«Не доедали» или «недоедали» как пишется правильно слово?
недоедали или не доедали
Слитно или раздельно?
Слово “недоедали” в значении “голодали” или “мало ели” пишется слитно – недоедали.
Если речь идет о действии, которое не доведено до конца, то словосочетание пишется раздельно – не доедали.
У этого слова есть два похожих значения – “голодали” и “мало ели“.
Правило для “недоедали”
Узнать, как правильно пишется слово “недоедали“, можно, подставив значение “недостаточно”: недоготовила, недоспал. “Не” при этом является частью приставки “недо“.
Примеры
- Анемичные подростки явно недоедали.
- Ей давно хотелось укорить мать в том, что в детстве они с братом всегда недоедали.
- Люди, которые недоедали в детстве, едва ли могут похвалиться богатырским здоровьем.
Правило для “не доедали”
“Не” с глаголом пишется раздельно только тогда, когда действие не доводится до логического завершения: не добежал, не добился, не достал. В данных случаях “не” – это частица.
Примеры
- Они регулярно недоедали суп в школьной столовой.
- Дамы все сплошь сидели на диете, поэтому недоедали свой ужин.
- Мальчишки недоедали свой завтрак, потому что им хотелось быстрее перейти к десерту.
А вы знаете..
Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 52% ответили правильно)
obrazovaka.ru
Сколько времени должен спать студент?
Могу смело сказать: студенты спят везде, в любое время дня и ночи, в любом положении. Так уже завелось, что все учащиеся вузов страдают от хронической усталости, хотя тяжелее конспекта большая часть из них и в руках не держали. Так почему же тогда всегда хочется спать?
Ответить на этот вопрос сложно, тем более каждый студент имеет свои аргументы, которые ему, кстати, кажутся вескими и убедительными. Попробуем разобраться, сколько времени спят студенты во время семестра, и сколько отводят на сон в период сессии. Сразу скажу, что две эти цифры кардинально отличаются.
Нормы сна для человека
Каждый нормальный человек должен полноценно отдыхать, и об этом вам сообщит не один медик.
В идеале фаза сна должна продолжаться около восьми часов, но однозначно не меньше шести. В реальности все получается несколько иначе, а засыпать на рассвете для отдельных уникумов – это уже норма и привычный распорядок дня.
Такой подход неверный, поскольку хроническое недосыпание не только превращает студента в зомби, но и заметно замедляет его интеллектуальную деятельность, что препятствует процессу обучения.
Да и преподаватели не особенно ценят таких «зевак», которые, либо на пары опаздывают, либо досыпают где-то на задней парте.
Если так разобраться, то самый крепкий сон наступает с 23.00 до 02.00 ночи, поэтому в это время желательно видеть сладкие сны; тем более, если сутра снова на пары, а хорошенько отоспаться после ночной гулянки все равно не представится возможности.
Если лечь спать позднее этого времени, то можно считать, что следующий день вряд ли заладится, а настроение будет ниже плинтуса.
Однако из своих собственных наблюдений стала замечать, что студенты – это вообще пришельцы с другой планеты, поскольку могут несколько дней без устали «тусить», при этом прекрасно себя чувствовать, еще и лабораторные работы успешно сдавать на парах.
Этот феномен раскрыть очень сложно, но мне кажется, что это что-то из области «вечного двигателя».
Если студент не выспался…
Все мы понимаем, что в студенческой жизни комендантский час отсутствует, впрочем, как и голова в отдельных ситуациях.
Советуем почитать: Как увеличить стипендию студенту?
Но студент всегда находит место, где можно поспать часок – другой, а, если его разоблачил преподаватель, обязательно найдет достойное (ну или смешное) оправдание.
Так как не заснуть в самый неподходящий момент?
1. Энергетик.
Наверное, энергетики и были придуманы специально для таких лоботрясов, поскольку пару порций, и ты снова в строю, а от былой усталости и следа не остается.
Напомню, такие штуки реально ослабляют работу сердца, поэтому на их энергетический запас лучше всего не рассчитывать.
2. Холодная вода.
Сразу скажу, что сон не исчезнет, даже если направить на лицо ледяной поток воды.
Многие пытаются спасаться таким способом, но в итоге слишком часто выходят на паре «по нужде», привлекая к своей персоне лишнее внимание и провоцируя раздражение преподавателя.
3. Отжимания.
Мне, как девушке, отжиматься не к лицу, да и спать в студенчестве ложилась своевременно, зато некоторым моим знакомым это упражнение реально помогало прийти в себя и настроиться на боевой лад.
Не знаю, в чем секрет, но этот способ действительно работает, а протянуть можно живчиком как минимум пару – тройку часов. Дальше нужна новая доза.
4. Адреналин.
Кстати, о дозах. Недавно выяснила, что выброс адреналина также сопровождается повышением энергии, которая позволяет и три дня не спать, при этом чувствовать себя бодрячком и не жаловаться на усталость.
Однако здесь важно разграничивать безопасный и опасный адреналин, так вот последний лучше всего обходить стороной и спать своевременно ложиться.
5. Свежий воздух.
Когда в свое время не высыпалась я, глоток свежего воздуха быстро возвращал меня в чувства.
Но здесь, наверное, все зависит от того, сколько студент не спал, и по каким причинам.
Мне кажется, что знание приходит с опытом, а давать советы здесь бесполезно.
Если на первом – втором курсе студент будет мило похрапывать на задней парте, игнорируя замечания преподавателя, то, являясь уже старшекурсником, обязательно найдет для себя способ, как не уснуть и не опозориться на паре даже после нескольких бессонных ночей.
Если преподаватель знает…
Ты должен понимать, если преподаватель чего-то не говорит, то это вовсе не означает, что он ничего не видит и ничего не понимает. Вся аудитория у него, как на ладони, а спящий студент однозначно бросается в глаза.
Здесь все зависит от настроения, а повести себя педагог может самым неожиданным способом:
1. Громко разбудить спящего и пристыдить его за недостойное поведение, а после еще и выгнать из аудитории.
Возможно, из такого показательного наказания, и что-нибудь получится, но иногда сон сильнее жизненных уроков, а на свои же грабли можно наступать еще много – много раз.
2. Посмеяться с «сони» со всей аудиторией.
Конечно же, студент сразу проснется от всеобщего хохота, а потом ему станет неудобно за свое поведение.
В лучшем случае он сделает вид, что ничего не произошло, а в худшем – покраснеет и почувствует себя всеобщим посмешищем. Возможно, это сработает, а впредь сон на парах попадет в категорию «табу».
3. Оставит его в покое и даст выспаться.
Так поступают преподы тогда, когда понимают, что спящий, что бодрствующий студент – все равно толку от него на паре мало.
Так пусть сделает хоть одно полезное дело, раз все-таки в институт явился, не мешает спокойно вести лекцию и не задает глупых вопросов.
4. Сделает вид, что ничего не замечает, но ситуации в такие моменты самые непредсказуемые, поскольку иногда приходится перекрикивать студенческий храп.
Тогда скрывать и не замечать очевидные вещи уже не получится.
5. Вызовет декана, чтобы тот лично наблюдал и засвидетельствовал картину «сонного царства», но такие случаи единичные.
Так что остается только надеяться, что преподаватель воспримет такое происшествие на своей паре, как комичную ситуацию и постесняется будить сладко спящего студента, а по звонку удалится быстрее, чем соня проснется (чтобы его не смущать).
Как выкрутиться, если преподаватель разоблачил…
Если ты все-таки уснул на паре, а проснулся от пристального взгляда или громкого голоса преподавателя, то, открыв глаза, тебя ожидает, как минимум, неловкая ситуация и, как максимум, большие неприятности.
Советуем почитать: Секрет подхода к любому преподавателю
Нужно выкручиваться, но как?
1. Придумать глупую шутку, вызвав всеобщий смех, а потом неожиданно переключить внимание на тему лекции и, таким способом, отвертеться от проблемы.
2. Покраснеть и извиниться.
Такое поведение может показаться милым, а преподаватель просто не сможет долго сердиться на лоботряса.
3. Попробовать честно объяснить ситуацию, однако здесь следует думать, что говоришь; поскольку далеко не все пикантные подробности прошедшей ночи можно рассказывать взрослым людям, тем более преподавателям.
4. Сделать вид, что ничего не произошло, но тут уже все зависит от действий и реакции педагога.
Будем надеяться, что он поступит также, и ситуация будет замята.
5. Сказать традиционную фразу: «Я не спал». Я видела, такое реально работает.
Но все же стоит вернуться к главному вопросу, сколько времени должен спать студент.
Попробуем рассчитать это время в течение семестра и во время очередных экзаменов.
Сон для студента – это святое
Если спросить врача, то он точно знает, сколько в идеале должен спать студент.
Во-первых, вернувшись с пар, рекомендуется организовать себе часовой дневной сон, чтобы освежить мысли после трудного дня учебы и настроить себя на приятный вечер.
Если остаток вечера вы планируете провести за учебниками и конспектами, либо продолжите портить глаза перед экраном компьютера, то спать желательно лечь в 22.00 часа, давая возможность глазам отдохнуть от букв, а голове – от знаний.
Если же на вечер планируется компания друзей и веселье, то тебе, как Золушке, до полуночи желательно удалиться. Сделать это не всегда просто, зато утром ты только убедишься в правильности своего решения, поскольку проснешься без звона будильника и бодрячком.
Все остальное – это серьезные нарушения сна, которые могут не только портить привычный жизненный ритм, но и станут главной причиной рассеянности, хандры, повышенной нервозности и депрессии, наконец.
Так что здесь важно – знать золотую середину, а время ночных отрывов чередовать с действием «отоспаться».
Во время сессии мысли о сне и вовсе покидают загруженную голову, а студент, как робот, пытается получить из книжек и конспектов как можно больше полезной на экзамене информации.
Советуем почитать: Как правильно писать конспект?
Все это очень ответственно, но время для отдыха также должно присутствовать, иначе физическое и умственное истощение напомнит о себе в самый неподходящий момент.
Задумайтесь об этом, когда очередную бессонную ночь штурмуете учебник! А может самое время забыть об ответственности и за долгое время хорошенько выспаться? Такие мысли должны возникать и в течение всего семестра, поскольку отдых нужен и от ночных гуляний.
Вывод: Систематизировав все свои мысли, а их предостаточно, я пришла к выводу, что студент должен спать в среднем шесть часов.
Это как раз тот интервал, которого будет хватать, чтобы качественно отдохнуть от дневной суеты и вечных студенческих проблем.
Подробности и аргументы по теме можно найти на сайте советстуденту.рф, впрочем, как и много другой полезной и ценной информации для всех учащихся высших учебных заведений и их преподавателей.
Теперь и ты знаешь, сколько времени должен спать студент во время сессии и в период очередного учебного семестра.
C уважением, команда сайта советстуденту.рф
Автор: Анна Кислякова
P.S. На десерт — интересное видео о пользе сна. Нужно высыпаться, господа!
xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai
Недосыпающие студенты
Всероссийский интернет-опрос портала для молодых специалистов CAREER.RU показал, что примерно каждый второй студент хотя бы однажды засыпал во время лекции или семинара.
Всероссийский интернет-опрос портала для молодых специалистов CAREER.RU показал, что большинство студентов не высыпаются чуть ли не каждый день (54%). Большинство из них объясняют это тем, что им приходится работать и учиться одновременно (41%). 20% не высыпаются из-за учебы, а еще 16% — из-за гулянок и встреч с друзьями. Для 57% студентов недосыпание не лучшим образом сказывается на учебе: 36% ведут себя пассивно на семинарах, 26% плохо усваивают учебную информацию, а 4% и вовсе получают плохие оценки.
51% респондентов признались, что они хотя бы однажды засыпали прямо во время лекции или семинара. Большинство уверены, что станут высыпаться, если первая пара будет начинаться в 10.00–10.30 (41%).
Опрос проведен порталом Career.ru 14–21 декабря 2011 года среди 1055 молодых специалистов из всех Федеральных округов России.
Ответ | % |
---|---|
Да, постоянно (каждый день, через день) | 54 |
Да, иногда (раз в неделю, несколько раз в месяц) | 35 |
Да, редко (пару раз за семестр и реже) | 9 |
Нет, никогда | 2 |
Ответ | Постоянно невысыпающиеся, % | Невысыпающиеся иногда или редко, % | В среднем, % |
---|---|---|---|
Много учусь, занимаюсь допоздна | 20 | 21 | 20 |
Работаю и учусь, времени на сон не остается | 40 | 42 | 41 |
Встречаюсь с друзьями, гуляю допоздна | 14 | 17 | 16 |
Это у меня хроническое, я всегда чувствую себя невыспавшимся без причины | 18 | 10 | 14 |
Другое | 9% | 10 | 9 |
Ответ | Постоянно невысыпающиеся, % | Невысыпающиеся иногда или редко, % | В среднем, % |
---|---|---|---|
Да, я плохо усваиваю информацию | 29 | 22 | 26 |
Да, я получаю плохие оценки | 4 | 4 | 4 |
Да, я пассивен на семинарских занятиях, не участвую в публичных обсуждениях | 39 | 33 | 36 |
Нет | 39 | 49 | 43 |
Другое | 2 | 1 | 2 |
Ответ | Постоянно невысыпающиеся, % | Невысыпающиеся иногда или редко, % | В среднем, % |
---|---|---|---|
Да | 33 | 41 | 35 |
Нет | 67 | 59 | 62 |
Варианты ответов:
- Стараюсь всегда пораньше ложиться.
- Я восстановил свой график, а делаю это примерно так: не сплю ночь, потом под вечер ложусь, утром просыпаюсь, работаю-учусь и вечером опять в то же время ложусь. Но если все равно не досыпаю, то отсыпаюсь в выходные дни.
- В выходные выделяю больше времени на сон, чем в будни.
- Физические упражнения, контрастный душ.
- Сплю по пути в вуз и в перерывах.
- Пью кофе.
- Высыпаюсь на неважных лекциях.
- Пытаюсь лечь раньше, пью перед сном теплое молоко или успокаивающие чаи.
- Иногда принимаю успокоительное.
- Стараюсь создать режим дня, планируя день таким образом, чтобы на сон оставалось достаточно времени.
- Сплю в метро (возможен вариант «стоя»).
- Раз в неделю приезжаю не к первой паре или не приезжаю в вуз вообще. Каждый раз выбираю другой день недели. Пара пропусков на каждом предмете мало влияет на успехи в учебе.
- Стараюсь успеть как можно больше за день, чтобы спать дольше. Пью легкое снотворное, чтобы засыпать быстрее.
- Если невыспался, то не ложусь спать при первой возможности, а терплю примерно до 22.00. Зато потом просыпаюсь рано и выспавшимся, войдя в нормальный режим.
- Пью энергетики, в основном «Ред булл» по 2 за раз.
- Сплю после работы / учебы с 19.00 до 21.00.
- Провожу свои выходные в горизонтальном положении.
- Сплю когда придется — жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на сон.
- Необходимо стараться спать строго определенное количество часов в сутки и соблюдать режим, то есть просыпаться в одно и то же время. Тогда качество сна и самочувствие будут на более высоком уровне
Ответ | % |
---|---|
Ранее 8.00 | – |
В 8.00–8.30 | 5 |
В 9.00–9.30 | 25 |
В 10.00–10.30 | 41 |
В 11.00–11.30 | 15 |
В 12.00–12.30 | 8 |
В 13.00–13.30 | 2 |
В 14.00 и позднее | 4 |
career.ru
Ни пуха, ни пера: 5 способов пережить сессию | Здоровая жизнь | Здоровье
Сессия – это и нервы, и стрессы, и усталость, вечная зубрежка и ожидание своей очереди возле дверей кабинета. Необходимости в зубрежке и ожидании избежать вряд ли получится, а вот справиться со стрессами и усталостью без ущерба для себя и своего здоровья можно, главное грамотно подойти к делу. Итак, студентам в период сессии рекомендуется:
1.Письменно излагать свои тревоги перед сдачей сложных экзаменов – это поможет справиться со стрессом и избежать «заклинивания» или «зацикливания». Ученые уверены, что положительный эффект от данной письменной самотерапии тем сильнее, чем больше важность сдаваемых экзаменов и выше нервная нагрузка. «Несмотря на то, что люди, как правило, чрезвычайно мотивированы на достижение наилучшего результата, ситуации, подобные экзаменам, спортивным состязаниям или публичным выступлениям, накладывая эмоциональную нагрузку на людей, мешают людям проявить все свои способности наилучшим образом», – пояснила ведущий автор исследования профессор Шан Бейлок, пишет РИА Новости.
В эксперименте, который провели Бейлок и её помощники, было задействовано 20 студентов, каждый из которых должен был выполнить два математических теста. В первом случае студентов попросили просто старательно выполнить задание, а вот перед вторым тестом испытуемым сказали, что от качества выполнения теста зависит сумма денежного вознаграждения. При этом до начала выполнения теста 10 студентам дали 10 минут для изложения в письменном виде своих тревог, связанных с тестом.
Оказалось, что качество выполнения одной группой студентов упало на 12%, а студенты, изложившие свои тревоги в письменном виде, справились со вторым тестом на 5% лучше, чем с первым.
«Письменное изложение тревог и беспокойств в течение 10 минут перед началом экзамена позволило участникам эксперимента высвободить мыслительные силы, которые в противном случае неизбежно были бы скованы тревожными мыслями и беспокойством», – говорит Бейлок.
2. Здоровый сон рекомендуют не только психологи, но и сами преподаватели. Во-первых, на свежую голову думается лучше, во-вторых, бессонная ночь еще никому пользы не приносила. Даже если вы чувствуете, что плохо подготовились к грядущему экзамену или зачету, вместо того, чтобы корпеть над учебниками, ложитесь и спите спокойно. В любом случае, попытки «выучить» и «подготовиться», скорее всего, являются просто способом заглушить совесть. Вместо того, чтобы корить себя, лучше вспомнить, что «учение» в ночь перед экзаменом не поможет вам в будущем, а все знания улетучатся сразу после сессии.
3. Правильно питаться стоит не только во время сессии, а все время. Но ни для кого не секрет, что в жизни студентов случаются чипсы, булочки и конфеты, причем часто все это поглощается всухомятку. Но если вам не нужны проблемы с желудком во время экзамена, а нужны силы и ясность ума, желательно в период сильных умственных нагрузок внимательно относиться к тому, что лежит у вас в тарелке. Диетологи рекомендуют студентам есть как можно больше сухофруктов, не отказывать себе в шоколаде, особенно горьком, и не забывать про овощи. Нужно обязательно плотно завтракать, иначе ваш мозг просто откажется работать.
И сессия – не самое лучшее время для диеты, так как когда человек голоден, он не может готовиться и контролировать свои эмоции. Кофе лучше исключить из своего рациона, так как он приводит к обезвоживанию организма, концентрация внимания снижается, а раздражительность повышается. Если не можете проснуться – примите контрастный душ.
4. Делайте шпаргалки – даже если вы не собираетесь ими пользоваться; шпаргалки еще никому не мешали в процессе подготовки к экзамену. С помощью шпаргалок вы запомните больше информации, создадите себе индивидуальное пособие по сдаче материала, а также обретете моральную уверенность в своих силах. Мысль о том, что если вдруг вы что-то забудете и вам будет куда заглянуть, помогает успокоиться и настроиться на нужный лад.
Кстати, еще в начале подготовки к экзаменам стоит набросать план, как, что и когда вы будете учить, читать, повторять. Распланируйте своё время заранее – тогда не придется жаловаться на отсутствие времени. Современная психология считает, что человек живет так, как думает, и находит время на то, что для него важно.
Немаловажным является чередование предметов во время подготовки. Позволяйте мозгу переключаться с одного предмета на другой, давайте ему отдых и не загружайте чрезмерно.
5. Успокоительные средства хороши, но только если ими не злоупотреблять. Если для вас сессия – это длительный стресс, а каждый экзамен приводит в состояние паники, то вам лучше воспользоваться успокоительными средствами, главное не переборщить с дозировкой. В аптеке попросите дать вам наиболее безопасное успокоительное, его прием поможет быстро снять напряжение и раздражительность, купировать тревожные состояния и чувство страха, справиться со стрессом и головной болью, вызванной нервным напряжением.
Успокоительные травы также будут полезны, и к тому же – они более безопасны. В лечебных целях используют корень валерианы, зверобой, который обладает мягким антидепрессивным действием и укрепляет нервную систему, перечную мяту, лаванду, ромашку и многие другие травы. Вы можете заварить себе чай на ночь с этими травами, можете сделать сбор (например, смешав 3 ст. л. травы пустырника, 3 ст.л. листьев мяты, 2 ст.л. корня валерианы, 2 ст.л. шишек хмеля) и пить его несколько раз в день. А можно приготовить себе расслабляющую ванну из мелиссы, пишет zdobra.ru. Для этого надо 5 столовых ложек мелиссы залить 2 стаканами кипятка и поставить на огонь на 3 минуты. Затем дать настояться под крышкой 10 минут. Процедить и вылить в ванну с теплой водой.
Ну и конечно, для быстрой и удачной сдачи сессии лучше всего готовиться к ней заранее. Если же все-таки приходится сидеть над учебниками и зубрить, то старайтесь регулярно гулять или проветривать комнату. И помните, что нервами делу не помочь. Лучше сдавать экзамен не подготовленным, но спокойным, нежели подготовленным, но нервным и измученным.
Смотрите также:
www.aif.ru
Поведение студентов во время сессии
Итак, настает время демонстрировать полученные за полгода знания и получать за них оценки. Несколько дней на подготовку — экзамен. Еще несколько дней – и снова экзамен. И так до конца месяца. Какое уж тут веселье! Одно слово – сессия.
Хотя и она – сессия – не лишена своих достоинств. Общение между однокурсниками во время сессии возрастает в разы: все друг с другом перезваниваются, переписываются, встречаются для совместной подготовки. Общая проблема (а экзамены воспринимаются не иначе как проблема; по крайней мере, большинством уж точно) сплачивает сильнее общих интересов. Даже придумана ставшая уже расхожей «сессиальная» фраза – переделка популярной рекламы: «_____ (фамилия преподавателя), connecting people» («объединяющий людей» — англ.).
Еще один несомненный плюс для множества студентов: можно, наконец-то, выспаться. Ведь занятия в большинстве вузов начинаются, как правило, с девяти утра и, следовательно, во время учебного года особенно не поспишь. Так вот – компенсируем сейчас. Отсюда регулярное сидение допоздна, до трех–четырех ночи, в Интернете в поисках материалов для подготовки к экзаменам, а заодно закачка огромного количества музыки и видео, болтовня с не спящими друзьями по ICQ либо переписка по e-mail. Отсюда регулярный подъем ежедневно, за исключением дня экзамена, не раньше двух-трех часов дня. Красиво жить не запретишь! Даже во время сессии.
Интернет спасет нас
Вообще, именно во время сессии понимаешь насколько это великая вещь – Интернет. И абсолютно не понимаешь, как раньше люди готовились к экзаменам без него. Это что же, чтобы найти материал, необходимо было идти в библиотеку, стоять в очереди, искать нужные книги, затем искать материал в этих книгах? А если что-то забыл найти либо не нашел? Снова в библиотеку? Это сколько же времени необходимо потратить на подготовку к экзамену! Сейчас все проще. Набрал в Интернет-поисковике нужный предмет – выдается полный набор материалов для подготовки. Попробуй после таких тепличных условий не сдать экзамен.
Ночь перед экзаменом
Сколько не давай студенту времени, львиную долю подготовки к экзамену он оставит на последнюю ночь перед экзаменом. Под предлогом того, что лучше уж совсем не спать, чем спать и видеть кошмарные сны. Последняя ночь – это всегда перезвон с друзьями по мобильнику. «Ты спишь? Я тоже нет. Ты сейчас на каком билете? А-а, понятно. А я все еще на первом. Как думаешь, шпоры вы можете сделать либо засечет? И я думаю, что не засечет, однако как-то побаиваюсь…» Последняя ночь – это всегда разочарованный присмотр к темным окнам соседних домов и рассуждения в духе: «Все окружающие спят, родители-соседи спят, один я такой…» Последняя ночь – всегда тяжелый выдох под утро и расправленные плечи в духе «бодрись, дружище». Последняя ночь – обратный отсчет часов, остающихся до экзамена. «Семь, шесть… Еще пять часов — и мои мучения закончатся. Еще один экзамен будет позади».
Сессия в большом городе
То, что у студентов идет сессия, в городе крайне заметно. Достаточно внимательно присмотреться к происходящему по утрам в метро. Это уже не транспортное средство, нет. Это глобальная изба-читальня. Плееры выключены, наушники вынуты из ушей, серьги — из носов (знаю девушку, у которой экзаменационная традиция – вынимать серьгу из носа, благо конструкция это позволяет), экстравагантность в гардеробе сведена к минимуму. Все с головой ушли в свои конспекты. Вы можете стать свидетелем забавной сцены. Вагон метро. В шеренгу стоят и держатся за перекладину человек семь-восемь студентов. На них с улыбкой смотрят сидящие вокруг люди. Смех в том, что и лица у всех сдающих экзамены одинаково озадаченные, и позы до боли похожие, и листают тетрадки они синхронно. И все это замечают, кроме них самих.
О том, как проходят экзамены, писать сложно. Здесь нет ни своих законов, ни закономерностей. Как кому повезет, как поведет себя преподаватель, с какими настроением придет он на этот раз – не знает никто. Говорят, сейчас во многих вузах практикуется система платных экзаменов. Говорят, многие покупают полный пакет. Их очень жаль. Они многое теряют. Ведь если говорить о романтике молодости, то сессия с ее ночными подготовками, шпорами в носках и пятаками под пяткой, часовыми беседами о незнакомом предмете и дрожащим ожиданием под дверью аудитории – ее важная составная.
Светлана, www.poznaysebia.com
Читайте также
www.poznaysebia.com
Эпидемия хронического недосыпания у молодых
Как думаете, кто в наибольшей степени подвержен недосыпанию? На ум сразу приходят два варианта ответа: молодые родители и работники ночных смен.Это так, однако есть еще одна группа, которая не уступает перечисленным. В последнее десятилетие все чаще встречается хроническое недосыпание у молодых: школьников, студентов.
Новый видеокурс Р.В.Бузунова «Как улучшить сон и победить бессонницу».
Всего час приятного просмотра – и вы узнаете, как решить проблему плохого сна.
Купить курс со скидкой можно по прямой ссылке: https://www.courson.ru/coupon/?code=buzunov
Почему же им не хватает сна? Казалось бы: учись да отдыхай, живи и радуйся! У многих из них еще нет детей, кучи обязательств, болезней… Зато есть кое-что другое, из-за чего сон в молодом возрасте может существенно пострадать.
Самые частые причины недосыпания у молодежи – это:
- Физиологические особенности. По данным National Health Foundation потребность во сне у подростков составляет от 8,5 до 9,25 часов. Кроме того, в юном возрасте в связи с очередной перестройкой биоритмов позже начинается и прекращается выработка гормона сна мелатонина, в результате чего подростки временно становятся «совами». В связи с этим они склонны позже засыпать, но вставать им все равно приходится рано утром. Это первая причина недосыпания у молодых.
- Информационная и физическая перегрузка. Школа, дополнительные кружки и секции, потом университет, факультативы, подработка, затем начало карьеры и двойные рабочие нагрузки в статусе новичка… Переутомление у школьников больше всего выражено в старших классах, а переутомление подростков-студентов наблюдается с первого года обучения. Все это способствует уменьшению продолжительности сна и ухудшению его качества.
Студенты во время сессий вообще устраивают себе настоящие марафоны на выживание, пытаясь за несколько суток вбить себе в голову немыслимый объем информации. Около 87% студентов в период экзаменов жертвуют своим сном ради учебы, а 15% спят менее 5 часов! Вот так: сон в молодом возрасте должен быть крепок и безмятежен, но далеко не всегда это правда так.
- Интернет и электронные гаджеты. Кто-нибудь может представить себе тинейджера, не пользующегося Интернетом? Сейчас таких очень мало. Общение в Сети так сильно увлекает молодежь, что они готовы до двух-трех ночи сидеть за монитором, полностью осознавая, что на сон им остается 4-5 часов. Кстати, не спят они еще и потому, что свет от экрана компьютера или мобильных устройств сам по себе угнетает сонливость, так как подавляет выработку мелатонина. Из-за этого может даже сформироваться «полноценная» бессонница в молодом возрасте, победить которую не так-то просто. Если родители хотят избежать переутомления, недосыпания у своих взрослеющих детей, им стоит установить дома четкий регламент пользования Интернетом, хотя сделать это и непросто.
- Продолжение предыдущего пункта: «Мода на недосыпание». Некоторые люди даже гордятся тем, что недосыпают. Если раньше этим «баловались» большие начальники, то теперь такая тенденция все больше отмечается у подростков. Молодые люди специально не спят допоздна, обеспечивая себе хроническое недосыпание. Ну, а как иначе? Не дай Бог, друзья увидят, что их нет в «Одноклассниках», аське и скайпе, поймут, что они ушли спать… И тогда Сони будут «не в тренде» среди сверстников. 18 лет работаю с проблемами сна, но что делать в этом случае, честно говоря, не знаю… Возможно, кому-то просто стоит повзрослеть J.
- Чрезмерное увлечение энергетиками. Хроническое недосыпание и бессонница в молодом возрасте часто возникают из-за стимуляторов. Неспящая по ночам молодежь чрезвычайно нуждается в таких средствах. Дошло до того, что подростки с утра до вечера литрами пьют кофе и энергетики, как обычную воду или лимонад, а потом еще больше не высыпаются, потому что не могут нормально заснуть после огромных доз «бодрящих» жидкостей. Исследования показывают, что примерно у 80% школьников и студентов есть проблемы с кофеинсодержащими напитками. И до чего же быстро эти напитки способны испортить здоровый сон в молодом возрасте!
- Бессонница выходного дня. В выходные многие подростки любят спать до обеда. Однако это сбивает ход «внутренних часов», вызывая проблемы со своевременным засыпанием и пробуждением на протяжении последующей рабочей недели.
Иногда сочетаются сразу несколько причин недосыпания у молодых. Вспоминаю одну свою пациентку – студентку 17 лет, которая, со слов матери, страдала кошмарной бессонницей, ее беспокоили переутомление, недосыпание, дневная сонливость и раздражительность. При беседе оказалось, что в пятницу и субботу девушка просто любит ходить в клубы, приходит под утро, а потом отсыпается до 15-16 часов следующего дня. А в понедельник ей необходимо вставать в институт в 7 утра, и она не может этого сделать, отчего часто просыпает занятия. Чтобы как-то взбодриться в начале рабочей недели, утром пациентка выпивает 2-3 чашки крепкого кофе.
Из-за такого образа жизни девушка стала очень вспыльчивой, с нестабильным настроением, у нее упала успеваемость в институте. Врачи поставили ей психиатрический диагноз и назначили и антидепрессанты и нейролептики!
Мы нормализовали ее режим, жестко задали время подъема в 7 утра вне зависимости от рабочих или выходных дней, она отказалась от походов в клубы, прекратила потребление кофе и энергетиков, занялась фитнесом. Через несколько недель она уже хорошо спала, все медикаменты удалось отменить — хроническое недосыпание исчезло. А ведь через несколько лет такого лечения она могла стать «лекарственным наркоманом»!
В своей книге Sleep for Success доктор Дж.Маас говорит о недосыпании у молодых как об эпидемии и называет подростков, лишенных сна, «ходячими зомби». Недостаток отдыха делает их малоактивными, апатичными, создает сложности при обучении и не только. Еще он может оказать существенное негативное влияние на их здоровье.
- Одно исследование показало, что переутомление, недосыпание у подростков на 67% увеличивает риск получения травм. Причины понятны: рассеянное внимание, ухудшение координации, снижение физической силы вследствие недосыпа. Слово «травмы» представляется довольно незначительным, но это не так. Кто-то может просто подвернуть лодыжку на уроке физкультуры, а кто-то – сесть за руль и разбиться. Кстати, среди участников ДТП, вызванных недосыпанием, в максимальном количестве случаев фигурируют молодые люди до 25 лет.
- Канадские ученые, обследовав около 20 000 человек в возрасте 17-24 лет, пришли к выводу, что рост психических заболеваний среди молодежи (тревожные расстройства, депрессии и маниакально-депрессивный психоз) в большой степени обусловлен недостатком сна.
- Ряд исследований указывает на особо прочную связь недосыпания у молодых с подростковым ожирением и другими эндокринными заболеваниями, включая диабет.
- Давно известно, что недосыпание тесно ассоциировано со снижением либидо, нарушениями потенции у мужчин, а также с повышением риска рака молочной железы и простаты. Таким образом, недосыпание и бессонница в молодом возрасте в перспективе может сказаться на состоянии репродуктивной системы целого поколения. Вряд ли это значит, что из-за недосыпания человечество вообще исчезнет с лица земли, но все же наносимый им ущерб очевиден.
Итак, значительная часть представителей молодежи имеет объективные проблемы со сном, которые могут сказаться, а у многих уже сказываются на их обучении, общении с окружающими, настроении, поведении, физическом и психическом здоровье. Но это можно изменить.
Достаточно соблюдать несколько предельно простых рекомендаций, касающихся организации сна в молодом возрасте.
- Наладить постоянный режим, ложиться и вставать в одно и то же время, в том числе и в выходные.
- По возможности спать столько, сколько требует организм, перестать сознательно ограничивать себя в отдыхе.
- Планировать учебную или другую нагрузку так, чтобы ради нее не приходилось жертвовать сном, стараться уменьшить переутомление у подростков и школьников.
- Уменьшить потребление кофеинсодержащих напитков. А если они все же принимаются, то пить их нужно в умеренных количествах (не более 3 чашек кофе или 1 банки энергетика в сутки) и только в первой половине дня.
- Прекратить использование электронных гаджетов со светящимися экранами за 1-2 часа до сна.
Для того чтобы эти меры подействовали, нужно, чтобы советы были реально восприняты и реализованы. А для этого требуется воззвать к разуму молодых людей, которые, увы, не всегда принимают всерьез то, что им говорят. Хотя порой виноваты не столько они сами, сколько объективные обстоятельства, например непомерный уровень учебных нагрузок или раннее начало занятий в школах и ВУЗах.
Во все времена молодежь была самой целеустремленной и активной частью населения. В возрасте 24 лет Александр Македонский завоевал Египет, в 21 год наш современник Дэвид Дрога стал креативным директором всемирно известного рекламного агентства. Юность и молодость – время стремлений, надежд, действий и усилий. Это прекрасно, но это не отменяет необходимости заботиться о своем здоровье и отдыхе. Сон для молодых так же или даже еще более важен, чем общение, академические успехи, будущая карьера и так далее. Осталось подождать, пока до этой мысли дойдет сама молодежь…
buzunov.ru
Практическая психология: как поддержать студента во время сесии или написания диплома
Итак, время сессии, экзаменов и подготовки к защите диплома — это время стрессов, бессонных ночей и прочих волнений, которые, конечно же, заставляют организм и нервную систему в целом испытывать излишние нагрузки, что может привести к проблемам со здоровьем. Что делать, чтобы избежать проблем со здоровьем, читайте далее. Общие принципы подготовки к экзаменам.
— Как лучше подготовиться к экзамену во время учебного семестра.
— Как правильно организовать режим дня во время сессии.
— Как правильно питаться и сколько нужно спать.
1. Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку студентов. Только в случае работы по всем этим двум направлениям студент может рассчитывать, с одной стороны, на глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, а, с другой, — на получение высокой оценки во время экзаменационной сессии. Теоретическая подготовка к экзамену делится на два раздела, в течение всего учебного года и предэкзаменационная. Если студент хочет иметь глубокие и прочные знания, а кроме того облегчить себе жизнь во время сессии, то он должен приступать к подготовке к экзамену с самого первого периода изучения предмета. Это удобно, так как, с одной стороны, помогает студенту готовиться к текущим занятиям, а с другой — во время сессии значительно облегчает процесс подготовки к экзамену.
Для этого в начале семестра следует получить экзаменационные вопросы и общую тетрадь для кратких ответов по ним. При подготовке к текущим или итоговым занятиям по каждому экзаменационному предмету нужно конспективно ( в объеме не более 1/3 — 1/2 стр.!!! ) написать план ответа на экзаменационный вопрос. Эта работа должна вестись планомерно в течение обоих семестров (если предмет изучается в течение года), так что к началу экзамена у студента уже будет полный перечень кратких ответов на экзаменационные вопросы.
2. При организации предэкзаменационной работы во время сессии следует, во-первых, равномерно распределить учебный материал на все время подготовки (количество вопросов делится на время подготовки к экзамену, причем вторую половину дня перед экзаменом нужно оставить в резерве), а, во-вторых, оптимальным образом организовать свой быт, так чтобы в нем не было ночных занятий, злоупотребления никотином и кофеином, а также выделено специальное время для физической активности.
В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять свой режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационной сессии желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем :
а) Режим сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна . Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти. Как показали исследования ученых, именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала. Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1—1,5 часа) дневной сон.
б). Чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения — это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической активной стимуляции за счет работы мышц. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 —2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе. Прогулки летом желательно организовывать в парках, скверах и других местах, имеющих зеленые насаждения с тем, чтобы обеспечитъ активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом.
в). Питание. Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4-5 разовое питание. При более редком питании поступление большого количества питательных веществ вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость. Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела. Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Избыток животных жиров и крахмала нежелателен.
Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов — овощей и фруктов. Они не только являются источников витаминов, но и содержат клетчатку, обеспечивающую нормальное функционирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и постоянный непрерывный хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а также применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.
3. Психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего студенту наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю, а также свести к минимуму вред здоровью, наносимому напряженной учебой во время сессий. Для нормализации своего физиологического и психологического состояния студенты могут применять две группы приемов, одна из которых направлен на релаксацию, а вторая — на мобилизацию организма.
К первым методам относится метод медитации на дыхании и аутогенная тренировка, а ко второму — метод позитивного целеполагания. Для занятий AT на первых порах желательно использовать уединенное место, чтобы исключить помехи со стороны других лиц, затем, по мере освоения этой методики, аутогенной тренировкой можно заниматься в любом месте, даже при большом скоплении народа. Для занятий AT нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. Наиболее эффективным способом усилить общее расслабление организма является координация формул самовнушения с ритмом собственного дыхания. На первом этапе занятий дыхание должно быть естественным и непринужденным — следует не вмешиваться в его ритм и глубину, а только следить за потоками воздуха, входящими в организм и покидающими его (прием, известный во многих восточных духовных практиках как «медитация на дыхании»). Обычно требуется несколько минут чтобы полностью сосредоточиться на дыхании — для этого рекомендуется рассматривать этот процесс как бы наблюдая себя «со стороны», что дает максимальный успокаивающий эффект.
Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» — на выдохе.
Очень часто предэкзаменационное волнение сопровождается значительным тремором рук, которое нервирует студентов и мешает им успокоиться. Для устранения этого явления хорошо помогает проговаривание формулы самовнушения «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эту фразу соответственными мысленными представлениями. Для достижения большего эффекта можно мысленно представить себе, что поток выдыхаемого теплого воздуха проходит через руки. нагревая их. Тогда первая часть фразы «Мои руки…» произносится на вдохе, а вторая «…мягкие и теплые» — на выдохе, причем подкрепляется соответствующим мысленным представлением; потока теплого воздуха, выходящего из легкими «льющегося» по рукам. Все эти методы позволяют достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение у студентов и оптимизировать их функциональное состояние.
Интересно отметить, что помимо релаксации, аутогенная тренировка позволяет использовать еще один механизм, повышающий эффективность подготовки к экзамену — так называемые формулы цели. Их действенность основано на том, что подсознание человека, погруженного в легкое гипнотическое состояние более восприимчиво к голосу сознания. При создании формул цели студент должен руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения лица, который будет их применять. Поэтому, после достижения студентами желательного уровня расслабления и снятия первичной избыточной тревожности можно мысленного проговаривать формулу: «Я—спокоен— и уверен — в себе!», также синхронизированную с дыханием, но в этом случае в первой части формулы, в отличие от второго упражнения методики, вдох должен быть несколько продолжительнее выдоха. Последнюю часть формулы «— в себе.!» рекомендуется произносить на форсированном выдохе с эмоциональным нажимом. На этом этапе можно использовать и другие формулы, например:
«Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие. Я уверен в себе.»
«Моя память работает хорошо. Я все помню.»
«Я ощущаю бодрость и уверенность в себе.»
«Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая.»
Помимо аутогенной тренировки перед экзаменом можно использовать и другие методики, например, создать мысленную модель своей успешной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Можно создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку, усильте и создайте образ человека, для которого даже написание диплома и его защита легко выполнимая задача, не то что уж какие-то там экзамены сессии. Таким образом создается своеобразная программа успешной деятельности, которой надо следовать на экзамене. Эта программа путем многократного повторения «закладывается» в подсознание человека и потом реализуется на деле.
Итак:
· Если Вы пришли в ВУЗ за знаниями и хотите вообще свести экзаменационное волнение к минимуму, то на протяжении всего семестра следует планомерно и постепенно записывать краткие ответы на экзаменационные вопросы.
· Если же от сессии до сессии вы весело проводили время, а экзамены нагрянули внезапно, как снег на Чукотке, то, прежде всего, вам следует четко распределить оставшееся время (разделив его на количество вопросов + оставить резерв).
· Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна!!!
· Сведите к минимум кофе и сигареты, заменив их фиточаем и спортом.
· Питание должно быть дробным ( 4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов.
· Научитесь расслабляться. Используйте формулы самовнушения и дыхательные упражнения.
· Настройтесь на победу! Чаще повторяйте позитивные формулы цели. // no-stress.ru
Подборка записей в тему:
www.huntermania.ru