Задачи с решением на 2 закон ньютона – ГДЗ по физике за 9-11 классы к сборнику задач по физике для 9-11 классов составитель Г.Н.Степанова7. Второй закон ньютона. третий закон ньютона

Содержание

ФИЗИКА: Задачи на Законы Ньютона с решениями 

Задачи на Законы Ньютона с решениями

Формулы, используемые на уроках «Задачи на Законы Ньютона с решениями».

Название величины
Обозначение
Единица измерения
Формула
Масса
m
кг
m = Fx / ax
Ускорение (проекция на ось х)
ax
м/с2
Сила (проекция на ось х)
Fx
Н
Fx = m ax

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ


Задача № 1.  Какое ускорение приобретет тело массой 500 г под действием силы 0,2 Н?


Задача № 2.  Сила 30 Н сообщает телу ускорение 0,4 м/с. Какая сила сообщит тому же телу ускорение 2 м/с?


Задача № 3.  

Какую скорость приобретает тело массой 3 кг под действием силы, равной 9 Н, по истечении 5 с?


Задача № 4.  Сколько времени потребуется автомобилю массой 700 кг, чтобы разогнаться из состояния покоя до скорости 72 км/ч, если сила тяги двигателя 1,4 кН?

 


Задача № 5.  Поезд массой 500 т, трогаясь с места, через 25 с набрал скорость 18 км/ч. Определите силу тяги.


Задача № 6.  Под действием постоянной силы, равной 10 Н, тело движется прямолинейно так, что зависимость координаты тела от времени описывается уравнением х = 3 — 2t + t2. Определите массу тела.


Задача № 7.  

Скорость тела массой 2 кг изменяется со временем так, как представлено на графике рисунка.

Найдите силу, действующую на каждом этапе этого движения. Определите по графику, на каком этапе движения тело прошло наибольший путь.


Задача № 8. (повышенной сложности)  Начальная скорость тела, находящегося в точке А, равна нулю. В течение 8 с на тело действует постоянная сила. Затем направление силы изменяется на противоположное, а модуль остается прежним. Через какое время от начала движения тело вернется в точку А?


Ответ: через 27 с.


Задача № 9. (повышенной сложности)  Самолет массой 15 т, пройдя по взлетной полосе путь 600 м, приобретает необходимую для отрыва от поверхности Земли скорость 144 км/ч. Считая движение равноускоренным, определите время разгона, ускорение и силу, сообщающую самолету это ускорение.


Задача № 10.   ОГЭ  Вагон массой m = 20 т движется равнозамедленно с ускорением а = 0,3 м/с2

и начальной скоростью v= 54 км/ч. Найти силу торможения, действующую на вагон, время его движения до полной остановки и путь, пройденный за это время.


Задача № 11.    ЕГЭ  Два тела массами m1 = 1 кг и m2 = 2 кг, находящиеся на гладкой горизонтальной поверхности, связаны нерастяжимой нитью. Ко второму телу в горизонтальном направлении приложена сила F = 10 Н. Найти ускорение а, с которым движутся оба тела, и силу Т натяжения нити.


Пояснения для решения задачи на Законы Ньютона с решениями.

Раздел механики, изучающий законы Ньютона, называется динамикой. Если при изучении кинематики рассматривается вопрос: как тело движется (равномерно, равноускоренно и т. д.), то динамика дает ответ: почему тело движется так, а не иначе.

I закон Ньютона говорит о состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения.

Если . Существуют такие системы отсчета, относительно которых тело сохраняет свою скорость неизменной, если на него не действуют другие тела (или их действие скомпенсировано), (или равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю).

II закон Ньютона говорит о движении тела с ускорением.

Если Если на тело действует постоянная сила (или несколько сил), то тело движется с постоянным ускорением. Причем ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе. Вектор ускорения сонаправлен с вектором равнодействующей сил.

При решении простых задач, где на тело действует только одна сила, можно применять формулу сразу. Если же на тело действует несколько сил, то нужно делать чертеж и геометрическим путем определять направление равнодействующей сил.

III закон Ньютона говорит о взаимодействии тел.

Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.

Особенности сил:
  1. Силы появляются парами.
  2. Силы одной природы.
  3. Силы приложены к разным телам, поэтому не могут уравновешивать друг друга.

Например, Земля притягивает к себе тело массой 1 кг с силой 9,8 Н. Камень точно с такой же силой притягивает к себе Землю. Однако ускорения эти тела приобретают различные, так как у них разные массы. Камень получает большое ускорение вследствие своей малой массы, а Земля получает мизерное ускорение вследствие своей огромной массы.

Задачи на Законы Ньютона повышенной сложности — это задачи на движение тела под действием нескольких сил: по наклонной плоскости, движение связанных тел и т. д.


Это конспект по теме «ЗАДАЧИ на Законы Ньютона с решениями». Выберите дальнейшие действия:

 

ЗАДАЧИ на Законы Ньютона с решениями

4.5 (90%) 8 votes

uchitel.pro

Примеры решения задач по теме «Второй закон Ньютона»

Примеры решения задач по теме «Второй закон Ньютона»

«Физика – 10 класс»

Познакомимся с задачами, для решения которых не нужно знать, как зависят силы от расстояний между взаимодействующими телами (или частями одного тела) и от их скоростей. Единственное, что нам потребуется, — это выражение для силы тяжести вблизи поверхности Земли:

τ = m.

Задача 1.

К центру однородного шарика массой m = 0,2 кг приложена сила F = 1,5 Н. Определите модуль и направление силы 1, которую необходимо приложить к центру шарика помимо силы , чтобы шарик двигался с ускорением а = 5 м/с2, направленным так же, как и сила (рис. 2.17).

Р е ш е н и е.

На шарик действуют две силы: сила и искомая сила 1.
Поскольку модуль и направление силы неизвестны, можно изобразить на рисунке сначала только силу (см. рис. 2.17).
Согласно второму закону Ньютона m = + 1.
Отсюда 1 = m – .
Так как векторы m и в любой момент времени должны быть расположены на одной прямой, то и сила

1, являясь их разностью, расположена на той же прямой.

Таким образом, искомая сила может быть направлена либо так же, как сила , либо противоположно ей.
Чтобы определить модуль и направление силы 1, найдём её проекцию на ось X, направление которой совпадает с силой .
Учитывая, что Fx = F и аx = а, выражение для силы 1 в проекциях на ось X можно записать в виде F1x = mа – F.

Проанализируем последнее выражение.
Если mа > F, то F1x > 0, т. е. сила 1 направлена так же, как и ось X.
Если же mа < F, то F1x

< 0, т. е. сила F1 направлена противоположно направлению оси X. Для рассматриваемого случая

F1x – 0,2 • 5Н – 1,5 Н = -0,5 Н.

Следовательно, сила F1 направлена противоположно оси X (рис. 2.18).

Задача 2.

В результате полученного толчка брусок начал скользить вверх по наклонной плоскости из точки О с начальной скоростью υ0 = 4,4 м/с. Определите положение бруска относительно точки О через промежуток времени t1 — 2 с после начала его движения, если угол наклона плоскости к горизонту α = 30°. Трение не учитывайте.

Р е ш е н и е.

Поскольку требуется найти положение бруска относительно точки О, начало координат возьмём в этой точке. Ось X направим вдоль наклонной плоскости вниз, а ось Y — перпендикулярно этой плоскости вверх (рис. 2.19). При движении бруска на него действуют две силы: сила тяжести m и сила реакции опоры наклонной плоскости, перпендикулярная последней. Эту силу иногда называют силой нормальной реакции. Она всегда перпендикулярна поверхности, на которой находится тело.

Согласно второму закону Ньютона m = m + . Так как на брусок действуют постоянные силы, то вдоль оси X он будет двигаться с постоянным ускорением. Следовательно, чтобы определить положение бруска относительно точки О, можно воспользоваться кинематическим уравнением

При сделанном выборе направления оси X и начала координат имеем х

0 = 0 и υ0x = -υ0. Проекцию ускорения ах на ось X найдём по второму закону Ньютона. Для рассматриваемого случая mах = mgx + Nx. Учитывая, что gx = g sinα и Nx = 0, получим ах = g sinα. Таким образом,

Задача 3.

Два тела массами m1 = 10 г и m2 = 15 г связаны нерастяжимой и невесомой нитью, перекинутой через невесомый блок, установленный на наклонной плоскости (рис. 2.20). Плоскость образует с горизонтом угол α = 30°. Определите ускорение, с которым будут двигаться эти тела. Трение не учитывайте.

Р е ш е н и е.

Предположим, что тело массой m1 перетягивает.
Выберем оси координат так, как показано на рисунке 2.21.
В проекциях на оси Х1 и X уравнения движения тел запишем в виде:

m1ax1 = m1g – Т1,

m2ах = Т2 — m2g sinα,

х| =|ax1|, так как нить нерастяжима.

Силы натяжения нити равны, так как нить и блок невесомы.
Сложив левые и правые части уравнении, получим
Так как ах > 0, то движение тел происходит в выбранном направлении.

Задача 4.

Автомобиль массой т = 1000 кг движется со скоростью v = 36 км/ч по выпуклому мосту, имеющему радиус кривизны R = 50 м. С какой силой F давит автомобиль на мост в его середине? С какой минимальной скоростью umin должен двигаться автомобиль для того, чтобы в верхней точке он перестал оказывать давление на мост?

Р е ш е н и е.

Силы, действующие на автомобиль вдоль радиуса моста, изображены на рисунке 2.22:
m — сила тяжести;
— сила нормальной реакции моста.
По третьему закону Ньютона искомая сила давления равна по модулю силе реакции моста .
При движении тела по окружности всегда направляем одну из осей координат от тела к центру окружности.
Согласно второму закону Ньютона центростремительное ускорение автомобиля определяется суммой сил, действующих на него вдоль радиуса окружности, по которой он движется:

2/R = mg – N.

Отсюда

F = N = m(g – υ2/R) = 7,8 кН.

Сила давления на мост станет равной нулю при mυ2min/R = mg, так что υmin = 80 км/ч.
При скорости, превышающей υmin, автомобиль оторвётся от поверхности моста.

Источник: «Физика – 10 класс», 2014, учебник Мякишев, Буховцев, Сотский



Динамика – Физика, учебник для 10 класса – Класс!ная физика

Основное утверждение механики — Сила — Инертность тела. Масса. Единица массы — Первый закон Ньютона — Второй закон Ньютона — Принцип суперпозиции сил — Примеры решения задач по теме «Второй закон Ньютона» — Третий закон Ньютона — Геоцентрическая система отсчёта — Принцип относительности Галилея. Инвариантные и относительные величины — Силы в природе — Сила тяжести и сила всемирного тяготения — Сила тяжести на других планетах — Примеры решения задач по теме «Закон всемирного тяготения» — Первая космическая скорость — Примеры решения задач по теме «Первая космическая скорость» — Вес. Невесомость — Деформация и силы упругости. Закон Гука — Примеры решения задач по теме «Силы упругости. Закон Гука» — Силы трения — Примеры решения задач по теме «Силы трения» — Примеры решения задач по теме «Силы трения» (продолжение) —

class-fizika.ru

Задачи на тему Второй и Третий закон Ньютона (механика, динамика)

Нашли ошибку? Сообщите в комментариях (внизу страницы)

Трактор, сила тяги которого на крюке 15 кН, сообщает прицепу ускорение 0,5 м/с2. Какое ускорение сообщит тому же прицепу трактор, развивающий тяговое усилие 60 кН?
РЕШЕНИЕ

Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с2?
РЕШЕНИЕ

Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобрело ускорение 2 м/с2. Какое ускорение приобретает тело массой 10 кг под действием такой же силы?
РЕШЕНИЕ

Порожний грузовой автомобиль массой 4 т начал движение с ускорением 0,3 м/с2. Какова масса груза, принятого автомобилем, если при той же силе тяги он трогается с места с ускорением 0,2 м/с2?
РЕШЕНИЕ

Заполнить таблицу, где а ускорение, которое приобретает тело массой m под действием силы F.
РЕШЕНИЕ

С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН?
РЕШЕНИЕ

Масса легкового автомобиля равна 2 т, а грузового 8 т. Сравнить ускорения автомобилей, если сила тяги грузового автомобиля в 2 раза больше, чем легкового
РЕШЕНИЕ

Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобретает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу удара
РЕШЕНИЕ

Боевая реактивная установка БМ-13 (катюша) имела длину направляющих балок 5 м, массу каждого снаряда 42,5 кг и силу реактивной тяги 19,6 кН. Найти скорость схода снаряда с направляющей балки
РЕШЕНИЕ

Порожнему прицепу тягач сообщает ускорение a1 = = 0,4 м/с2, а груженому a2 = 0,1 м/с2. Какое ускорение сообщит тягач обоим прицепам, соединенным вместе? Силу тяги тягача считать во всех случаях одинаковой.
РЕШЕНИЕ

Под действием некоторой силы тележка, двигаясь из состояния покоя, прошла путь 40 см. Когда на тележку положили груз массой 200 г, то под действием той же силы за то же время тележка прошла из состояния покоя путь 20 см. Какова масса тележки?
РЕШЕНИЕ

На рисунке 24 представлен график зависимости проекции скорости от времени тела массой 2 кг. Найти проекцию силы Fx, действующей на тело на каждом этапе движения
РЕШЕНИЕ

В известном опыте О. Герике (1654 г.) с магдебургскими полушариями по изучению атмосферного давления, чтобы разнять два полушария, из которых был выкачан воздух, впрягали шестнадцать лошадей (по восемь к каждому полушарию). Можно ли обойтись в таком опыте меньшим количеством лошадей?
РЕШЕНИЕ

О ветровое стекло движущегося автомобиля ударился комар. Сравнить силы, действующие на комара и автомобиль во время удара
РЕШЕНИЕ

Что произойдет с космонавтом при свободном полете космического корабля, если он выпустит (без толчка) из рук массивный предмет? если он бросит его?
РЕШЕНИЕ

Почему лодка не сдвигается с места, когда человек, находящийся в ней, давит на борт, и приходит в движение, если человек выйдет из лодки и будет толкать ее с такой же силой?
РЕШЕНИЕ

Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Обосновать невозможность этого
РЕШЕНИЕ

Нарушится ли равновесие весов (рис. 25), если удлинить нить так, чтобы гиря оказалась полностью погруженной в воду, но не касалась дна? если обрезать нить и положить гирю на дно?
РЕШЕНИЕ

Что покажут динамометры (рис. 26), если верхний динамометр опустить так, чтобы груз объемом 0,2 дм3 оказался полностью погруженным в воду, но не касался дна сосуда?
РЕШЕНИЕ

На одной чаше весов находится сосуд с водой, а на другой штатив, на котором подвешено алюминиевое тело массой 54 г. При этом весы находятся в равновесии (рис. 27). Если, удлинив нить, погрузить тело в воду, то равновесие нарушится. Груз какой массы надо положить на правую чашу весов, чтобы восстановить равновесие?
РЕШЕНИЕ

bambookes.ru

Задачи. Масса. Сила. Второй закон Ньютона — PhysBook

Уровень А

1. Что более инертно и почему:

а) каменная глыба массой 1000 кг или деревянная балка массой 100 кг;

б) ружье или пуля, вылетевшая из ружья?

Решение

2. Определите массу тел:

а) медной пластинки размеров 40х10х1 мм;

б) стального шарика, при опускании которого в мензурку, объем воды увеличился на 50 мл;

в) тела, которое уравновесили на весах гирьками 40 г, 10 г, 1г и 200 мг;

г) молекулы воды, если в 1 г воды содержится 4·1022 молекул.

Решение

3. Используя рис. 1, найдите построением равнодействующую следующих сил:

Рис. 1

Решение

4. Трактор тянет плуг по горизонтали силой 5 кН. Сопротивление движению 3 кН. Определите равнодействующую этих сил.

Решение

5. На падающего парашютиста действуют две силы: притяжение Земли 800 Н и сопротивление воздуха 700 Н. Чему равна равнодействующая этих сил и куда она направлена?

Решение

6. Катер плывет против течения по реке. Сила тяги двигателя равна 200 кН, сопротивление воды 150 кН, а сопротивление воздуха 5 кН. Определите равнодействующую всех сил, действующих на катер. Куда она направлена?

Решение

7. Вагонетка массой 500 кг движется под действием силы 125 Н. Определите ее ускорение.

Решение

8. Определите величину силы, которую надо приложить к телу массой 200 г, чтобы оно двигалось с ускорением 1,5 м/с2?

Решение

9. Определите массу мяча, который под действием силы 0,05 Н получает ускорение 10 см/с2.

Решение

Уровень B

1. Найдите построением равнодействующую силу (рис. 1).

Рис. 1

Решение

2. Найдите построением равнодействующую сил (рис. 2).

Рис. 2

Решение

3. На лодку, привязанную к дереву, растущему на берегу, действует течение реки с силой 400 Н и ветер с силой 300 Н, дующей с берега перпендикулярно течению. Найдите равнодействующую этих сил.

Решение

4. Равнодействующая сил, приложенных к телу под прямым углом друг к другу, равна 60 Н. Одна из действующих сил равна 40 Н. Найдите вторую действующую силу.

Решение

5. На реактивный самолет действуют в вертикальном направлении сила тяжести 550 кН и подъемная сила 555 кН, а в горизонтальном направлении – сила тяги 162 кН и сила сопротивления воздуха 150 кН. Найдите значение равнодействующей.

Решение

6. Объясните, действие каких сил компенсируется в следующих случаях:

а) книга лежит на столе;

б) автомобиль движется равномерно по горизонтальной дороге.

Решение

7. На лежащий на столе брусок поставлена гиря 1 кг. Брусок сохраняет свое состояние покоя, хотя на него действует вес гири. Не противоречит ли это первому закону Ньютона?

Решение

8. Равнодействующая всех сил, приложенных к телу, равна нулю. Может ли это тело:

а) двигаться по прямой;

б) двигаться по окружности?

Решение

9. Изобразите силы, действующие на тела так, чтобы их равнодействующая была равна нулю:

а) на брусок, лежащий на столе;

б) на подводную лодку, покоящуюся в толще воды;

в) на воздушный шарик, закрепленный снизу к нити.

Решение

10. На рис. 3 показаны силы, действующие на самолет, и направление вектора скорости в какой-то момент времени (F – сила тяги, Fc – сила лобового сопротивления, Fт – сила тяжести, Fп – подъемная сила). Как будет двигаться самолет дальше, если:

a) Fт = Fп, F = Fс;

б) Fт = Fп, F > Fс;

в) Fт > Fп, F = Fс;

г) Fт < Fп, F = Fс?

Рис. 3

Решение

11. Известно, что при ускоренном движении поезда, его торможении и на поворотах тела, находящиеся в вагонах, начинают приходить в движение без видимого воздействия. Не противоречит ли это первому закону Ньютона?

Решение

12. Согласны ли вы со следующими утверждениями:

а) если на тело не действуют силы, то оно не движется;

б) если на тело перестали действовать силы, то оно остановится;

в) тело обязательно движется туда, куда направлена равнодействующая сила;

г) если равнодействующая сил, действующих на тело, не равна нулю, то скорость тела обязательно изменяется?

Решение

13. Скорость автомобиля изменяется по закону υx = 0,5∙t. Найдите модуль результирующей силы, действующей на него, если масса автомобиля 1,0 т.

Решение

14. Определите силу, под действием которой движение тела массой 200 кг описывается формулой x = 2t + 0,2∙t2.

Решение

15. Масса легкового автомобиля равна 2 т, а грузового 8 т. Сравните ускорения автомобилей, если сила тяги грузового автомобиля в 2 раза больше, чем легкового.

Решение

16. Трактор, сила тяги которого на крюке 15 кН, сообщает прицепу ускорение 0,5 м/с2. Какое ускорение сообщит тому же прицепу трактор, развивающий тяговое усилие 60 кН?

Решение

17. Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с2?

Решение

18. Порожний грузовой автомобиль массой 4 т начал движение с ускорением 0,3 м/с2. Какова масса груза, принятого автомобилем, если при той же силе тяги он трогается с места с ускорением 0,2 м/с2?

Решение

19. Автомобиль массой 3,2∙103 кг за 15 с от начала движения развил скорость 9,0 м/с. Определите силу, сообщающую ускорение автомобилю.

Решение

20. Снаряд массой 10 кг вылетает из ствола орудия со скоростью 600 м/с. Определите среднюю силу давления пороховых газов на снаряд, если длина ствола орудия 3 м, а движение снаряда равноускоренное.

Решение

21. На тело массой 20 кг начинает действовать равнодействующая сила 1 Н. Какое расстояние пройдет тело под действием этой силы за 30 с и в каком направлении?

Решение

www.physbook.ru

Решение задач по теме “Второй закон Ньютона”

План-конспект урока по теме «Решение задач по теме «Второй закон Ньютона»

Дата:

Тема: Решение задач по теме «Второй закон Ньютона»

Цели:

Образовательная: формирование практических умений по решению задач на тему «Второй закон Ньютона»;

Развивающая: совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы), развивать познавательный интерес;

Воспитательная: прививать культуру умственного труда, аккуратность, учить видеть практическую пользу знаний, продолжить формирование коммуникативных умений, воспитывать внимательность, наблюдательность.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование и источники информации:

  1. Исаченкова, Л. А. Физика : учеб. для 9 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Л. А. Исаченкова, Г. В. Пальчик, А. А. Сокольский ; под ред. А. А. Сокольского. Минск : Народная асвета, 2015

Структура урока:

  1. Организационный момент (5 мин)

  2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

  3. Закрепление знаний(30 мин)

  4. Итоги урока (5 мин)

Содержание урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь! (Проверка присутствующих). Сегодня на уроке мы должны научиться применять на практике всю теорию о втором законе Ньютона. А это значит, что Тема урока: Решение задач по теме «Второй закон Ньютона»

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Сформулируйте Первый закон Ньютона.

  2. Сформулируйте Второй закон Ньютона.

  1. Закрепление знаний

А сейчас запишем алгоритм решения задач на Второй закон Ньютона:

1. Внимательно прочитав задачу, записываем ее краткое условие. Если есть необходимость, переводим единицы измерения в систему СИ, недостающие данные находим из справочников и дописываем условие.

2. Если к задаче дается рисунок, перечерчиваем его, если нет, – чертим сами схематично. Уточняем, какой вид движении совершают тела, поступательное, вращательное или смешанное.

3. Изобразить на рисунке все необходимые обозначения:

а) выбрать систему координат.

б) обозначить данные задачи.

в) указать все силы, действующие на каждое из тел, длины векторов чертить с учетом реальных значений сил.

г) если не указаны направления движения, выбрать их.

д) разложить силы по направлениям осей координат, если есть необходимость.

4. Отметить допустимые упрощения и на их основе сделать выводы.

5. Записать II закон Ньютона в общем (векторном) виде для каждого из тел.

6. Записать II закон Ньютона в проекциях на выбранные оси координат, помня при этом, что проекция положительна, если сила совпадает с направ-лением оси, и отрицательна, если сила противоположна ей, если в каком-то направлении нет движения – считать ускорение равным 0.

7. Решить систему полученных уравнений относительно искомой величины, если нужно найти несколько величин, то находим все.

8. Выразить силы через аналитические выражения, а так же использовать рисунок и значения сил подставить в выражение для искомой величины. Если необходимо, использовать кинематические величины.

9. Подставить в окончательное выражение данные задачи и подсчитать численное значение искомых величин в системе СИ.

10. Проверить ответ на глупость.

А теперь рассмотрим примеры движений тел под действием нескольких сил:

  1. Итоги урока

Итак, подведем итоги. Что вы сегодня узнали на уроке?

Организация домашнего задания

§20, ответить на контрольные вопросы.

Рефлексия.

Продолжите фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Было интересно…

  • Знания, которые я получил на уроке, пригодятся…

infourok.ru

Урок физики «Решение задач по теме “Законы Ньютона”»

Разделы: Физика


Цель урока: Закрепление и применение знаний по теме “Законы Ньютона” при решении качественных и количественных задач.

Задачи урока :

Образовательные: отработать навыки применения законов Ньютона.

Развивающие:

  • развивать монологическую речь учащихся, умение ставить вопросы и отвечать на них;
  • развивать умение учащихся работать с графиками.

Воспитательные:

  • воспитать любознательность, внимательность, усидчивость;
  • воспитать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя;
  • ориентировать учащихся на использование теоретических знаний в жизни и практической деятельности.

ХОД УРОКА

1) Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь!

2) Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Сегодня на уроке мы проверим домашнее задание, повторим законы Ньютона, а затем перейдем к решению задач по теме “Законы Ньютона”.

3) Проверка знаний полученных на прошлых занятиях.

Фронтальный опрос по вопросам:

  • 1 закон Ньютона
  • 2 закон Ньютона
  • 3 закон ньютона

4) Закрепление ранее полученных знаний, решение качественных и количественных задач.

1. Как объяснить, что бегущий человек, споткнувшись, падает в направлении своего движения, а поскользнувшись, падает в направлении, противоположном направлению своего движения?

Решение: Это явление легко объясняется на основании первого закона Ньютона. Бегущий человек. Споткнувшись, падает в направлении своего движения. Потому что при этом ноги человека замедляют движение. А туловище сохраняет по инерции прежнее состояние движения. В то время как ноги начинают скользить вперед быстрее, потому человек падает назад.

2.Парашютист падает с постоянной по модулю скоростью. Чему равен модуль силы сопротивления воздуха при этом движении?

Решение: Движение парашютиста равномерное и прямолинейное, поэтому, на основании 1 закона Ньютона, все силы, действующие на парашютиста, компенсируются. Так как парашютист движется под действием силы тяжести, то сила сопротивления воздуха по модулю равна силе тяжести парашютиста и противоположно направлена.

3. Как направленно ускорение самолета, если на него действует 4 силы: по вертикали – сила тяжести = 200кН и подъемная сила 210кН. По горизонтали: сила тяжести мотора 20 кН и сила лобового сопротивления воздуха 10 кН. Чему равна равнодействующая всех сил?

Дано:

F1 = 2*10 5 H

F2 = 2, 1*10 5 H

F3 = 2*10 4 H

F4 =10 4 H

R-?

Решение:

R1 = F2 – F1, (по вертикали)

R1 = 2, 1*105 – 2*105 = 104Н

R1 = F3 – F4, (по горизонтали)

R1 = 2*10 4 – 10 4 =10 4 H

Найдем равнодействующую всех сил, пользуясь правилом параллелограмма:

= +

Модуль силы R вычислим с помощью теоремы Пифагора: R=

R = =1, 4*10 4 Н

Ответ: Равнодействующая всех сил направлена под углом под углом 45°к горизонту и равна 1,4*10 4 Н.

4. Под действием силы в 20 Н материальная точка движется с а=0,4 м/с2. С каким ускорением будет двигаться точка под действием силы в 50 Н?

Дано:

F1 = 20 H

a1 = 0, 4 м/с

F2 = 50 H

Решение:

Движение материальной точки является равноускоренным.

По второму закону Ньютона можно определить массу материальной точки.

m=

m=

=

=

Ответ: а2 = 1 м/с

5. К пристани причаливают две одинаковые лодки. Лодочники подтягиваются к берегу с помощью веревок. Противоположный конец первой веревки привязан к столбу на пристани; за противоположный конец второй веревки тянет матрос, стоящий на пристани. Все трое прилагают одинаковые усилия. Какая лодка причалит раньше?

Решение: Обе лодки причалят одновременно. По третьему закону Ньютона каждому действию есть равное противодействие. С какой силой лодочники тянут за один конец веревки, с такой же силой второй конец веревки действует на столб и на матроса. Другими словами, столб “тянет” конец веревки с такой же силой, с какой ее тянет матрос, стоящий на пристани.

6. На тело массой 2160 кг, лежащее на горизонтальной дороге, действует сила, под действием которой тело за 30 секунд пройдет расстояние 500 метров. Найти величину этой силы.

Дано:

m=2160кг

t=30c

S=500м

F-?

Решение:

F=ma

;

Ответ: 2400 Н

5) Контроль знаний:

Самостоятельная работа по вариантам:

  • 1 вариант: третий закон Ньютона (формулировка, вывод), равнодействующая сил, задача № 152(Рымкевич)
  • 2 вариант: второй закон Ньютона (формулировка, вывод), первый закон Ньютона с новой формулировкой, задача № 156(Рымкевич)

6) Домашнее задание.

  • Выучить формулы.

Литература.

  1. А.В. Перышкин, Е. М. Гутник “Физика. 9 класс”.
  2. Сборник задач по физике. П.А.Рымкевич.

6.07.2010

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок физики “Решение задач по теме «Второй закон Ньютона»” (9 класс)

Конспект урока по физике в 9 классе.

Тема: Решение задач по теме «Второй закон Ньютона».

Цель: Научить решать задачи на применение второго закона Ньютона.

Задачи:

Обучающие:

Научить применять второй закон Ньютона на практике при решении задач.

Развивающие:

Научить наблюдать физические явления и уметь делать выводы.

Воспитательные:

Прививать любовь и интерес к изучению предмета.

Подготовка к уроку: Маршрутный лист для каждого учащегося.

План урока

  1. Актуализация знаний.

  2. Работа по маршрутным листам.

  3. Рефлексия.

  4. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация знаний

  • В чем заключается свойство инертности тел?

  • Что такое масса тела?

  • Сформулируйте второй закон Ньютона.

  • Как найти ускорение тела, если на него действуют несколько сил?

  • *Как будет падать человек, если споткнется? Ответ обоснуйте.

  • *Почему груженая автомашина едет по неровной дороге плавно? Ответ обоснуйте.

  • *Что произошло с движением парохода, если подвешенный к потолку каюты шар отклонился от вертикального направления в сторону носа, кормы, правой стенки? Ответ обоснуйте.

2. Работа по маршрутным листам.

Ребята, вы неплохо подготовились теоретически, сейчас я предлагаю показать свои знания на практике. Перед вами лежат маршрутные листы с заданиями, которые вам нужно выполнить.

(Ученики выполняют задания в соответствии со своим темпом работы. Оценка выставляется в зависимости от правильности выполнения и количества выполненных заданий)

3. Рефлексия.

Ученикам предлагается оценить свою работу на уроке.

Я умею переводить единицы измерения в систему СИ.

Я умею решать простые задачи по теме.

Общее впечатление от урока

4. Домашнее задание § 11, 12, упр. 10 (3, 4) (учебник Башарулы)

Маршрутный лист Ф.И. _________________________________

  1. Укажите силы, действующие на тела и направление скорости и ускорения.

  2. Допишите формулу

S=vot+… F= …

  1. Переведите значения величин в СИ

Решите задачи

  1. Под действием силы в 20 Н материальная точка движется с ускорением 0,4 м/с2. С каким ускорением будет двигаться точка под действием силы в 50 Н? (Ответ: 1 м/с2)

  1. Сила в 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с2?
    (Ответ: 150 Н)

  1. На покоящееся тело массой 200 г действует в течение 5с сила 0,1 Н. Какую скорость приобретет тело и какой путь пройдет оно за указанное время? (Ответ: 2,5 м/с; 6,25 м.)

Движение под действием силы тяжести.

  1. Метеорологическая ракета массой 0,4 т, стартуя вертикально вверх, за первые 5 с поднялась на высоту 250 м. Найти силу тяги, если средняя сила сопротивления воздуха на этом участке равна 2 кН.
    (Ответ: 14 кН)

Аварийное торможение

  1. Через сколько времени после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12 м/с, если коэффициент сопротивления при торможении равен 0,4? (Ответ: 3 с.)

Оцени свою работу на уроке!

Я умею переводить единицы измерения в систему СИ.

Я умею решать простые задачи по теме.

Общее впечатление от урока

infourok.ru

Оставить комментарий