Студентка или девушка студент: Добрый день, как правильно пишется: студент-дипломник Сидорова Н.В.…

Содержание

Добрый день, как правильно пишется: студент-дипломник Сидорова Н.В.…

 

13 июн, 2007 @ 17:27

Добрый день, как правильно пишется:
студент-дипломник Сидорова Н.В.
студентка-дипломница Сидорова Н.В.

и
дипломник или дипломница Сидорова Н.В.????

From:sorex
Date:Июнь, 13, 2007 13:42 (UTC)
(Link)
ИМХО, зависит от стиля письма. Официальный – мужской род, разговорный – женский. Судьи, например, ухитряются даже глаголы прошедшего времени, согласованные со своей дамской персоной, писать в мужском роде. Туда же МК со своей безграмотной корректурой. Дают заголовок: “Корреспондент МК стал христовой невестой”. Так вот это, по-моему, кошмар какой-то. Словом, существительное может быть в форме того или иного рода в зависимости от стиля, а вот глагол – по фактическому полу.
From:eg_le
Date:Июнь, 13, 2007 13:49 (UTC)
(Link)
скорее, студентка-дипломница Сидорова Н.В.

главное чтобы не “студентка-дипломник” 🙂

долой языковой шовинизм! пишите студентка-дипломница.
А по-моему, “дипломант” значительно лучше звучит.латинизировано. но вправду лучше. +1
From:5_yr
Date:Июнь, 17, 2007 13:28 (UTC)
(Link)
Ага, член-корреспондентка! )
Top of PageРазработано LiveJournal.com

Ёлка (Yolka) – Девочка-студентка (Student Girl) Lyrics

[Текст песни «Девочка-студентка»]

[Припев]
Девочка-студентка — сладкая конфетка
Милый голосок, звонкая монетка
Птичка перелётная — девочка-студентка
Глазками стреляет метко

[Куплет 1]
Девочка идёт, в руках журнал моды
Секси на фото, она — любитель спорта
Открыты все ворота, курсы в автошколе
Вечером по плану party в новом клубе
Шопинги, стильные тряпки, бутики
Рублёвские дачи, выезды на пикники
Рингтоны, мобильники, любовь по СМС
Огненные скачки снимают стресс
Танец ума, ритмы настроения
Из нового романа Пауло Коэльо
Каникулы в Испании, концерты поп-звезды
Когда она смотрит — в её глазах огни

[Припев]
Девочка-студентка — сладкая конфетка
Милый голосок, звонкая монетка
Птичка перелётная — девочка-студентка
Глазками стреляет метко

[Куплет 2]
Астролог для неё составляет гороскопы
Экзамен: экономика Западной Европы
Солярий каждый день для загара золотистого
За кулисами автографы артистов
Портфолио, она хочет стать моделью
Массаж и маникюр на конец недели
Премьера кинофильма, ряд для поцелуев
Она всегда знает, что сколько стоит

[Припев]
Девочка-студентка — сладкая конфетка
Милый голосок, звонкая монетка
Птичка перелётная — девочка-студентка
Глазками стреляет метко

[Куплет 3]
Супердиета, раздельное питание
Её фигура понимает свежее дыхание
Любовные послания на электронный ящик
В неё, кажется, влюблён большой мальчик
Она запоминает бренды и логотипы
Манеры этикета с детства привиты
Вино в бокал налито Розы из Марселя
Лыжный курорт — только Куршавель
Скучает вечерами в модном суши-баре
Мягкие игрушки всегда ей кто-то дарит
На лекциях мечтает о сказочном принце
Влюбляться ненадолго — её принцип

[Припев]
Девочка-студентка — сладкая конфетка
Милый голосок, звонкая монетка
Птичка перелётная — девочка-студентка
Глазками стреляет метко
Девочка-студентка — сладкая конфетка
Милый голосок, звонкая монетка
Птичка перелётная — девочка-студентка
Глазками стреляет метко

“Все три раза женился на студентках”.

Российские профессора о романах с ученицами
  • Нина Назарова, Сергей Горяшко
  • Би-би-си

Автор фото, Semen Likhodeev/TASS

История 63-летнего доцента СПбГУ Олега Соколова, обвиняемого в убийстве 24-летней Анастасии Ещенко, заставляет задуматься о допустимости романтических отношений между преподавателями и студентками – убитая была ученицей Соколова, они начали встречаться еще во время учебы.

Корреспонденты Би-би-си спросили у сотрудников нескольких российских университетов, могут ли преподаватели заводить романы со своими воспитанницами и должно ли руководство вузов такие отношения пресекать.

Сергей Медведев, профессор факультета социальных наук Высшей школы экономики:

“Мы с большим трудом выходим из патриархальной, сексистской и очень грязной парадигмы, которая была в России и особенно в Советском Союзе, что считается абсолютно допустимым, нормальным и даже социально одобряемым, что преподаватель может иметь роман со студенткой, особенно если это студентка старших курсов. По этому поводу нет жесткого общественного неприятия. На деле это, конечно, очень большая проблема.

[Распространены ли такие отношения?] Абсолютно. Я знаю это о коллегах – об этом немного с усмешкой говорится, но это признанная практика.

Отношение к этому меняется слабо, я не вижу особенно, чтобы оно менялось. Может быть, даже хорошо, что тема благодаря этой трагической истории поднимается – об этом нужно говорить, это один из очень больших резервуаров патриархальной власти.

Границы при этом очень зыбкие. Я не могу сейчас выступить каким-то Катоном, ревнителем нравственности, стукнуть кулаком по столу и сказать: все, никаких отношений, полный запрет. Хорошо, а если выпускница? А если не студентка, а аспирантка? А если докторантка? А если она становится коллегой? Причем необязательно “она”: а если это студент, к которому испытывает интерес преподавательница, женщина-профессор?

Я бы не хотел, чтобы были жесткие правила по этому поводу – это опять-таки ограничение свободы. Взрослые люди могут принять решение относительно своей частной жизни.

Здесь важно снять негласную общественную легитимацию этого процесса, когда преподаватель, профессор имеет отношения со своей студенткой (я думаю, в 90% случаев это старший преподаватель и девушка), и начать открытую дискуссию.

Надо понимать, что это отношения власти. Профессор всегда имеет власть над студентом, которая дана тебе правом ведомости, правом поставить или не поставить зачет, повысить или занизить оценку. Это еще и власть чисто возрастная: приходят девушки 17-ти, 18-ти, 19-летние, не видевшие жизни, и встречают овеянного авторитетом мужчину, который моментально становится для них отцовской фигурой, занимает место отца.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

“Ущемленное больное эго”: бывшие коллеги и студенты об Олеге Соколове

Лично я считаю, что пользоваться этой властью, данной тебе твоей позицией, просто нечестно, несправедливо и не по-мужски. Хотя, конечно, такого рода сценарии вокруг постоянно происходят.

[Нужен ли прямой запрет?] Я думаю, что нужно найти границу между профессиональной этикой и индивидуальной свободой. В любом случае, это должно быть жестко ограничено в рамках профессиональных отношений. Если это прописывать в кодексах университетов, должна быть очень тщательно рассмотрена возможность институционального влияния: когда преподаватель является научным руководителем, преподавателем на курсе, когда от него зависит оценка, диплом, выбор темы курсовой. И надо в любом случае исключить узурпацию этих институциональных каналов.

А дальше надо смотреть: а если студентка другого факультета? Или в бакалавриате была на твоем факультете, а в магистратуру перевелась на другой? Очень много нюансов и модальностей, и есть просто так взять и запретить все сразу, это будет Северная Корея”.

Павел Кротов, профессор Института истории СПбГУ, преподаватель погибшей Анастасии Ещенко:

“Для России были весьма типичны браки между профессорами и студентками. Это, как правило, счастливые браки. В XIX веке эта традиция была положена, в XX-XXI продолжается. И много оснований для достижений счастья, потому что когда женятся профессора на студентках той же специальности, у них, как правило, одинаковое образование, интересы, система ценностей.

Это было всегда характерно, распространено, но распространено только среди высокообразованных людей. Народу, более широким массам, это непонятно – и никогда не будет понятно, потому что, например, данные этнографии говорят, что если женщина сельской местности в XIX веке выходила замуж, и муж был старше больше, чем на три года, то уже говорили: вышла за старика.

Сейчас это народное мышление преобладает, большинство людей считают, что это нездоровые проявления. Это массовая психология. Но есть группа – узкое сословие высокообразованных людей, которые думают по-другому, чем масса. Эти люди считают, что можно достичь счастья с большой разницей в возрасте, и достигают его, как правило.

Такие браки более устойчивые, более счастливые. Дети, насколько я знаю по историческим материалам, получаются высокоинтеллектуальные, поскольку отец старше значительно, и с матерью полное согласие, дети получаются высокообразованные. Отмечено, что у отцов в возрасте дети с большими дарованиями.

Я все три раза женился на студентках, своих ученицах. В первый раз – в 30 лет, сейчас вот в третий раз. Мне 58 лет, сыну шесть месяцев, и дальше планируем, хотелось бы троих детей.

Семья счастливая. Разница в возрасте 33 года у меня с женой. Со второй была разница 21 год, с первой – 13. У первой возраст был 18 лет, у второй 19, третьей сейчас 24 года.

Как правило, такие нетрадиционные подходы более выигрышные. Множество профессоров, доцентов женаты на студентках, это одна из предпосылок для счастья, потому что у них есть общее дело, интересы, взаимопонимание. Это массовая история, массовая. Если начать исследовать это, может быть, более половины таких браков, я навскидку говорю.

[Нужен ли прямой запрет со стороны вузов на отношения преподавателей со студентками?] Сейчас конституция все больше и больше ограничивается уставами различных учреждений. И эти формалисты теперь еще будут залезать в постель, грубо говоря, ко всем. Это будет общество всеобщей слежки, это будут уже нездоровые проявления, будет нарушаться в очередной раз дух конституции, потому что взрослые люди имеют право на самостоятельный выбор, и ограничивать этот выбор никто не имеет права.

Хотя я не исключаю, что ректоры некоторых высших учебных заведений введут подобные [предписания], и начнутся слежка и доносительства ввиду того, что сейчас мужчина и женщина живут вместе некоторое время, прежде чем заключить брак. У меня чисто отрицательное отношение, хотя это в духе идущих в мире тенденций, особенно они страшны на Западе, но нас уже тоже достигают.

На Западе всех сопоставляют с собой и считают, что их путь универсальный, призывают другие страны равняться. Для меня это сумасшедший вариант – то, что делается в рамках протестантской цивилизации. У них там приоритет сексуальным меньшинствам, национальным меньшинствам, прочая философия, которая навязывает эти ценности – ну это, конечно, все умрет с крахом этой модели, этот крах уже начался.

[Убитую Ещенко] я хорошо знаю, она у меня была год на спецкурсе, посвященном проблемам развития Российской империи в XVIII веке. Она умница была, великолепно выступала в дискуссиях, делала прекраснейшие доклады, увлекалась архивной работой, хотела быть историком. Ее жизнь выталкивала в эти новые отношения из общежития.

Она молодая студентка, зависима от окружающего мира. У нее мало денег, в комнату в общежитии подселили к ней африканских каких-то аспирантов, с которыми ей тяжело, не с кем поговорить. И ее жизнь, как и прочих нормальных людей, толкнула на решения интеллектуальные.

Она умная, понимала, что поскольку она творческая, яркая и неординарная, она будет счастлива с таким же человеком, ярким, неординарным, харизматичным. И она подругам говорила, что полюбит того, кто первый ее полюбит.

А вообще-то у них были все основания для счастья. Насколько я знаю, он развелся со своей предыдущей женой, готовился жениться, но произошло такое ужасное и чудовищное преступление, которое всех повергло в шок”.

Преподаватель одного из московских вузов, на условиях анонимности:

“Для меня это болезненная тема. [Когда я начал встречаться со своей девушкой?] Сначала она у меня училась, а потом мы начали встречаться. Она в этот момент была уже выпускницей, но, конечно, какие-то чувства, переписка были и до того.

Это была серьезная проблема для меня, я на самом деле думал уволиться. Мне казалось, что я делаю что-то неправильное.

В педагогических кругах, где я общался, сексуальные отношения со студентками воспринимались как что-то табуированное, не поощряемое. В моем узком кругу это всегда осуждалось достаточно последовательно, и люди об этом не говорили, потому что понимали, что не найдут сочувствия.

Я, например, не могу представить, чтобы какой-то человек начал об этом рассказывать, разве что если он находится в режиме покаяния и хочет исповедоваться в прегрешениях своих. Не представляю, чтобы это можно случиться. Я поэтому и не могу сказать, у кого что [из коллег] было, а чего не было – именно потому что эти вопросы всегда обсуждались очень абстрактно.

Я уверен, что я знаю таких людей, но при этом я не знаю наверняка.

[Нужны ли прямые запреты?] Наверное, лучше, чтобы они были, но я сомневаюсь, что они будут очень результативны. В вузах, где мне доводилось преподавать, если правила и были, то об этом никто никогда никому не говорил.

Как ни странно, что-то подобное мне говорили, только когда я работал в школе, но даже там это была не официальная политика, а персональная позиция одного из завучей, который считал нужным [о недопустимости таких отношений] всех предупредить.

Про Соколова, мне кажется, это лишнее подтверждение его безумия, что все обо всем знали. Для таких случаев, конечно, действительно нужно вводить правила, просто чтобы были формальные основания, что если преподаватель делает что-то запредельное, то из вуза его можно выгнать без всякого суда и следствия за подобное поведение.

Вообще, я могу себе представить сильное любовное чувство между преподавателем и студенткой, но мне кажется, что в таком случае он должен уволиться, уйти”.

Гасан Гусейнов, профессор Высшей школы экономики:

“В Вышке есть какой-то документ [на эту тему], но в нем более общие вопросы. Специально тема близких отношений между студентами и преподавателями не обсуждается.

Знаю, что были отдельные случаи, но говорить о них не могу, так сказать не уполномочен просто. Я был свидетелем, как одного коллегу обвиняли [в отношениях со студенткой], и ему пришлось уйти. Другой коллега женился на студентке, и никто ему ничего не говорил. Это тема, которая у нас обсуждается крайне редко.

Понятно, что студент или студентка и преподаватель или преподавательница находятся не в равном положении, а один в зависимом от другого. Но известны и случаи преследования преподавателей со стороны студентов, в том числе на почве влюбленности. Это точно такая же агрессия, но идущая снизу вверх по лестнице иерархической.

Мне известны случаи, когда студентка преследовала преподавателя в буквальном смысле слова. Она приняла знаки внимания с его стороны неосторожные за начало большой истории – и начала его преследовать.

С моей точки зрения, эти отношения должны быть жестко отрегулированы на уровне правил внутреннего распорядка вуза. По возможности миры студентов или студенток и преподавателей или преподавательниц не должны пересекаться в личном, интимном плане. Это приводит к нежелательным побочным результатам, когда невозможен нормальный учебный процесс.

Хорошо, когда есть общие правила, которые позволяют построить между преподавателями и студентами стеклянную стену. И ходить за такой стеной, как в сафари. Понятно, что это метафора, я не считаю студентов дикими животными.

Никаких отношений у меня не возникало, но есть студентки и студенты, которые вызывали большую симпатию, чем другие, но это естественно. Проблемы [у меня] возникали там, где мое отношение отеческое или даже как у дедушки к внукам могло восприниматься кем-то как более теплое отношение к кому-то. Когда я эти вещи чувствовал, я их пресекал. На этом основано жесткое разделение мира студентов и преподавателей в Германии или в Штатах.

Я так вернулся в Москву после длительного отсутствия, встретил своих студенток прошлогодних, они кинулись мне на шею, мы обнялись, а при этом присутствовал мой коллега из США. Он в ужасе на это посмотрел и сказал: что ты, тебя бы в Штатах уволили в 24 часа!

А у нас все было нормально, эти студентки мне годятся во внучки, и у них ко мне было такое отношение – просто как к человеку, к которому они тепло относятся. У этого не было дополнительного подтекста, но в глазах постороннего это может выглядеть иначе”.

Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО:

“У нас [с женой] отношения возникли после того, как я закончил быть преподавателем. Вначале у нас закончилось все преподавание, а потом уже моя нынешняя жена выразила желание установить отношения. В такой последовательности.

Проблема стара как человечество, грань очень тонкая. Можно найти огромное количество случаев вполне успешных отношений между преподавателями и студентками. Можно найти и большое количество катастроф.

Правила делать – вещь абсолютно безнадежная. Любая норма будет гораздо более узкой, чем реальность. Посмотрите на практику американских и британских колледжей: любая попытка что-то регулировать приводит к тому, что из университета выхолащивается любое творчество и способность что-то производить. Преподаватели оказываются под надзором.

Все регулируется на другом уровне – на уровне ценностей, картины мира. Понятно, что общие правила должны быть – иерархической зависимости никакой быть не должно, использования служебного положения быть не должно. Это логично.

В МГИМО как-то всегда существовал свод понимаемых, подразумеваемых корпоративных правил, на бумаге [в них] нет необходимости. С исчезновением парткомов катастрофы не произошло. Я не слышал о случаях [отношений между преподавателями и студентками в МГИМО], когда речь бы заходила об использовании служебного положения”.

Фото: НИУ ВШЭ, МГИМО, СПбГУ

Как выглядит типичный российский студент

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, каждый второй взрослый россиянин окончил вуз.

Сергей Антонов

трижды студент

Профиль автора

В Росстате говорят, что сейчас высшее образование в стране получают 4,2 млн человек, из них 2,5 млн — очно. Расскажем, как выглядит среднестатистический студент.

Кого считать студентом

По закону «Об образовании» студентами считаются учащиеся вузов и учреждений среднего профессионального образования — колледжей, техникумов, ПТУ. Но в этой статье мы будем говорить только о тех, кто получает знания в высших учебных заведениях: статистика о таких людях самая полная. Да и толковый словарь Ожегова относит к студентам только учащихся вузов.

Как зовут и сколько лет

Среднестатистический российский студент — девушка. Если верить статистикам, студенток в стране 54%, а студентов — 46%. Женщины составляют 58% от всех россиян с высшим образованием. Нашей героине 21 год: среди тех, кто сейчас учится в вузе, людей этого возраста больше всего. Если предположить, что поступала наша героиня сразу после школы, в 17—18 лет, то сейчас она учится на четвертом курсе.

Сборник Росстата «Женщины и мужчины России»PDF, 1,6 МБ

В 2015 году автор книги «Тысяча имен» Евгений Мищенко проанализировал 25 тысяч вступительных заявлений в два крупнейших вуза России — МГУ и СПбГУ, чтобы узнать, какие имена встречаются чаще всего. Оказалось, что самое распространенное имя у абитуриенток — Анастасия, а у абитуриентов — Александр.

Если предположить, что отцу типичной студентки сейчас около сорока, то, скорее всего, его тоже зовут Александром. Получается, что полное имя типичной российской студентки — Анастасия Александровна.

Где и на кого учится

В 2018 году в России насчитывалось 742 вуза. Если считать филиалы отдельно — 1911. Большинство учебных заведений государственные, частных вузов всего около двухсот, учится в них 10% от общего числа студентов.

Больше всего вузов и студентов — в Москве: 203 образовательные организации, в которых учатся 757 тысяч человек — это 6,2% населения столицы. Второе место в списке самых студенческих регионов страны занимает Томская область: 5,9%. Третье — Санкт-Петербург: 5,8%. Вероятно, Настя получает образование в крупнейшем вузе России — МГУ. Всего здесь учится больше 38 тысяч студентов.

Море полезных статей о финансах

В вашей почте дважды в неделю. Рассказываем только о том, что касается вас и ваших денег

Анастасия учится на экономе — это самый крупный факультет в МГУ. Вообще, студентов-экономистов в стране больше всего: 12,4%, если верить опросу Высшей школы экономики. На втором месте — юристы: 7,9%. Третье делят специалисты в сфере управления и инженеры: по 4,5%.

Среднестатистический студент учится бесплатно, хотя с каждым годом доля студентов-платников растет: в 2011 году на бюджетные места приходилось 74,3% всех абитуриентов государственных вузов, а в 2019 — 61,9%. Правда, по данным Высшей школы экономики, в последние годы число платных мест на экономических и гуманитарных факультетах падает, а на медицинских, математических и информатике — растет.

Мониторинг качества приема в вузы — 2019, Высшая школа экономики

Откуда родом и как живет

Высшая школа экономики совместно с другими научными организациями ежегодно проводит мониторинг экономического положения населения. Судя по этому мониторингу, 60,6% студентов, принявших участие в исследовании, родились в городе. Получается, что выпускников сельских школ в вузах примерно в полтора раза меньше. Анастасия — горожанка. Правда, статистике неизвестно, москвичка она или приехала из другого города.

Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ

По данным ВШЭ, только 2,6% студентов состоят в официальных отношениях, еще 3,8% живут со своим партнером.

Узами брака Настя себя связывать не спешит.

Не торопится Анастасия и устраивать свою карьеру: 96% опрошенных студентов не имеют постоянной работы. В то же время периодически подрабатывать они пытаются — во всяком случае на старших курсах. В 2013 году ученые ВШЭ провели опрос 5 тысяч российских студентов: оказалось, что две трети старшекурсников пробовали совмещать работу и учебу. Еще одно исследование Высшей школы экономики показало, что те, кто так делает, учатся не хуже одногруппников.

Питаться типичный студент предпочитает в кафе и столовых: если верить мониторингу ВШЭ, 49% опрошенных студентов в рабочие дни едят только в заведениях общепита, еще 20% обедают вне дома два-три раза в неделю.

Расплачивается Анастасия, скорее всего, картой. Банковские карты есть у 84% студентов. У Насти есть точно: бюджетники получают на карты стипендию.

Алкоголь Настя не пьет: по данным социологов ВШЭ, спиртное употребляют меньше половины опрошенных студентов. Еще типичный студент не курит — как и 90% тех, кто учится в вузах.

Найдет ли работу

Министерство образования и науки с 2013 по 2016 год отслеживало трудоустройство выпускников. Ведомство собирало в вузах списки СНИЛСов дипломников, а потом через пенсионный фонд проверяло, платят ли эти люди отчисления — то есть устроились ли на работу. По такому методу непонятно, по специальности работает бывший студент или нет.

Все эти годы в среднем трудоустраивались три четверти выпускников. Для МГУ этот показатель равен 80%, еще 1% студентов становится ИП. Так что Анастасия, скорее всего, работу найдет.

С высокой вероятностью она будет работать именно экономистом: по данным ВЦИОМа, 58% выпускников вузов трудятся по специальности. Еще один опрос на эту тему проводил «Хедхантер», и результат почти совпадает: 59%. Среди студентов экономических профессий — бухгалтеров и финансистов — доля тех, кто планирует работать по профилю, выше всего: 84%.

Высшее образование и работа по специальностиPDF, 1,9 МБ

Останется Настя жить в Москве или уедет в другой город, мы не знаем. Но, по статистике, не менее трети выпускников, получив диплом, задумываются о переезде. В 2018 году Центр городской экономики КБ «Стрелка» выбрал лучшие города для первой работы выпускников вузов. Исследователи оценивали уровень жизни, цены на жилье, транспорт, еду и развлечения, возможность найти работу, размеры зарплат и другие параметры. Лидером рейтинга стал Санкт-Петербург. На втором месте Москва, на третьем — Владивосток.

′′Мисс кампуса Германии′′ стала студентка из России | Учеба | DW

Обычный распорядок дня Рамили Суфиановой: в 8 часов 30 минут начинаются занятия. Вместе со своими однокурсниками студентка Высшей школы управления в Лейпциге (HHL) до четырех часов дня сидит на лекциях. И даже после этого девушка не торопится в общежитие: ей еще предстоит работа в группе. “Иногда мы засиживаемся до поздней ночи, – говорит Рамиля. – Слава богу, университет открыт 24 часа в сутки, поэтому доступ к книгам у нас есть круглосуточно. Приходится много работать самостоятельно, но результат этой работы я вижу уже сейчас”.

“Лучшая иностранная студентка в Германии”

Своими впечатлениями об учебе в Германии Рамиля поделилась с Deutsche Welle накануне вручения ей премии Германской службы академических обменов (DAAD). Она даже не догадывалась о том, что вскоре станет одной из обладательниц титула “Лучшая иностранная студентка в Германии”. Эту премию общество DAAD ежегодно присуждает учащимся различных немецких вузов. В этом году из 200 тысяч иностранных студентов такой чести были удостоены всего 200 человек.

Рамиля с однокурсником перед зданием Высшей школы HHL в Лейпциге

Сегодня, 24 июля 2010 года, пройдет торжественное награждение русской студентки в Высшей школе управления в Лейпциге. Помимо морального признания Рамилю Суфианову ожидает и денежная премия в размере 1000 евро.

Рамиля приехала в Лейпциг из Иркутска уже с дипломом специалиста. Как рассказывает студентка HHL, закончив российско-американскую программу в России, ей захотелось расширить свой кругозор и узнать, какими особенностями обладает европейский бизнес. Выбор пал на Германию. “Мне очень симпатичны немецкая обязательность и структурированный подход к делу”, – отмечает 23-летняя студентка.

На стажировку прямо из университета!

Впрочем, девушка и сама предпочитает структурированный подход. В голове Рамили – четкий план действий на ближайшие годы, а в руках – собранный чемодан. Путь лежит в Мюнхен – на практику в компанию Siemens Management Consulting. “Я уже пару раз была в Мюнхене как туристка, теперь же мне предстоит окунуться в жизнь города, – говорит российская студентка. – Немного побаиваюсь баварского диалекта. Я до сих пор еще не привыкла к саксонскому, не всегда понимаю коренных жителей Лейпцига”.

Рамиля приехала в Германию год назад с минимальными знаниями немецкого языка, однако это не помешало ей быстро освоиться в Лейпциге и подтянуть разговорную речь. Результат не заставил себя ждать: девушке предложили два с половиной месяца стажировки в компании Siemens Management Consulting. “Я устроилась на эту практику, не покидая кампуса, – говорит 23-летняя студентка. – Первое собеседование прошла сразу после презентации, которую сотрудники концерна показывали у нас в вузе. Все оказалось гораздо легче, чем я думала”.

Перед отправлением в баварскую столицу

Несмотря на то, что Рамиле действительно повезло – она получила место в концерне, который считается одним из “тяжеловесов” главного биржевого индекса Германии DAX, – на пути к заветной стажировке было шесть собеседований! Три индивидуальных и три ситуационных. Как считает сама студентка, у ее успеха – два фактора: прежний опыт работы, который она уже успела накопить в России, и образование, полученное в первой в Германии частной школе управления HHL. Весь курс обучения там рассчитан на 18 месяцев, две трети этого срока Рамиля уже преодолела.

Самая-самая…

В начале следующего семестра россиянка поедет на полгода по обмену в Чикаго, а пока она пытается сориентироваться в Мюнхене и привыкает к диалекту жителей столицы “Октоберфеста”. “Мне предоставили список компаний, которые занимаются подбором квартир, и общежитий, – рассказывает она. – К счастью, у меня были знакомые, которые помогли мне найти жилье. Ведь в Мюнхене это болезненный вопрос, и я очень волновалась”.

Рамиля в Мюнхене

Мюнхен носит не только титул “самого удобного для жизни города мира”, согласно рейтингу британского журнала Monocle, но и самого дорогого города ФРГ. Поэтому студентам приходится тщательно планировать свои доходы и расходы.

Девушка же из Иркутска может с гордостью носить свое звание “самой лучшей иностранной студентки в Германии”. Впрочем, как говорится, совершенству нет предела. В планах у Рамили – подтянуть письменный немецкий, написать диплом в Лейпциге и устроится на работу в международную компанию в Германии или Европе, чтобы закрепить теорию практикой.

Автор: Марина Борисова
Редактор: Юлия Сеткова

нужно ли запретить любовь и секс студентов с преподавателями? — Нож

Согласно статистике Pornhub 2014 года, преподаватель — самая сексуальная профессия, опередившая даже медсестер и полицейских (в 2020-м порнороликов по тегу teacher на сервисе 14 000, а по запросу nurse — 11 355). На форумах пользователи обсуждают, что делать с влюбленностью в молодого преподавателя и как выстраивать отношения, если он ответил взаимностью.

Многие так или иначе сталкивались с любовными отношениями преподавателей и студентов, и не всегда это однозначно хорошие истории: у кого-то знакомый преподаватель женился на студентке и счастлив в браке — но есть истории о сексуальном насилии, манипуляциях и даже убийстве.

Из-за таких полярных сюжетов писать и размышлять про любовь и секс между преподавателями и студентами сложно: личные истории и сильные эмоции затрудняют поиск рациональных аргументов. Это одна из причин, почему существует так мало научных статей от философов и этиков на эту тему.

Но всё же давайте попробуем взвесить и сравнить аргументы тех, кто одобряет любовь и секс между преподавателями и студентами, и тех, кто запрещает, — чтобы наконец поставить запятую в предложении «разрешить нельзя запретить».


Разрешить, нельзя запретить

Этика заботы: неравноправное — не значит нездоровое

Если мы взялись проанализировать этичность отношений между преподавателями и студентами, то первое, что нужно сделать, — отделить в этих отношениях те аспекты, которые проблематичны сами по себе и могут возникнуть не только в университете, от тех, которые специфичны именно для образовательных институций.

Современный американский философ Эндрю Кания (Andrew Kania) предлагает посмотреть на такие отношения, построенные по принципу взаимного согласия. Предположим, что романы преподавателей со студентами обходились бы без насилия, сексуальных домогательств, принуждения, обмана и измен (по отношению в том числе к третьим лицам, например к партнерам преподавателя и/или студента) — ведь всё это может происходить между любыми другими людьми и вне университетской иерархии. Разве плохи счастливые отношения сами по себе?

На эти аргументы обычно возражают, что насилие и домогательства случаются чаще в отношениях людей, стоящих на разных ступенях иерархии, потому что они изначально построены на неравноправии.

Но Эндрю Кания напоминает, что «неравноправные отношения» вовсе не значит «нездоровые», ведь они не только типичны, но и нормальны для человеческого сообщества.

И хотя они действительно предоставляют почву для злоупотреблений, но они могут быть иерархичными и при этом мирными, заботливыми и ненасильственными:

  • во-первых, мы сталкиваемся со множеством вертикальных отношений в своей жизни. Это и родитель — ребенок, босс — подчиненный, психотерапевт — клиент, и даже в любовных отношениях бывают периоды, когда один партнер может зависеть от другого материально или психологически. Мы не заявляем, что такие отношения всегда нездоровы сами по себе просто потому, что они происходят в иерархическом контексте;
  • во-вторых, не каждый, кто имеет власть, обязательно будет использовать ее, чтобы принудить к сексу тех, кто ниже по статусу.

Поэтому нам нужно не уничтожать вертикальные отношения, а учиться строить их здоровыми — об этом часто напоминают исследователи, которые занимаются этикой заботы.

Американская психологиня и одна из основательниц этого этического направления Кэрол Гиллиган пишет, что в современном индивидуалистическом обществе мы воспринимаем всех людей по умолчанию как уже сформировавшихся, самостоятельных и готовых брать ответственность за самих себя. Именно про таких индивидов писал философ Иммануил Кант и разработал соответствующий им набор этических правил.

Но на деле мы редко находимся в этом «идеальном» самодостаточном состоянии: чаще всего мы зависимы и несамостоятельны — по крайней мере, в чем-то. Детьми мы зависим от родителей, взрослыми мы зависим от заботы близких, полагаемся на экспертные мнения, вверяем себя чужим обещаниям и рассчитываем на поддержку своего сообщества.

Всю свою жизнь мы заботимся о ком-то и кто-то заботится о нас — это создает взаимную зависимость и эмоциональное неравноправие, но это не значит, что нужно избегать таких отношений, клеймя их как морально неправильные. Вместо этого Гиллиган призывает разрабатывать этику, которая не отрицала бы, а учитывала нашу зависимость друг от друга.

Мы не всесильны, не можем всё контролировать и всегда быть разумными: нам нужно учиться и заботе, и особенно ее принятию. Современная этика заботы учит распознавать свои потребности и нужды других, просить помощи и давать в ответ то, что необходимо другим, не используя при этом их зависимое положение.

Отношения между преподавателями и студентами — лишь один из множества вариантов, где такая этика была бы полезной. Вместо того чтобы обличать академическую иерархию и подозревать институции в эксплуатации, обоим участникам таких неравноправных отношений можно было бы научиться выстраивать здоровую связь друг с другом, даже находясь в разных позициях.

Опыт прошлого: любовь как метод обучения

Если покопаться в трудах и биографиях философов прошлого, то можно заметить, что те не очень-то переживали из-за своих внеклассных отношений со студентами, а иногда даже их поощряли.

Современная американская философиня Дэниела Лейн (Danielle A. Layne) описывает в эссе любовь Сократа к Алкивиаду, историю любви длиною в жизнь между средневековым теологом и философом Пьером Абеляром и его ученицей Элоизой и роман между уже известным философом и преподавателем Мартином Хайдеггером и 19-летней студенткой Ханной Арендт, которая позже станет не менее известной немецко-американской мыслительницей.

Больше всего внимания она уделяет истории Сократа и Алкивиада, о которой можно прочитать в платоновском диалоге «Пир». Описывая ее, Лейн предлагает пересказать ее на современный лад: на первый взгляд эта история звучит абсурдно и даже абьюзивно.

Итак, представьте, что вы — самый популярный, умный, богатый, красивый студент в городе. И тут появляется пожилой тип, который молча следует за вами по пятам и наблюдает за всем, что вы делаете. Когда вы, наконец, вызываете его на разговор, тот признается, что он профессор философии и только он один любит вас по-настоящему, а не из-за денег, славы и красоты.

В современном мире такого преподавателя осудили бы и отправили в отставку — но не в Древней Греции.

А всё потому, что шокирующий нас сегодня институт педерастии в то время считался нормальным. Такие отношения помогали юношам повзрослеть, научиться вести себя в обществе, а также укрепляли армию и содействовали в политике.

Так что Алкивиад совсем не удивился заявлению Сократа. Он был шокирован и расстроен другим: Сократ вел с ним философские беседы, обучал всему, что знал, — в общем, делал всё то, что обычно старший любовник делал по отношению к младшему в Древней Греции. Кроме одного: он не пытался заняться с ним сексом. Почему тогда Сократ признается в любви и ухаживает? Может, он всё-таки не любит Алкивиада? Сократ объясняет, что это не так. Он действительно любит молодого человека и ценит его физическую красоту — но ведь она не так важна по сравнению с красотой духовной, которая открывается влюбленным по мере изучения философии.

«Кто, наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе, то самое, Сократ, ради чего и были предприняты все предшествующие труды. <…> И тот, кто благодаря правильной любви к юношам поднялся над отдельными разновидностями прекрасного и начал постигать самое прекрасное, тот, пожалуй, почти у цели».

Платон, «Пир»

Это слова Диотомы, учительницы Сократа, которая была уверена, что путь к истине начинается с сексуального желания и даже похоти: сначала мы влюбляемся в прекрасные тела, затем открываем для себя красоту души и только потом познаем прекрасное вообще. Таким образом, эрос и мудрость тесно связаны, поэтому обучения не может быть без любви.

Лейн пишет, что диалог Платона напоминает нам об одной истине, которую сейчас очень не любят обсуждать: между учителем и учеником в принципе не могут существовать стерильные и четко регламентированные отношения.

Учитель существует не для того, чтобы сухо пересказывать материал (особенно сегодня, когда с этим гораздо лучше справляются «Гугл» и «Википедия»). Его роль в том, чтобы заражать интересом, разжигать любопытство, показывать удовольствие от познания и своим личным примером демонстрировать, каково это — любить учиться.

Также нужно помнить, что учитель — человек, а значит, он сомневается, совершает ошибки и не знает всего на свете, но искренне любит свой предмет и готов учиться вместе с учениками. Открытость, уязвимость и даже интимность отношений, которые создаются в процессе совместного познания, конечно же, могут вызывать влюбленность — и это нормально.

Впрочем, далеко не все преподаватели ведут себя как Сократ, отказываясь от плотского влечения. Чаще мы встречаем истории, в которых секс всё-таки случается. Если почитать историю любви уже упомянутых Абеляра и Элоизы, переписку Мартина Хайдеггера и Ханны Арендт и вспомнить открытые отношения французских философов Жан-Поля Сартра и Симоны де Бовуар со своими студентами Ольгой Казакевич, Бьянкой Ламблен, Натали Сорокиной и Жак-Лораном Бостом, то можно заметить, что все они проявляли любовь не только платонически.

Абеляр за это поплатился: дядя Элоизы, узнав про их отношения, ночью его кастрировал (такие нравы были в Средневековой Европе).

В эпоху, когда жили Хайдеггер и Арендт, Сартр и де Бовуар, подобные отношения университеты прямо не запрещали, а сами философы считали допустимыми. Что изменилось? И вообще, что такого ужасного в этих отношениях, если в них нет места насилию и всё происходит по взаимному согласию?


Разрешить нельзя, запретить

Проблема согласия: возможно ли оно в иерархии?

Первое, о чем говорят философы, которые выступают за запрет отношений студентов с преподавателями, — это проблематичность согласия в них. Например, американская философиня Дидри Голаш (Deirdre Golash) сомневается, что студентка Элоиза была способна дать осознанное согласие на отношения и секс со своим преподавателем Пьером, поскольку находилась в зависимом от него положении.

Это значит, что в случае ее отказа слишком многое могло быть поставлено на кон: расстроенный Пьер мог бы занижать ей оценки, не давать высказаться в классе, хуже относиться и т. д. Да и сам Пьер (даже если он вправду никоим образом не давил на Элоизу и пообещал ей и себе, что в случае отказа не станет на нее злиться) вправе сомневаться: а вдруг Элоиза соглашается на отношения не потому, что влюблена, а потому, что ждет на экзамене оценку получше?

Эта ситуация похожа на ту, что описывает Андреа Дворкин и другие радикальные феминистки: в патриархальном обществе, где мужчина имеет большую власть, женщина не может дать осознанное согласие на секс, поскольку она перманентно находится в зависимом положении от мужчины.

Слишком многое она может потерять, если откажет: с ней могут развестись (и это испортит мнение общества о ней), бросить и оклеветать, лишить денег, усложнить поиск работы.

Далеко не все готовы принять такую радикальную идею — как и идею о том, что студент в принципе не может дать осознанного согласия преподавателю. Многие философы склонны принимать более умеренную позицию: на возможность осознанного согласия студента влияет множество факторов — это и разница в возрасте между преподавателем и студентом, и то, насколько дружеские или, наоборот, формальные отношения между ними, и т. д. И даже американский этик Николас Диксон (Nicholas Dixon), который не поддерживает отношения между преподавателями и студентами, признает, что следует искать другие, более убедительные аргументы.

Читайте также

Нет значит нет: как культура согласия меняет наше общение и психологию

Проблема объективности: влюбленность затуманивает разум

Еще большая проблема в теме внеклассных отношений преподавателей и студентов, как считает вышеупомянутый Диксон, — объективность отношения влюбленного преподавателя к своему студенту (вернее, ее отсутствие). Конечно, можно возразить, что преподаватель может вести себя профессионально и не допускать фаворитизма в аудитории. Кроме того, существует множество способов борьбы с проблемой «любимчиков», которые помогают не только в случаях любовной связи: например, можно шифровать письменные работы и проверять их, не зная, кто автор, распределять студентов по группам рандомно и т. д.

И всё-таки, влюбившись и вступив в отношения, как полагают некоторые философы и психологи, мы не можем контролировать свое подсознание. А это значит, что мы можем вести себя неадекватно по отношению к возлюбленному, несмотря на наш профессионализм.

Поэтому многие считают, что преподаватель должен отказаться работать в группе, в которой учится воспламенивший его сердце студент, или перевести студента в другую группу, или подождать с признаниями, пока студент не закончит курс.

Но защитники любовных отношений между преподавателями и студентами обычно отвечают, что такие решения несправедливы: перевод или отказ преподавать может поставить под удар карьеру преподавателя, а ни в чем не повинные студенты, которым просто не посчастливилось оказаться в одной группе с влюбленным сокурсником, несправедливо лишаются возможности учиться у конкретного преподавателя.

Этот спор — сложный и должен учитывать контекст и все детали ситуации. Его тяжело вести на абстрактном уровне, и крайне трудно предложить одно-единственное правильное решение. Как и в случае с любыми другими человеческими отношениями, такого решения попросту нет, ведь слишком много всего нужно учитывать.

Возраст, гендер, предрассудки: что еще осложняет влюбленность в университете

Вот неполный список особенностей отношений студентов и преподавателей, которые затрудняют возможность реализовать их без давления и на условиях равноправия.

Возраст

Мы подсознательно проще относимся к отношениям между только что закончившим вуз преподавателем и студентом на последнем курсе, между которыми всего-то пара лет разницы. И куда недоверчивее смотрим на внезапно вспыхнувшую любовь между 50-летним деканом и 18-летней первокурсницей. Нам очевидно, что человек с большим опытом находится в более выгодной позиции, что открывает простор для манипуляций. Может, стоит ввести какой-то возрастной порог, за которым отношения можно считать табуированными?

И снова всё неоднозначно. Мы порицаем любовные отношения между взрослым и ребенком — это понятно. Но как только ребенок превращается в подростка, начинаются сложности.

Читайте также

Можно ли заниматься сексом с подростками?

Юридически 18-летие в паспорте меняет всё, но психологически всё гораздо сложнее. Возраст согласия на секс в разных странах колеблется от 12 до 19, и нет никакой волшебной цифры, после которой человек — раз! — и готов нести ответственность за свои поступки и понимать, в какие отношения вступает. У каждого собственный путь: можно быть взрослым и самостоятельным в 15 лет и не быть готовым к отношениям в 35.

Кроме того, стоит помнить, что разница в возрасте у партнеров существует не только во взаимоотношениях между преподавателем и студентом. Множество пар с разницей в возрасте 10, 20 и больше лет познакомились в других обстоятельствах — и мы не запрещаем такие отношения просто на основании возраста партнеров.

И уж тем более разница в возрасте (или ее отсутствие) не гарантия того, что отношения сложатся удачно или обречены на провал.

Гендер

Мы не живем в справедливом и равноправном обществе, и гендерные роли по-прежнему давят на нас. Даже когда пишешь статью про любовь и секс между преподавателем и студентом, в голове возникает стереотипный образ пары: преподаватель-мужчина и студентка-девушка. Но любовь и секс случаются и между преподавательницей и студентом, а также между преподавателем и студентом и между преподавательницей и студенткой.

Гендер, безусловно, влияет на наше отношение к «университетским» парам.

Согласно исследованию Кэтрин Доллар, Андреа Перри и других, проведенному в 2004 году среди студентов (и которое впоследствии подтверждалось другими учеными), наиболее толерантно воспринимаются пары женщина-преподавательница и парень-студент. Такие отношения кажутся людям более близкими к идее взаимного согласия, они считают, что в них минимальна вероятность принуждения.

Хуже всего относятся к паре мужчина-преподаватель и парень-студент. Ничего нового: размышляя про допустимость любви и секса между преподавателями и студентами, мы используем те же гендерные стереотипы, что и в других областях жизни.

Более того, гендерные предубеждения влияют не только на то, как мы будем оценивать такие отношения, но даже на то, как мы в принципе относимся к преподавательскому профессионализму мужчин и женщин, а также на то, как сами преподаватели оценивают своих студентов в зависимости от их гендера. Сейчас с этим активно пытаются бороться, но мы всё еще далеки от постгендерного общества, а потому, размышляя над этикой отношений преподаватель — студент, стоит учитывать и эти особенности.

Прочие предрассудки

Если бы я писала эту статью в США, то наверняка бы обсудила и то, как раса преподавателя и студента влияет на нашу оценку таких отношений. Об этом меньше исследований, но расовые стереотипы пронизывают всё наше общество и, конечно, не могут не влиять на моральные оценки поступков.

Отношение общества

Уже упоминавшийся американский этик и философ Николас Диксон также напоминает, что стоит учитывать и то, какая атмосфера в коллективе и как такие отношения повлияют на дальнейшие карьеры преподавателя и студента.

Предположим, преподаватель влюблен в свою студентку и их отношения, построенные на взаимном согласии и уважении, начались, когда студентка уже закончила его курс и в дальнейшем у них не планируется общих предметов. Диксон уверен, что даже несмотря на это люди могут совершенно неправильно полагать, что этой студентке преподаватель всё-таки завысил оценку, потому что она всегда ему нравилась.

А о преподавателе будут думать, что раз он сошелся со студенткой, то в целом склонен к неформальным отношениям с учениками и эта ситуация либо может повториться в дальнейшем, либо он склонен заводить любимчиков.

Диксон соглашается, что всё это — чудовищные стереотипы и лучше не обращать на них внимания. Но, к сожалению, мы живем не в идеальном обществе. То, что думают люди, может мало волновать влюбленных, но это способно повлиять на их дальнейшую карьеру. Именно эта причина, по мнению Диксона, делает такие отношения нежелательными, поэтому он призывает университеты к тому, чтобы запрещать любые внеклассные отношения.

Психологическая проблема выхода из иерархии

Не стоит забывать и про доводы психологов и психотерапевтов. Отношения между преподавателями и студентами чаще всего развиваются не вопреки, а благодаря их иерархической форме.

Как и в отношениях психотерапевта с клиентом, влюбленность студента в преподавателя может быть переносом на него детских эмоций, связанных со значимыми взрослыми. Такая любовь может оказаться попыткой студента «добрать» родительского одобрения и принятия, которых ему не хватило в прошлом.

От преподавателя мы ждем, что он или она будут бескорыстно помогать нам развиваться, давать новые знания и заинтересовывать своим предметом. Мы влюбляемся не в живого человека со своими проблемами, личными интересами, корыстью и темными сторонами, а в социальный образ учителя.

Нечто похожее происходит и в обратную сторону: взаимность преподавателя может оказаться контрпереносом. От студента мы ждем искреннего интереса и восхищения, даже наивности — но можем спутать радость от наблюдения за стремлением молодого человека к знанию с влюбленностью.

Вступая в реальные отношения, люди выходят из ограниченных социальных ролей и вынуждены столкнуться с другими сторонами личности партнера. Не все к этому готовы.

А сохранять динамику взаимосвязи учителя и ученика в личных отношениях — значит строить всё те же вертикальные отношения. Но если роли учителя и ученика регламентируются властью университетской иерархии, то что будет заставлять людей держаться иерархии в «свободной» зоне? Есть шанс, что всё это обернется насилием.

Впрочем, не обязательно. Такие отношения случаются не в стерильном философском мысленном эксперименте, а в реальной жизни, и каждый случай заслуживает отдельного рассмотрения.


Итак, где в предложении «разрешить нельзя запретить отношения преподавателей и студентов» вы бы поставили запятую? Как бы нам этого ни хотелось, единственного правильного ответа нет.

Мы не можем предугадать успех или неудачу отношений, а также то, как они отразятся на участниках. Потому стоит прислушиваться и к преподавателям, и к студентам, и понимать, что и те и другие — люди, а люди склонны совершать ошибки. И влюбляться.

Но стоит обратить внимание и на общество: оно само проблемно, подвержено сексизму, гендерному неравенству и стереотипам. И пока отношения людей в обществе не станут свободны от насилия, отношения в университетах будут всё так же неоднозначны.

«Девушка должна в своей жизни выбрать, умная она или красивая». Казанские студентки и преподавательницы — о стереотипах в вузах

Как правило, лекционный и теоретический материал читают преподаватели постарше. У нас много и хороших молодых преподавателей, но они ведут только практику. С ними мне легче общаться: они последовательно дают информацию, не только устаревшую из учебников и не только теоретическую, а то, что ты будешь использовать на практике. И, как правило, они одинаково относятся к девочкам и к мальчикам. Почему-то женщины-преподаватели редко выбирают симпатичных мальчиков из группы себе в любимчики и спрашивают только их. А у мужчин такое бывает чаще: есть мальчики, которые считаются умными, а есть девочки, среди которых они выбирают покрасивее и иногда отпускают шуточки.

Считается, что гуманитарные профессии более творческие, что мозг девушек больше заточен в ту область. А поскольку мальчики больше любят машины и всякие технические вещи, то технические специальности, особенно математика, физика и программирование, — это для них. На самом деле многие девушки интересуются этими направлениями, но им говорят: «Вам же это неинтересно, зачем вы этим занимаетесь?» Та же девушка-геймер до сих пор странно воспринимается обществом.

Я думаю, нужно, чтобы в школе не было гендерного разделения, когда девочки идут готовить и вышивать, а мальчики — изучать механизмы и программирование, потому что им пригодится это, а девочкам — другое. Мне всегда не нравились труды в школе, я хотела ходить с парнями.

Исправить ситуацию в вузах может смена преподавательского состава, но не принудительная — мол, давайте сейчас всех заменим, — а просто со временем это пройдет. Когда общество начнет думать иначе, преподаватели тоже начнут думать иначе, потому что они часть общества.

А еще в университетах нужно менять культуру общения. Это не про то, что девушек унижают или завышают им оценки, а про то, что преподаватели не умеют на равных общаться со студентами. У нас почти нет обычного диалога, который положительно сказывается на обучении, когда студент может задать вопрос или поспорить с преподавателем — и ему это не аукнется на экзамене. Преподавателей, которые могут выстраивать разумный диалог, единицы. Было бы классно, если бы у нас была такая культура общения, как в академиях Google и «Яндекс», где обучение сразу строится с установкой, что вы — одна команда, это ваш наставник, а не преподаватель, он нужен для того, чтобы задавать ему вопросы, а не для того, чтобы бояться ему не сдать.

В трудоустройстве после университета тоже есть гендерные нюансы. На позициях типа эйчара, тестировщика, дизайнера часто оказываются девушки. А с программистами, которые пишут код, иначе: парней берут с большим желанием, их охотнее и чаще оставляют на стажировках. Но если тебе удалось найти работу и пройти стажировку, получить хотя бы год опыта, дальше перспективы гораздо лучше. В IT-компаниях очень много критериев: личные качества, харизма, предыдущие проекты. Могут спросить, какие у тебя любимые занятия вне программирования, какие проекты ты хотел бы реализовать. Там действительно смотрят, чем ты можешь пригодиться, — на пол, как правило, не обращают внимания. Но если устраиваться на работу в государственную организацию, то да: при одинаковом уровне знаний и навыков с большей вероятностью возьмут парня.

студенток в предложении

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Их женская секция атаковала женщин студенток изоляционизма и пацифизма в кампусах.

Наблюдались четыре учителя (два мужчины и две женщины) в каждой из трех групп инструментов, каждый обучал одного мужчину и одну женщину студента .

В настоящее время к студенту-мужчине может присоединиться его жена, но к студентке не может присоединиться ее муж по праву.

женщина студентка может приехать сюда на учебу на основании этого и имеет отпуск на определенное время.

Она была очень потрясена, когда доктор вошел в ее кабинку в сопровождении женщины студента и нескольких студентов мужского пола, но она была слишком расстроена, чтобы жаловаться.

Через час его нашла возвращавшаяся домой женщина студентка .

Из

Википедия