Жкх украина – коммунальные тарифы, оплата платежей, нововведения

Реформа жилищно-коммунального хозяйства в Украине: подробности

Главная проблема внедрения закона о ЖКХ касается вопросов заключения договоров между поставщиками и потребителями услуг / фото УНИАН

В Украине с 10 июня планировался старт реформы жилищно-коммунального хозяйства. Должен был вступить в силу принятый еще в ноябре 2017 года закон о ЖКХ. Его действие сразу было отстрочено на полгода, а некоторые нормы заработали бы только с 1 января 2019-го. «Пробуксовку» нововведений тогда объясняли необходимостью разработки сотни подзаконных актов, чтобы механизмы действовали в полной мере. Да и собственникам жилья дали время на подготовку к новым правилам, которые полностью изменят систему коммунальных услуг. Но, как оказалось, реформа может отодвинуться еще на более поздний срок – нормативная база так и не подготовлена.  

Мэр Киева Виталий Кличко заявил, что столица, совместно с органами местного самоуправления и Ассоциацией городов Украины, обратилась к парламенту и правительству с просьбой отложить реформу.

«У нас мало времени, и есть еще ряд задач, которые нужно выполнить. В частности, подготовить план имплементации законодательных изменений с учетом особого статуса столицы», – сказал Кличко, добавив, что важным вопросом остается осознание жителями Киева ответственности за общую совместную собственность, которой являются многоквартирные дома.

«Мы работаем над тем, чтобы повысить заинтересованность жителей таких домов в создании ОСМД и реализации энергоэффективных мероприятий. А также контроль совладельцев многоквартирных домов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг», – подчеркнул мэр столицы.

Главная проблема внедрения закона о ЖКХ касается вопросов заключения договоров между поставщиками и потребителями услуг, выбора управляющей компании, которая сменит ЖЭКи, а также ответственности за качество поставляемых услуг и их оплаты, начисления пени, для чего и требуются подзаконные акты.

23 мая перечисленные проблемы были рассмотрены на заседании парламентского комитета по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства при участии профильного вице-премьера Геннадия Зубко. Все согласились, что вступление в силу закона нужно перенести. Причем действие ряда статей, которые касаются коммунальных услуг, – на 1 мая 2019 года, а обслуживания домов – на 1 января 2020 года. Законопроект с этими нормами был зарегистрирован в Раде 4 июня.

Эксперты считают отсрочку реформы верным решением, но главное не только перенести введение в силу закона о ЖКХ, важней откорректировать документ в целом. В нынешней редакции он не решает ни одной проблемы жилищно-коммунального хозяйства, документ нежизнеспособен.

Мертворожденный закон

Глава Ассоциации экономистов Украины Вячеслав Лебедь считает, что закон о жилищно-коммунальном хозяйстве, как и поданный в Раду новый законопроект, не смогут изменить ситуацию в отрасли, которая, как никакая другая, требует изменений.  

«Нужно не новые законы о сроках реформы принимать, а полностью перерабатывать уже принятый закон. Он на сегодня – пустой шкаф, есть габариты, но больше ничего нет. Ни Кабмин, ни профильное министерство ничего не сделали для его наполнения», – отметил эксперт. 

Директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко также считает, что рассматривать нужно в целом реформу, а не только ее сроки, поскольку закон не решает насущных проблем ЖКХ.

«Ключевые нововведения – многоквартирный дом должен выбрать себе управляющего. Это – абсолютно мертворожденная норма. Она появилась еще в 2015 году в законе про особенности права собственности в многоквартирных домах, которым прописывалось в течение года создать ОСМД. Но этот закон, как и сама норма, благополучно провалились. В Украине на сегодняшний день примерно 25% многоквартирных домов создали ОСМД, а в Киеве – и того меньше, порядка 10%. То есть, институт ОСМД у нас не прижился. В новом законе жильцы многоквартирных домов должны выбрать управляющую компанию. Если они этого не сделают, то управляющую компанию назначит местная власть. Но для этого нужно провести собрание жильцов, и если это сделать не удастся, то местная власть не сможет назначить управляющую компанию, и в законе это оговорено. То есть, закон сам себя загоняет в глухой угол.  Кроме того, если даже собрание пройдет, но не все жильцы дома будут на нем присутствовать, то решение собрания всегда можно будет обжаловать, как и назначение управляющей компании. И эту норму нужно пересматривать», – сказал Сергиенко.

Еще одной проблемой закона он назвал установление домовых счетчиков, а это лишает целесообразности установки внутриквартирных счетчиков. «То есть, все потери в середине дома при подаче тепла или воды будут распределяться на всех жильцов. Вводится коллективная ответственность за потребленную услугу вместо индивидуальной, которая подразумевает оплату за конкретную услугу. Таким образом, по новому закону жилец будет платить за себя и за того парня. Это – ничто иное, как государственный рэкет в пользу монополистов, предоставляющих услуги», – отметил эксперт.

По его словам, главной фундаментальной проблемой является коллективная ответственность при индивидуальном потреблении услуги. «И решить ее можно только одним способом – в каждой квартире должен быть индивидуальный счетчик, причем фиксировать температуру как воды, так и поданного тепла. Все потери внутри дома должны учитываться, тогда поставщик услуги будет заинтересован их избегать, так как не получит за это деньги, он будет вынужден держать под контролем состояние систем дома», – подчеркнул Сергиенко.  

Эксперты сходятся во мнении, что реформа требует отсрочки и полной коррекции. Да и сама она повисла в воздухе – новый законопроект о следующих сроках ее ведения депутаты вряд ли успеют принять до 10 июня.

«Законопроект №6424 был зарегистрирован в Раде 4 июня. Только 5 июня он попал в комитеты для обсуждения. Согласно регламенту, его рассмотреть до 10 июня не смогут. А если еще учесть «насыщенный» график пленарных заседаний Верховной Рады, то, в лучшем случае, к этому закону могут приступить в конце июня, и то – только рассмотреть», – считает Лебедь.

Ключевые нововведения – многоквартирный дом должен выбрать себе управляющего / Фото УНИАН

Однако, по его словам, это не столько важно, ведь главные проблемы ЖКХ не решены. «Судя по моему общению со специалистами, в Раде есть несколько групп, видение которых относительно судьбы закона противоположны. Закон, которым хотят сформировать такой сложный механизм как ЖКХ, сырой, а отрасль – очень сложная. К ней нужно подходить профессионально, чего у нас нет», – сказал он.

В свою очередь, Сергиенко убежден, что сложившаяся ситуация никак не отразится на украинцах. «Никто закон выполнять не будет, если даже не успеют принять решение о его отсрочке. Это еще раз демонстрирует умственные способности наших парламентариев, авторов закона – Алены Бабак и остальных членов профильного парламентского комитета. Они с такой настойчивостью пропихивали и руками, и ногами полтора года этот закон, а в результате выяснилось, что пропихивали они недееспособный документ, который не только не решает проблемы отрасли, но его даже нельзя реализовать», – комментирует ситуацию Сергиенко.

Эксперты считают, что возможен еще один вариант – закон о реформе ЖКХ вообще втихую «похоронят». Ведь такие случаи для Украины не в диковинку. К примеру, закон «Об отходах», в который еще в 2012 году, согласно планам по евроинтеграции, была внесена соответствующая директивам ЕС статья, обязывающая с 1 января 2018 года сортировать весь мусор по видам материалов. В частности, документ запрещает захоронение на полигонах необработанных бытовых отходов. Предусмотрены даже штрафы за несоблюдение этой нормы. Но вот только мусор никто не сортирует, и никто никого не штрафует. Причина одна – инфраструктура к внедрению раздельного сбора отходов не подготовлена. Да и подзаконных актов до сих пор нет – ни нормативов сортировки, ни перечня последовательности операций. Причем, длится это ни один год. То есть, закон как бы есть, но на деле его нет. Существует большая вероятность, что и судьба закона о ЖКХ будет выглядеть также.

Нана Черная

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

economics.unian.net

Экс-министр ЖКХ Украины: Коммунальное хозяйство переживет всех реформаторов – 02.02.2018

Украине пророчат кризис неплатежей из-за возросших тарифов на ЖКХ. Как в ноябре заявлял экономист Александр Охрименко, украинцы должны государству 33 млрд грн и дальше долги лишь будут расти.

Издание Ukraina.ru поговорило с экс-министром ЖКХ Украины Алексеем Кучеренко о состоянии дел в отрасли и будущем украинского ЖКХ.

— В каком состоянии находится украинское ЖКХ в контексте кризиса неплатежей, который предрекает ряд экспертов?

— К сожалению, объективной статистики сегодня ни у кого нет. Понятно, что долги накоплены абсолютно астрономические, но саму сущность этих долгов сложно четко проанализировать. Например, НАК «Нафтогаз» заявляет о 29 млрд грн. долга со сторона облгазов. Цифра поражает мое воображение. Я не понимаю, откуда она может взяться, ведь население рассчитывается за газ, иначе его отключают. То есть цифра есть, а где там тело долга, штрафные санкции, долги по субсидиям — непонятно. Другая огромная цифра долга за газ — 26 млрд грн., о которой говорят в теплокоммунэнерго. Непонятно, какие пени и штрафы насчитали, каковы долги по субсидиям. Экономист: На Украине будут дорожать энергоносители и стоимость услуг ЖКХ

Есть еще одна проблема. Этот рынок не эластичен. При повышении тарифов люди, которые готовы были платить раньше, тупо перестают платить. Это хорошо известно в ряде стран и на Украине мы это тоже проходили. Просто молодые реформаторы применяют свои теоретические познания. Еще один фактор, это огромная сумма, предназначенная для субсидий. Депутаты, которые этот законопроект принимали, забыли, что субсидии в таком размере собрать невозможно. Все это, в принципе, подводит к состоянию, близкому к кризисному.

Как это отразится на ЖКХ? Коммунальщики научились выживать в любых условиях. Им надо по-любому, несмотря на все цены на газ, тарифы, налоги обеспечить функционирование системы. Они ее поддерживают в более-менее рабочем состоянии. Другое дело, что на фоне такого роста долгов приближаются серьезнейшие технологические проблемы в виде амортизации основных фондов и, в первую очередь, это канализационные коллекторы, трубопроводные магистрали, дома. Но это отдельная проблема, как за счет источников проводить глубинную модернизацию амортизированного пост-советского имущества, системы, в которой 25% основных фондов — собственность страны. Но это неизбежный социально-политический процесс, который должен привести к тому, что будущая власть должна понять: во главу угла в этой сфере нужно ставить потребителя, а не себя. Не мы для них, а они для нас. Это глубокая дискуссия, которую мои коллеги в постсоветских странах знают.

— Нужна ли монетизация субсидий?

— В целом это, конечно, прекрасно и чудесно, только монетизировать 71 млрд грн. субсидий для 8-9 млн домохозяйств невозможно по определению. Люди, которые заявляют такую ерунду, просто не понимают, как устроено хозяйство. Монетизация субсидий в Польше, где их получает 2% населения, возможно, прекрасно работает. 98% поляков помогают остальным как-то выживать. Это хорошо. В Прибалтике 5% населения на субсидиях — тоже гуманно, 95% их могут содержать во имя социальных вещей. А когда уже 40% должны заплатить за 60% — о какой монетизации может идти речь? Объявите у себя в доме, что 40% заплатят квартплату за 60% жильцов, и увидите, что будет.

Объем субсидий, их масштабы немонетизируемы по определению. Об этом я говорю уже три года, но необразованные парни, прорвавшиеся во власть, начали это понимать только сейчас. Поэтому нужно за всем этим наблюдать.

— Какой вы можете дать прогноз на будущее? Как на ЖКХ может сказаться предлагаемый некоторыми отказ от российского газа?

— Во-первых, этот газ транспортируется в Европу и Украине нужно сделать все, чтобы этот транзит не потерять на достойных, нормальных, рыночных, прозрачных условиях. Во-вторых, покупать газ в России — это решение не возбраняется законами Украины. Я уверен что в рамках контракта после решения Стокгольмского арбитража цена российского газа может быть приемлема. Это поняло уже руководство «Нафтогаза» и господин Коболев включил «заднюю» и заявил, что он готов рассматривать закупки газа из России. Для этого нужно, чтобы заработал контракт, нужно выполнить решение Стокгольма. Дальше может возникнуть политический фактор: «Давайте не покупать газ из России». Давайте в Европе, хотя там тот же российский газ.

Сегодня нужно следовать букве закона. Законодательство Украины не запрещает покупать газ и торговать с Россией в других сферах. Более того, эта торговля в 2017 году выросла процентов на 30. Здесь нужно отделить прагматику от политики.

— Но в целом вы считаете, что отрасль ЖКХ переживет все реформы?

— То, что происходит сегодня, сложно назвать реформами. Это скорее реформаторские лозунги. Это не шоковая терапия в польском варианте, а попытка перенести те механизмы на украинские реалии без соответствующих расчетов. Это лозунги, а не реформы. И слава Богу. Иногда нужно остановиться, отдышаться и осмотреться по сторонам. Я бы так сказал: когда ты находишься в яме и хочешь из нее выбраться, в первую очередь перестань копать. В ЖКХ есть над чем думать и работать.

Отрасль приближена к людям, к местным советам, и там, где толковые мэры, там понимают, что ЖКХ — это жизнь города, поэтому правдами и неправдами будут пытаться поддерживать эту систему. Там будут пытаться всеми правдами и неправдами бодаться с центром, но пытаться сохранить свое хозяйство. Оно же жилищно-коммунальное: коммунальное в равной степени, что и жилищное. В жилье живет электорат, а коммунальное — это принадлежащее городу. Вот и вся «глубокая философия».

 

ukraina.ru

эксперты сравнили тарифы ЖКХ в Украине и России

Сколько за коммуналку платят соседи Украины: у кого дороже и почему.

В Украине в этом году коммунальные услуги оказались рекордно высокими. За прошедший год подорожало отопление, горячее и холодное водоснабжение, свет и газ.

Об этом сообщает Хроника.инфо со ссылкой на domik.ua.

Платежки за декабрь для многих украинцев оказались неожиданно “неподъемными”. В столице стоимость отопления двухкомнатной квартиры в среднем обходится в две тысячи гривен. Сайт “Сегодня.ua” выяснил, сколько за коммунальные услуги платят соседи и как украинцам тратить меньше.

Отопление

В отопительный сезон 70% в платежках за коммуналку занимает отопление. В среднем, по словам экспертов, на отопление двухкомнатной квартиры приходится тратить 1,3 Гкал тепла, по тарифам “Киевэнерго” – 1841,9 гривни. В России за такой же объем тепла придется заплатить около 1000 гривен, в Польше – более двух тысяч, а в Минске – всего 245 гривен.

В Польше стоимость отопления в первую очередь зависит от тарифной группы. В среднем 1,3 Гкал может обходиться жителям Варшавы в 2360 гривен. При этом стоит отметить, что энергопотребление в Польше в три раза меньше, чем в Украине. Отопление одного квадратного метра обходится полякам приблизительно в 2,5 злотых (16,8 гривни). В то же время по тарифу “Киевэнерго” отопление одного квадратного метра стоит 32,9 гривни, то есть в два раза дороже.

В столице России 1 Гкал тепла стоит от 1006 до 2101 рубля. Так, на отопление двухкомнатной квартиры в среднем придется потратить от 631 до 1272 гривен. При этом средняя зарплата в Москве – более 25 тысяч гривен (в Киеве – 9 тысяч гривен). Правда, стоит отметить, что для отопления используется российский газ, который для внутреннего потребителя значительно дешевле.

Горячая и холодная вода

Один кубометр горячей воды в Киеве стоит 83,1 гривни. Если семья использует пять кубов в месяц, только за горячее водоснабжение придется заплатить 415,5 гривни. В то же время холодная вода в столице Украины обходится в 13,77 гривни за кубометр. В России 1 куб. м холодной воды стоит 57,46 рубля (27 гривен), а за кубометр горячей приходится платить 163,24 рубля (76 гривен). Так, семья, которая тратит за месяц пять кубов, заплатит 380 гривен.

В Беларуси кубометр холодной воды обходится в 68 копеек (меньше десяти гривен). А вот что касается горячей воды, то тут белорусы платят отдельно за воду, а отдельно за тепловую энергию, которую используют для подогрева.

В Польше кубометр холодной воды стоит 11 злотых, а кубометр горячей – 30 злотых. Соответственно, пять кубов воды обойдется в тысячу гривен (или 150 польских злотых).

Отметим, тариф на водоснабжение в Украине рассчитывает каждое предприятие отдельно. Составляющие тарифа одни для всех: амортизация, зарплаты, электроэнергия, ремонт, налоги и т.д. При этом доля этих составляющих у каждого предприятия разная: это зависит и от оборудования, и от состояния сетей, и от уровня заработных плат. Городской совет утверждает программу развития предприятия и рассматривает планируемый тариф, окончательное решение принимает Национальная комиссия госрегулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Главное требование комиссии – тариф должен покрывать все затраты предприятия и включать в себя амортизацию.

В 2017-м, как говорится в презентации НКРЭКУ, холодная вода для украинцев подорожает в среднем на 9%. “Киевводоканал” планирует поднять свой тариф на 16,4%, самое большое подорожание предполагается в “Житомирводоканале” – на 18,2%. В то же время в Южном вода подорожает всего на 6,2%.

Следует отметить, что стоимость горячей воды для украинцев в разных регионах разная. Так, в Кузнецовске Ровенской области кубометр стоит 14,88 грн, а клиенты одной из ТКЭ в Днепропетровске вынуждены будут платить 85,83 грн за такой же объем горячей воды.

Электроэнергия

Еще в 2015-м НКРЭКУ постановлением №220 утвердила поэтапное повышение стоимости электроэнергии. Последний этап приходится на март 2017-го. Сейчас украинцы за каждый 1 кВт*час при потреблении менее 100 кВт платят 71,4 копейки, а с первого марта будут платить 90 копеек. При потреблении более 100 кВт*час каждый кВт*час до марта еще будет стоит 129 копеек, а после марта – 168 копеек.

К примеру, если семья использует 200 кВт*час в месяц, до первого марта придется платить за свет 200,4 гривни, а после марта 2017-го – 258 гривен.

В Польше 1 кВт*час обходится в 0,65 злотых, а за 200 кубометров полякам приходится платить 130 злотых, или 870 гривен. В Беларуси за такое же количество света придется заплатить всего 335 гривен, а в России – примерно 500 гривен.

Читайте также:

Как отмечают в Нацкомиссии, поэтапное повышение тарифов для украинцев проводят для устранения перекрестного субсидирования и выравнивания цен на эти ресурсы до уровня рыночных.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

hronika.info

О тарифах ЖКХ на Украине и в России

2500 гривен — это примерно столько же, сколько платим мы, россияне, даже чуть меньше. Но Сергей Стерненко находится в крайней степени раздражения, из чего можно сделать вывод, что его доходы невелики, гораздо ниже москальских.

Чисто по-советски правосек винит в высоких тарифах родное правительство. В каком-то смысле он прав, потому что именно родное правительство их устанавливает. Но с другой стороны, в Европе платят еще больше и не бунтуют. И уж точно не хватаются за пистолеты. Как совместить свое желание жить, как в цивилизованных странах, с советским отношением к жизни, когда в твоих бедах всегда виновата власть, — загадка.

Говорят, в Ровенской и Харьковской областях уже продавались с молотка квартиры, которые отняли у злостных неплательщиков. Но это только начало. На Украине создана служба судебных приставов, зарплату которых увязали с суммой, вырученной от продажи изъятых квартир — государственные коллекторы будут получать 10 процентов. Начнут они работать уже в октябре.

Чтобы квартира была выставлена на аукцион, задолженность должна составлять 15 тысяч гривен. Значит, если одесский правосек Сергей Стерненко полгода не будет платить за коммунальные услуги, квартиру у него наверняка отнимут и выставят на торги. Европейский подход.

«Добычи у коллекторов будет очень много: большинство из нас уже сейчас не в состоянии оплачивать коммунальные услуги. Но что такое «жесть» люди поймут только с началом отопительного сезона. Обычная «двушка» в Киеве обойдется в сумму более 3000 гривен, однокомнатная гостинка тянет на полторы», — пишет депутат Верховной рады Евгений Мураев. Ну, этот товарищ известный пессимист, ему все не нравится. А вдруг население отнесется к начинанию властей с воодушевлением?

Между прочим, у нас в России примерно те же проблемы: услуги ЖКХ стоят дорого, и мы этим недовольны. И тоже вздыхаем, разглядывая платежки. Но реакция — по крайней мере у меня и у большинства моих знакомых — одинаковая: придется работать еще больше. Чтобы не снижать установившийся жизненный стандарт.

А вот за Украиной, расширяющей горизонты прежних представлений о цивилизации, понаблюдать интересно. Нынешний отопительный сезон наверняка будет отличаться от предыдущих — в прошлом году не было решительных коллекторов, чья зарплата увязана с долгами простых громадян за коммуналку: чем больше отнимешь квартир, тем зарплата выше.

Говорят, туда набирают парней, прошедших АТО и умеющих держать в руках оружие, очень голодных и злых. Оказывать им сопротивление не стоит — безопаснее собрать манатки и отдать ключи.

Так что, похоже, майданы еще будут. Нет у революции конца.

fishki.net

Министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Википедия

Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины
Общая информация
Страна
  •  Украина
Дата создания 1 июня 2005 года[1]
Предшествующие ведомства Государственный комитет Украины по строительству и архитектуре
Государственный комитет Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства
Заменено на Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины
Руководство деятельностью осуществляет Кабинет министров Украины
Штаб-квартира Украина, 03150, г. Киев-150, ул. Димитрова, 24
Министр Юрий Хиврич
Сайт minregionbud.gov.ua

Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины (укр. Міністерство з питань житлово-коммунального господарства України) — в 2005-2010 гг. государственный орган исполнительной власти Украины, деятельность которого направлялась и координировалась Кабинетом Министров Украины. Министерство возглавлял Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины, которого назначала на должность Верховная Рада Украины в установленном законодательством порядке. Являлось правопреемником Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре и Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

9 декабря 2010 г. было реорганизовано в Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.

Примечания

  1. ↑ Указ Президента Украины № 898/2005 «О Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины»
Кабинет министров Украины
  • Аграрной политики и продовольствия
  • Внутренних дел
  • Здравоохранения
  • Иностранных дел
  • Информационной политики
  • Инфраструктуры
  • Культуры
  • Молодёжи и спорта
  • Обороны
  • Образования и науки
  • Регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства
  • Социальной политики
  • Финансов
  • Экологии и природных ресурсов
  • Экономического развития и торговли
  • Энергетики и угольной промышленности Юстиции

wikiredia.ru

Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины
(Минрегион Украины)
  • укр. Міністерство регіонального розвитку, будівництва та житлово-комунального господарства України
Общая информация
Страна

ru.wikipedia.org

ЖКХ Украины на пороге полной катастрофы

Киевские эксперты обсудили текущее состояние украинского ЖКХ и пришли к выводу — оно является ужасным, и, что самое печальное, перспектив его улучшения не просматривается. Об этом сообщает корреспондент Федерального агентства новостей (ФАН) из Киева.

Поводом для разговора послужила крупная коммунальная авария в Харькове, где из-за прорыва магистральной трубы теплоснабжения без тепла в лютые морозы остались более 400 зданий, в том числе — школы и больницы, пострадали десятки тысяч горожан. Как сообщили аналитики, харьковский инцидент — только начало скорого падения коммунальной сферы Украины.

Напомним, 22 февраля в Харькове случилась масштабная авария на магистральном трубопроводе, в результате чего без тепла и горячей воды остались четыре сотни многоквартирных домов, а также больницы и школы. В областной центр сразу же потянулись чиновники из центра, прошел ряд селекторных совещаний, профильное министерство тут же начало «латать дыры» в прогнившей системе городского теплоснабжения и т.д. Тем не менее, как сообщили киевские аналитики, ничего из ряда вон выходящего в Харькове, в принципе, не случилось.

«В Харькове произошло ровно то, что и должно было случиться. Местная администрация во главе с мэром Кернесом очень гордится тем, что заботится о своем городе. Они вложили массу денег в фасады, укладку тротуарной плитки, ремонт дорог и т.д., но проблема в том, что в восстановление самого главного — инфраструктуры ЖКХ — в Харькове всегда вкладывались «по остаточному принципу», — сообщил экс-министр ЖКХ Украины Алексей Кучеренко. — Ведь трубы находятся под землей, они никому особенно не видны, и гордиться ими не будешь. Поэтому, когда начались морозы и в трубах подскочило давление, они начали рваться одна за другой. Ничего удивительного тут нет, примерно так же обстоит дело с теплосетями и в большинстве других крупных городов нашей страны».   

Для примера экс-министр привел цифры из городской сметы Харькова на 2018-й. Там, в частности, предусмотрено 140 млн гривен на новый зоопарк «Планета обезьян», 5,7 миллиона гривен — на ремонт туалета в центральном городском парке и 5,6 миллиона гривен — на текущий ремонт системы теплоснабжения. «Цифры говорят сами за себя», — резюмировал Кучеренко. 

По данным эксперта в сфере энергетики Геннадия Рябцева, сегодня большинству теплосетей в Киеве и других крупных городах страны — как минимум по 50-60 лет, то есть это «глубоко советское наследие», которое практически не обновляется — у властей на это нет ни денег, ни особенного желания. К тому же центральные украинские власти давно самоустранились от решения проблем в сфере «коммуналки», отдав ее на откуп региональным администрациям.

«По данным Укрстата, сегодня в нашей стране примерно 10 млн зданий и домов, при этом две трети из них построены до 1970-го года. Каждый четвертый городской житель на Украине живет в доме, где теплосети давно уже выработали свой ресурс. При этом общая протяженность водопроводных сетей в стране — 180 тысяч километров, 40 тысяч из них — в аварийном состоянии. Из 36 тысяч километров теплосетей полностью устарела ровно половина. Из 50 тысяч километров канализационных сетей в аварийном состоянии — 35 тысяч, — говорит Рябцев. — Знаете, что такое «аварийное состояние» по-украински? Это когда экскаватор в ходе ремонта сети вынимает пласт земли, а трубы там нет — есть только кольцо ржавчины внутри глины, к тому же изнутри на 90 процентов забитое всяким мусором. Поэтому нечего удивляться тому, что у нас так часто случаются аварии. А также тому, что качество воды в большинстве домов просто отвратительное», — говорит эксперт.

По словам аналитиков, в украинской ЖКХ есть еще целый ряд проблем, одна из них — то, что рынок «коммуналки» не эластичен. И при резком повышении тарифов сотни тысяч граждан, которые готовы были платить за ЖКХ раньше, «тупо перестают платить». В итоге долги за «коммуналку» вырастают до небес, а восстанавливать инфраструктуру все равно не на что. Однако этого совершенно не учитывают «молодые реформаторы» из правительства, которые активно применяют в этой сфере свои теоретические познания. Еще один фактор — это огромная сумма в бюджете страны, предназначенная для субсидий — 71 млрд гривен. По мнению аналитиков, депутаты Рады, которые этот законопроект принимали, «забыли, что субсидии в таком размере собрать невозможно».

Еще одна проблема — крайне низкая эффективность коммунальных сетей. Из-за того, что сети сильно изношены, потери электричества, тепла и воды по пути от коммунальщиков к потребителям сегодня просто сумасшедшие — они составляют от 15 до 30 процентов. В итоге все эти потери поставщики услуг ЖКХ включают в тарифы, и эта «порочная спираль» постоянно закручивается. Все это и подводит страну к грани «коммунальной катастрофы».

При этом, отмечают эксперты, сами коммунальщики каким-то образом научились выживать в любых условиях. Им надо по любому, несмотря на дорожающие цены на газ, высокие тарифы и налоги, обеспечить функционирование системы. И они ее поддерживают в более-менее рабочем состоянии. Однако на фоне роста долгов населения за ЖКХ (которые превысили в общей сложности 80 млрд гривен) приближаются серьезнейшие технологические проблемы в виде амортизации основных фондов.

В первую очередь — это канализационные коллекторы, трубопроводные магистрали, дома. По мнению Кучеренко, вообще-то в Украине надо проводить глубинную модернизацию амортизированного «постсоветского имущества», но надежды на то, что этот процесс начнется в обозримом будущем, практически нет.

«Проблема в том, что нынешние руководители сферы ЖКХ даже не понимают, с чего начинать реформу системы, — заявил эксперт Геннадий Рябцев. — В прошлом году руководители Всемирного банка приезжали в Украину и удивлялись – мол, «как же так, мы выделяем вам сотни миллионов долларов на модернизацию сферы ЖКХ, а они не используются, остаются лежать на счетах». Но дело в том, что сегодня в министерстве и нижестоящих ведомствах даже практически не осталось людей, которые могли бы правильно составить техническую документацию по отдельным проектам, не говоря уже о стратегии восстановления отрасли. Поэтому существующее положение будет только усугубляться».

«При этом в правительстве очень любят говорить о «реформе сферы ЖКХ». Но то, что происходит сегодня, сложно назвать реформами. Это скорее реформаторские лозунги, попытка перенести европейские механизмы на украинские реалии без нормальных расчетов, — говорит Алексей Кучеренко. — С другой стороны, может, это и хорошо — как говорится, иногда нужно остановиться, отдышаться и осмотреться по сторонам. Известно же — «когда ты находишься в яме и хочешь из нее выбраться, в первую очередь перестань копать».

Как сообщили эксперты, последняя крупная авария в Харькове — только «первая ласточка» грядущих коммунальных катастроф. В стране, где государство крайне коррумпировано и занято постоянными политическими дрязгами, некогда и некому думать о проблемах ЖКХ. В итоге вслед за Харьковом могут последовать аварии в Днепре, Одессе, Ровно, Чернигове, Черновцах — как говорится, «далее повсюду». И другой тактики, кроме как «затыкать дыры» в том месте, где уже «рвануло», у украинских властей нет и не предвидится.

Автор: Василий Таран

 

Источник: ФАН

Подпишитесь на нас Вконтакте, Facebook, Одноклассники

news24today.info

Оставить комментарий