Важные навыки, которым нужно учить в вузе — Учёба.ру
1. Тайм-менеджмент
Способность эффективно управлять своим временем — одна из главных в современной жизни. На голову любого сотрудника ежедневно сыплется такое количество разноплановых дел, что совершенно необходимо уметь их структурировать, распределять по степени важности и срочности. Нужно учиться работать максимально продуктивно, при этом не забывая и про перерывы.
К сожалению, российская вузовская система с сессиями два раза в год скорее прививает студентам навык авральной работы: как в крайне сжатые сроки выполнить огромный объем задач. В большинстве университетов и институтов планомерная подготовка никак не поощряется, и лишь изредка за отличную работу во время семестра можно получить «автомат».
2. Искусство самопрезентации
Вы отлично учились в вузе, параллельно проходили практику и к выпуску получили не только красный диплом, но и реальные знания. Вот только на работу берут не вас, а главного балагура с потока. Почему? Часто в выигрышной позиции оказывается не тот, у кого больше опыта и знаний, а тот, кто может убедительно объяснить компании, почему он лучший. Поэтому все ваши знания мало значат, если вы не в состоянии о них рассказать: составить наглядное резюме и показать себя профессионалом на собеседовании. Об этом никто не говорит на занятиях в вузе, но умение хорошо себя подать — один из самых нужных навыков при построении карьеры.
3. Нетворкинг
Хочется нам этого или нет, но связи решают многое. Речь тут идет даже не о «блате», которым многих пугают, а о простых человеческих взаимоотношениях. Если вы плохой специалист, никто не возьмет вас в приличную компанию на престижную должность, даже если вы знаете всех директоров. Но если у вас есть знакомства, вы, скорее всего, первым узнаете об открывшейся вакансии и сможете быстрее других пройти собеседования; если вы зарекомендовали себя, именно вас предложат как профессионала.
Большинство находит в вузе друзей, но это происходит спонтанно, без какого-то плана. Никто не учит студентов, как поддерживать и развивать взаимоотношения, как не становиться нахлебником или, наоборот, не сажать людей себе на шею.
4. Ведение деловой документации и переписки
За годы учебы студенты сдают множество самых разных письменных работ, от эссе и рефератов до диплома и диссертации. И тем не менее к концу обучения практически никто не знает, как нужно их оформлять. А уж о правилах деловой переписки ребята помнят только из топиков по английскому. Многие продолжают сдавать работы с названиями «Диплом.docx» или даже «Новый документ 23» и общаться с преподавателями, как с друзьями.
Подобные вещи могут казаться мелочами, но умение правильно оформлять документы и вести переписку влияет на шансы получить работу. Отдел кадров и, в дальнейшем, начальство благосклоннее отнесется к кандидату, способному понятно назвать резюме и пишущему с нейтральной почты, чем к десятому присланному «Резюме.docx» с почты Vase4ka96. Это может никак не отражать ваши реальные навыки, но грамотное письмо и правильно составленные сопроводительные документы показывают компаниям ваше отношение к делу — профессиональное или не очень.
5. Расстановка приоритетов
Чтобы получить повышенную стипендию, а затем и красный диплом в вузе, нужно одинаково успевать по всем предметам — важны они вам или нет. Образование в нашей стране в принципе построено на идее, что каждый должен знать все.
В дальнейшей жизни и на работе, напротив, совершенно необходимо уметь расставлять приоритеты и отделять важные задачи от второстепенных. Причем речь идет не только о повседневном тайм-менджменте и решениях вроде «за какое дело взяться первым». Умение выделить главное пригодится и при выборе места работы, когда требуется, скажем, понять, что для вас важнее — интересный опыт или деньги, которые предлагают в компании.
6. Работа в команде и коммуникация
Все мы так или иначе работаем в непосредственном контакте с людьми. Даже одиночки-фрилансеры вынуждены взаимодействовать с другими, особенно если занимаются крупными проектами. Поэтому умение общаться и выстраивать деловые отношения — крайне важный навык, который почти не развивается во время учебы. Большинство проектов, реализуемых в вузе, одиночные. Лишь изредка студентов разбивают на команды, но даже тогда никто не контролирует, как именно идет коммуникация, не работают ли из всех лишь один-два человека и т. д. В случае же контакта с преподавателем, которого можно представить в роли заказчика или начальника, у учащегося нет никакого права голоса.
Это приводит к тому, что выпускники имеют довольно смутные представления о командной работе, не умеют договариваться и отстаивать свою позицию, вести переговоры и дискуссии.
7. Работа над ошибками
Ненавистная многим «работа над ошибками» заканчивается в начальной школе. Дальше никто не заставляет разбираться, что пошло не так при выполнении задания. Студенты просто получают свою оценку и двигаются дальше. У них нет никакой мотивации просматривать выполненную работу и, тем более, экспериментировать с новой. Никто не похвалит их за необычное решение упражнения или нестандартный подход к сочинению. Скорее наоборот: преподаватели поставят низкую оценку.
Из-за этого студенты стремятся найти единственно правильное решение, работают в жестко заданных рамках, тогда как в большинстве перспективных профессий требуется гибкое мышление и способность придумывать новое.
8. Поддержка душевного здоровья
Вместе с необходимостью продуктивно работать пришла необходимость и научиться эффективно отдыхать. Непрерывный труд может привести к выгоранию, восстановиться после которого непросто. Поэтому выигрывают даже не те, кто умеет много и хорошо трудиться, а те, кто способен долго поддерживать свою работоспособность.
К сожалению, на единственном предмете, связанном непосредственно с жизнедеятельностью, преподаватели больше рассказывают о том, как спастись от ядерных взрывов и что делать при землетрясениях. Выпускникам приходится уже на практике учиться, как поддерживать свою мотивацию.
9. Постановка реалистичных целей
Во время обучения студентов бросает из крайности в крайность. Часть преподавателей рассказывает, что филолог — самая важная специальность, и нужны они везде; другие, наоборот, предрекают инженерам работу в закусочных или в НИИ за копейки. Из-за такой разноголосицы у выпускников часто складываются совершенно нереалистичные представления о будущем: как слишком позитивные, так и слишком негативные.
Нужно уметь объективно оценить свои знания, навыки и опыт работы, сравнить с ситуацией на рынке и существующими предложениями и строить свои планы уже исходя из полученных данных. Так вы, с одной стороны, не будете требовать слишком многого, а с другой, не попадете к людям, которые наживаются на неопытных выпускниках.
10. Умение учиться
Как ни странно, еще один навык, который не дают в вузах, — это умение учиться. В эпоху интернета, когда любой факт можно проверить за несколько секунд, а большая часть работы автоматизируется, нет никакой необходимости зазубривать годы жизни великих экономистов или уметь выводить в уме сложные формулы. Гораздо важнее становится разбираться в сфере в целом, знать, кого можно спросить и куда обратиться, уметь находить и анализировать информацию.
Сложившаяся система обучения не поспевает за изменениями, и, к сожалению, программа большинства вузов все еще построена на бездумном запоминании информации.
www.ucheba.ru
10 мифов современного образования / Хабр
Миф 1. Университет не должен давать профессию — университет должен учить студента учиться.
Высшее образование — это высшее профессиональное образование, и его цель — дать человеку практические навыки и теоретические знания, для решения задач связанных с его будущей профессиональной деятельностью.
Недаром, когда идет набор абитуриентов, все вузы кричат: «наши выпускники возглавляют банки, заводы и работают на самых престижных должностях», «мы вас научим тому-то и тому-то, да вообще, всему что только может понадобится».
И вот на пятом курсе подходит очередной выпускник к лектору и говорит:
— Профессор, я иду на красный диплом, но не могу найти работу.
— Задача университета — научить человека учится.
Интересно, если бы эту фразу кричали во время набора абитуриентов, количество желающих учиться осталось бы прежним?
Миф 2. Университет учит учиться.
Если, действительно, задача вуза «научить человека учиться», и вуз занимается ей пять(!) лет, почему же он так плохо справляется со своей главной задачей?
Давайте разберемся…
Кто в вузе выучил хотя бы две методологии самообучения? Никто?
Ну, а тайм-менеджмент — это такая очень полезная штука, для работы, учебы, да и всей вашей жизни.
Скорочтение? Mind map? Техники запоминания информации? Не, не слышал.
Интернет, последнее достижение человечества, способен поднять вашу эффективность в 2-5 раз. Назовите любые 10 способов. Нет, Однокласники и Вконтакте не считаются.
Составление резюме? Уж точно пригодится каждому человеку. И этому в вузе не учили? Ах, да, вуз же не готовит профессионалов. Такое ощущение, что список предметов выбирается по принципу: если это может помочь профессиональной деятельности — исключить!
Миф 3. Задача университета готовить ученых. Если вы хотите учиться профессии — идите в ПТУ.
«Все профессии нужны, все профессии важны».
Миру нужны профессионалы. Но степени знаний и ответственности у разных профессий разные. Есть профессии, которые требуют 3-4 года обучения, а есть такие, на которые нужно учиться 5 или даже 8 лет.
Задача вуза — делать из абитуриента высококлассного профессионала.
Миф 4. Университет должен учить всему. Само его название говорит об этом.
Университет (от лат. universitas — совокупность, общность) — многопрофильное учебное заведение, занимается подготовкой специалистов во многих областях.
Т.е. университет не готовит специалиста в 10 областях, а имеет 10 разных факультетов, на каждом из которых готовит специалиста одного узкого направления.
Миф 5. Успешные люди, по большей части, закончили престижные вузы.
Многие умные и успешные люди действительно смогли поступить и закончили различные вузы. Хотя их успех — это скорее не благодаря вузу, а вопреки. Стоит копнуть ситуацию по глубже и выяснится, что очередной «успешный выпускник» начал работать еще на втором курсе. А в вузе ему постоянно промывали мозги и грозились отчислить за пропуски.
Миф 6. Люди идут в университет, чтобы получать знания
Зачем люди вообще идут учиться в вуз?
Мне очень нравится краткий ответ моего заокеанского друга: «Ради хорошей работы: чтобы оплачивать ипотеку и покупать еду».
По эту сторону океана многие тоже соглашаются с таким утверждением.
Миф 7. Все знания полезны: поучись в вузе — хуже не будет.
Это если вы выбираете между «проучился шесть лет в вузе» и «провел шесть лет в коме». Шесть лет – это ведь очень большая цена.
Если кто-то предложит вам iPad за вашу почку, вы же не согласитесь? Так почему вы соглашаетесь на «всякие знания о разном» за шесть лет вашей жизни?!
Шесть лет — это чудовищная цена. Вы молоды, активны, амбициозны. Готовы познавать мир и показать ему на что способны.
За 6 лет можно из школьника, увлекающегося программированием, превратится в высококлассного профессионала. Поработать за рубежом, посмотреть мир, открыть свое дело. Знаю людей, которые начали делать сайты в 17, а в 24 у них уже своя фирма, дом и машина.
Не лгите себе: вуз — это такое тихое местечко, где можно тянуть лямку и убеждать себя, что ты растешь над собой, не выходя из зоны комфорта.
Миф 8. Я бы не променял свое студенческое время ни на что.
А на стажировку в Apple?
Некоторые лекции гораздо скучнее любой работы. А чтобы общаться со сверстниками и решать интересные задачи, не обязательно пять лет ездить в «специальное место».
Работа в настоящей компании, люди у которых можно учиться, и рядом, такие же, как вы, вчерашние школьники с горящими глазами. Кто бы отказался постажироваться пять лет в крупной международной компании, вместо учебы в вузе?
Миф 9. Средний уровень интеллекта у тех, кто не учился в вузе ниже, чем у выпускников.
Корреляция между интеллектом и высшим образованием есть, несомненно. Но что причина, а что следствие — это другой вопрос. Думается мне, что не вуз причина большого ума, а наоборот: чем умнее человек, тем больше шансов, что он поступит в вуз «потому что может, и все так делают» (с).
Миф 10. Преимущество университета в том, что он развивает мозги.
Хорошая интересная работа развивает мозги не хуже. Любые интеллектуальные усилия делают это. Умный человек всегда найдет, чему поучится у жизни. Тут, скорее, играет роль желание учиться, а не место учебы.
Работаете уже пять лет и все знаете? Есть википедия, профессиональные форумы, умные книжки и читалки. Самообразование — это интересно и не сложно.
Миф 11. Кто умеет — идет работать, кто не умеет — учит.
В этой статье всего 10 мифов.
habr.com
Что даёт учёба в университете?
Высшее образование позволяет не только сформировать в голове систему знаний и навыков, необходимую для дальнейшей профессиональной деятельности, но и получить ценный жизненный опыт. В чём он заключается? Адукар вспомнил свои университетские годы и описал их значимость в шести пунктах.
Социализация и связи
Учёба в вузе — это всегда новые знакомства, друзья и (что самое главное!) деловые связи, которые несомненно пригодятся тебе при поиске работы. Без инициативности и предприимчивости, конечно, полезные контакты работодателей получить не выйдет. А ещё ты учишься общаться по-взрослому, то есть принимать людей со всеми их достоинствами и недостатками, пытаться находить компромиссы. Также нарабатываешь навык взаимодействия с разными людьми: одногруппниками, сокурсниками, соседями по комнате, с тётечкой из столовой, в конце концов. Если тебе удалось почувствовать себя комфортно среди преподавателей и таких же студентов, как ты, то и в свободном плавании будет легко.
Мобильность
За первый семестр в вузе понимаешь, что без быстрой реакции на изменения обстановки не обойтись. Подготовиться к тесту за перерыв, ответить на вопрос преподавателя, на который ты, вроде бы, не знаешь ответа, наконец, организовать весёлую вечеринку в общаге из ничего — все эти задачи по силам студенту. У выпускника университета при появлении проблемы всегда рождается стройный план действий выхода из сложившейся ситуации.
Стрессоустойчивость
Жизнь взрослого человека, как ни крути, связана со стрессом. Задача студента — научиться как можно легче переживать трудные минуты. Тебе не раз придётся столкнуться с большим объёмом домашних заданий, конфликтом с преподавателем или необъяснимым страхом завалить сессию. Но зато потом подобные препятствия будут казаться тебе сущей мелочью.
Умение говорить
Университет повышает общий уровень образованности человека, учит быстро впитывать знания, думать и анализировать. Вследствие чего более грамотно и ясно выражаешь мысли письменно и устно. И даже когда срочно нужно сформулировать ответ, находчивый студент всегда сможет лаконично и содержательно изложить суть вопроса.
Ответственность и самостоятельность
Хочешь не хочешь, а самостоятельным стать придётся. Преподаватели воспринимают студентов не как детей, которых нужно за ручку водить, а как полноценных личностей, хоть и не сильно обременённых опытом. Решать, как его будут воспринимать окружающие: трудолюбивым и отзывчивым человеком или ленивым и безразличным, — личное дело каждого.
Впечатления
Как же без этого! Первая работа, возможные стажировки за границей, международные и республиканские конференции, захватывающие экскурсии, общение с близкими по духу людьми запомнятся навсегда. В студенчестве многие находят действительно надёжных друзей и вторую половинку. Весёлые ситуации со временем превратятся в легенды и будут передаваться из уст в уста, а плохое сотрётся из памяти.
Учёба в университете не время для застоя. Для тебя открывается возможность стать личностью, способной справиться с чем угодно. Просто не забывай о саморазвитии и не сиди на месте!
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]
adukar.by
6 советов студентам / Хабр
Шесть лет назад я только пришел учиться в университет. Не зная о жизни и высшем образовании практически ничего, не имея ни денег, ни связей родителей, я только начинал познавать мир.Чего мне не хватало тогда? Опытного наставника, который помогал бы мне находить ответы на многие вопросы, помогал принимать важные решения, какой-то авторитет, на которого можно было бы равняться, человек, который уже достиг всего того, чего мне только хотелось.
Но, к сожалению, судьба распорядилась так, что «под рукой» такого человека не оказалось. И даже родители, которые, вроде бы, должны являться для нас примером, обладающим необходимым опытом, не могли мне ничем помочь, т.к. они, в общем-то, люди довольно простые и, едва ли, обладали достаточным кругозором в области университетского образования.
Прошло несколько лет, произошло множество событий, сделана куча ошибок. Некоторые из них уже никогда не удастся не исправить. Достижениями, конечно, тоже можно похвастаться, но сейчас речь не об этом.
Хотелось бы просто поделиться своим студенческим опытом и дать несколько советов студентам и абитуриентам для того, чтобы они, возможно, не повторяли моих ошибок.
Совет 1. Учитесь общаться, всегда умейте налаживать контакт с людьми
Университет — удивительное место. Едва ли в своей дальнейшей жизни вы попадете в подобное скопление самых разноплановых, разнообразных и интересных молодых людей, собранных в одном месте. Здесь можно овладеть навыком коммуникации в совершенстве. Ищите правильных, «своих» людей, держитесь за них, и учитесь уважать всех остальных окружающих. Умейте налаживать с ними контакт. Это, скорее всего, будет очень важным навыком, который не раз вас потом выручит.
Общайтесь больше! Очень редко одинокие люди, страдающие «аутизмом», хорошо устраиваются в жизни. Никогда не забывайте простой истины: друзей проще всего приобрести в школе и университете, позже сделать это будет уже несравнимо сложнее.
Совет 2. Концентрируйте свое внимание на важном
Ставьте перед собой цели, достигайте их, радуйтесь своим маленьким победам, получайте от них удовольствие. Повторяйте эту процедуру снова и снова. Учитесь удерживать внимание на самых важных учебных курсах, на самых важных для вас делах в университете. Фокусируйте свое внимание, стройте планы на будущее, но никогда не теряйте чувство настоящего момента. Именно в настоящий момент направляйте все свои силы, всю свою энергию.Но, пожалуйста, не теряйте при этом контроль надо всем остальным.
Совет 3. Не устраивайтесь на работу во время обучения
Это очень спорный для многих, но от этого не менее важный совет. Никогда, ни за что не работайте во время учебы в университете! Особенно, на полную ставку и на постоянном месте работы. Полный рабочий день, скорее всего, погубит ваше образование, и «система» будет старательно этому способствовать.
Почему? Вы теряете время. Вы приобретаете опыт? Он не всегда полезен. Разве, вы полностью уверены в том, что вам будет нужно в будущем?
Просто помните, что пока вы вкладываете свой ум, здоровье и время в развитие чужой компании (именно чужой, своя компания — совсем другое дело), кто-то в этот же момент вкладывается в развитие своей личности и интеллекта. Что, по-вашему, мнению является более приоритетной задачей? Задумайтесь над этим вопросом. И если работа для вас окажется важнее, то попробуйте ответить на вопрос, а зачем вам вообще тогда нужно образование…
Совет 4. Учиться, учиться, учиться
Работайте над собой, постоянно. Просто необходимо постоянно совершенствоваться, искать новые источники информации. Читать, писать, решать. Не бойтесь проявить себя, принимайте участие во всем, что считаете интересным: олимпиады, конкурсы, соревнования, гранты, поездки… Следите за этими событиями и находите важные и интересные для себя.
Не стоит чувствовать удовлетворения, усвоив все знания, полученные на занятиях. Помните, что это всего лишь необходимый минимум. Далеко не каждый студент добивается успеха, поэтому необходимо всегда быть на шаг впереди всех остальных.
Не бойтесь, что ваши знания не будут никому нужны. Толковые, умные «головы» стоят дорого. Никогда знания не оставались «безнаказанными», а труд — невознагражденным! Не думайте, что в вашем случае произойдет какое-либо исключение из этого правила.
А главное, сделайте так, чтобы ваша «учеба не мешала образованию».
Молодых людей, талантливых от природы, очень мало, большей же части приходится прокладывать себе дорогу в жизнь тяжелым каждодневным трудом.
Совет 5. Уделяйте внимание своим оценкам
Всем известны, наверное, примеры того, что некоторые известные личности (не будет называть их имена) так и не закончили университет, но при этом прекрасно чувствуют себя в этой жизни, добившись заоблачных успехов. Но!
Во-первых, они далеко не гордятся тем, что университетов не заканчивали, и нисколько не проповедуют этот стиль жизни. Разве они отдают при найме на работу приоритет людям без образования? Нет!
Во-вторых, если вы объявите себя троечником, и вас не будет волновать ваш средний балл, то вряд ли это как-то поможет вам основать свою компанию, и добиться всемирного признания. Очень часто молодые люди находят в этом просто причину, которая будет покрывать их безделие и некомпетентность в каких-то вопросах. Правда?
Важна ли успеваемость, ваш средний балл? Что думают по этому поводу родители и товарищи? Не авторитетное мнение? Тогда пример: один из основателей компании Google верит в то, что ничто так хорошо не характеризует интеллект человека, как средний балл его диплома, а именно оценки по математике и английскому языку. Остальные оценки, по его мнению, отражают способность человека реализовать эти знания во всех остальных областях. Вы должны знать об этом. Подумайте об этом сейчас, потому как исправить средний балл своего диплома у вас возможности уже не будет.
Совет 6. Be epic
Сейчас эту фразу часто используют, чтобы заканчивать выступления на конференциях. Для меня ее смысл складывается из следующих составляющих.
- Чем-то отличаться от всех остальных
- Быть известным, узнаваемым
- Вызывать уважением, заработать авторитет
- Быть лучше, хотя бы в чем-то
Если бы 6 лет назад или, хотя бы, немного позже нашелся человек, который сказал бы мне эти, теперь очевидные, вещи, думаю, я бы строил свое обучение в университете и отношения с людьми совсем иначе. Скорее всего, это изменило бы мою жизнь сейчас, да и вообще, я был бы другим человеком.
Прошу отнестись ко всему сказанному как к моему личному опыту. Никоим образом не пытаюсь навязывать свое мнение и не считаю его абсолютно правильным, но надеюсь, что кому-нибудь это пригодится и будет интересным.
habr.com
Что дает учеба в университете?
Многие студенты придерживаются мнения, что университет просто дает корочку, а потому посещают лекции и семинары в университете только для того, чтобы на выходе получить диплом о высшем образовании и только.
Такие студенты уверены, что только сам документ – это возможность устроиться в жизни, построить карьеру. В какой-то степени это правильно, так как более или менее престижные вакансии помечаются в качестве требований к кандидатам отметкой «диплом о высшем образовании обязателен».
Учеба в университете повышает общий уровень образованности человека, учит учиться, думать, познавать и анализировать, а также грамотно и ясно выражать свои мысли письменно и устно. Именно поэтому можно иногда услышать высказывания о том, что люди, получившие образование в университет, даже разговаривают по-иному.
Есть люди, которые считают, что учеба в университете дала им умение решать проблемы, находить достойные выходы из трудных ситуаций, не опускать руки в случае неудачи. Такой настрой формируется именно в студенческие годы. При появлении проблемы рождается стройный план действий, выхода из сложившейся ситуации, возникают различные варианты решения.
Существуют и такое мнения, что университет дает возможность устроить личную жизнь, например, выйти замуж, или позволяет получить отсрочку от армии, либо вовсе избежать службы в Вооруженных Силах. Все эти мысли, безусловно, также имеют право на жизнь.
Итак, учеба в университете не только поднимает общий уровень образованности, но и дает знания, необходимые для будущего карьерного роста и собственного развития. Кроме того, обучение в вузе помогает найти контакты с возможными работодателями, получить хорошую работу, будучи еще в стенах университета. В университете студенты становятся самостоятельными, более ответственными, ведут практически взрослую жизнь. Они активны, реализуют свой потенциал в творчестве, спорте, политике и других сферах деятельности.
Все права на данную публикацию принадлежат администрации Studynote.ru. Использование информации в любых целях без согласия правообладателя запрещено!
Что дает учеба в университете?
4.8 (96.92%) 13 голосаstudynote.ru
Чему учат в университетах
Когда несколько лет назад я решил поступать в университет и сообщил об этом родителям, отец сразу сказал: «Имей в виду, профессии тебя там никто не научит, она приходит только с опытом. Главная цель вуза — научить человека думать. По крайней мере, так было в моё время». Но уже спустя полгода учёбы в университете я понял, что сегодня ситуация кардинально изменилась.
В наших вузах ставка делается не на мыслительную деятельность студентов, а на передачу им готовых знаний, заучиваемых и слово в слово повторяемых на экзаменах и зачётах. Причём получение этих знаний ещё не гарантирует, что вы сможете реализовать себя в выбранной профессии. От современного работника требуется не только набор специальных навыков, но и умение думать, быстро реагировать в различных ситуациях, принимать конструктивные решения. В общем, работодателям нужен не робот, а живой мыслящий человек.
Но как можно привить эти качества бывшему школьнику, если не практиковать на занятиях хоть какие-то попытки анализа? Это понятно в случае лекционных курсов, но собственные размышления студентов не требуются даже на семинарских занятиях. Вместо обсуждения различных вопросов и точек зрения они в большинстве своём превращаются в игру «Вопрос-ответ», когда надо, в лучшем случае, пересказать содержание указанных преподавателем страниц учебника. Расскажу о случае, которому сам был свидетелем. Шёл семинар по истории русской литературы на тему «Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Одна девушка попыталась выразить собственное видение причин преступления Раскольникова, но преподаватель прервал её на втором предложении и порекомендовал лишний раз не путать саму себя и придерживаться мнения по этому вопросу исследователя М. М. Бахтина.
Как видите, виноваты в сложившейся ситуации не студенты. Те, кто действительно претендует на это гордое звание, были бы даже рады высказать на занятиях свои мысли. Не виноваты в этом и преподаватели. Да, это они организуют учебный процесс, но они лишь исполнители государственной образовательной программы. Вот в чём кроется весь корень проблемы. Преподаватели, может быть, и давали студентам время для полёта мысли, но, во-первых, на это не хватает времени, а во-вторых, это может вызвать путаницу при сдаче экзаменов, когда надо будет показать знание той информации, которая соответствует образовательным стандартам.
Посмотрите, во что превратились занятия по литературе. Всего за семестр студенты должны изучить многотомную коллекцию писательских трудов за сто, а то и двести лет. Причём надо прочитать не только сами произведения, но и длинный перечень научных работ по ним. И не просто пробежать глазами, а именно прочитать, вдумчиво и подробно, чтобы запомнить содержание. Совсем не каждый осилит 300 книг даже за год. И что остаётся делать студентам, чтобы сдать экзамен? Забросить остальные предметы и заниматься только литературой или зубрить учебники и читать краткие содержания произведений. О каком качестве образования может идти речь?!
А занятия по философии! За четыре месяца изучить труды сотни философов и запомнить все их программы — вы думаете, это просто? Наверное, только для самих философов. И опять приходится зубрить, а потом всё забывать.
Отмечу, что названные примеры ещё не самые худшие. Бывают и такие занятия, на которых преподаватели, понимая, что за отведённые для их предмета сроки невозможно изучить весь объём информации, готовы говорить о чём угодно, только не о заявленной теме, на которых для получения зачёта требуется только присутствие студента или выполнение какой-то «полезной для кафедры» работы. Чему это может научить? Только жизни. Первый случай — как легко можно заработать деньги, второй — ничего в этой жизни не бывает просто так. И даже здесь мы снова оказываемся в тупике.
Как мы уже говорили, всё это следствия введения новых стандартов высшего образования. Сокращаются и урезаются учебные часы, а программы остаются прежними. И вот что получается: тот учебный курс, который, к примеру, был рассчитан на два семестра, сжимается в один. Теперь представьте до предела надутый воздушный шар. Если мы попытаемся закачать в него дополнительный воздух, то он просто лопнет. Вот так же «лопаются» нервы студентов, когда они пытаются постичь «скомканный» вариант какой-либо дисциплины.
А не так давно началось повсеместное введение в вузах балльно-рейтинговой системы успеваемости студентов. И что же получилось в итоге? Студенты теперь работают не на знания, а на баллы, выполняя задания так, чтобы они нравились преподавателям и соответствовали их лекциям. Спорить, обсуждать интересующие вопросы, размышлять над ними у студентов сегодня «не в моде». Легче принять чужую позицию и тем самым избавить себя от лишних проблем при выполнении тестов и сдаче экзаменов. Но ведь это подходит только для точных наук, и то не всегда. А как быть с историей, социологией, психологией?.. Существует, например, множество точек зрения, что послужило причиной Первой мировой войны, а потому озвученное преподавателем на лекции мнение не может являться истиной в последней инстанции.
С введением новой системы оценок исчезло и такое понятие, как стимулирование студентов на глубокое постижение материала. Когда заранее определено максимальное количество баллов, которые можно получить за семестр, совсем не хочется тратить силы на выполнение дополнительных заданий и регулярную подготовку к семинарам. Зачем? Во время сессии можно будет вызубрить все ответы, благополучно сдать зачёт или экзамен, а через пару дней всё забыть. И опять страдает качество образования.
Конечно, плюсы у нашей образовательной системы есть. Она по-прежнему остаётся одной из самых лучших в мире за счёт обширной научно-методической базы, комплексного подхода к изучению различных вопросов. Но её дальнейшая европеизация может привести к потере этих самобытных достоинств.
Уже сейчас сложившаяся в отечественном образовании ситуация несколько напоминает замятинский роман «Мы», где общество состояло из людей-компьютеров, которые жили по детально расписанной программе и обладали единым набором знаний. Может быть, нашему государству как раз и нужны глупые роботы, которые не смогут правильно оценить ситуацию, неспособны мыслить, а значит, будут легко управляемы… Надеюсь, что нет. России нужны умеющие мыслить люди, а их воспитание должно стать главной целью нашей образовательной системы. И делать это надо как можно скорее, пока студенты ещё способны думать хотя бы над тем, как не поглупеть после учёбы в вузе.
Арсений Хвориков
www.volgogradru.com
Чему учит университет и стоит ли тратить драгоценное время
Университет не дарит знаний в 90% случаев только потому, что большинство студентов не хотят вынести из его стен важную информацию. Этот свершившийся факт уже давно засел в подсознании каждого, кто имел дело с университетом и, несмотря на сложности и скучные пары, закончил его. Более 80% людей считают, что высшее образование не нужно для того, чтобы работать на той работе, которую им подарила жизнь.
Чему учит университет и стоит ли тратить драгоценное время на то, чтобы грызть гранит науки?
Эксперты с улыбкой ответят – спросите лучше у Цукерберга или Билла Гейтса. А, возможно, стоит спросить у Уоррена Баффета, на котором держится вся экономика США? Все они не закончили свои школы или университеты. И для самореализации им не нужны были дипломы. Цукербергу не нужны были пары по информатике, чтобы создать Facebook. Он сам реализовал свои таланты в сфере, в которой видел себя с самого начала. Баффет купил первые акции еще в 5 лет и получил свой первый урок, когда акция, которая стремительно падала в цене, за месяц выросла из стоимости в 5 долларов до 200. Билл Гейтс сбежал из школы еще в юные годы, ведь и так сидел за компьютером целыми днями.
Без диплома можно жить
Можно выделить большую группу специалистов, которые говорят, что не стоит поступать в университет. И не стоит забывать о еще большей группе людей, которые едва не самой большой ценностью в жизни считают диплом. Эта “бумажка” не столь ценна, как можно подумать. Еще 10 лет назад на территории РФ на наличие диплома обращали внимание практически все компании. Теперь же не надо иметь образование экономиста, чтобы открыть собственное дело. Не нужно заканчивать философский факультет для того, чтобы вести бизнес-тренинги за огромное вознаграждение.
Учитесь ради саморазвития
Сегодня обучение ради самого себя – самое ценное. Еще никогда не было так много бизнес-тренингов и курсов, которые позволяют быстро овладеть определенной профессией. Даже человек из старшего поколения может пройти тренинг, который поможет ему стать программистом или создавать сайты. Основатель ВКонтакте в свое время заявил, что все, что нужно учить в университете – это иностранные языки. Только это пригодится в жизни. Именно иностранный язык и не учат студенты, имея для этого все возможности и часто лучших преподавателей в городе. Это только лишний раз говорит о том, что студенты относятся к учебе в университете слишком легкомысленно.
Нужен ли университет именно вам?
Если хотите попасть в круг избранных с большим IQ – это пойдет на пользу. Если же поступаете только ради диплома – не дарите себе 5 тяжелых лет и потерю нервов ради бумажки, которая вам вряд ли поможет в будущем.
Редакция «Учисьучись.рф»
Ссылки по теме:
xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai