Характеристика студентов на группу – Характеристика классных коллективов (групп студентов 1-3 годов обучения, 14-17 лет) – Характеристика группы студентов – Характеристика класса

Характеристика группы студентов 1 курса СПО – Характеристика группы студентов – Характеристика класса

В группе 33 человека, 30 юношей и 3 девушки. Студенты группы ______ характеризуются спокойным, уравновешенным характером. Лиде­ров пока нет. Старосту группы вызвался сам, возражений не было. Старостой стал Студент 1.

Из 33 студентов — 25 человек проживают в общежитии, 8 — прожи­вают с родителями.

  • Школу  окончили — 21 человек.
    Лицей — 1 человек.
  • Гимназию — 11 человек.

По месту предыдущего жительства:

  • городские — 28 человек;
  • из поселков —  4 человек;
  • деревенских — 1 человек
  • 14 человек приехали из соседней Республики.

Семьи  полные у 24 человек; неполные у 9 человек.

Материальное положение у многих затрудненное. Ребята в основном добрые, отзывчивые, «легки на подъем», исполнительные. В случае не­обходимости у классного руководителя отпрашиваются, на занятия ходят пока с удовольст­вием.

С первого дня студенты стали интересоваться, каким образом можно поучаствовать в общественной жизни техникума, есть ли театральная студия, проводятся ли игры КВН, какие спортивные секции есть в техникуме и какие спортивные мероприятия проводятся. Очень много студентов, увлекающихся спортом, входили в сборные школ, были ведущими игроками, занимались легкой и тяжелой атлетикой, готовы выступать за честь техникума на любом спортивном мероприятии.

Домашнее задание готовят с 18.00 до 21.00 часов – все. Самоорганизация учащихся довольно хорошая.

В группе есть студенты, которые требуют особого внимания и контроля: Студент 2, Студент 3 – держатся пока обособленно, Студентка 1 не контактирует с другими девушками, поскольку Студентка 2 и Студентка 3 уже нашли подруг – второкурсниц и живут в общежитии в разных комнатах. Студент 4 постоянно жалуется на головную боль и пропускает из-за этого занятия, кроме того, он заметно пытается внести смуту в коллектив во время занятий, хотя остальные пытаются его урезонить. На фоне всего коллектива Студент 4 выделяется как единственный человек, который пришел в техникум не столько учиться, сколько общаться.  


Полный текст материала Характеристика группы студентов 1 курса СПО смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su

Характеристика студентов группы

  1. Степина Екатерина (20лет)

Является старостой группы. Очень ответственна, коммуникабельна, что отмечают и другие студенты этой группы. Явно имеет склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентирована на социально-значимые нормы поведения, обладает даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладает хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживает в определенных границах. Но эти индивидуальные черты пока не вполне осознаются самой Екатериной, поэтому при принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Я считаю, что ее деятельности в будущем будет присущ высокий профессионализм, высокое чувство ответственности и требовательности к себе и другим. Екатерина высоко ценит правдивость, поэтому даже пропуская занятия без уважительной причины Екатерина прямо говорила это мне, как преподавателю.

Она легко абстрагируется от реальности, обладает «концептуальным умом», имеет на все «свой взгляд», который зачастую подкреплен реальными знаниями, пусть даже поверхностными, по обсуждаемой проблеме. Обычно пребывала в состоянии душевного равновесия и действовала рационально. Явно обладает богатым воображением. Являясь выраженным интровертом, не приемлет никакого воздействия со стороны, кроме самоконтроля.

Неэмоциональна, но вместе с тем ярко переживает проблемы одногруппников, принимает участие в их решении. Тяжело переживает жестокие кадры фильмов или книг, поэтому «предпочитает комедии фильмам ужасов и драмам».

По результатам тестов я выяснила, что наибольшую симпатию и доверие Екатерина питает к Наумовой Анжелике и Дитькову Павлу. С ними она хотела бы продолжить учиться в другой группе, пойти в поход. Их бы она пригласила на свой День рождения. В людях и себе Екатерина больше всего ценит ответственность, жизнерадостность, независимость, терпимость и чуткость. В человеческой жизни главное для нее – здоровье, интересная работа, семья, друзья и активная деятельность.

О себе Екатерина пишет: «Люблю путешествовать, изучать языки. Я очень коммуникабельна, легко завожу друзей.»

  1. Вахрушева Алена (20 лет)

В группе является культоргом. Имеет твердую волю, энергичный и дружелюбный характер. Также в Алене присутствует неповторимая будто детская непосредственность и наивность, она очень прямодушна и правдива. Как и Екатерина, Алена не прибегает к хитростям и уловкам на занятиях. В ее поведении мной не было замечено ничего скрытного, ей не были присущи двойные стандарты морали или хитрые интриги в коллективе.

О себе Алена пишет, что «доверяет сердцу, душевному порыву, а не разуму». Поэтому я не ожидала бы от нее стабильной работы и на протяжении педагогической практики, и в обучении вообще.

Алена является очень дружелюбной, но малообщительной девушкой. Кроме того, она ведет активный образ жизни, увлекается фотографией. Я также заметила, что свою неординарность и творческую натуру она выражает и через свой внешний вид – носит дреды, разнообразные массивные украшения. Своей религией признает буддизм.

Алена много путешествовала, и отмечает, что и сейчас готова в любой момент отправиться в дальний путь, независимо от цели поездки, бросив учебу.

Хотя наибольшую симпатию и доверие Алена питает к женской части коллектива, она единственная спросила, можно ли написать имена всех одногруппников, а не только троих, как указано в задании. Она хотела бы продолжить учиться пусть и в другой группе, но со всеми.

В людях и себе Алена больше всего ценит трудолюбие, ответственность, жизнерадостность, сдержанность, волю. В человеческой жизни главное для нее – мудрость, развитие личности, самостоятельность, свобода и уверенность в себе.

  1. Пигин Кирилл (19)

В группе не занимает никакой «должности». Малообщителен, даже замкнут, и обращен в себя. По моим наблюдениям, такое поведение не является признаком эгоцентризма, скорее всего, это замкнутость на самого себя, некая обособленность от внешнего мира. Мир Кирилла состоит из его собственных мыслей, чувств и переживаний. В этот мир он уходит для восстановления сил после столкновения с окружающей его реальностью.

Он вынужден постоянно фокусировать свое внимание на проблемах внешнего мира, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с ним. Кириллу сложно перебороть себя, свою застенчивость в общении с людьми, особенно с малознакомыми. Но справившись с собой, Кирилл показывает отличный результат в учебе, что показывает его высокий уровень знаний.

К сожалению, он намного реже проявляет инициативу, чем остальные студенты. И зная правильный ответ, скорее промолчит, чем решится громко произнести его. Я также заметила, что Кирилл многократно все обдумывает прежде, чем переходить к действиям, активно при этом жестикулируя и беззвучно шевеля губами. Стоит отметить, что хотя подобная осторожность только усложняет его общение, благодаря этим рассудительности и вдумчивости Кирилл с первого раза понимал сложный теоретический материал и лучше всех справлялся с письменными работами.

По результатам тестов я выяснила, что наибольшую симпатию и доверие у Кирилла вызывают Аникина Маргарита, Степина Екатерина и Дитьков Павел. С ними он хотел бы продолжить учиться в другой группе, пойти в поход. Но на День Рождения Кирилл бы не пригласил ни одного одногруппника. В людях и себе Кирилл больше всего ценит рационализм, самоконтроль, терпимость, широту взглядов и честность. В человеческой жизни главное для него – познание, самостоятельность, свобода, здоровье и мудрость.

Лист А4, предназначенный для рисования «Визитной карточки» с последующей самопрезентацией, Кирилл оставил чистым. Рассказывать о себе перед группой отказался.

Мы дали характеристику трем студентам, достаточно часто посещавшим занятия, чтобы мы могли по наблюдениям составить для себя наиболее целостную картину. Группа состоит всего из семи человек. Остальных студентов группы мы видели на занятиях не более двух раз за все время практики, что посчитали недостаточным. Такое посещение мы считаем неудовлетворительным.

studfiles.net

Психолого-педагогическая характеристика группы №3. Общие сведения о коллективе


Психолого-педагогическая характеристика группы №3.

1. Общие сведения о коллективе.

В состав группы №3 входят 30 учащихся, из которых 20 девушек и 10 юношей.

Из них 11 человек проживает в г.Гомеле (Аврамчикова В. В., Баранов К.А., Бонадысев В. В., Дудова В. А., Радостева И. А., Сухицкий И. А., Кириенко Г. В., Серенков, А. В., Сухицкий И. В., Рачок, С. О.). Представители других городов 7 человек. Учащиеся из деревень и населенных пунктов – 12 человек (Якутович А. А., Шураев С. В., Турчин Л. П., Торговцова Р. А., Сафонова Е. В., Петрова О. А., Лапицкая Д. П., Козырь В. Л., Кириенко Г. В., Берещенко Н. Д., Алексеев П. А., Топольцев П. А.)

18 человек проживают в общежитии. 1 человек у родственников.

8 учащихся – выходцы из многодетных семей (Горошко, Сафонова, Петрова, Торговцова, Козырь, Романов, Нюфтикова, Рачок).

Учащиеся из неполных семей- 10 человек. Неполные семьи, где нет отца- 6 человек. Неполные семьи, где нет матери – 1 человек.

Возрастной диапазон учащихся от18-27 лет. Из них возраст 18 лет – 14 учащихся, 19 лет – 11 учащихся,20 лет – 4 учащихся, 27 лет 1 учащийся.

Учащиеся, окончившие школу в 2009 году- 11 человек.

Актив группы:


  1. Староста группы: Якутович А. А.

  2. Заместитель старосты: Кириенко Г. В.

  3. Культорг: Рубанов Ю. В.

  4. Физорг: Бонадысев В. В.

  5. Ответственный за учёбу: Сафонова Е. В..

С группой работают мастера производственного обучения Никонова Ольга Владимировна, Курченко Галина Николаевна и куратор Тимошенко Марина Михайловна. За всё время пребывания на практике и посещения уроков ПО у мастера группы 3 на мой взгляд стиль руководства мастера- демократический или сотрудничающий ( если опираться на классификацию А.С. Макаренко). Если анализировать поведение преподавателя на уроке: умеет увлечь работой, достаточно сдержан, умеет хорошо организовать дисциплину, пользуется уважением со стороны учащихся. Что касается внеурочной работы: достаточно активно интересуется жизнью группы, при возникновении конфликтных ситуаций “не остается в стороне”, а пытается помочь в их разрешении. Важно отметить, то, что преподаватель проявляет гибкость при использовании системы поощрений и наказаний – как один из способов стимуляции учащихся. Знает, кого и в какой момент “поругать”, чтобы заставить действовать, а кого, наоборот, похвалить.

^

При изучении структуры и организации группы я использовала несколько методов: социометрию, наблюдение и беседы с учениками и преподавателями.

Из анализа социометрии следует, то, что из 30 учащихся, принимающих в ней участие «звезд» и «предпочитаемых» в группе не выявлено.

Наименьшее число положительных голосов из группы набрали 3 учащихся (Якутович Алла, Лапунова Екатерина, Комякова Ксения, Козырь Виктория, Шураев Стас) – статус «изгои». Из моих наблюдений это можно объяснить замкнутостью и необщительностью этих ребят.

На мой взгляд, для улучшения социального статуса необходимо найти и развивать ту сферу деятельности, в которой учащийся может достичь максимального успеха. Успехи надо поощрять и делать их достоянием гласности, привлекать внимание одногруппников. Отрицательные оценки давать аргументировано, объяснять все промахи и неудачи. Делать лучше в индивидуальной беседе.

Статус «принятих» – Аврамчикова Виктория, Алексеев Павел, Бонадысев Владислав, Берещенко Наталья, Баранов Кирилл, Горошко Татьяна, Дудова Виктория, Кириенко Галина, Петрова Ольга, Полуян Анастасия, Пашинская Валерия, Радостева Ирина, Рачок Снежанна, Романов Виктор, Рубанов Юрий, Сафонова Екатерина, Сухицкий Илья, Торговцова Римма, Турчин Людмила, Серенков Антон, Шураев Станислав, Топольцев Павел.

Коэффициент сплоченности группы – 0,4, что соответствует норме. Большая часть группы – принятые. В целом климат в группе благоприятный.

В целом в группе есть явное разделение на 2 группы: городские и иногородние. В группе присутствует скептическое отношение к ребятам, которые из деревень. В основном это объясняется особенностями их диалекта. В группе есть ребята, у которых достаточно шаблонное отношение к другим людям, люди оцениваются ими не по личностным качествам, а по внешней атрибутике, речевым особенностям, стилю одежды. Поэтому в рамках дальнейших классных часов необходимо работать с группой в данном направлении. Можно поручить ребятам, например, подготовить материалы о самобытности культуры, обычаев и традиций мест, где они родились и выросли и дать возможность выступить на классном часу. Также можно организовать выставку с фотографиями природы и архитектуры родного города.

Что касается деятельности старосты этой группы, то она достаточно хорошо выполняет свою работу и поручения преподавателей, а что же касается участия в разрешении проблем в группе и в частности межличностных конфликтов, то эти вопросы он старается ”обходить стороной”. Поэтому контакты старосты с другими учащимися достаточно поверхностны и носят только формальный характер.

^

Оценки по предметам разные. Из анализа журнала можно сказать, что лучше всего даются следующие дисциплины, например, такие как психология, основы права, ПЭВМ, а также спецпредметы. Оценки зависят не только от ЗУНов, но и от отношения к предмету, на что влияет не только сам предмет, но и личность преподавателя. А если преподаватель очень строгий, то его уроки ,судя по количеству пропусков учащиеся и вовсе игнорируют.

В группе есть ребята, которые посещают и спортивные секции( футбол, волейбол, тренажерный зал) . Важно учитывать интересы и увлечения учащихся.

^

Поскольку практика проходила как у первого, так и у второго курсов, то одним из важных внеурочных мероприятий было посещение гала-концерта первокурсника. Участники для первокурсника были отобраны на добровольных началах. В число участников ( так получилось) вошли ребята, которые имеют статус звезды и предпочитаемых. В целом, вначале подготовки к гала концерту первокурсника, эту “микрогруппу” можно было охарактеризовать как очень неорганизованную. Постоянно наблюдалось размывание ответственности. Сложно было организовать плодотворную работу, что объяснилось безответственным отношением к делу некоторых учащихся. Репетиции проходили в течении 2 недель до начала мероприятия. За это время ребята, которые участвовали в подготовке, очень сдружились. Это было заметно не только по характеру их взаимоотношений в пределах колледжа, но и по их рассказам, межличностные контакты продолжались и за пределами учебного заведения. Ребята стали проявлять интерес не только к личностным качествам, но и к увлечениям друг друга. Если у кого-либо что- то не получалось, то остальные старались всячески помочь своему товарищу. На мой взгляд, эффект от такого сотрудничества можно рассматривать двояко: с одной стороны, ребята сдружились, но с другой стороны образовалась достаточно сильная микрогруппа , которая не “впускает” и не приемлет посторонних. Все контакты с другими достаточно поверхностны. Самые дружеские контакты только внутри этой группы. Поэтому необходимо, давая поручения, особенно если их должны выполнять несколько человек распределять обязанности так, чтобы ими занимались как представители данной микрогруппы, так и другие учащиеся.

^ .

Анализируя мотивацию обучения в ГГПТК кулинарии учащихся, я пришла к выводу, что примерно 70% учащихся действительно хотели поступить именно в данный колледж и освоить именно профессию повара-официанта или повара-кондитера. И только 30% поступили в данный колледж от безысходности. Остальная часть “провалили” вступительную компанию в ВУЗы в этом году и поэтому вынуждены учиться в колледже. Несколько человек попали в ГГПТК только по настоянию родителей и недовольны выбором профессии, а также учебным заведением.

Присутствуя на занятиях производственного обучения, я могу отметить, что ребята очень увлечены своим делом, стараются получить как можно больше знаний в своей области. Также если анализировать посещаемость, то она значительно выше, чем у других преподавателей-предметников. В данном случае всё зависит от самих ребят, но также нельзя не учитывать заслуг мастера, который умеет грамотно построить учебный процесс и увлечь ребят на уроках.

Что касается отношению к трудовой деятельности, в частности общественно-полезный труд (например, уборка территории ), то ребята пусть не совсем с энтузиазмом её выполняют, но если встаёт вопрос что кто-то не может по объективным или субъективным причинам, то ребята всегда приходят на помощь и заменяют друг друга.

^

Спецификой данной группы является то, что все межличностные контакты, а также образование микрогрупп находятся на стадии формирования. Нельзя утверждать,что связи между учащимися (что касается наличия микрогрупп) устойчивы.

Для улучшения социального статуса изолированных и принебрегаемых учащихся необходимо найти и развивать ту сферу деятельности, в которой учащийся может достичь максимального успеха. Успехи надо поощрять и делать их достоянием гласности, привлекать внимание одногруппников. Отрицательные оценки давать аргументировано, объяснять все промахи и неудачи. Делать лучше в индивидуальной беседе. Доброжелательное отношение к ним со стороны преподавателей с учетом индивидуальных особенностей может помочь преодолеть возникающие трудности, повысить свой уровень развития. Им необходимо помочь найти приемлемую социальную нишу в группе, наладить хорошие взаимоотношения с одногруппниками. Педагоги должны поощрять их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другими учащимися их положительные качества. Нужно привлечь к участию в практических и коллективных видах деятельности (конкурсы самодеятельности, уборка учебной аудитории и территории колледжа и т.д.). Целесообразно использовать возможности для повышения их социального статуса и улучшения атмосферы в гркппе. Важно чтобы они ощущали полезность своей деятельности, получали одобрение со стороны окружающих

Немалую роль в успешной адаптации играют личностные особенности. Умение контактировать с другими людьми. Способность определять для себя оптимальную позицию, так как обучение носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких особенностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают проблемы общения, когда учащиеся активно отвергаются либо просто игнорируются. В итоге отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющее отчетливо дезадаптирующее значение. Не менее чревата негативными последствиями ситуация самоизоляции. С другой стороны, необходимо помочь наладить взаимоотношения с одногруппниками. Следует помнить, что круг общения очень ограничен, но дружеские связи прочные. Одногруппникам нужно показать незаурядные способности, подчеркнуть значимость с целью повышения интереса группы . Но нельзя поощрять замкнутость, надо вовлечь ее в процесс общения, но делать это осторожно, ненавязчиво. Для этого могут представлять интерес беседы с учетом увлечений.

Важно учитывать интересы и увлечения учащихся при подготовке к различным мероприятия посвященным самодеятельности.

Важно отметить роль внеклассных мероприятий, таких как организация экскурсий, походов со всей группой, которые необходимо организовывать в целях сплочения коллектива.

ignorik.ru

Характеристика классных коллективов (групп студентов 1-3 годов обучения, 14-17 лет) – Характеристика группы студентов – Характеристика класса

Сухарева Мария Николаевна

Характеристика классных коллективов

(групп студентов 1-3 годов обучения (14-17 лет))

1 курс – обучаются 12 человек, из них 10 девушек, 2 юноши. Сильных студентов 5 человек. Группа активная, насколько это возможно после недавнего окончания школы. Способность концентрировать внимание на процессе обучения хорошая, особых проблем с дисциплиной не наблюдается. Есть учащаяся, занявшая позицию пассивного неприятия происходящего на уроке, что, по всей видимости, связано с личными психологическими проблемами девушки. Одна девушка вместо выполнения письменного задания, написала записку, где поставила вопрос – почему она должна присутствовать на уроке у такого низкоквалифицированного преподавателя и выполнять скучные задания, ведь это не приносит ей пользы. Следующий урок я начала с ответа на этот вопрос, как в устной, так и в наглядной форме, но как раз перед этим девушка, задавшая вопрос, вышла из помещения и до конца урока не возвращалась. Оставшиеся ученики восприняли мое объяснение положительно, ответ их удовлетворил, и больше мы к этому не возвращались. Девушка, по информации других педагогов также имеющая психологические проблемы, некоторое время не посещала занятия, но затем вернулась и участвовала в процессе обучения. Насколько можно судить, ей присуща некоторая личностная акцентуация в поведении вообще, желание привлечь внимание, выделиться, поднять самооценку в своих глазах и в глазах окружающих. Учитывая возрастные особенности, можно сказать, что данное поведение не выходит за рамки нормы. Необходимо также учитывать и факт, что у ребят только что сменился преподаватель, и сразу же пришли практиканты, то есть, едва увидев нового преподавателя, они вдруг видят следующего. Для некоторой части учащихся это может быть фактором стресса. Временные рамки моего пребывания на практике, а также положение «подчиненного», как бы «неполноценного» преподавателя, ограничивали мои возможности в конструктивном разрешении данной ситуации. В любом случае, девочкам необходима психологическая помощь, особенно той, которая вела себя пассивно-агрессивно. Там почти отсутствует зрительный контакт с окружающими, не только с преподавателем, мне представляется это тревожным симптомом.

Остальная часть группы к преподавателю относилась с уважением, ребята старались принимать участие. Однако, было заметно, что они только что вышли из стен средней школы, т.к. присутствуют стереотипы детского поведения и отрицательные модели из школьных стереотипов: основным из которых является стремление угадать, какого именно ответа ждет преподаватель (предполагается, что этот ответ всегда только один), боязнь проявить инициативу, обреченное выражение лица при виде непонятного или неинтересного задания, боязнь привлечь внимание при затруднениях в выполнении заданий (им кажется, что одногруппники или преподаватель их сочтут «глупыми»). Иногда присутствует другая крайность в виде частых возгласов с места, но это можно обратить на пользу, чтобы хотя бы таким образом поощрить зарождающуюся активность. Ко всему новому учащиеся относятся с энтузиазмом и интересом. Некоторые стесняются выходить к доске или затрудняются выражать свою точку зрения, некоторые наоборот.

2 курс – обучаются 10 человек, из них 2 юношей, семь девушек

Сильных студентов 6 человек. Группа активная, разница в уровне владения языком компенсируется активным участием в выполнении заданий. Способность концентрировать внимание на процессе обучения хорошая, проблем с дисциплиной не наблюдается. По наблюдениям, одна ученица не принимала активного участия в работе, глядя в телефон, пользуясь способом « веди себя тихо и делай что хочешь». Для вовлечения ее в работу приходилось прикладывать дополнительные усилия. Отношение к преподавателю уважительное. Наблюдались, конечно, попытки ввести преподавателя в заблуждение или смутить неожиданным высказыванием или вопросом, – это нормальная реакция на нового преподавателя и способ личного знакомства с ним как с человеком, проверка его искренности и границ дозволенного. Для данной возрастной группы это вполне нормально по форме и содержанию. Дети чувствуют, насколько преподаватель к ним расположен, какое место они занимают в его сознании, насколько он их уважает, пытаются выявить наличие болевых точек или слабых мест, чтобы затем на преподавателя воздействовать. Это тоже нормально. Любая форма взаимодействия, вербальная или невербальная, несет им эту информацию. Получив ее, студенты составляют определенное мнение о данном преподавателе; изменить его впоследствии может быть сложно. Поэтому не стоит недооценивать данный факт, так как форма отношений со студентами напрямую повлияет на их отношение к предмету. Стоит уделить этому внимание, быть искренним в ответах, корректным в выражении мнений и форме ответов и любить конкретных детей, с которыми имеешь дело (а не всех детей вообще).

3 курс – обучаются 12 человек, из них 4 юношей, 8 девушек

Сильных студентов – почти все, из них можно выделить наиболее сильных, т.е. тех, которые еще выделяются своей активностью в применении имеющихся знаний и навыков – 4 человека. Группа активная, знания действительно неплохие. Характеризуется желанием участвовать в обсуждении путей и аспектов применения языка на уроках, пунктов учебной программы. Выдвигают свои варианты, предлагают темы, задают осмысленные вопросы. С удовольствием делятся личным опытом и мнением. Этим желанием студентов, несомненно, надо пользоваться, т.к. это вовлекает их в процесс живого использования языка, языка как средства общения, что, собственно, является основной целью его изучения. Дать студентам высказаться необходимо, учитывать их мнения и пожелания надо по возможности, если такой возможности нет, это надо аргументировать, показывая, что преподаватель относится к мнению с уважением. Школьные привычки все равно чувствуются, не смотря на то, что это третий год обучения в колледже. Дисциплина в группе хорошая, есть проблема с опозданиями, невыполнением домашних заданий, что является и проблемой остальных групп. К преподавателю отношение уважительное, процесс знакомства, в общем, тот же, с той разницей, что у студентов больше времени уходит на молчаливую часть наблюдения и оценки, и затем уже они начинают проверять сложившееся у них мнение о преподавателе, задавая вопросы и создавая ситуации общения. В принципе, существует две схемы действия по этому аспекту, и обе действенные. «Школьная» – система наказаний за неформальные «выпады», опоздания, случаи открытого противостояния. Учитель – начальник, может выгнать из класса, не пустить на урок, сделать выговор в форме «выноса мозга», имеет власть поставить плохую оценку, испортив таким образом жизнь. Действует по инерции, созданной еще в школе, т.к. все знают, что это правда, может последовать наказание и плохая оценка, и поведение меняется в принудительном порядке. Альтернативная схема действия описана на примере предыдущей группы. О ней можно только добавить, что она требует несколько больше времени на осуществление, а во времени преподаватель иностранного языка часто ограничен. Можно только добавить, что в группе всегда есть «правильные» учащиеся, которые склонны сами останавливать и одергивать «неправильных», если те на их взгляд мешают ходу урока. Пользоваться такой своеобразной помощью нужно с осторожностью, также как и делить в своем сознании учеников на эти две категории. Зачастую один и тот же человек в разные дни ведет себя очень по-разному, патологические стереотипы поведения крайне редки, в ходе данной практики замечены не были. Соответственно, и преподаватель не обязан вести себя стереотипно в одних и тех же ситуациях, он может реагировать по-разному, главное, чтоб это было последовательно, и была понятна направленность реакции. Отрицательная реакция может быть шутливой; можно дать понять, насколько неудачен (или скучен) данный выпад; показать неоригинальность того, кто хочет показаться оригинальным; преподаватель может для вида поддержать неуместную идею и развить ее до абсурда, тут надо действовать по ситуации.

pedsovet.su

Характеристика коллектива — ThinkingOut

Работа представляет собой психолого-педагогическую характеристику студенческого коллектива – группы №9 1 курса лечебного факультета Новосибирского государственного медицинского университета. В ней были подробно изучены основные особенности на конкретном этапе становления — начальном.

Использованные методы:

— повседневное наблюдение за поведением детей на уроках, переменах, мероприятиях
— индивидуальные беседы
— беседы с преподавателями
— анализ документов
— анкетирование
— социометрия класса

На основе обработки результатов тестов были сделаны выводы о ценностно-ориентационном, эмоциональном развитии группы, рассмотрены и проанализированы отношения испытуемых в коллективе, дисциплиниро-ванность и ряд других показателей. Данный коллектив был сформирован в Новосибирском государственном медицинском университете Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Так как это высшее учебное заведение, характеристика микрорайона не играет важной роли в процессе анализа данного коллектива – некоторые студенты проживают в отдаленных частях города и области. Большинству учащихся исполнилось 17-18 лет, двоим – 19. Состав по полу: 8 девушек и 3 юноши, из них один из неполной семьи, остальные – из полных.

1. Азарова Ксения
2. Алимова Наталья
3. Горьков Александр
4. Дубаневич Павел
5. Зарембо Таня
6. Краева Настя
7. Лазарева Настя
8. Пляшкевич Артур
9. Романовская Наташа
10. Спиридонова Вика
11. Ховалык Белекмаа

Учащихся с ослабленным здоровьем нет, все посещают занятия физкультурой в основной группе. Согласно анкетированию, проведенному в данном коллективе, из предложенных видов деятельности трое большинство предпочитают общение, лишь 2 человека – познание; никто не выбрал труд и не предложил своих вариантов. Все учащиеся могут самостоятельно поставить цели своей деятельности. Мотивы участия в деятельности коллектива различные – потребность в эмоционально близких контактах (3 человека), потребность в самоутверждении, самореализации (9 человек), стремление выделиться, получить поощрение (1 человек).

В группе, как и в большинстве формирующихся коллективов, наблюдается наличие микрогрупп по интересам (мотивами их образования являются занятия танцами и игра на гитаре у девушек; футбол и совместное проведение свободного времени — у юношей) и по месту жительства (студенты из отдаленного района области, приехали учиться вместе). Между группами сложились ровные, спокойные отношения. Авторитет лидеров групп основан на большей эрудиции среди других учеников и наличием у них организаторских способностей при проведении различных конкурсов, соревнований и игр, в которых они принимают активное участие.

е) количество и краткая характеристика «отверженных» в группе Внутри коллектива выделяются три группы: одна-девушки, две-из юношей. «Отверженных» в классе нет. Победам и удачам радуются, неудачи и поражения анализируются, критика, и самокритика в коллективе приветствуются.

Группа высоко ценит честность, верность друзьям, высокую успеваемость, творческие достижения. К числу негативных ценностей относится то, что частью группы ценится развязность, непослушание учителям. Основная часть класса ценит вежливость, ум, компетентность.

Традиции класса. В группе отмечаются дни рождения учеников, обязательно проводятся мероприятия, посвященные различным праздникам.

В группе редки межличностные конфликты, в основном на почве соперничества, разного отношения к проказам и антисоциальным поступкам, разных интересов. Драки никогда не случались

Настрой класса нестабилен. Группа легко увлекается новой деятельностью. В основном, группа положительно относится к учебе, но негативно относится к некоторым преподавателям.

Место группы в университете

Группа известен в университете, в начале года активно участвовала в организации и проведении Дня первокурсника, активно участвует в общеуниверситетской деятельности, но предпочитает дела внутри группы. Но группа выработала очень негативное отношение по отношению к старшим, соперничая с ними и противопоставляя себя им по принципу «мы-они».

Общие выводы.

Коллектив находится на переходе от I стадии II стадии. Появляются лидеры, возникает интерес к коллективным мероприятиям. Индивидуальное все еще противостоит общественному. Формируется актив группы, интересное дело вызывает положительный настрой у практически всего коллектива. Уровень самоуправления в группе достаточно высок. Почти все студенты проявляют доброжелательный настрой к себе и товарищам, прислушиваются к общественному мнению. Уровень воспитанности достаточно высок. Ребята уважительны к преподавателям. Общий эмоциональный климат в коллективе благоприятный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Сильной изоляции полов не выявлено. Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективных групп, но нет ярко выраженного деления на группы, нет аутсайдеров, которых никто не выбрал в ходе социометрии.

Дисциплина в группе удовлетворительная.

Рекомендуется проведение в группе воспитательных мероприятий, направленных на развитие системы ценностей коллектива, постановка общей положительной цели.

thinkingout.ru

1.2.Психологические особенности студенческой группы.

Термин “студенчество” означает социально профессиональную группу, включающую учащихся высших учебных заведений [21].

Процесс обучения заключается не только в получении знаний и приобретении опыта, связанного с будущей профессией, но и в самореализации, практике межличностных отношений, самовоспитании. Несомненно, период обучения в вузе – важнейший период социализации человека. Под социализацией понимается «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» [82, с. 318]. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению новой социальной роли, связанной с будущей профессией, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей студенческой группы. Так как студенческий возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, свободе выбора жизненного пути и идеалов, независимости, обучение в вузе является мощным фактором социализации личности студента.

Характеристика студенческого возраста во многом зависит от социально – экономического уровня развития страны и условий, сложившихся на данный момент на рынке труда. Угроза остаться невостребованными на рынке труда характерна для всех студентов нашего поколения. Образование студенты понимают как ресурс для освоения новых социальных ролей, капитал для инвестирования при достижении желаемого социального статуса. Основными мотивами выбора той или иной специальности являются: успех, образованность, престижность будущей профессии. Стремление молодежи быть успешными в жизни, построение различных стратегий достижения успеха свидетельствуют о повышении инвестиционной функции образования. Молодежь пытается, как можно раньше, опробовать эти жизненные стратегии. Таким образом, востребованность тех или иных специальностей на рынке труда во многом обуславливает мотивацию и специфику выбора выпускниками школ будущей профессии [55, с. 41-47]. Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Юноши и девушки в данном возрасте пытаются разобраться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях возможностях [39].

Юность – пора самоанализа и самооценок. На данном этапе происходит сравнение «Я идеального» с «Я реальным». Отсутствие объективности в данном сравнении может вызвать у юноши внутреннюю неуверенность в себе, чувство непонятности, которые могут сопровождаться внешней агрессивностью или развязностью. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше на данном этапе не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, что может вызвать ряд проблем в последующем развитии личности [90].

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе и быстрая адаптация, что приводит к устранению ощущения дискомфорта, и препятствует конфликтам со средой, в которую вступил студент. Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для удовлетворения основных социогенных потребностей человека, т.е. благоприятный период для развития человека как личности [4].

Поэтому в современной педагогике и психологии начинает преобладать подход к воспитанию не как к формированию личности в соответствии с господствующим идеалом в обществе, а как к созданию условий для саморазвития личности.

Благоприятное положение студента в окружающей среде, в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек и особенности других референтных групп. Поведение людей в группе отличается от их индивидуального поведения. За счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям поведение членов группы становится схожим, однако возможно и обратное влияние. Отдельный член группы, как личность, может оказывать мощное влияние на всю группу в целом. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, выдвижения лидеров, распределения групповых ролей и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности[87].

Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней. Доказано, что студенту легче учиться в группе с более дифференцированной и более устойчивой структурой взаимоотношений. Деятельность студенческой группы выступает той основой, на которой складываются взаимоотношения между ее членами[18].

Таким образом, знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. Поэтому очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Студенческая группа, как и любая другая малая группа, может расти и развиваться. В своей концепции группового развития Л.И. Уманский выделяет следующие критерии развития группы: нравственная направленность группы; организационное единство; групповая подготовленность в определенной деловой сфере и психологическое единство группы. По данным параметрам так же можно выявить уровни развития студенческой группы.

С точки зрения Ю.М. Кондратьева, говоря о становлении студенческой группы, необходимо, главным образом охарактеризовать первый, третий и пятый курсы. Это обусловлено тем, что группы первокурсников могут быть оценены как группы «становящиеся», учебные группы третьекурсников – как группы относительно «зрелые», а учебные группы пятикурсников могут быть условно обозначены как группы «умирающие», т.е. окончательно завершающие свою жизнедеятельность [46].

По мнению же С.А. Багрецова большую роль в развитии группового субъекта играет общение. Общение и деятельность – самостоятельные формы групповой активности, но они тесто связаны между собой.

Отмечается, что «субъективность группы в сфере общения проявляется в стремлении её членов принадлежать к ней не формально, а психологически иметь близкую психологическую дистанцию друг с другом, свою общность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции.

Становление учебной группы, как субъекта общения создает внутренние предпосылки для дальнейшего ее превращения в субъект деятельности и взаимоотношений. «Взаимоотношения в малой группе – сложное образование. В их структуру входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношения» [8, с.59]. И на этой основе выделяются свойства группового субъекта взаимоотношений: сплочённость, как приверженность к группе ее членов, референтность и соподчиненность.

Основываясь на подходах Ю.М.Кондратьева и С.А. Багрецова, можно дать следующую характеристику основных этапов развития учебных групп в вузе [8; 27]:

Первый курс. Группа выступает как субъект общения. На высоком уровне развиты эмоциональная и волевая стороны. Проявляется направленность на формирование кооперативного типа взаимодействия. Начинает формироваться групповое сознание и самосознания, а также перцептивное единство. Наблюдаются средние показатели психологической дистанции. Ещё не сформированы целенаправленность и мотивированность, то есть отсутствуют единые цели, нет общего побуждения к совместной деятельности. Отсутствует чёткое распределение задач, функций, обязанностей, прав и ответственности. Наблюдается отсутствие лидеров, но большое количество аутсайдеров (это объясняется недостаточным знанием ценностных ориентаций и личностных особенностей друг друга). Деловое лидерство преобладает над эмоциональным [8].

Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучастников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в это время подчёркивают свою несхожесть с аутсайдерами». Низкостатусные первокурсники, легко различают статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают своё несходство с неофициальными лидерами.

Второй курс. Группа выступает как сформированный субъект совместной деятельности. Адаптационные процессы уже завершены, но целенаправленность и структурированность ещё развиты недостаточно. Доминирует не общение, а взаимоотношения, что является характеристикой групп с низкой эффективностью. При этом взаимоотношения не обязательно благополучны.

Факт поступления в вуз укрепляет веру студентов в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности [76].

Третий курс. В это время начинается деление на специализации, что способствует усилению учебного процесса, увеличению групповых форм учебной работы. В группах доминируют интегративные процессы, что создаёт психологическое и организационное единство в группах. Теперь доминирует фактор общения. На этом этапе группу можно охарактеризовать как сформировавшийся субъект совместной деятельности. Снижается референтность учебных групп для их членов. Складывается авторитет официальных лидеров.

Высокостатусные третьекурсники, так же как и высокостатусные первокурсники, при оценке и сравнении своих участников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. В то же время в ряде случаев неофициальные лидеры и условиях «зрелых» групп при оценке соучастников подчёркивали свою схожесть с некоторыми среднестатусными студентами (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и низкую несхожесть с конкретными, такими как они высокостатусными членами группы – конкурентами. Среднестатусные студенты третьекурсники являются явными приверженцами способа оценивания соучастников через призму их принадлежности к тому или иному интрагрупповому статусному слою. «Аутсайдеры» проявляют ещё большую готовность рассматривать своих соучастников через призму статусной принадлежности, чем их среднестатусные одногрупники [46].

Четвёртый курс. Доминируют взаимоотношения, перестраиваются отношения по симпатиям, носящее более индивидуальный характер, что связано с приближающимся окончанием обучения в вузе. Субъектность групп в сфере деятельности выражена слабо.

Пятый курс. Субъектность групп в общении выражена слабо. Направленность на общение отсутствует. Перцептивное единство, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность снижены. Наблюдается выраженная критичность в самовосприятии групп пятикурсников, что выражается в занижении групповых самооценок. Система взаимоотношений в группах постепенно распадается. Повышается привлекательность собственных групп, пятикурсников удовлетворяют группы, не предъявляющие к ним высоких требований, допускающую низкую сплочённость, позволяющие каждому из них достигать собственные цели и реализовать собственные интересы, независимо от своей общности, обеспечивающие психологическую независимость [8].

Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучастников лишь в тех случаях, когда дело касается «аутсайдеров». Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при одиночном сравнении соучастников наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.

Таким образом, нужно подчеркнуть, что на каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Группа может проявлять себя либо субъектом общения, либо субъектом взаимоотношений, либо субъектом деятельности, а также возможны сочетания.

Также отношения между членами группы во многом зависят от климата в группе, поэтому важно изучить социально-психологический климат каждой группы и выяснить по каким параметрам определяется его благоприятность.

studfiles.net

Помогите! Помогите написать краткую характеристику учебной группы по специальности машинист крана…

сихолого-педагогическая характеристика группы

Общие сведения о группе

Коллектив (студенческая группа 112137) сформирован в 1997 году. По возрасту коллектив довольно однороден. Разница в возрасте составляет не более 1-2 года. Все имеют среднее школьное образование. Данный коллектив состоит из 5 девушек и 13 юношей. Традицией коллектива, как и всех студентов является празднование “дня студента”.

Успеваемость в группе выше среднего и она является лучшей по успеваемости из оставшихся 6 групп. Все отстающие студенты к 3-ему курсу были отчислены и остались те, кто действительно хочет учиться. Группа учебно дисциплинирована, более слабые студенты стараются не отстать от остальных. Отстающим помогают более успевающие студенты, что характеризует сплоченность группы. Члены группы не ограничиваются общением только внутри своего коллектива, а общаются и с другими однокурсниками.

Направленность коллектива

Чувство гражданственности и интереса к политической жизни почти не выражено. Видимо, это связано с нехваткой времени на обсуждение этих проблем. Хорошая успеваемость на данный момент и является долгом и гражданской позицией студента. Отношение коллектива к нарушениям норм общественной морали в целом негативное. Студенты, склонные к нарушению этих норм, также не проявили себя и в учебе и были отчислены.

Уровень подготовки и общего развития студентов ближе к среднему. Иногда заметны пробелы в некоторых областях знаний и скорее это связано с недостатками школьного образования. Интересы студентов лежат в широкой области и это связано с большим количеством изучаемых предметов. Заметен повышенный интерес к компьютерному обучению и, видимо, это связано с востребованностью таких знаний. Интересно, что более уважаемы более требовательные к студенту педагоги. Здесь же немаловажен и личный пример преподавателя, его отношение к своей работе.

Недостатком учебного взаимодействия студентов является заимствование одними работ других. При наличии образца работа (проект, диплом и т. п. ) выполняется формально, без осмысления написанного. Зачастую одна и та же ошибка последовательно может встречаться у 5-6 человек. Но в целом такое взаимодействие дает положительный эффект.

Основным видом деятельности коллектива является профессиональная деятельность. Это выражается в участии части группы (к сожалению меньшей) в различных научно-технических семинарах, конференциях, олимпиадах. При наличии заинтересованности и стимула некоторые из студентов принимают участие в таких мероприятиях довольно охотно, понимая полезность такого участия. На неудачи других студенты реагируют с сочувствием, хотя могут отнестись и с иронией или безразличием. При появлении трудностей не стараются от них уйти, а мобилизуют силы на их преодоление.

otvet.mail.ru

Оставить комментарий