Мотивацию обучения студента в вузе в первую очередь повышает – Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация как основное психологическое условие обучения студента вуза

Как бы хорошо ни был организован процесс обучения, если студент не мотивирован к учебной работе и будущей профессиональной деятельности, обучение не будет успешным. Педагог может выбрать самые современные и эффективные формы и методы обучения, организовать интерактивное взаимодействие, но для немотивированного студента не будет разницы между такой прогрессивной деятельностью педагога и нудным чтением лекции. Отсутствие мотивации помешает студенту не только полноценно воспринять учебный материал, но и стать хорошим специалистом по окончании вуза, а, как отмечают Т.С. Бобкова и О.Б. Бобков, «в современном мире инновационных технологий уровень профессионализма оказывает влияние на конкурентоспособность и уровень жизни человека в целом» [1, с. 6].

Почему бывают не мотивированы к учёбе студенты вузов, вопрос отдельный. По нашим наблюдениям, многие не сами выбрали вуз и специальность (направление подготовки). Сделать самостоятельный выбор им помешали желание родителей, или ограниченность материальных средств, или отсутствие собственных профессиональных предпочтений и жизненных ориентиров, что для современных выпускников школ тоже не редкость.

В любом случае педагог вуза сегодня сталкивается с проблемой отсутствия мотивации или слабой мотивацией ряда студентов в учебной группе.

Цель стать – рассмотреть проблему мотивации современных студентов вуза и выделить некоторые наиболее эффективные в настоящее время способы повышения уровня мотивации.

Суть образования такова, что его получение невозможно без должного уровня со стороны обучающихся выдержки и силы воли, необходимых для того, чтобы поставленные в процессе обучения задачи доводились до логического завершения. Конечно, можно и заставить человека совершить необходимые действия по получению образования, но, как правило, этот способ действует, пусть и весьма неэффективно, только при школьном образовании, а для студента вуза он уже неприемлем.

Некоторые студенты вуза начинают плохо учиться в высшем образовательном учреждении, хотя в школе учились хорошо. Нередко такие факты объясняются уменьшением влияния на них родителей. В семьях с авторитарным стилем воспитания дети могут совершать определённые действия (например, учиться), опасаясь наказания со стороны родителей. Во многих семьях такая система воздействия на детей обеспечивает нормальное окончание ими школы. Но, став студентом вуза, молодой человек начинает ощущать себя самостоятельным, пытается вырваться из-под авторитарного влияния родителей, и одним их способов выражения протеста становится отказ от учёбы. Не научившись мотивироваться ничем, кроме страха, студент не понимает, что учёба может быть интересна сама по себе.

В идеале, выбирая вуз и специальность (направление подготовки), студент должен исходить из того, какую профессию он хочет иметь в будущем. Как отмечает О. Богословская, «выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, молодые люди должны анализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценивать возможность коррекции несоответствий между своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать свое дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда» [2, с. 44]. Как видим, исследователь отмечает необходимость при выборе будущей профессии серьёзного психологического анализа со стороны будущего студента. К сожалению, не все современные выпускники школ способны на это.

Недостаточная профессиональная мотивация свойственна студентам, склонным к инфантильному поведению, не ощущающим себя взрослыми. Следствием отсутствия профессиональной мотивации может стать не только то, что студент не имеет интереса к учёбе, но и проблемы по окончании образовательного учреждения, когда «человек вынужден переучиваться или искать работу в других областях трудовой деятельности» [3, с. 93].

Не стоит думать, что студенты, кажущиеся положительно мотивированными к учёбе в вузе, имеют действительно адекватную учебно-профессиональную мотивацию. Как отмечают Т.С. Бобкова и О.Б. Бобков, «мотивы поступления в вуз разнообразны, но во многих случаях имеют внешнюю положительную направленность и носят ситуативный кратковременный характер» [1, с. 7]. То есть студенты мотивированы внешними, прагматическими мотивами – возможностью получить после окончания вуза более выгодное профессиональное предложение, возможностью получать бо́льшую зарплату и под. Такая мотивация поможет студенту поступить в вуз, но обрести интерес к учёбе и профессиональную мотивацию не поможет, и педагог снова столкнётся с отсутствием заинтересованности в глазах обучаемого.

Необходимо учитывать, что «процесс формирования учебно-профессиональной мотивации имеет двойственную психолого-педагогическую природу: психологическое воздействие направлено на изменение внешней мотивации во внутреннюю (трансформацию мотивов по линии от дефицитарных к развивающим), изменение психических структур обучаемых; педагогическая направленность осуществляется в системе вуза и входит в педагогическую подсистему» [1, с. 7]. Мы уже отмечали, что каждый педагог должен быть психологом [4], то есть психологические знания будут способствовать организации осознанного и научно обоснованного влияния на студентов. Станет психологическим подспорьем для педагога, работающего в направлении повышения мотивации студентов, и представление о гуманитаризации образования, в частности, то, что учебный материал необходимо излагать в тесной связи с изложением «острейших общественно-политических проблем современной России» [5, с. 54].

Различные специалисты предлагают разные формы и способы формирования и повышения уровня учебной мотивации студентов вуза. Е.Г. Фильштинская и М.В. Аборина выделяют, к примеру, такой способ: «Часть специальных дисциплин ведут преподаватели-совместители на месте своей основной работы, что позволяет студентам увидеть специалиста в профессии, составить представление о роде своей будущей профессиональной деятельности» [3, с. 95]. Хочется отметить, что данное нововведение не только логично и потенциально эффективно, но и соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения. Нельзя не согласиться и с таким предложением авторов: «Активные в обучении, самостоятельной и исследовательской работе студенты поощряются выступлениями на конференциях, изданием результатов исследований в сборниках статей, льготами при сдаче зачетов и экзаменов по специальным дисциплинам» [3, с. 95].

При этом не со всеми предлагаемыми исследователями формами и способами повышения мотивации студентов вуза можно согласиться. К примеру, Г.Н. Кошукова, В.А. Белоглазов говорят о необходимости ранжирования студентов с целью их учебной мотивации. Ранжирование может проводиться с помощью ставшей уже традиционной для вузовского обучения рейтинговой системы оценки знаний. Как отмечают авторы публикации, «независимо от уровня рейтинговых показателей студенты демонстрируют повышение мотивации к обучению» [6, с. 18]. Как нам кажется, мотивированными при таком ранжировании становятся студенты, находящиеся «вверху списка», то есть набирающие максимум рейтинговых баллов, или посередине, немного не дотягивающие до наиболее успевающих. Те студенты, которые ежемесячно получают яркое и наглядное подтверждение в виде рейтинга своих весьма скромных учебных достижений, не испытывают, как показывает наш педагогический опыт, стремления учиться лучше, то есть их учебная мотивация в лучшем случае останется на прежнем уровне, в может и снизиться.

Необходимо стремиться к мотивации средствами самой учебной дисциплины. Если педагог систематически применяет интерактивные методы обучения, то мотивация может постепенно повыситься даже у самых немотивированных студентов. Как отмечает М.Н. Крылова, «при интерактивном обучении все обучающиеся вовлечены в процесс обучения, они активны и самостоятельны, а роль педагога изменяется: он не транслятор информации, а посредник и равноправный участник обучения» [7, с. 39]. Среди методов активного обучения исследователь называет приемлемыми в системе высшего образования «словесные методы (эвристическая беседа, гибридные формы лекции), наглядные методы, практические методы и проблемно-поисковые, методы активного обучения (метод анализа производственной ситуации, “кейс-стади”, игровые методы, исследовательский метод, проблемное обучение, метод “мозгового штурма”, метод проектов, викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и под.)» [7, с. 39]. Мы не можем не согласиться, что, последовательно разрабатывая данные методы, педагог повысит мотивацию студентов к учёбе в вузе.

К проблеме изменений в формах обучения в вузе относится проблема вузовской лекции, которая традиционно является основной формой подачи студентам нового материала. Для современных студентов неприемлема такая лекция, к которой привыкли предыдущие студенческие поколения. Сегодня необходимы «такие способы усовершенствования данной формы обучения, как проведение гибридных занятий, активизация деятельности студентов на лекции, использование мультимедийных презентаций» [8, с. 77].

Средством повышения учебной мотивации является также использование разнообразных инновационных технологий. Интересно, что в педагогике постоянно разрабатываются новые образовательные технологии, и преподаватель вуза должен постоянно отслеживать их появление, пытаясь применить в процессе обучения студентов. К примеру, Е.М. Шульгина описывает мотивационные возможности технологии веб-квест. Действительно, эта интернет-технология может быть весьма успешной, так как сочетает положительные моменты такой эффективной педагогической технологии, как проблемное обучение, с привычным и привлекательным для студентов интернет-поиском, решением эвристических задач: «Веб-квест представляет собой веб-проект, размещенный на отдельном веб-сайте, работа с которым направлена на исследование и всестороннее изучение отдельно взятого проблемного вопроса, часто связанного с будущей профессиональной деятельностью студентов. При этом проблемный вопрос не должен иметь однозначного решения, а ссылки в сети подбираются таким образом, чтобы проблема рассматривалась с разных сторон. Другими словами, информация в ссылках не даёт точного ответа на поставленный вопрос. Студенты должны извлечь из всего предложенного многообразия текстового и видеоматериала необходимую информацию и сформулировать свой собственный вывод самостоятельно» [9, с. 40-41]. О важности и необходимости использования в качестве учебного и мотивационного средства компьютера и интернета заявляют многие современные исследователи, например, Н.А. Резник и Н.А. Павлов [10].

Достаточно полный перечень форм повышения учебной мотивации студентов вуза находим у М.Н. Крыловой: «правильное целеполагание, убеждение студентов в практической значимости изучаемого, индивидуализация обучения, эмоциональное воздействие, экскурсы в историю предмета, активизация учебной деятельности, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, вовлечение студентов в дискуссию, создание ситуации успеха и т. д.» [11, с. 86]. Нельзя не согласиться с приведёнными методами и формами, однако правильно и то, что «для того чтобы сформировать мотивацию учебной деятельности, используется весь арсенал методов, каждый из которых обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием» [6, с. 117], то есть понимающий психологические особенности мотивации преподаватель вуза способен сделать мотивирующим любое занятие, любые применяемые им формы и методы обучения.

Итак, развитие мотивации к учёбе и профессионального интереса у студентов высших учебных заведений мы рассматриваем как сложный, требующий внимания и усилий со стороны педагога процесс. Студент должен обладать осознанностью своего социального и профессионального будущего, удовлетворенностью своим профессиональным выбором, личностной активностью в получении знаний, освоении умений и навыков. Для формирования мотивации к учёбе у студентов вуза важно правильно построить учебный процесс с использованием интерактивных методов обучения и инновационных образовательных технологий, привлечением к процессу обучения производственников, различными способами поощрения активных студентов. Итогом правильно организованного профессионального обучения является формирование профессиональной мотивации, способствующей успешному освоению нужных знаний, умений и навыков, а также появлению важных личностных качеств специалиста (бакалавра) на выходе, при получении им диплома о высшем образовании.

e-koncept.ru

Исследование мотивации студентов к обучению в ВУЗе.

Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем психологии обучения. Такой ее статус объясняется, с одной стороны, тем, что главной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является ее мотивация. С другой стороны, управление мотивацией учения (а точнее мотивационно-потребностной сферой учения) позволяет управлять и учебным процессом, что представляется весьма важным для достижения его успешности [1].

Формирование и функционирование мотивационной сферы личности студента осуществляется путем воздействия на нее внутренних психологических факторов (характерологические, типологические особенности личности, потенциал личности, стремление к знаниям, потребность в самоутверждении и признании, самоанализ, самовоспитание, саморазвитие и др.) и внешних (уровень заработной платы, востребованность и др.).

Цель:

Изучить особенности мотивации к учебе у студентов, определить психологические факторы и средства ее формирования в профессиональном становлении, проследить динамику изменения между первым и пятым курсами специальности «Клиническая психология».

Материалы и методы:

В качестве респондентов выступили 20 студентов СГМУ им. Разумовского 1 и 5 курса (по 10 человек соответственно).

В исследовании был использован опросник «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной».

Результаты:

В методике представлены 3 шкалы : «Приобретение знаний» (цель к получению знаний, любознательность), «Овладение профессией» (стремление достигнуть высоких профессиональных знаний и сформировать важные качества для будущей профессии), «Получение диплома» (формальное получение документа о высшем образовании).

На основе полученных результатов нами были выделены уровни (высокий, средний, низкий) и представлены результаты по каждой шкале. Таблице №1 :

Шкалы

Уровни (баллы)

1 курс (абс. вел.)

5 курс (абс. вел.)

1. Приобретение знаний

Высокий ур. (9-13)

1

3

Средний ур. (6-9)

6

3

Низкий ур. (0-6)

3

4

2. Овладение профессией

Высокий ур. (7-10)

2

1

Средний ур. (4-7)

3

6

Низкий ур. (0-4)

5

3

3. Получение диплома

Высокий ур. (8-10)

3

5

Средний ур. (4-8)

4

4

Низкий ур. (0-4)

2

1

Таблица №1 «Результаты исследования мотивации к обучению студентов в вузе».

Шкала «Приобретение знаний» : 1 курс – большинство респондентов (6 человек) показали средние результаты (6-9 баллов), 5 курс – большинство (4 человека) показали низкие результаты (0-6 баллов). Стоит отметить, что стремление к знаниям снижается с повышением курса.

Шкала «Овладение профессией» : 1 курс – 5 респондентов показали низкие результаты (0-4), 5 курс – 6 респондентов показали средние результаты (4-7). Можно предположить, что у студентов с повышением курса изменяются интересы (например, большинство респондентов с 1 курса показали средние результаты по шкале «Приобретение знаний», а респонденты с 5 курса показали низкие результаты по этой же шкале, однако по шкале «Овладение профессией» большинство результатов со средним уровнем).

Шкала «Получение диплома» : 4 респондента с 1 курса показали средние результаты (4-8), 5 респондентов с 5 курса показали высокие результаты (8-10). Среди студентов 1 курса только у одного студента баллы по 3 шкале («Получение диплома») превышают сумму первых двух шкал («Приобретение знаний» и «Овладение профессией»). Его результаты равны : 3,6 + 1 = 4,6 (сумма первых двух шкал) и 7,5 (балл по третьей шкале). 7,5>4,6. Это говорит о неудовлетворенности выбранной профессией. Среди студентов 5 курса с таким же результатом были выявлены 3 человека. Их результаты: первый: 7,2 + 2 = 9,2, по третьей шкале 10, 10>9,2; второй : 7,2 + 1 = 8,2, по третьей шкале 9, 9>8,2; третий : 4,2 + 4 = 8,2, по третьей шкале 8,5, 8,5>8,2.

Заключение и рекомендации :

На основании полученных данных, можно сделать вывод : чем старше курс, тем выше стремление к получению диплома, а не приобретению знаний. Для дополнительного исследования остается более тщательное изучение вопроса мотивации студентов к обучению в ВУЗе, выявление конкретных психологических факторов (внешних, внутренних), влияющих на динамику мотивации студентов помогающей профессии.

Мотивация  к  обучению  достаточно  непростой  и  неоднозначный  процесс  изменения  отношения  личности,  как  к  отдельному  предмету  изучения,  так  и  ко  всему  учебному  процессу  [2,  с.  160].  Для студента можно только создать условия,  при  которых  ему  будет  интересно  учиться.  Создание таких  условий  зависит  от  многих  факторов:  влияния  круга  общения ,  запросы  социума,  воздействие  родителей и и т.д.

Взаимодействие внутренних и внешних факторов учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты.

Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом. Можно создать им такие ситуации на уроках, в которых они могли бы проявить себя и свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить варианты возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных способов решения и т.п. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога. Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это введение рейтинговой системы оценки. 

medconfer.com

Как повысить мотивацию студентов к учебе

Обучение в вузах на платной основе лишило студентов стимулов. Теперь необязательно хорошо учиться, чтобы получить стипендию и не вылететь из института. Без мотиваций интерес к знаниям поддерживать невозможно. Какие цели должны поддерживать будущих специалистов.

Как повысить мотивацию студентов

В век платного высшего образования оно в какой-то степени само себя дискредитировало. Если за оплату можно поступить на любой факультет, если не сданный хорошо экзамен можно пересдать на так называемой коммерческой основе, то какой смысл учиться хорошо, если стипендию на платном отделении всё равно не дают.

На первый взгляд, в нынешнее время складывается такая ситуация, когда всё решают деньги и связи, а сама ценность получения высшего образования утрачивается: оно перестаёт быть признаком высшей степени знаний, победы интеллекта.

С другой стороны, изменения, происшедшие в человеческом обществе, вызвали к жизни абсолютно новые требования и к выпускникам вузов. Будущему специалисту нужны не только специальные знания в своей области, но и некие универсальные методы, с помощью которых он может всегда найти свою нишу на рынке труда, быть востребованным специалистом и развиваться, совершенствоваться на протяжении всей дальнейшей трудовой деятельности.

Такая своеобразная “вилка” между тем, что есть, и тем, что должно быть, и позволяет утверждать, что просто жизненно необходимо повышать мотивацию у студентов.

Зачем нужна мотивация

Каждый психолог знает, что без мотивов нет никакой деятельности. Двигателем любого действия человека будет как раз мотив, то есть некое средство, вызывающее дальнейшее действие. Конечно, на первом месте оказываются те побуждения, которые продиктованы потребностями, прежде всего, физиологическими: потребностью в пище, отдыхе, защите.

А вот обучение относится уже к более сложным видам деятельности, а значит, требует более значимых, сильных мотивов. Психологи выделяют целую группу мотивов, которые могут изменить отношение студентов к своим учебным обязанностям в ту или другую сторону.

Выделяются следующие мотивы:

  • познавательные, то есть желание узнать что-то принципиально новое;
  • прагматичные, например, желание иметь высокую зарплату, работать в престижной фирме;
  • социальные, подразумевающие долг перед родителями, ответственность за своё будущее, желание утвердиться в обществе, получив высокий статус;
  • коммуникативные, то есть желание расширить круг своих знакомств;
  • профессиональные – стремление узнать уже знакомую специальность на новом уровне, более глубоко.

Перечень можно продолжить и дальше, но именно для молодых людей данные мотивы можно считать наиболее значимыми. И всё-таки при этом нужно понимать: студент по-настоящему захочет учиться, если добиваться, чтобы все задачи, поставленные перед ним в процессе обучения, были не просто понятны, но и ещё при этом приняты внутренне, приобрели для него настоящую значимость.

Что для этого необходимо

Как это ни странно звучит, но нужно изменить отношение к преподаванию. Ещё с давних пор известны такие факты, что к одним преподавателям на лекции ходили толпы студентов, в том числе и вольнослушателей, а кого-то обходили за версту. В наше время мало то изменилось: многие преподаватели вузов считают себя единственно верным источником знаний, а от студентов ждут исключительно подобострастия и преклонения. Можно выделить следующие самые распространённые ошибки преподавания, которые совсем не способствуют высокой мотивации студентов.

Голые знания

Так уж повелось, что преподавание чуть ли не столетиями сводилось к начитыванию лекций, а потом приёму на экзамене тех же самых сведений. Во времена, когда источником информации может быть не только занудная лекция какого-нибудь профессора, а вполне современные образовательные сайты, то и желания посещать подобные лекции у студентов просто не возникнет. Также преподаватели норовят выдать больше «голых» знаний, не соотнося их с современной действительностью, и студент не понимает, для чего они ему нужны. Поэтому каждый преподаватель должен обосновать важность своего предмета, его необходимость в дальнейшей профессиональной деятельности.

Отсутствие взаимопонимания между студентами и преподавателями

К сожалению, отношения между студентами и преподавателями чаще всего формальные, ведь лектор проводит занятия один семестр, принимает экзамен и всё. А студент понимает, что ему безразлично, будет или нет сдан экзамен тем или иным студентом. Поэтому преподаватель должен быть во многом весьма харизматической личностью и не просто увлечь своим предметом, но расположить к себе студентов, вызвать у них потребность освоить свой курс. Он должен быть готов отвечать на любые вопросы студентов, показывая не только свою эрудицию, но и наставничество.

Отсутствие уважения к студентам

Зачастую бывает именно так: преподаватель, уверенный в том, что каждое его слово должно быть услышано и зафиксировано в конспекте, не желает что-либо пояснять. Когда к нему обращаются за помощью или с вопросами для уточнения, педагог говорит: «Надо было лучше слушать, а не отвлекаться на лекции», и у студентов пропадает всякое желание разбираться в сложных вопросах предмета. Конечно, этим отличаются обычно представители более старшего поколения, так как считают себя мэтрами, корифеями. Молодые преподаватели в этом смысле намного демократичнее, соответственно, к ним больше и тянутся студенты.

Как повысить мотивацию у студентов

То, что делать это просто необходимо, ни у кого не вызывает сомнений. Осталось выяснить, как же это делать? Есть несколько способов повышения мотивации:

Рейтингование

Самый современный метод, который используется в ведущих вузах страны и мира. Каждый студент знает, что высшие строчки в рейтинге могут обозначать дальнейшее трудоустройство в самых престижных организациях, и это их весьма мобилизует. Они начинают прикладывать много сил, чтобы попасть в высшие строчки рейтинга внутри своего учебного заведения.

Те же университеты, у которых есть международные соглашения, могут использовать единые виды шкал с европейскими вузами, и работодатели воспринимают уже не просто “хорошо” и “отлично”, а могут чётко определить истинный уровень знаний каждого студента.

Личный пример

Этот способ давно и хорошо знаком каждому ещё со школы. Если студент видит, как преподаватель увлечён своим предметом, как много ему хочется раскрыть секретов мастерства владения этим предметом, то и студенту передастся эта энергия увлечения. Если при этом преподаватель на своих занятиях создать атмосферу настоящего творчества, даст возможность почувствовать “на собственной шкуре”, что ждёт будущего специалиста в дальнейшем, то и результат будет высоким.

Ориентация на результат

Ещё один важный момент. Для многих студентов не важна оценка его деятельности, и он не будет переживать из-за полученного “трояка”. Для кого-то, наоборот, оценка – самоцель, и за хорошую оценку он пойдёт на всё. Поэтому преподавателям нужно стремиться к безоценочным технологиям (например, шкалам, с помощью которых студент сам будет определять уровень своего продвижения). Гораздо важнее будет настраивать будущих специалистов на результат обучения – те навыки, которые должны сформироваться в процессе обучения.

Свобода выбора

В общеобразовательных учреждениях все выпускные экзамены сведены к единой технологии тестирования, поэтому альтернативы для выпускников пока нет и быть не может: ЕГЭ и без вариантов. Преподаватель какого-то определённого предмета волен внутри своего курса сам устанавливать формы и варианты сдачи зачётов, да и самого экзамена. Ведь остались и прежние “автоматы”, когда активное участие в семинарах освобождало от сдачи итогового экзамена, это могут быть выступления на различного рода конференциях, что позволит студентам относиться к предмету совсем иначе.

Различные виды поощрения

Ушли в прошлое такие виды поощрения, как объявление благодарности, доска почёта и многие другие “пережитки” социалистического прошлого. Сейчас всё чаще норовят поощрить денежными премиями, материальными стимулами. Наверное, для кого-то это будет важно, особенно для малообеспеченных студентов.

Но нельзя сбрасывать со счетов и прежние виды стимулирования: если деканат будет устраивать торжественные линейки или собрания, где будет называть лучших из лучших, а может, вообще заведёт свою доску почёта, то это, наверняка, поможет усилить мотивацию, ведь амбициозность молодых очень высока. Да и благодарственные письма студентам и их родителям тоже могут стать приятным сюрпризом, что тоже вызовет волну благодарности и желания подтвердить своё положение.

В заключение хочется добавить, что у каждого учебного заведения, у каждого преподавателя, конечно, найдутся в запасе свои особенные методы и способы повышения мотивации у студентов. Но не нужно забывать про ведущую роль семьи. Если в семье уже с детства развивали познавательную активность в ребёнке, научили его уже в школе преодолевать трудности самостоятельно, но при поддержке взрослых, то и став студентом, такой человек не потеряется в мире информации, а быстро проложит свой путь в житейском океане.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, есть ли у вас мотивация или нет.

© Самосадкина Екатерина, BBF.ru

bbf.ru

Ничего не найдено для % request_words%

Not Found

Apologies, but the page you requested could not be found. Perhaps searching will help.

Pages

  • Блог
  • Выпуск 2 — 2013 год
  • Выпуск 1 — 2012 год
  • Выпуск 1 — 2013 год
  • Выпуск 1 — 2014 год
  • Выпуск 1 — 2015 год
  • Выпуск 1 — 2016 год
  • Выпуск 1 — 2017 год
  • Выпуск 2 — 2012 год
  • Выпуск 2 — 2014 год
  • Выпуск 2 — 2015 год
  • Выпуск 2 — 2016 год
  • Выпуск 2 — 2017 год
  • Выпуск 3 — 2013 год
  • Выпуск 3 — 2014 год
  • Выпуск 3 — 2015 год
  • Выпуск 3 — 2016 год
  • Выпуск 3 — 2017 год
  • Выпуск 4 — 2013 год
  • Выпуск 4 — 2014 год
  • Выпуск 4 — 2015 год
  • Выпуск 4 — 2016 год
  • Выпуск 4 — 2017 год
  • Выпуск 4 — 2018 год
  • Выпуск № 3 — 2018 год
  • Выпуск №1 — 2018 год
  • Выпуск №2 — 2018 год
  • Контакты
  • Контакты
  • О журнале
  • Пример страницы
  • Раздел главной страницы
  • Рубрика главного редактора
  • Состав редколегии
  • Требования к оформлению ссылок
  • Требования к оформлению статей

Categories

  • Вопросы профессиональной ориентации
  • Государственное и муниципальное управление, менеджмент
  • Государственное регулирование сферы безопасности
  • Государство и право
  • История вмешательства государства в общественные отношения
  • Методология государственного регулирования
  • Педагогика, психология, конфликтология
  • Политические проблемы государственного регулирования
  • Рецензии
  • Рубрика Главного редактора
  • Трибуна молодых ученых
  • Управление общественными отношениями
  • Философии, идеология, этика и культура государственного регулирования
  • Экономика и экономическая политика

Tags

    Authors

    • anastasiyagraf (10)
    • andrei.labah (556)
    • DaryaSmirnova (8)
    • Евгения Шитова (186)

    gosreg.amchs.ru

    ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧЕНИЮ | Опубликовать статью РИНЦ

    Лазарева О.П.

    ORCID: 0000-0001-7242-8397, Доцент, Кандидат социологических наук, Тюменский государственный университет

     ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧЕНИЮ

    Аннотация

    Целью данной статьи является изучение проблемы мотивации студентов к обучению в вузе. От истории исследования мотивации автор переходит к проблеме низкого качества образования в результате заниженной мотивации студентов к обучению и предлагает разные направления работы в вузе, повышающие мотивацию студентов. Работа со студентами, по мнению автора, создает атмосферу сотрудничества, повышает эмоциональную удовлетворенность пребыванием в стенах вуза и веру в свои силы, что приводит к успешному выполнению работы и, в конечном итоге, повышает мотивацию.

    Ключевые слова: мотивация, обучение в вузе, профессиональная деятельность.

     Lazareva O.P.

    ORCID: 0000-0001-7242-8397, Associate professor, PhD in Sociology, Tyumen State University

     PROBLEM OF MOTIVATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS TO STUDY

    Abstract

    The purpose of the article is to analyze the problem of students’ motivation to study in higher educational institutions. From the history of motivation research the author turns to the problem of low quality of education as a result of low motivation and suggests different directions of work at university that increase the motivation to study. The author suggests that the work with students creates the atmosphere of cooperation, increases their satisfaction of being a student and their self-confidence. All these lead to successful work and increases motivation.

    Keywords: motivation, study at higher educational institution, professional activity.

    Языковая подготовка будущих специалистов максимально востребована в настоящее время. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для этого, что, в свою очередь, определяет комплекс задач научно-методического характера, реализуемых в учебных программах. Одной из насущных задач преподавателей иностранных языков является формирование интереса к изучению иностранных языков; эта задача рассматривается как необходимая составляющая глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития студента.

    Учебная деятельность студентов неязыковых вузов должна быть организована так, чтобы постоянно вызывать и поддерживать мотивацию к изучению иностранных языков, которая, по определению А.Н. Леонтьева является «мотором деятельности». Но, в отличие от целей, которые ставит перед собой человек, мотивы и мотивация им не осознаются: «когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают» [5, 122]. Студенты, заинтересованные в использовании языка для общения, для чтения оригинальной литературы, для продвижения по службе, в общем, стремящиеся к осуществлению каких-либо целей в будущей профессиональной деятельности, порой неосознанно начинают интересоваться изучением иностранных языков, достигая хороших успехов.

    Мотивация рассматривается с различных точек зрения, поэтому данное понятие объясняется по-разному. Так, согласно Х. Хекхаузену, «мотивация не является единым процессом, равномерно от начала до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов» [7, 18].

    Попытки объяснить действия человека предпринимаются с давних пор. Мотивацией, которая вбирает в себя активизацию, управление и реализацию целенаправленного поведения, объясняют не только поведение и обучение человека, но также такие процессы, как восприятие, представление и мышление.

    Проблема мотивации имеет более чем столетнюю историю. Данной теме посвящены труды таких за ученых, как Пфендер («Мотив и мотивация», 1911), Янг («Мотивация и поведение», 1936) и др. Существует несколько подходов к проблематике. Рассмотрим вкратце каждый из них.

    Так, первый подход основан на теории инстинкта. Родоначальником этого направления считается Мак-Дауголл, его последователи – Лоренц и Тимберген. Согласно данной теории человеческое поведение основывается на инстинктах и побуждениях. Здесь выделяются следующие аспекты: познавательный (получаемая информация перерабатывается человеком), эмоциональный (после переработки информации человек эмоционально возбуждается) и двигательный аспект (готовность человека к моторным действиям).

    Второе направление изучения мотивации основано на теоретико-личностном подходе. Здесь прослеживается линия психологии личности (мотивация является ключом к описанию и пониманию личности и индивидуальных отличий), или линия психологии мотивации (мотивация – это процесс, который объясняет актуальное поведение). Родоначальниками данного направления по праву считаются Вундт, Ах, Дарвин, Фрейд, которые доказывали, что способность человека делать выводы из приобретенного опыта позволяет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям и тем самым сохранять свой вид.

    Третье направление связано с интересом к изменению ассоциаций между стимулом и реакцией, т.е. основано на теоретико-ассоциативном подходе. Здесь следует выделить таких ученых, как Джеймс, Торндайк, Павлов, которые считали, что человеческое сознание является результатом развития нервной системы. Согласно данной теории, основную роль в человеческом поведении играют ситуационные факторы, управление человеком внешними и внутренними раздражителями, например, влечением.

    Сегодня мотивация исследована не полностью, нет единых методов и теорий ее изучения, ученые не пришли к окончательному решению всех вопросов, связанных с данной проблемой. Поэтому тема, затронутая в статье, является актуальной, особенно для образовательной сферы.

    «Высшее образование выступает значимым элементом образовательной траектории человека. На сегодняшний день это практически единственный демократичный инструмент вертикальной мобильности и построения успешной жизненной карьеры молодого человека. В настоящее время все граждане страны, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеют законодательное право получить образование, в том числе и высшее» [3, 125]. Но, к сожалению, на сегодняшний день низкое качество образования считается одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Причин этому множество, но наиболее существенными причинами низкого уровня образования считаются такие, как оказание вузами платных услуг, что приводит к тому, что в вузы приходят так называемые необучаемые студенты, под которых адаптируют все программы и преподаватели вынуждены с ними работать, так они для образовательных учреждений – источник инвестиций. Многие студенты ориентированы на формальные знаки – оценки, а не на содержание образования, для них важно получить хороший диплом, а не те знания, которые необходимы для профессиональной деятельности. Массовый по численности канал, по которому вузы набирают необучаемых студентов – это разные формы заочного, сокращенного, дистанционного и прочего обучения. «Студенты заочной формы обучения составляют значительный по численности контингент, по характеристикам базовой подготовки и мотивированности к учебе проигрывающий студентам – очникам. Данные опросов показывают, что ни престиж вуза, ни качество образования не являются для заочников существенными признаками при выборе вуза» [2, 90]. Некоторые студенты вообще приходят в тот или иной вуз для реализации совершенно других целей, например, студенты, успешные в спорте, музыке, актерстве, принимаются в вузы на целевое обучение. Их задача – не учиться, а показывать хорошие результаты на конкурсах, в соревнованиях, другими словами защищать честь вуза перед другими конкурентами в этой области. Ведь данный показатель в условиях нынешней конкуренции среди вузов очень важен. У таких студентов мотивация к учебе занижена, они знают, что получат хорошие оценки за то, что поют, танцуют и т.п.

    Нельзя не упомянуть того факта, что нынешние студенты относятся к поколению, воспитанному в большей степени телевизором и компьютером, где они находят полную свободу для своих действий, в том числе основанных на асоциальных желаниях. В большей степени это касается компьютера с возможность выхода в интернет для общения в социальных сетях, виртуальных игр и т.д. По утверждению самих обучающихся, они выбирают социальные сети, потому что там они находят свободу, свободу от контроля взрослых, свободу безнаказанно делать то, что категорически запрещено в реальной жизни (например, безнаказанно кого-либо оскорблять, высказывать свое, порой отрицательное мнение …). В социальных сетях дети могут создавать желаемый образ и поддерживать его, проявлять свою индивидуальность, добиваться успеха и завоевывать популярность [1, 127]. У детей, которые проводят большую часть своего времени в интернете, постоянно перегружая свой мозг информацией, «атрофируется мотивация к обучению, им становится неинтересно, они не могут удержать внимание» [6, 75].

    Многие студенты не хотят учиться в вузе, но их заставляют родители, в результате мы получаем совершенно не замотивированных обучающихся. Многочисленные исследования показывают, что существует связь между желанием ребенка поступать в вуз и социально-демографическими характеристиками его семьи. Чем богаче социальный ресурс семьи (в том числе выше образовательный статус родителей), тем больше вероятность того, что ребенок будет стремиться получать высшее образование [4, 51].

    Таким образом, проблема мотивации студентов к обучению очень острая на сегодняшний день, поэтому преподавателям необходимо активизировать свою работу по вовлечению своих подопечных в процесс учебы, по прививанию интереса к получаемой специальности.

    В системе высшего образования можно реализовать два направления деятельности, влияющих на мотивацию: воспитательная и учебная работа. Воспитательная работа в вузе помогает формировать у студентов необходимые моральные ценности. Необходимо проводить воспитательные мероприятия: развлекательные, обучающие, патриотические. Основная задача таких мероприятий – формирование заинтересованности у студентов к изучаемому предмету. Изучаемый предмет (независимо от того английский язык это или экономика) в этом случае становится не просто скучным академическим предметом, но и средством выражения себя в условиях игровой деятельности.

    Учебная деятельность также направлена на повышение мотивации. На учебных занятиях отсутствует развлекательная составляющая, но, не смотря на это, методы обучения разнообразны. Так, повысить мотивацию студентов на занятиях можно такими способами, как: обмен студентами, приглашение зарубежных лекторов, проведение научно-практических, публикации статей в различных  изданиях, защита курсовых и дипломных работ на иностранном языке.

    Перечисленные направления работы со студентами помогают создавать атмосферу сотрудничества, веры в свои силы, активизируют общение студентов друг с другом и с преподавателями, что непосредственно ведет к повышению эмоциональной удовлетворенности, к успешному выполнению деятельности, и, в конечном итоге, к повышению мотивации к обучению.

    Литература

    1. Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 123-130
    2. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) //Социологические исследования. 2015. № 9. С. 86-92
    3. Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Влияние семьи на формирование мотивации к получению высшего профессионального образования у учащихся с инвалидностью // Социологические исследования. 2014. № 4. С.124-131
    4. Константиновский Д.Л. Опустеют ли аудитории вузов. Попытка опровержения прогнозов// Россия реформирующаяся: Ежегодник-2004/ Отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 50-60
    5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
    6. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей: опыт социологического исследования / Т.А. Хагуров, А.А. Остапенко; Инс-т РАН; Рос. акад. соц. наук, Краснодар. регин. отд-е.- М.-Краснодар: Парабеллум, 2013. 107с.
    7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПБ: Питер; М.: Смысл, 2003.

     References

    1. Gurkina O.A., Mal’ceva D.V. Motivy ispol’zovaniya virtual’nyh social’nyh setej podrostkami // Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 5. S. 123-130
    2. Denisova-SHmidt E.V., Leont’eva EH.O. Kategoriya «neobuchaemyh» studentov kak social’nyj fenomen universitetov (na primere dal’nevostochnyh vuzov) //Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 9. S. 86-92
    3. Kolesnikova E.YU., Novikova E.M. Vliyanie sem’i na formirovanie motivacii k polucheniyu vysshego professional’nogo obrazovaniya u uchashchihsya s invalidnost’yu // Sociologicheskie issledovaniya. 2014. № 4. S.124-131
    4. Konstantinovskij D.L. Opusteyut li auditorii vuzov. Popytka oproverzheniya prognozov// Rossiya reformiruyushchayasya: Ezhegodnik-2004/ Otv. red. L.M. Drobizheva. – M.: Institut sociologii RAN, 2004. S. 50-60
    5. Leont’ev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ // M.: Politizdat, 1975. – 304 s.
    6. Hagurov T.A., Ostapenko A.A. Reforma obrazovaniya glazami uchitelej i prepodavatelej: opyt sociologicheskogo issledovaniya / T.A. Hagurov, A.A. Ostapenko; Ins-t RAN; Ros. akad. soc. nauk, Krasnodar. regin. otd-e.- M.-Krasnodar: Parabellum, 2013. 107s.
    7. Hekhauzen H. Motivaciya i deyatel’nost’. SPB: Piter; M.: Smysl, 2003.

    research-journal.org

    Проблемы мотивации студентов в высшей школе

    В настоящее время подготовка специалистов в стенах Высшей школы предполагает наличие у каждого студента глубокой заинтересованности в получении знаний. В реальной жизни у преподавателей помимо прямых задач, связанных с учебным процессом, для возможности полно донести до студента полезную информацию, возникает порой более трудная задача – заставить студента учиться (слушать, думать, работать и понимать). Звучит это, к сожалению, не очень красиво и правильно, но таковы наши реалии.

    Учебная и научная деятельность преподавателя, не всегда находит желаемый отклик у обучающихся. В чем же основная причина их пассивности? Как показывает опыт, процент целеустремленной молодежи составляет всего около 30-40, а остальные фактически учатся через преодоление, никак не осознавая, что учиться хорошо значительно легче и интересней, чем учиться плохо, что отсутствие желания «знать» – это жизнь впустую.

    Нас, конечно, интересуют причины, по которым студенты не заинтересованы в овладении установленных для выбранной специальности компетенций. Я наверно не скажу ничего нового, если первой причиной назову тот отбор, который происходит на этапе поступления в ВУЗ. Известно, что самые талантливые дети из наших регионов устремляются в высшие заведения Москвы, С-Петербурга, Новосибирска. Но это их право, и мы готовы обучать не вундеркиндов, и здесь важен не только интеллект, а также мотивы, амбиции и стремление стать профессионалом.

    В этом случае, молодые люди всегда свою успешность связывают с наличием качественного высшего образования [3]. При средних проходных баллах студент реально может овладеть нужными компетенциями, но мотивация мала, если случайно или просто неосознанно выбрана будущая специальность, если нет навыков к самостоятельной работе и нет тяги к знаниям. Низкие проходные баллы – это плохая базовая подготовка, это отсутствие навыка учиться, а значит и трудности в усвоении материала. Получается, что мотивы, которые движут молодыми людьми в учебной работе, связаны с их школьной подготовкой. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда низкая подготовка дает возможность поступить только на ту специальность, где низкий конкурс. На этом этапе поступающих ставит своей целью просто попасть в ВУЗ и решать проблемы по мере их поступления.

    Созданная в обучении система: учебный процесс, преподаватель и студент, позволяет утверждать, что для ее успешного функционирования мы должны влиять на все три звена. И здесь очень важно не только то, сколько и какие знания может передать ученику учитель, но и сколько информации сможет принять и усвоить ученик.

    Сегодня часть студентов, при всех их положительных качествах, при изучении «не интересных» с их точки зрения дисциплин, как бы создает перед собой невидимый барьер, за который невозможно пробиться. Порой кажется, что они, таким образом, как бы пытаются защитить свое «серое вещество» от ненужных знаний.

    Анализируя весь учебный процесс в системе «преподаватель и студент», мы приходим к выводу о необходимом системном подходе в обучении, о целесообразности повышения мотивации и у студента, и у преподавателя. Только системный подход позволит получить достойный результат в процессе подготовки специалиста. Педагог при таком подходе должен искать контакт с обучающимися, методично, планомерно и упорно доносить до них знания. У нас же зачастую преподаватель и студент почему-то находятся по разную сторону от «баррикад», так как студенту с низкой мотивацией нужны только положительные оценки, а не знания. Это и приводит к тому, что из процесса обучения выпадает самая трудоемкая, важная и интересная часть, а учеба для студента превращается в бесцельное время провождение и прожигание жизни. В свою очередь и труд для преподавателя превращается в муку, так как его никто не слышит и его мотивация к работе в аудитории тоже стремится к нулю.

    Системный подход предусматривает общую заинтересованность участников образовательного процесса в конечном результате. Это напрямую связано с теми «претензиями», которые мы выставляем друг другу [1]. Здесь, в идеале, ожидания сторон должны совпадать или частично перекрываться.

    Какой он идеальный студент? Это активный, целеустремленный, творческий, эрудированный, культурный, самостоятельный и трудолюбивый молодой человек [2].

    Какой он идеальный преподаватель? Это активный, целеустремленный, творческий, эрудированный, культурный, самостоятельный, трудолюбивый, профессионально грамотный, неравнодушный, способный найти понимание, увлечь и «зажечь» педагог. Он является носителем знаний, которые должен вложить не только в голову, но и в душу.

    Как видите, у нас очень много общего, только в силу того, что мы пока стоим на несколько ступенек выше, именно нам, надо искать контакт со своими учениками в сложных психологических ситуациях, владеть воспитательными приемами, позволяющими стать для студента наставником. В тоже время стать для студента учителем-наставником совсем не сложно, надо просто быть открытым к диалогу, уметь слушать и позволять обращаться к себе и с элементарными, и со сложными вопросами. Надо стараться всегда находить время для плановых и для спонтанных консультаций. Дело в том, что как бы мы не хотели загнать студента в определенные временные рамки, в которых он должен осваивать новый материал, на практике все будет иначе. Пойдите навстречу любому проявлению заинтересованности Вашим предметом, и Вы получите обратную реакцию.

    Важное значение для мотивации имеет знание о месте и значении изучаемой дисциплины в структуре образовательного процесса. Например, стоит чаще напоминать студенту, начиная с первого курса, для чего он изучает тот или иной предмет в рамках разработанных структурно-логических связей. Эти связи нужны, прежде всего, студенту. Думаю, если студент знает и понимает, что знания по математике, физике, инженерной геодезии и геоинформатике, инженерной геологии, гидравлике – это не просто багаж, который позволит где-то блеснуть своей эрудицией, а основа и фундамент для специальной дисциплины «Изыскания и проектирование железных дорог», то и мотивация к их изучению должна повысится. Конечно, только в том случае, если он уже на первом курсе знает о том, с чем ему придется столкнуться, когда он придет на выпускающую кафедру, какие ему понадобятся знания для написания диплома.

    Было бы хорошо, если бы преподаватель геодезии и геоинформатики регулярно напоминал студентам, что с геодезическими измерениями и обработкой их он обязательно столкнется на 4-ом и 5-ом курсах в таких дисциплинах, как «Реконструкция и усиление железнодорожной инфраструктуры», «Проектирование и реконструкция железных дорог», а преподаватель гидравлики и гидрологии донес бы до студентов, что они уже изучают основу для подбора и расчета искусственных сооружений для проектирования железной дороги. И такие мостики от общеобразовательных к специальным наукам мы просто обязаны выстраивать в своих занятиях. Тогда и большинству студентов не захочется делать такую установку – изучил и забыл. В действительности же, преподаватели зачастую очень много времени тратят не просто на повтор ранее изученного материала, а на детальное объяснение азов, пройденных на первых курсах.

    Мотивация к учебе определяется и тем вектором, который получат студенты уже на первом курсе, изучая «Общий курс железных дорог» или «Введение в специальность». На мой взгляд, этот предмет должны читать ведущий профессорско-преподавательский состав выпускающих кафедр и привлекаемые к работе на кафедре производственники. Тогда студенту будут продемонстрированы новые направления развития отрасли, с которой непосредственно связана выбранная специальность, нерешенные важные задачи и те проблемы, которые решаются сегодня в стенах выбранного ВУЗа, в ведущих проектных и исследовательских институтах. Здесь уже студент услышит, насколько востребована выбранная им специальность, насколько она позволяет удовлетворить его амбиции, настолько и повысится его заинтересованность в реализации своего потенциала уже в стенах высшей школы. И это только один кирпичик, из тех, которые формируют фундамент мотивации [4].

    Образование это сложный процесс обучения воспитания и эти две составляющие очень важны.

    Если говорить про обучение, то это всё вмещается в понятия: знать, уметь, владеть. Студенты должны решать задачи, уметь искать, обрабатывать и анализировать информацию, решать типовые, экспериментальные задачи, готовиться к экзаменам и просто уметь и хотеть учиться.

    Что мы понимаем под воспитанием? Это те качества, которые должны развиться у обучающегося (ответственность, самостоятельность, целеустрем­ленность, способность планирования своих действий) и установки-убеждения, которые будут определять его профессиональные и личностные качества. Например, если студент убежден, что «д…… работа любит», то вряд ли без труда он добьется успеха.

    Как же повысить мотивацию к обучению и таким образом решить задачу подготовки грамотного инженера?

    С позиции педагога надо вести речь о методике преподавания и о тех задачах, которые здесь стоят перед ними. С чем сталкивается студент при изучении специальных предметов? Думаю, что, прежде всего, он будет оценивать степень важности его для своей будущей деятельности. Здесь надо, не потерять студента, и попытаться донести до него значимость решаемых задач и выполняемых расчетов с позиции того, насколько это соответствует современному уровню автоматизации проекти­рования, современным технологиям строительства и эксплуатации. Надо убедить студента, что ряд расчетов, выполняемых в курсовых работах и проектах, являются основой для глубины понимания и осознания правильности принятия проектных решений в практике. Эти задачи особенно актуальны для педагогов, ведущих специальные дисциплины, непосредственно связанные с производством.

    Таким образом, студент, пришедший в ВУЗ и поставивший цель – получить высшее образование, будет на протяжении 5-6 лет находиться в некотором мотивационном процессе. Мотивация может быть высокой, низкой, может отсутствовать, когда ее заменяет лень и безразличие. Но она есть только тогда, когда ценность, которую получит будущий инженер с его, субъективной точки зрения, будет выше цены. Цена, это не только стоимость обучения (как правило, это проблема родителей), это затраченное время, это – трудно или легко, это – интересно или не скучно. Процесс мотивации – это график изменения ценности получаемого диплома о высшем образовании в зависимости от времени. И на этой временной дистанции есть масса факторов, которые то обесценивают поставленную цель, то мотивируют ее. Каждый успешно сданный экзамен и зачет, успешный доклад на конференции, интересный и полезный контакт с преподавателем – это все положительные мотивы и всплески линии мотивации. И здесь же каждый «неуд», конфликт с преподавателем, непонимание предмета и так далее – это резкое падение мотивации. Поэтому на рассмат­риваемой дистанции за мотивацию ответственны и студенты и преподаватели и это означает необхо­димость установления участниками образовательного процесса таких отношений, которые соответствовали бы их планам, желаниям и реальным шансам добиться заявленных целей.

    Список литературы:
    1. Козлова Н.В. Особенности личностного и профессионального становления студентов университета /Н.В. Козлова, О.Г. Берестнева, И.Л. Шелехов // Вестник Томского государственного педагогического уни-верситета.- 2009. Вып. 9 (87). С. 103-107.
    2. Соколова, Э. А. Идеальный образ студента в понимании студентов старших курсов университетов / Э. А. Соколова // Вестник Томского государственного педагогического университета, Tomsk State Pedagogical University Bulletin. – 2014. – № 1 (142). – С. 60-65.
    3. Сурикова Я.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и значимых событий в построении субъективной кар-тины жизненного пути личности / Я.А. Сурикова // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 12. – С. 62–66.
    4. Яковлев В.Ф. Влияние рынка труда на отношение студентов к учебе /В.Ф. Яковлев //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 235-239.

    7universum.com

    Реферат на тему:

    Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный областной университет им. А. С. Пушкина

    Факультет психологии

    Кафедра психологии развития и образования

    «Мотивация обучения студентов в Вузе»

    Выполнили: студентки 3 курса 792 группы

    Кузнецова М.О., Каххарова .А.А, Крылова Э.А., Топильская Д.Ю.,

    Проверил: асс. Головешкин И.Д.

    Санкт–Петербург

    2012 г

    Оглавление

    Введение 3

    Исторический экскурс 5

    1.1 Типы мотивации учебной деятельности. 6

    1.2 Информация о методики 8

    Приложение 14

    Список литературы: 15

    Введение

    Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

    Под видом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п.

    В первую очередь интерес к этой теме определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

    Актуальность. Проблема мотивации в настоящее время приобретает особое значение является оной из основных проблем в психологии.

    Важность решения проблемы мотивации учебной деятельности определяется тем, что мотивация учения является необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно отрицательное и безразличное отношение к процессу обучения может быть причиной низкой успеваемости студента.

    Не удивительно, что эта проблема мотивации с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций и среди них – монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, А.Г. Маслоу.

    В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека. Особенно малоизученной оказалась структура профессионально-педагогической мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в вузе.

    Исторический экскурс

    Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. На протяжении многих веков ученые размышляли над тем, что представляет собой мотивы поведения человека.[1]

    Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. [3]

    В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

    Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером)и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

    А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель». Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив – побуждение к достижению цели. [2]

    Мотивы учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности. Согласно Л.И. Божович,в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания – словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.[4]

    studfiles.net

Оставить комментарий