушивания классической Сонаты – 119 баллов. «Таким образом, IQ участников «музыкальной» группы был на 8–9 баллов больше IQ членов обеих других групп», – написала Раушер с коллегами в отчёте по исследованию, который был опубликован в номере Nature (от 14.10.1993г.).

В 1998 году Раушер провела в этом направлении опыт на крысах. Грызунам ещё до рождения и в течение 2 месяцев после их рождения регулярно включали музыку Моцарта. В результате питомцы значительно “поумнели” и проходили лабиринт на 27% быстрее, при этом делая на 39% меньше ошибок, чем обычные крысы, жившие в тишине или слушавшие белый шум.

Европейские учёные также доказали, что под действием классической музыки умственные способности повышаются в независимости от того, нравится она им или нет. Даже после 15 минут прослушивания классических произведений у человека возрастает концентрация внимания, сосредоточенность, постепенно нормализуется сердцебиение и стабилизируется эмоциональное состояние.

А как Вы думаете, влияет ли игра на музыкальных инструментах на развитие мозга? Изучая этот вопрос, учёные во главе с Кэтрин Эмантс с помощью магнитно-резонансной томографии изучили ту часть мозга, где отображается работа кистей рук человека. Оказалось, что у не играющих людей есть заметная ассиметрия: у них более развита левая часть, отвечающая за действия правой руки. В то время, как у музыкантов, играющих на клавишных инструментах, структура была значительно симметричней, что отображает взаимодействие обеих рук, а следовательно, и полушарий.

Предлагаем и Вам насладиться образцами «полезной» музыки, а может даже и провести собственный эксперимент о её влиянии:

В.А.Моцарт, Соната № 16 (К 545)

А. Вивальди, Времена года, Концерт № 4, Фа-минор «Зима»

В.А. Моцарт, Соната для 2 фортепиано Ре-мажор (KV 448)

Всем чудесного дня и только качественной музыки!

Источник

thatcool.ru

Оставить комментарий